«Мнемотехника – как эффективное средство развития связной речи у детей дошкольного возраста».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Материал для самообразования, для проектной деятельности - по развитию речи по средствам:
«Мнемотехника – как эффективное средство развития связной речи у детей дошкольного возраста».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Работа по самообразованию Конаковой Екатерины Юрьевны.
Тема: «Мнемотехника – как эффективное средство развития связной речи у детей дошкольного возраста».
Пояснительная записка
Если учить ребёнка каким-нибудь неизвестным ему
Пяти словам – он долго будет и напрасно мучиться,
Но если свяжите двадцать таких слов с картинками,
Их он усвоит на лету.
(К. Д. Ушинский.)
На этапе дошкольного образования воспитанник должен хорошо владеть устной речью, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желаний. Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте. Основная цель речевого развития это формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком.
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов.
К сожалению, на сегодняшний день - образная, богатая синонимами, описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое и это делает проблему развития связной речи одной из наиболее актуальных. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток общения родителей со своими детьми, порой игнорирование речевых трудностей детей лишь увеличивает количество дошкольников с недостатками речи.
В речи детей существует множество проблем:
• Односложная речь, неспособность построить распространенное предложение;
• Бедность речи, недостаточный словарный запас;
• Трудности в построении монолога (сюжетный или описательный рассказ, пересказ);
• Отсутствие навыков культурной речи;
Чтобы успешно решить эти проблемы, необходимо сделать процесс обучения интересным, развивающим, несколько опережающим развитие ребенка, но не превышающим его возможностей. Поэтому наряду с общепринятыми приемами и принципами я считаю необходимым использовать в своей работе оригинальные, творческие методики, и одна из них – это мнемотехника.
Мнемотехника — система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда ребенок в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.
Работа с технологией опирается на следующие принципы:
•Принцип творческого обучения и воспитания: максимальная реализация творческих возможностей ребёнка.
•Принцип доступности: предложенный материал по уровню сложности, доступен пониманию ребёнка.
•Принцип личностной ориентации: личность каждого ребёнка является непреложной ценностью в процессе воспитания.
•Принцип природосообразности: учёт возрастных и индивидуальных особенностей, задатков, возможностей детей.
Цель моей деятельности:
развитие связной речи дошкольников посредством мнемотехники.
Задачи моей педагогической деятельности:
1. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;
2. Развивать у детей умение с помощью графической аналогии понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице и коллажу.
3. Создать условия для развития связной речи:
- Разработать и апробировать серию занятий с использованием мнемотехники
- Создать наглядный материал, включающий в себя приемы мнемотехники
4. Развивать умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки;
психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды).
Вовлечь родителей в процесс речевого развития детей.
Поделиться опытом профессиональной деятельности с педагогами БДОУ.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для внедрения мнемотехнических технологий в воспитательно -образовательный процесс с целью повышения уровня сформированной связной речи у детей дошкольного возраста.
А также развитие связной речи детей дошкольного возраста, используя дидактические игры в интеграции с методом наглядного моделирования - мнемотаблицами.
1. В пересказе;
2. В составлении рассказов;
3. В заучивании стихотворений;
4. В формировании грамматически развитой речи.
Начало работы – сентябрь .
Предполагаемое окончание работы – май .
Время проведения – 2 раза в неделю по 20 - 30 мин.
Форма самообразования: индивидуальная
Перспективный план развития речи по средствам мнемотехники
СЕНТЯБРЬ
1 неделя (2 занятия)
Знакомство с мнемотаблицей, мнемодорожкой, мнемотехническим запоминанием слов. Обучение составлению рассказа с использованием мнемотаблицы, являющейся зрительным планом изложения, развитие слухового внимания, зрительного восприятия, логического мышления, памяти.
2 неделя (2 занятия)
1 занятие. «Рисование схемы по составлению рассказа»
2 занятие. «По дороге в детский сад».
Учить составлению описательного рассказа с использованием сенсорно – графического плана, развивать слуховое, зрительное внимание, мышление, учить составлению мнемодорожки.
3 неделя (2 занятия)
1 занятие. Стихотворение Е. Трутневой «Листопад».
Учить составлять мнемотаблицу по стихотворению, рассказывать стихотворение опираясь на мнемотаблицу; учить соотносить знаковые символы с образами; развивать внимание, память, мышление.
2 занятие. «Нарисуй своё стихотворение»
4 неделя (2 занятия)
1 занятие. Стихотворение М. Ходякова «Осень»
Учить составлять мнемотаблицу по стихотворению, рассказывать стихотворение опираясь на мнемотаблицу; учить соотносить знаковые символы с образами; развивать внимание, память, мышление.
