Выступление на педсовете «Логоритмика, как средство стимулирования речевой активности младших дошкольников»
материал по развитию речи (младшая группа)
В данном материале предоставлен опыт работы по логоритмике.Логоритмика- это система двигательных упражнений в сочетании с произнесением речевого материала на фоне музыки и без нее. Доказано, что любые ритмические движения (хлопки, прыжки, притопы, махи руками и т.д.) активизируют деятельность мозга человека. Одной из функций мозга человека является восприятие и генерация речи. С помощью лоритмики, логоритмических игр и упражнений мы активизируем работу обоих полушарий головного мозга, в частности запускаем и развиваем речь ребёнка, учим контролировать свое тело, координировать его движения, что в дальнейшем благотворно скажется на его обучении в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedsovete.docx | 22.12 КБ |
Предварительный просмотр:
«Логоритмика, как средство стимулирования речевой активности младших дошкольников»
Правильная речь ребенка неотделима от его полноценного развития. Понимание речи окружающих, выражение собственных желаний и мыслей, общение с взрослыми и сверстниками – всё это является средством социализации личности, обогащает мышление ребенка, способствует его развитию. Широко известно мнение, что о многих дефектах речи ребёнка судят по достижении 4-5 летнего возраста. Поэтому многие считают, что с возрастом, звуки сами по себе будут произноситься правильно, не обращая особого внимания на неправильное произношение у детей младшего возраста (2, 3, 4 года). Это опасное заблуждение. В этом возрасте необходимо активно помогать процессу формирования звукопроизношения, развивать их координационные навыки, стимулировать речевое развитие. Психологи и лингвисты считают, что в раннем детстве темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы.
2 слайд. Логоритмика- это система двигательных упражнений в сочетании с произнесением речевого материала на фоне музыки и без нее.
3 слайд Доказано, что любые ритмические движения (хлопки, прыжки, притопы, махи руками и т.д.) активизируют деятельность мозга человека. Одной из функций мозга человека является восприятие и генерация речи. С помощью лоритмики, логоритмических игр и упражнений мы активизируем работу обоих полушарий головного мозга, в частности запускаем и развиваем речь ребёнка, учим контролировать свое тело, координировать его движения, что в дальнейшем благотворно скажется на его обучении в школе. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх.
4 слайд Чем лично меня заинтересовала логоритмика? Во-первых, это близко детской природе (игра, движение, песня, танец). Во вторых, она позволяет комплексно решить ряд задач из различных образовательных областей, т. е. интеграция, что соответствует современным требованиям дошкольного образования. Таким образом я посчитала, что логоритмика для детей станет хорошим способом стимулирования речевой активности
5 слайд Методами логоритмики можно в доступной и интересной форме развивать у детей общие речевые навыки: темп, дыхание, ритм; развивать артикуляцию, мимику; регулировать процессы возбуждения и торможения; формировать координацию движений, ориентировку в пространстве; расширять словарь детей и многое другое. Сюда же относится и воспитание у детей музыкально-эстетических представлений, развитие их музыкальных способностей и задатков; а также представлений об эстетической красоте родной речи.
6 слайд Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается. Во время занятия желательно, чтобы дети стояли вместе с педагогом в кругу или сидели полукругом. Такое расположение дает возможность ребятам хорошо видеть преподавателя, двигаться и проговаривать речевой материал синхронно с ним.
7 слайд Я включаю логоритмику в совместную деятельность с детьми в течении дня:
-Проговаривание потешек, приговорок, чистоговорок во время режимных процессов — умывания, одевания на прогулку, подготовки к занятиям;
-Речевые игры перед едой;
- Логоритмические физминутки во время образовательной деятельности;
-Динамические паузы между видами образовательной деятельности;
-Физкультурные, театрализованные виды деятельности с использованием речевого материала;
- Бодрящая гимнастика со звукоподражанием;
- Подвижные игры с пением (на прогулке);
- Игры малой подвижности (в группе).
8 слайд Виды логоритмических упражнений, которые я использую:
- Ходьба и маршировка в различных направлениях; упражнения на регуляцию мышечного тонуса.
- Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции.
- Упражнения на активизацию внимания и памяти; счетные упражнения.
- Речевые упражнения без музыкального сопровождения.
- Коммуникативные игры и танцы для развития коммуникативных умений и психических процессов (памяти, внимания, мышления), эмоциональности, позитивного самоощущения;
- Ритмические упражнения; развитие чувства темпа.
- Пальчиковые игры;
- Упражнения на развитие мимики;
- Упражнения на развитие фонематического восприятия.
9 слайд Содержание и формы работы.
Я обязательно включаю коммуникативные игры и танцы. Разучивание танцевальных движений должны также проходить поэтапно. Большая их часть построена на жестах и движениях, выражающих дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу, что дает детям положительные и радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и тем самым нормализации социального климата в детской группе.
1. Художественное слово;
2. Пальчиковая гимнастика;
3. Артикуляционная гимнастика;
4. Речевые игры;
5. Подвижные игры;
6. Дыхательная гимнастика;
7. Музыкальная ритмика;
8. Релаксация;
10. Массаж биологически активных зон;
10 слайд И сейчас я Вам предлагаю немного поиграть -окунуться в мир логоритмики…
Музыкально-ритмическая игра «Птицы – пальчики»
(с палочками или карандашами) автор Железнова Е. С.
Птицы пальчики летят, то вперед,
а то назад, что за пальчики,
скажи – это пальчики мои. Стучим палочками по столу.
