Мастер – класс по теме: « Речевые игры, как средство повышение речевой активности младших дошкольников и профилактика нарушений звукопроизношения» (по ФГОС)
консультация (младшая группа)

Капралова Наталья Юрьевна

Мастер класс в нетрадиционной форме проведения для сплочения родительского коллектива.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл мастер - класс26.54 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс по теме: « Речевые игры, как средство повышение речевой активности младших дошкольников и профилактика нарушений звукопроизношения» (по ФГОС)

1 СЛАЙД     1. Вступительная часть. Приветствие.

Добрый вечер уважаемые родители, дорогие друзья! Я приглашаю  сегодня вас в удивительное путешествие на корабле в страну под названием «Развитие речи». Так как мы все  с вами родители, у нас будет  семейный корабль.

Говорят, как корабль назовёшь, так он и поплывёт. Давайте вместе придумаем название нашему судну. Предлагайте варианты.

Итак, название нашего корабля – «………………..»

Задача: Сплотить родительский коллектив для совместной деятельности, создать непринуждённую дружескую обстановку.

2. Психологическая разминка «Улыбка»

- Итак, мы отправляемся в путь: хорошее ли у вас настроение? Как без слов подарить его другим людям при встрече? Как без слов сообщить о своем хорошем настроении? Конечно, улыбкой. Улыбнитесь соседу справа, улыбнитесь соседу слева. Улыбка согреет своим теплом, покажет ваше дружелюбие и улучшит настроение.

2 СЛАЙД     Звучит музыка моря.

3. Остров «Научный»

Речевые нарушения у детей – серьёзная проблема нашего времени. Почему-то все чаще перед поступлением в школу родители с удивлением узнают, что их семилетний ребенок не выговаривает одну или несколько букв родного языка, а милая и забавная, для родителей, картавость – это отклонение от нормы, которое будет мешать, ребенку полноценно заниматься в школе.

 И самое неприятное – это то, что нет тенденции к уменьшению количества таких детей, – напротив, с каждым годом все больше детей нуждаются в помощи логопеда.

 Родители, поняв, что у ребёнка есть проблемы с развитием речи, стремятся узнать, чем они вызваны. Этот вопрос становится особенно важным, если в семье ни у кого из ближайших родственников не было нарушений речи. Они могут возникнуть под влиянием неблагоприятных обстоятельств, или, как говорят специалисты, внешних и внутренних вредоносных факторов.

3 СЛАЙД    

Причины нарушений:

Внутриутробная патология.

Это проблемы, которые возникают во время беременности.

Наследственная предрасположенность.

Неблагоприятные роды и их последствия.

Родовые травмы.

Заболевания, перенесённые ребёнком в первые годы жизни.

Инфекционно-вирусные заболевания могут вызвать снижение или потерю слуха.

Травмы и ушибы головного мозга. В результате ребёнок может перестать говорить.

Травмы лица. Мешают ребёнку научиться правильно произносить звуки и слова.

Длительные простудные заболевания.

Приём некоторых антибиотиков приводит к снижению слуха.

Сильный испуг или стресс.

Речь ребёнка задерживается и нарушается в отсутствие эмоционального положительного окружения.

Речь развивается по подражанию, поэтому некоторые речевые нарушения (заикание, нечёткость произношения, нарушение темпа речи) могут иметь в своей основе подражание. Такой может быть речь близких людей или, например, речь, услышанная в телевизоре. Сейчас достаточно много ведущих программ, комментаторов и даже дикторов имеют нарушения речи.

4 СЛАЙД. Ориентиры, на которые можно опираться, анализируя состояние речи детей:

• ребёнок пятого года жизни употребляет слова точно по смыслу;

• кроме основных частей речи он активно пользуется прилагательными, наречиями, местоимениями;

• дети могут достаточно полно описать игрушки, предметы, картинки;

• большинство звуков произносятся чётко и правильно, хотя может быть ещё не освоена артикуляция [л] и [р];

• он в состоянии управлять громкостью своей речи, умеет говорить шёпотом;

• темп высказываний средний, без замедленности и чрезмерной торопливости;

• при декламации стихов, рассказывании сказок дети пользуются выразительной интонацией.

