Технологическая карта по развитию речи, старшая группа, "Чарушин - Лисята"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Речевое развитие |
5-6 лет, старшая группа |
Открытие нового знания |
Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята» |
Учить пересказывать текст по иллюстрациям. |
Обучающие: - формировать умении у детей отвечать на вопросы по содержанию рассказа; - учить выразительно пересказывать текст; - упражнять в умении согласовывать прилагательные и существительные в роде, числе и падеже. Развивающие: - развивать связную речь; - развивать психофизические качества детей: память, внимание, речь, воображение, творческие способности, инициативность, мелкую моторику рук; Воспитательные: - воспитывать интонационную выразительную речь, взаимопомощь; интерес к рассказам; - воспитывать любовь к животным.
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_charushin_-_lisyata_starshaya_gruppa.docx | 53.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
непосредственно-образовательной деятельности
по развитию речи
Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята»
Воспитатель:
Гусейнова Кристина Игоревна
Надым, 2024 г.
Образовательная область | Речевое развитие | ||||
Возраст детей, группа | 5-6 лет, старшая группа | ||||
Тип НОД | Открытие нового знания | ||||
Тема НОД | Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята» | ||||
Цель | Учить пересказывать текст по иллюстрациям. | ||||
Задачи | Обучающие: - формировать умении у детей отвечать на вопросы по содержанию рассказа; - учить выразительно пересказывать текст; - упражнять в умении согласовывать прилагательные и существительные в роде, числе и падеже. Развивающие: - развивать связную речь; - развивать психофизические качества детей: память, внимание, речь, воображение, творческие способности, инициативность, мелкую моторику рук; Воспитательные: - воспитывать интонационную выразительную речь, взаимопомощь; интерес к рассказам; - воспитывать любовь к животным. | ||||
Материал | Демонстрационный: Игрушки «лисята», иллюстрации к рассказу Раздаточный: - пазл. | ||||
Предполагаемый результат | - ребёнок умеет отвечать на вопросы по содержанию рассказа; - ребенок пересказывать текст; - ребёнок умеет согласовывать прилагательные и существительные в роде, числе и падеже. | ||||
Этапы технологии «Ситуация» | Деятельность воспитателя | Методы, приемы | Деятельность воспитанника | Предпосылки учебной деятельности | Контроль результатов действия |
I. Введение в ситуацию | Воспитатель собирает детей около себя. - Ребята, вы сегодня пришли в детский сад и, наверное, рады видеть друг друга. Давайте скажем слова приветствия. Собрались все дети в круг Я твой друг и ты мой друг Крепко за руки возьмемся И друг другу улыбнёмся. - Давайте подарим свою улыбку нашим гостям (приветствие с гостями). - Ребята, у нас в группе есть столик удивления. Давайте подойдём к нему и посмотрим, чем он нас удивит. (СНЯТЬ САЛФЕТКУ). Смотрите – какая необычная коробка. Вам, наверное, интересно узнать, что в ней. - Попробуйте отгадать. Предлагаю вам поиграть в игру «Да – нет». Вы мне будете задавать вопросы об этом предмете, а я буду отвечать «да» или «нет». (Дети задают вопросы, перечисляют все возможные варианты.) - (ЕСЛИ ДЕТИ НЕ ОТГАДАЮТ) У меня есть для вас подсказка загадка и если вы ее отгадаете, то узнаете, что лежит в коробке. Обитает во лесах Рыжа девица-краса. Среди всех лесных зверей Зверя нет ее хитрей . | Словесные методы, мотивация, использование средств ТСО | В беседе взаимодействуют с воспитателем, отвечают на вопросы, принимают решение вместе с педагогом, «детская» цель. | Познавательная мотивация (эмоциональная вовлеченность ребенка, целенаправленность деятельности, степень инициативности ребенка) | |
В данном этапе необходимо создать условия для возникновения у детей внутренней потребности включение в деятельность (постановка так называемой «детской цели»). Этапные (дидактические) задачи:
|
II. Актуализация знаний и умений | - Лиса- это кто? (животное) - Какое? Как называют это животное?(дикое) - Почему Лиса – дикое животное? (живет в лесу, сама добывает себе пищу и заботится о своем потомстве) - Каких еще знаете диких животных? (медведь, заяц, волк, ёж,…) - Какие вы знаете сказки про лису? (Колобок, Лиса и Журавль, Лисичка со скалочкой,……………..) | Вопросы, наглядный метод | Дети садятся напротив интерактивной доски, перед ними дидактическая игра «Остров белый» Участвуют в диалоге, работают с доской. | Планирование сотрудничества с воспитателем и сверстниками; наличие устойчивых познавательных интересов, целенаправленность деятельности, степень инициативности ребенка. Организуется деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируется мыслительные операции, а также знания и опыт детей, необходимые для построения нового знания. | Наблюдение за процессом деятельности детей | |
На данном этапе в ходе совместной деятельности с детьми, построенной в рамках реализации «детской» цели, воспитатель организует деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, а также знания и опыт детей, необходимые для построения, «открытия» нового знания. Формируются предпосылки УУД – умение работать по инструкции взрослого, взаимодействовать со сверстниками, согласовывать свои действия, выявлять и исправлять свои ошибки. Этапные (дидактические) задачи: 1) развивать представления об окружающем мире; 2) развивать психофизические качества детей: память, внимание, речь; | ||||||
III.Открытие нового знания | - Ребята, я хочу вас познакомить с рассказом Евгения Ивановича Чарушина «Лисята» (ДЕТИ САДЯТСЯ НА СТУЛЬЯ) - Я ВАМ СЕЙЧАС ПРОЧИТАЮ РАССКАЗ «ЛИСЯТА». - О ком говорится в этом рассказе? (о лисятах) - Как вы думаете, почему лисята поселились у охотника дома? (возможно он принес их из леса, т.к. животные остались без мамы. Если бы охотник не взял бы их домой, то они погибли от голода) - Какие были лисята? Как называет их автор? (шустрые, беспокойные, ловкачи) - Что значит ловкачи? ( подвижные, ловкие) - Как играли лисята? (бегали по хозяину, лазали по шторам, забирались на шкаф) - Куда лисята однажды спрятались? (в сапог) - Как охотник обнаружил их? (сапог шевельнулся, поднялся, свалился на бок) - Чем заканчивается рассказ? (охотник нашел лисят) Физминутка. Яркий красный мячик Прыгает как зайчик. Покатился по дорожке, Подождал меня немножко. Наклонюсь, возьму его И подброшу высоко. | Словесный, наглядный, игровой метод. Метод демонстрации. | Участвуют в диалоге. | Эмоциональная вовлеченность ребенка, целенаправленность деятельности ребенка, самостоятельный поиск и открытие для себя новых знаний. | Наблюдение за процессом деятельност. | |
На данном этапе воспитатель вовлекает детей в процесс «открытия» новых знаний. Этапные (дидактические) задачи: - формировать умении у детей отвечать на вопросы по содержанию рассказа; - учить выразительно пересказывать текст; - упражнять в умении согласовывать прилагательные и существительные в роде, числе и падеже - развивать связную речь; | ||||||
IV. Включение нового знания в систему знаний ребенка | - Ребята сейчас я еще раз вам прочитаю рассказ, а вы внимательно послушайте, чтобы потом смогли пересказать его. (ПОВТОРНОЕ ЧТЕНИЕ) - Давайте по иллюстрациям перескажем рассказ (ДЕТИ ПО ОДНОМУ ИЛИ ПО ДВОЕ ВОСПРОИЗВОДЯТ СОДЕРЖАНИЕ РАССКАЗА) Речевые упражнения: «Один – много», «Какой – какая - Послушайте, об одном или о двоих лисятах я сейчас скажу: - шустрый… - озорные… - шаловливые… - пушистый - весёлые - смешные - А это слово о ком: хитрая - … о лисёнке или о лисе? Правильно, о лисе. - Лиса хитрая, а лисёнок (какой?)