2 занятие. «Нарисуй осеннюю сказку»
Подбор и создание наглядного дидактического материала для работы с детьми. Изготовление альбома «Мнемотаблицы для работы по сказкам»
ОКТЯБРЬ
1 неделя (2 занятия)
1 занятие. Составление описательного рассказа о двух предметах в сравнении с использованием сенсорно – графического плана.
Учить составлению описательного рассказа, развивать слуховое, зрительное внимание, мышление, учить составлению мнемодорожки, расширение словаря существительных, прилагательных, употребление сложноподчиненных предложений с союзом «а», учить составлению мнемодорожки.
2 занятие. «Нарисуй свою сказку»
(развивать умение пересказывать сказку с помощью мнемотаблиц)
2 неделя (2 занятия)
1 занятие. Расскажи про осень.
Уточнение, расширение словаря существительных, прилагательных по теме «Осень», развитие зрительного восприятия, логического мышления, учить составлять мнемотаблицу.
2 занятие. Проведение бесед по темам "Осень" и "Перелетные птицы". Упражнять детей в умении составлять связный рассказ по схеме-модели (мнемодорожке).
3 неделя (2 занятия)
1 занятие. Составление рассказа «Моя семья».
Упражнять детей в составлять связный рассказ по схеме – модели; развивать умение соотносить знаковые символы с образами; развивать память, внимание, наглядно – действенное мышление.
2 занятие. «Нарисуй своё стихотворение»
4 неделя (2 занятия)
1 занятие. Стихотворение «Город в Хибинах» А. Бондарев.
Продолжать учить составлять мнемотаблицу, рассказывать стихотворение опираясь на мнемотаблицу; продолжать учить соотносить знаковые символы с образами; развивать внимание, память, мышление.
2 занятие. Составление описательного рассказа по картине (формировать умение составлять небольшой описательный рассказ, отражающий содержание картины, с помощью мнемотаблицы
НОЯБРЬ
1 неделя (2 занятия)
1 занятие. Расскажи о профессии.
Активизация предметного словаря: название профессии, орудий труда, расширение словаря действий; учить составлять мнемодорожку.
2 занятие. Составление описательного рассказа по картине (формировать умение составлять небольшой описательный рассказ, отражающий содержание картины, с помощью мнемотаблицы)
2 неделя (2 занятия)
1 занятие. Расскажи о своем городе.
Расширение словаря существительных по теме «Мой город», обучение составлению связного рассказа с опорой на мнемотаблицу.
2 занятие. «Нарисуй свою сказку»
Развивать умение пересказывать сказку с помощью мнемотаблиц
3 неделя (2 занятия)
1 занятие. Стихотворение «Дружите, дети» Т. Шорыгина.
Продолжать учить составлять самостоятельно мнемотаблицу, соотносить знаковые символы с образами; развивать внимание, память, мышление.
2 занятие. Составление описательного рассказа по картине (формировать умение составлять небольшой описательный рассказ, отражающий содержание картины, с помощью мнемотаблицы)
4 неделя (2 занятия)
1 занятие. Русская народная сказка «Жихарка».
Продолжать упражнять в умении рассказывать содержание сказки связно, в логической последовательности, учить соотносить знаковые символы с образами; развивать внимание, память, мышление.
2 занятие. «Нарисуй своё стихотворение»
Памятка для родителей «Как работать с мнемотаблицами».
ДЕКАБРЬ
1 неделя (2 занятия)
1 занятие. Расскажи о зиме.
Уточнение, расширение словаря существительных, прилагательных по теме «Зима», развитие зрительного восприятия, логического мышления, составление предложений, учить составлять мнемотаблицу.
2 занятие. Составление описательного рассказа по картине (формировать умение составлять небольшой описательный рассказ, отражающий содержание картины, с помощью мнемотаблицы)
2 неделя (2 занятия)
1 занятие. Русская народная сказка «Снегурочка».
Продолжать учить соотносить знаковые символы с образами; учить самостоятельно выбирать знаковые образы и символы, развивать внимание, память, мышление.
2 занятие. «Нарисуй свою сказку»
3 неделя (2 занятия)
1 занятие. Стихотворение «Зимний гость» Н. Найдёнова.
Продолжать учить составлять самостоятельно мнемотаблицу по стихотворению, соотносить знаковые символы с образами; учить самостоятельно выбирать знаковые образы и символы, развивать внимание, память, мышление.
2 занятие. «Нарисуй своё стихотворение»
4 неделя (2 занятия)
1 занятие. Встречаем Новый год.
