Конспект занятия по развитию речи "Семья вместе - душа на месте"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Калиниченко Галина Ивановна
Задачи. Обогащать представления детей о семье, родственных от­ношениях, роли семьи в жизни человека. Учить прочитывать эмоции в 
мимике, жестах, интонации речи и соответственно реагировать, про­являть 
эмоциональную отзывчивость: пожалеть, помочь, утешить, уго­стить. Познакомить с басней Л. Толстого «Отец и сыновья». Развивать пристальное внимание к содержанию про­изведений, способность и желание постигнуть их внутренний смысл. Способствовать развитию интереса к поэтическому слову, богатству и выразительности русской речи. Развивать умение пользоваться различ­ными средствами интонационной выразительности — темпом, ритмом речи, логическим ударением. Обогащать словарный запас. Воспитывать доброе отношение к близким, умение активно выражать его в поступках и действиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_razvitie_rechi.docx59.57 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи

тема занятия:

«Семья вместе — душа на месте»

                                                                                Старшая группа

                                                                       МБДОУ 1 « Тополек»  

                                                                                   п. Тарасовский

                                  воспитатель

Калиниченко Галина Ивановна

                                                                                      ноябрь 2014 год                                                                                                                                                                                                                                                                      

Образовательные области по ФГОС:

1. познавательная

2. художественно - эстетическая

3. социально коммуникативная

4. речевая

5. физическое

Задачи. Обогащать представления детей о семье, родственных отношениях, роли семьи в жизни человека. Учить прочитывать эмоции в

мимике, жестах, интонации речи и соответственно реагировать, проявлять

эмоциональную отзывчивость: пожалеть, помочь, утешить, угостить. Познакомить с басней Л. Толстого «Отец и сыновья». Развивать пристальное внимание к содержанию произведений, способность и желание постигнуть их внутренний смысл. Способствовать развитию интереса к поэтическому слову, богатству и выразительности русской речи.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Развивать умение пользоваться различными средствами интонационной выразительности — темпом, ритмом речи, логическим ударением. Обогащать словарный запас. Воспитывать доброе отношение к близким, умение активно выражать его в поступках и действиях.

Программное содержание. Продолжать формировать у детей интерес к семье, членам семьи. Побуждать рассказывать о том, какие они, что любят делать дома. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям- членам семьи.

Предварительная работа. Разучивание пальчиковых гимнастик, русских народных потешек. Аппликация «Подарок для родных» (дети выбирают бумажные силуэты платка, рукавиц, сапог и украшают их узорами). Объяснение смысла русских народных пословиц и поговорок о семье. Чтение чистоговорок. Заучивание стихотворений о семье. Рассказывание русских народных сказок «Хаврошечка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и беседы по их содержанию.

План занятия

  • Чтение потешки, беседа.

Баю, баю, баю,

Живет мужик на краю,

Он не беден, не богат —

У него много ребят.

Все по лавочкам сидят,

Кашку маслену едят.

Сердце бьется,

Душа радуется.

Что значит «душа радуется»? Как вы понимаете это выражение? Почему душа радуется? Когда бывает такое состояние? Поделитесь своими впечатлениями.

  • Объяснение смысла пословиц.

Семья вместе — и душа на месте.

Без семьи нет счастья.

  • Очень мудрые дедули,

Две бабули- красотули.

Папа, мамочка моя-

Это все моя …семья.

  • Беседа «Моя семья».

Семья бывает какая? (Большая, дружная, добрая, трудолюбивая, счастливая, веселая, жизнерадостная, многодетная.)

Кого из близких вы можете назвать самым родным (самым старшим, младшим, добрым, веселым, трудолюбивым, красивым)? Почему? {Ответы детей.)

Когда у вас бывает радостное (грустное) настроение? Почему? {Ответы детей.)

Чем вы любите заниматься всей семьей? {Ответы детей.)

  • Речевое упражнение «Подберите родственные слова».

Род — Родина, родители, родня, родство, родственники, родной, родиться, родник.

  • Чтение стихотворения Е. Санина «Урок», беседа.

Если я кого обидел,

Так уж получается —

Даже пусть никто не видел,

Зло мне возвращается:

Тем же словом, той же болью,

Неприятностью любой...

Почему ж такой урок

Не идет никак мне впрок?

Что нужно сделать, если вы кого-то обидели?

Почему нужно исправлять свои ошибки? (Рассуждения детей.)

  • Обыгрывание потешки.

Как у нас семья большая

                             Да веселая:

Два у лавки стоят,

Два учиться хотят,

Два Степана у сметаны

Объедаются,

Две Дашки у кашки

Питаются,

Две Ульки в люльке

                             Качаются.

Одна Маша не наша,

                        Да и та хороша

  • Чтение басни Л. Толстого «Отец и сыновья», беседа по содержанию.

Почему отец просил сыновей жить в согласии? Верно ли говорят, что дружную семью и горе не берет? Какой отец в басне Льва Николаевича Толстого «Отец и сыновья»? (Ответы детей.)

Какую семью называют дружной (трудолюбивой, доброй, хорошей)? (Рассуждения детей.)

Какие качества членов семьи помогают ей быть дружной? (Любовь, терпение, понимание, взаимопомощь, трудолюбие, уважение...)