На пятом году жизни дети уже могут говорить быстрее и медленнее, произносить слова тише и громче, замечать эти нюансы в речи других людей. Это позволяет им с большим артистизмом рассказывать стихи, выученные наизусть.

Основное качество детской речи на этом возрастном этапе – её связность и последовательность изложения мыслей.

ЩЕЛЧОК

5СЛАЙД  (Корабль)

6. СЛАЙД. 4.  Остров Сказочный

Сказка нужна всем – и большим и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого, улучшить самочувствие. Рассказывайте, читайте детям сказки. А хорошо знакомые сказки можно и проиграть.

Я хочу загадать вам Загадки про сказки, где нужно догадаться, кто из сказочных героев мог бы так о себе сказать:

1) Я решил путешествовать по свету и не знал, что путешествие может обернуться неприятностями. Я думал, все кругом такие же добрые как баба и дед. Но оказалось, что в мире живут ещё и злые, жестокие, хитрые. И каждому хочется меня съесть … (Колобок)

 2) Я всю жизнь боялась кошек. А эта пришла и мурлычет, скребётся: мол, помоги мне! Чем же я, маленькая, серенькая, могу помочь кошке? Только чувствую – не обманывает она меня. Выбежала в огород, вижу – и правда моя помощь нужна (Репка) .

7. СЛАЙД.

3) Так и знал, что бедой кончится. Уж больно ветхий я и старый. Сколько лет в поле стою! Мечтал, я конечно, что кто-нибудь во мне поселился да пожил. Но не также много народу! Они влезали, влезали, влезали внутрь. Я не выдержал и рухнул (Теремок).

ЩЕЛЧОК

 8 СЛАЙД (Корабль)

 9 СЛАЙД 5.  Бухта Логопедическая

ОЧЕНЬ часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило, для них целая проблема скушать яблоко или морковку, не говоря уж о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата. Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари и целые овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо. Чтобы развить мышцы щек и языка, очень важно проводить артикуляционные гимнастики. Каждый день утром перед занятиями мы с детками обязательно выполняем гимнастику для язычка.

И сейчас я вас познакомлю с артикуляционной гимнастикой, которую мы с ребятами делаем  (раздать зеркала).

10 СЛАЙД.    Сказка для язычка вместе с родителями.

Демонстрация альбома чистоговорок.

 Вместе с родителями. Игра «Чистоговорки ».

Цель: формировать у детей умение правильно произносить заданный звук.

Бы, бы, бы – иду в лес я по грибы (звук «б»)

Ри, ри - ты на небо посмотри

Щи-щи – осенью нужны плащи

Жа - жа - жа, есть иголки у ежа

Жу-жу-жу молоко дадим ежу

Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки.

Бублик, баранку, батон и буханку

Пекарь из теста испёк спозаранку (звуки «п-б») ЩЕЛЧОК.

  1. СЛАЙД (Корабль)

  12 СЛАЙД.     Остров Семи ветров.

В формировании звуков речи не менее значимую роль играет и сила дыхания. Всем известно, что звук образуется на выдохе. От того, насколько развито речевое дыхание, зависит чистота звука, сила голоса, интонационная окраска речи. Для развития дыхания можно использовать различные приёмы: выдувание мыльных пузырей, надувание воздушных шариков, вертушки, и прочее.

Есть ещё следующие упражнения: «Тихо – громко»; «Ниточка»; «Эмоции».

Игра «Вьюга» Цель: развитие у детей силы голоса и речевого дыхания.

Педагог показывает картинку, на которой нарисована вьюга.

«Вьюга начинается» - тихо говорим «У-У-У…»; по сигналу: «сильная вьюга» - говорим громче; по сигналу - «вьюга кончается» - говорим тише; по сигналу «вьюга закончилась» - замолкаем.

Игра «Насос».

Цель: развивать у детей озвученный выдох, умение действовать в коллективе.(Производим глубокий вдох и озвученный выдох.) Педагог предлагает взять насос и накачать шины. Родители, подражая действию насоса, произносят звук «С-С-С…». ЩЕЛЧОК.

13 СЛАЙД (Корабль)

14 СЛАЙД.  Порт «Наши руки не знают скуки».

Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаём импульсы в речевые центры, что активизирует речь.Не забывайте развивать и мелкую моторику - то есть ребёнок как можно больше должен работать своими непослушными пальчиками. Как бы ни казалось вам это утомительным, пусть малыш сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава.

«Массаж». Цель: активизируем у детей работу внутренних органов.

Массируем пальцы. Большой – отвечает за голову; Указательный – желудок;  Средний – печень; Безымянный – почки; Мизинец – сердце.

1)растираем подушечку пальца, затем медленно опускаемся к запястью.

2)потереть ладони, похлопать.

Игры на развитие мелкой моторики: прищепки, бусы, крупы, пазлы, лего, баночки, лепка. ЩЕЛЧОК.

15 СЛАЙД (Корабль)

16 СЛАЙД.   Причал Игровой

Развитие речи – это не только звукопроизношение, но и формирование словаря, который ребёнок активно использует, грамматический строй речи (соотнесение слов в падеже, роде, числе).

В этом нам помогут различные игры: КАРТОТЕКА ПО ЗКР.

ЩЕЛЧОК.

17 СЛАЙД

«Назовите, что…». Что бывает круглое? Что бывает острое? Что бывает жидкое?

Что бывает твердое? Что бывает синее? ЩЕЛЧОК.

18 СЛАЙД (Корабль)

19 СЛАЙД.  Остров мнемотехники

Большую роль в формировании фразовой речи дошкольников играет заучивание стихотворений, составление рассказов, пересказывание. Эта форма работы чаще всего вызывает большие трудности у ребёнка. И здесь на помощь приходит мнемотехника.

Что это такое? Это таблица с картинками, которые дают детям подсказку, помогают говорить плавно, без заминок.

Представляю вашему вниманию таблички, которые мы уже использовали в работе с детьми.

Вот и закончилось наше морское путешествие по стране «Развитие речи», теперь вы знаете, как мы развиваем, закрепляем и отрабатываем речь у детей. Вы дома можете всё это делать с детьми. ЩЕЛЧОК.

20 СЛАЙД (Корабль)

21 СЛАЙД.  Причал «Детский сад»

Сегодня мы с Вами подтвердили тот факт, что взрослые должны сами видеть окружающий нас мир и открыть на него глаза ребенку. Учить его замечать и восхищаться окружающей нас жизнью. При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают высокого уровня. Развитие речи непосредственно влияет на развитие мышления. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения, что способствует нравственному воспитанию. Таким образом, овладение родным языком необходимо для полноценного формирования личности ребёнка.

11 СЛАЙД (Корабль)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов «Подвижная игра как средство развития двигательной активности детей по ФГОС ДО»

Цель данного мастер-класса приобщить педагогов к работе по развитию двигательной активности дошкольников....

Доклад из опыта работы на тему: «Подвижная игра как средство повышения двигательной активности дошкольников»

Сегодня воспитание здорового ребенка- одна из главнейших задач семьи и дошкольного образовательного учреждения.Поэтому, чем больше ребенок двигается, тем успешнее происходит весь сложны...

Педагогический совет №2 на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ» Доклад на тему: «Подвижные игры - как средство повышения двигательной активности дошкольников»

Педагогический совет №2 на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ»  Доклад на тему: «Подвижные игры - как средство повышения двигательной активности дошк...

Мастер - класс "Использование русских народных игр как средство повышения двигательной активности детей дошкольного возраста"

Цель данного мастер - класса повысить профессиональную компетентность коллег в вопросах внедрения  русских народных подвижных игр как средство повышения двигательной активности  ...

Семинар на тему: «Дидактические игры как средство развития познавательной активности младших дошкольников».

Семинар на тему: «Дидактические игры как средство развития познавательной активности младших дошкольников»....

Мастер – класс для педагогов «Спортивные игры, как средство повышения активности детей»

Мастер – класс для педагогов «Спортивные игры, как средство повышения активности детей»...

Мастер – класс по физической культуре для воспитателей Тема: «Спортивные игры как средство повышения двигательной активности детей дошкольного возраста»

Форма работы с педагогами направлена на практическое освоение игровых упражнений, элементов спортивных игр (баскетбол, волейбол, футбол), соревнований, эстафет....