… хитрый (подчеркнуто произносит окончания). - «Хитрая лисёнок» – можно так сказать? Как сказать правильно? Наш лисёнок хитрый, веселый. -Подумайте, о чём ещё можно сказать весёлый. (День, праздник, человек, танец, рассказ и т. д.) -А о ком или о чём можно сказать слово весёлая? (Песня, музыка, игра, сказка, книга, пляска.) -О ком или о чём мы скажем весёлые? (Ребята, дети, танцы и др.) - Ребята давайте подойдем к столу и соберем пазл, а вы мне скажите что у вас получилось. | Словесный, наглядный, игровой метод Наглядный метод, вопросы, индивидуальная работа | Дети участвуют в диалоге, отвечают на вопросы воспитателя. | Целенаправленность деятельности, овладение общими способами действий; степень инициативности ребенка. | ||
На данном этапе воспитатель создает ситуацию, в которой дети используют новое знание совместно с освоением ранее способами. Этапные (дидактические) задачи: - учить выразительно пересказывать текст; - упражнять в умении согласовывать прилагательные и существительные в роде, числе и падеже - воспитывать интонационную выразительную речь, взаимопомощь; интерес к рассказам; - воспитывать любовь к животным. | ||||||
V.Осмысление (итог) | - Как называется рассказ, который мы сегодня прочитали? (Лисята) - Кто главные герои этого рассказа? Ребята, а сейчас я хочу узнать, понравилось вам занятие или нет. На этой поляне вы разместите цветы. Если вам понравилось, то возьмите цветы красного и жёлтого цвета, если нет, то синего. (Дети берут цветы) - Что понравилось? Почему? - Почему не понравилось, что было трудно? | Словесный метод | Дети собираются около воспитателя, отвечают на вопросы воспитателя. | Умение получать и оценивать результат выполненных собственных действий. | Анализ высказываний | |
Завершающий этап является необходимым элементом в структуре рефлексивной самоорганизации. С помощью системы вопросов воспитатель помогает детям осмыслить их деятельность и зафиксировать достижение «детской» цели. Подводить детей к тому, что «детскую» цель они достигли благодаря тому, что они что-то узнали, чему-то научились. Сводить воедино «детскую» и «взрослую» цели. На этом этапе следует уделить внимание эмоциональной составляющей, т.е. формирование начал чувства собственного достоинства, образа «Я»(«Я могу», «Я умею!», «Я хороший!», «Я нужен!») Этапные (дидактические) задачи: 1) провести рефлексию деятельности на занятии; 2) создать ситуацию успеха. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта по развитию речи для детей старшей возрастной группы «Широкая масленица»
Цели знакомить детей с традициями и обычаями русского народа, сформировать знания детей о русском народном празднике «Масленица»ЗадачиОбразовательные:- Расширять знания детей о народн...
Технологическая карта НОД "Развитие речи" "На весенней прогулке" (старшая группа)
Технологическая картанепосредственно образовательной деятельностиОбразовательная область "Развитие речи"Реализация инновационного педагогического маршрутав группе старшего возраста №3Тема: ...
Конспект (Технологическая карта) по развитию речи детей старшего дошкольного возраста
В данном конспекте дети учатся составлять звуковой анализ слова «дом» и «дым». Осваивают действия звукового анализа слов, сравнивают слова по звуковому составу. А также знакомя...
Технологическая карта по развитию речи в старшей группе: "Рассматривание сюжетной картины «Транспорт на нашей улице"
Технологическая карта по развитию речи в старшей группе: "Рассматривание сюжетной картины: "Транспорт на нашей улице"...
технологическая карта по Развитию речи в старшей группе на тему "Воздушный транспорт"
технологическая карта по развитию речи в старшей группе на тему "Воздушный транспорт"...
Технологическая карта по развитию речи в старшем дошкольном возрасте «Цветик -Семицветик»
Технологическая карта по развитию речи в старшем дошкольном возрасте«Цветик -Семицветик» Воспитатель: Мингалимова Т.В...
Технологическая карта по развитию речи для старшей группы "Осенний день"
Конспект занятие по развитию речи для старшей группы....