  • Дети делятся на две команды( «Бабочки» и «Цветочки»).

Проводятся соревнование

  • Речевое упражнение «Скажи ласково».

Мама — мамочка, мамуля, мамуленька, матушка, маменька.

Папа — папочка, папуля, папуленька, папенька.

Баба — бабушка, бабуленъка, бабуля, бабаня, бабусечка, бабусенька. Дед — дедушка, дедуленька, дедуля.

Дочь — доченька, дочурка, дочушка, дочурочка.

Сын -— сынок, сыночек, сынуля, сынуленька.

  • Пальчиковая гимнастика «Помощник».

              Топором дрова колю,        Дети имитируют движения,                                        

А потом пилой пилю.        Двигают ладошками вперед-назад.

Отнесу их бабушке,        Показывают ладоши.

Чтоб испечь оладушки.        Хлопают.

  • Литературная викторина «В мире много сказок».

1.  Назовите сказку, в которой рассказывается о многодетной семье, где семеро детей не послушались маму и попали в беду. {Русская народная сказка «Волк и семеро козлят».)

2.  В какой сказке мачеха заморила девочку работой: она и ткет, она и прядет, она и прибирает, она и за все отвечает? (.Русская народная сказка «Хаврошечка».)

3.  Из какой русской народной сказки эти слова: «Жили-были старик да старуха, у них была дочка Аленушка да сынок Иванушка...»? (Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».)

4. В каких русских народных сказках дети оставались сиротами? («Хаврошечка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Морозко»)

5.   Как зовут мальчика, который уехал от своих родителей, чтобы пожить в деревне?   ( Дядя Федор )

6.    Сестрица братца  Иванушки. (Аленушка.)

7.  Как звали папу в сказке «Три медведя»?  ( Михайло Потапович.)

8.  Внучка Деда Мороза. ( Снегурочка. )

  • Игра «Солнышко».

Выбирают «солнышко». Затем дети встают в круг вокруг «солнышка» и поют:

  •                      Солнышко-ведрышко,

Выглянь-ка в окошко,

Посвети немножко!

Солнце заиграло,

Деточкам сказало:

  •                      А играйте в поле,

Прыгайте на воле!

Взявшись за руки, дети идут по кругу. «Солнышко» кружится в центре круга. Дети останавливаются и показывают «фонарики». «Солнышко» выполняет «пружинку», произносит слова: «А играйте в поле, прыгайте на воле!», после чего дети и «солнышко» прыгают врассыпную по залу (на двух ногах, на одной ножке, с подскоками). Воспитатель громко говорит: «Тучка!» Дети должны быстро встать в круг вокруг «солнышка».

  • Игра «Бабушка Маланья».

Ребенок («бабушка») выполняет главную роль в центре хоровода, становится образцом для подражания. Остальные дети подражают «бабушке». Взявшись за руки, они идут по кругу и поют:

У Маланьи, у старушки,

Жили в маленькой избушке

Семь дочерей, семь сыновей,

Все без бровей,

С такими глазами,

С такими носами,

С такими усами,

С такой головой,

С такой бородой.

Остановившись, с помощью жестов и мимики изображают то, о чем говорится в тексте: закрывают руками брови, делают «круглые глаза», «большой нос» и т. д.

Целый день сидели,

На нее глядели,

Делали вот так...

Затем присаживаются на корточки и одной рукой подпирают подбородок. Повторяют за «бабушкой» любое смешное движение.

  • Сюрпризный момент.

Быстро времечко бежит,

Самовар уже кипит.

Славно мы играли, пели,

Пироги уж подоспели.

И на пир честной народ,

Взявшись за руки идет.

Воспитатель заносит пирог–каравай.

Лев Толстой

Рассказ: Отец и сыновья

Отец и сыновьяОтец учил своих сыновей, чтобы они жили в согласии и всегда друг другу помогали  и друг друга выручали. Но не слушались его сыновья - вечно ссорились. Велел тогда отец сыновьям принести веник и говорит:
-  Сломайте его!
Сколько ни бились сыновья, не смогли сломать. Тогда отец развязал веник и велел сломать по одному пруту. Легко переломали сыновья прутья веника поодиночке. Отец и говорит:
- Так и вы, если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться и всё поодиночке делать, - вас любой победить и обидеть сможет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник-развлечение «Семья вместе – душа на месте» в подготовительной группе

[[{"type":"media","view_mode":"default","fid":"4486425","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Праздник-развлечение «Семья вместе – душа на месте»В подготовительной группеОО «Социализация». ...

НОД по программе ««Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» Семья вместе – душа на месте.

Активное развивающее занятие    по программе ««Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» НОД по программе ««Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте»Семья вместе ...

«ПАПА, МАМА, Я – ТВОРЧЕСКАЯ СЕМЬЯ» Тема: «Семья вместе, душа на месте».

Программное содержание: 1.                Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством (песенки, пословицы, ...

Конспект открытого занятия для детей второй младшей группы "Семья вся вместе - душа на месте"

Занятие для детей младшего дошкольного возраста, направленное на формирование нравственных основ личности, культуры общения, взаимоотношений в семье....

Конспект НОД «Семья вместе – душа на месте»

Конспект НОД «Семья вместе – душа на месте»...