Расширение словаря существительных по теме «Новый Год», развитие фразовой речи, учить составлению описательного рассказа, развивать слуховое, зрительное восприятие, мышление.
2 занятие. Составление описательного рассказа по картине (формировать умение составлять небольшой описательный рассказ, отражающий содержание картины, с помощью мнемотаблицы)
ЯНВАРЬ
2 неделя (2 занятия)
1 занятие. Моё здоровье.
Расширение словаря существительных по теме «Здоровье», развитие фразовой речи, употребление предложений с распространенными однородными членами, учить составлять рассказ по мнемотаблице.
2 занятие. «Нарисуй своё стихотворение»
3 неделя (2 занятия)
1 занятие. Стихотворение «Что нужно делать каждый день?» Н. Д. Ходжимирова.
Продолжать учить составлять самостоятельно мнемотаблицу по стихотворению, соотносить знаковые символы с образами; учить самостоятельно выбирать знаковые образы и символы, развивать внимание, память, мышление.
2 занятие. «Нарисуй своё стихотворение»
4 неделя (2 занятия)
1 занятие. Дикие животные.
Расширение словаря существительных по теме «Дикие животные», изменение существительных в единственном числе по падежам в зависимости от вопроса и соседних слов, составление мнемотаблиц.
2 занятие. Домашние животные.
Расширение словаря существительных по теме «Дикие животные», изменение существительных в единственном числе по падежам в зависимости от вопроса и соседних слов, составление мнемотаблиц.
Консультация для педагогов «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей».
Изготовление дидактических настольных игр по мнемотехнике «Найди лишнюю картинку», «Мемо» и др.
ФЕВРАЛЬ
1 неделя (2 занятия)
1 занятие. Работа над темой «Защитники отечества». Составление описательного рассказа про папу или дедушку солдата при помощи мнемотаблицы.
Расширение словаря существительных по теме «Игрушки», согласование местоимений «мой», «моя» с существительными в роде, падеже, развивать слуховое, зрительное восприятие, мышление, составление рассказа с опорой на мнемотаблицу.
2 занятие. Составление описательного рассказа по картине (формировать умение составлять небольшой описательный рассказ, отражающий содержание картины, с помощью мнемотаблицы)
2 неделя (2 занятия)
1 занятие. Стихотворение «Два флота».
Продолжать учить составлять самостоятельно мнемотаблицу по стихотворению, соотносить знаковые символы с образами; учить самостоятельно выбирать знаковые образы и символы, развивать внимание, память, мышление.
2 занятие. «Мои игрушки»
Расширение словаря существительных по теме «Игрушки», согласование местоимений «мой», «моя» с существительными в роде, падеже, развивать слуховое, зрительное восприятие, мышление, составление рассказа с опорой на мнемотаблицу.
3 неделя (2 занятия)
1 занятие. Мои защитники.
Расширение словаря существительных по теме «Мои защитники», развитие связной речи, составление рассказа с опорой на мнемотаблицу. развивать слуховое, зрительное восприятие, мышление, память.
2 занятие. «Нарисуй своё стихотворение»
4 неделя (2 занятия)
1 занятие. Русская народная сказка «Каша из топора».
Продолжать учить соотносить знаковые символы с образами; учить самостоятельно выбирать знаковые образы и символы, развивать внимание, память, мышление.
2 занятие. «Нарисуй свою сказку»
(развивать умение пересказывать сказку с помощью мнемотаблиц)
МАРТ
1 неделя (2 занятия)
1 занятие. Как я помогаю маме.
Активизация словаря существительных, прилагательных по теме «Семья», согласование прилагательных с существительными, составление рассказа из личного опыта, самостоятельное составление мнемодорожки.
2 занятие. Составление описательного рассказа по картине (формировать умение составлять небольшой описательный рассказ, отражающий содержание картины, с помощью мнемотаблицы)
2 неделя (2 занятия)
1 занятие. Стихотворение «Сказки слушать я люблю».
Продолжать учить составлять самостоятельно мнемотаблицу по стихотворению, соотносить знаковые символы с образами; учить самостоятельно выбирать знаковые образы и символы, развивать внимание, память, мышление.
2 занятие. «Нарисуй своё стихотворение»
3 неделя (2 занятия)
1 занятие. Саамская народная сказка «Чахкли».
Продолжать учить соотносить знаковые символы с образами; учить самостоятельно выбирать знаковые образы и символы, развивать внимание, память, мышление.
2 занятие. «Нарисуй свою сказку»
(развивать умение пересказывать сказку с помощью мнемотаблиц)
4 неделя (2 занятия)
1 занятие. Расскажи о деревьях.