Вверх взлетели высоко, полетели далеко,
вот уже над головой–
не пора ли вам домой. Стучим палочка о палочку над головой.
Птицы возвращались, плавно опускались,
прилетели сели – кушать захотели. Стучим палочка о палочку перед собой.
Просто поклевали, видно, что устали. Стучим по очереди палочками по столу.
Пальцы отдыхают и опять взлетают. Палочки лежат на столе.
Палочки помогают задать ритм прочтения упражнения.
Коммуникативная игра «Дрозд»
Под спокойную музыку дети парами идут по кругу, в конце останавливаются, поворачиваются лицом друг к другу и говорят:
Я — дрозд, и ты — дрозд.
Показывают сначала на себя, потом на товарища.
У меня нос, и у тебя нос.
Прикасаются к своему носу, затем к носу товарища.
У меня гладкие, и у тебя гладкие.
Круговыми движениями гладят сначала свои щеки, затем щеки партнера.
У меня сладкие, и у тебя сладкие.
Указательными пальцами прикасаются к уголкам своего рта, затем указывают на рот партнера по паре.
Я — друг, и ты — друг.
Прикладывают обе руки к своей груди, затем к груди товарища.
Нам хорошо!
Обнимаются.
Массаж спины «Паровоз»
Дети встают друг за другом «паровозиком».
Педагог.
Паровоз кричит: «Ду-ду!
Я иду, иду, иду!»
Поколачивание кулачками.
А вагоны стучат, а вагоны говорят:
«Так-так-так! Так-так-так!
Похлопывание ладошками.
Так-так-так! Так-так-так!»
Массаж биологически активных зон «Обезьяна чи-чи-чи»
(Дети садятся по-турецки.)
Педагог.
Обезьянка Чи-чи-чи
Продавала кирпичи.
Провести ладонями по шее от затылочной части к основанию горла.
Подбежал тут к ней Зайчонок:
— Не продашь ли кирпичонок?
Указательным и средним пальцами провести по крыльям носа.
— Нет! — сказала Чи-чи-чи. --
Продаю я кирпичи.
Всеми пальцами провести по лбу от середины к вискам.
Знай, Зайчонок!
Нет слова «кирпичонок»!
(Детская песенка)
Раздвинуть указательный и средний пальцы, поставить их перед и за ухом и энергично растереть кожу около ушей.
пальчиковая гимнастика «Котёнок – шалун»
Котенок мамочку зовет:
- Мяу-мяу, мяу-мяу. Дети ритмично соединяют одноименные пальцы обеих рук.
Он не напился молока:
- Мало-мало, мало-мало. Скрещивают пальцы рук, ритмично опускают и поднимают пальцы.
Покормит мама молочком:
- Мур-мур-мур, мур-мур-мур. Ритмично поглаживают ладонью одной руки тыльную сторону другой.
Свернется маленьким клубком:
- Ур-ур-ур, ур-ур-ур. Ритмично потирают кулачок о кулачок.
Потом с клубочком поиграет.
Цап-цап-цап, цап-цап-цап. Ритмично сжимают и разжимают пальцы рук.
И нитку быстро размотает.
Ап-ап-ап, ап-ап-ап. Делают ритмичные круговые движения указательных пальцев вокруг друг друга.
Уважаемые коллеги! Мне кажется, вы убедились, что эта технология проста, доступна и главное интересна и увлекательна для детей. Надеюсь, вам было интересно, и вы будете использовать эту технологию в своей педагогической работе. Всем профессионального роста, творческих находок, постоянного самосовершенствования!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-исследовательская работа. Формирование коммуникативно-речевой активности младших дошкольников средствами малых фольклорных форм.
Коммуникативно-речевая активность ребенка в дошкольный период оказывает влияние на всю его последующую жизнь. Исследование было ориентировано на изучение влияния малых фольклорных форм на коммун...
Использование занимательного материала на уроках окружающего мира как средства стимулирования познавательной активности младших школьников
Использование элементов занимательности на уроках «Окружающий мир», вносит разнообразие в учебную деятельность, способствует усвоению знаний не по необходимости, а по желанию самих уч...
«Логоритмика как метод стимулирования речевой активности детей раннего возраста»
Цель: повысить компетентность и успешность педагогов в развитии речи детей раннего возраста;Задачи: познакомить воспитателей с особенностями логоритмических занятий.Ход мероприятия:Речь маленьки...
«Игры с прищепками как средство стимулирования познавательной активности старших дошкольников»
В нашем быту много интересных предметов, которые привлекают внимание детей: пробки, крышки, пуговки, пластмассовые бутылочки, прищепки. Эти предметы могут обрести вторую жизнь. Кажется, возникает прот...
"Логоритмика - как метод стимулирования речевой активности детей раннего возраста"
Познакомить воспитателей с особенностями логоритмических упражнений.- Показать значимость применения логоритмики для речевого развития дошкольников.Ранний возраст является наиболее важным в развитии в...
Мастер – класс по теме: « Речевые игры, как средство повышение речевой активности младших дошкольников и профилактика нарушений звукопроизношения» (по ФГОС)
Мастер класс в нетрадиционной форме проведения для сплочения родительского коллектива....
Презентация к выступлению на педсовете «Логоритмика, как средство стимулирования речевой активности младших дошкольников»
Правильная речь ребенка неотделима от его полноценного развития. Понимание речи окружающих, выражение собственных желаний и мыслей, общение с взрослыми и сверстниками – всё это является средство...