Расширение словаря существительных по теме «Деревья», развитие связной речи, составление рассказа с опорой на мнемотаблицу. развивать слуховое, зрительное восприятие, мышление, память. составление описательного рассказа с использованием мнемотаблицы.
2 занятие. Составление описательного рассказа по картине (формировать умение составлять небольшой описательный рассказ, отражающий содержание картины, с помощью мнемотаблицы)
Папка-передвижка для родителей «Использование мнемотехники дома».
АПРЕЛЬ
1 неделя (2 занятия)
1 занятие. Расскажи о весне.
Расширение словаря существительных, прилагательных, глаголов по теме «Весна», согласование прилагательных с существительными, образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами, составление творческого рассказа с использованием мнемотаблицы, развивать слуховое, зрительное восприятие, мышление, память.
2 занятие. Заучивание стихотворения «Космонавт» с помощью мнемотаблицы. Составление рассказа «Космос», составить вместе с детьми описательный рассказ.
2 неделя (2 занятия)
1 занятие. Стихотворение «Апрель» С. Маршак
Закреплять умения составлять самостоятельно мнемотаблицу по стихотворению, соотносить знаковые символы с образами; учить самостоятельно выбирать знаковые образы и символы, развивать внимание, память, мышление.
2 занятие. «Нарисуй своё стихотворение»
3 неделя (2 занятия)
1 занятие. Транспорт.
Активизация словаря существительных, прилагательных по теме «Транспорт», согласование количественных числительных с существительными, употребление предложений разных типов, составление творческого рассказа с использованием мнемотаблицы.
2 занятие. Составление описательного рассказа по картине (формировать умение составлять небольшой описательный рассказ, отражающий содержание картины, с помощью мнемотаблицы)
4 неделя (2 занятия)
1 занятие. Составление творческих рассказов.
Учить составлять творческие рассказы, правильно использовать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить рассказ.
2 занятие. Учить составлять творческие рассказы, правильно использовать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить рассказ.
МАЙ
2 неделя (2 занятия)
1 занятие. Расскажи о своем крае.
Расширение словаря существительных по теме «Мой край», развитие связной речи, составление рассказа с опорой на мнемотаблицу, развивать слуховое, зрительное восприятие, мышление, память, составление описательного рассказа с использованием мнемотаблицы.
2 занятие. Заучивание стихотворения «О Родине» с помощью мнемотаблицы. Составление рассказа «Космос», составить вместе с детьми описательный рассказ.
3 неделя (2 занятия)
1 занятие. Стихотворение «Что мы Родиной зовем?» В. Степанов
Закреплять умения составлять самостоятельно мнемотаблицу по стихотворению, соотносить знаковые символы с образами; учить самостоятельно выбирать знаковые образы и символы, развивать внимание, память, мышление.
2 занятие. Знакомство детей с мнемотаблицами, как более сложными конструкциями с большим объёмом информации.
4 неделя (2 занятия)
1 занятие. Расскажи о цветах.
Расширение словаря существительных по теме «Цветы», развитие связной речи, составление рассказа с опорой на мнемотаблицу, развивать слуховое, зрительное восприятие, мышление, память, составление описательного рассказа с использованием мнемотаблицы.
2 занятие. Составление описательного рассказа по картине (формировать умение составлять небольшой описательный рассказ, отражающий содержание картины, с помощью мнемотаблицы)
Досуг «Вечер загадок» с использованием приёмов мнемотехники.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мнемотехника- как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста.
В статье рассматривается проблема развития связной речи детей дошкольного возраста. Раскрывается мнемотехника, как метод запоминания, сохранения и воспроизведения информации, знаний об особенностях об...
Использование мнемотехники как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста
Современным детям сложно связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Они не любят учить стихи, пересказывать тексты, не...
План работы по самообразованию «Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи у детей дошкольного возраста». 2021-2022 год
Цель: выявить эффективность использования приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей. Задачи: 1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, самообразование...
Тема по самообразованию: «Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи у детей дошкольного возраста»
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГАТема по самообразованию: «Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи у детей дошкольного возраста»...
Консультация Мнемотехника- как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста.
Что такое мнемотехника? Мнемотехника – это техника развития памяти. Мнемотехника представляет собой совокупность правил и приёмов, облегчающих запоминание сохранение и воспроизведение информации...
«Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи у детей дошкольного возраста»
Папка по самообразованию на тему:«Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи у детей дошкольного возраста»Цель: развитие связной речи у детей дошкольного возраста пос...
Родительское собрание в средней группе "Мнемотехника-как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста"
Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. На сегодняшний день - образная, богатая...