Консультация Мнемотехника- как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста.
консультация (младшая группа)

Иголкина Вера Александровна

Что такое мнемотехника? Мнемотехника – это техника развития памяти. Мнемотехника представляет собой совокупность правил и приёмов, облегчающих запоминание сохранение и воспроизведение информации.

На сегодняшний день такая техника запоминания широко используется в детских дошкольных заведениях, а также на приеме у логопеда.

С помощью мнемотехники можно  решать следующие задачи: Развивать связную речь. Развивать у детей умение с помощью графической аналогии понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи. Обучать детей правильному звукопроизношению. Развивать у детей сообразительность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память .

Мнемотехника помогает детям:

  • Легче запоминать стихи, скороговорки, загадки, рассказы;

  • Перекодировать информацию из визуальной в абстрактную и наоборот;

  • Выстраивать логическую цепочку событий и воспроизводить историю в правильном порядке (начало – середина — завершение);

  • Обогащает словарный запас;

  • Помогает развивать мышление;

  • Развивает фантазию;

  • Помогает составлять длинные описательные предложения и согласовывать времена.

Приемы мнемотехники в детских садиках осваиваются ребятами постепенно. Сначала разучиваются простые мнемонические приемы, затем переходят к сложным упражнениям.

Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы - рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Структура мнемотехники

Мнемотехника строится от простого к сложному: мнемоквадрат, мнемодорожка, мнемотаблица.

Мнемоквадрат - одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение. (

image Далее, дети осваивают мнемодорожки, это коллаж, состоящий из четырех несложных изображений. Ребята учатся составлять истории, опираясь на него. Хорошо использовать для разучивания скороговорок, пословиц.

image

 

image Мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст ( рассказ, стих, сказка и т. п.) Мнемотаблицы – сложные упражнения для развития детей.

Различают такие мнемотаблицы:

  • Для запоминания стихов, загадок, скороговорок, сказок;

  • Для запоминания правил;

  • Для составления или запоминания рассказа.

Мнемотаблица может быть нарисована от руки или составлена из картинок, как коллаж.

На начальном этапе обучения, лучше рисовать небольшие по объему таблицы-ленты, расположив 3-4 картинки в ряд. Детям интересно раскрашивать эти картинки, а позже и подсказывать вам свои идеи для рисунка.

Чтобы составить мнемотаблицу, нужно:

  1. Разбить рассказ на части, определяя важные моменты (каждые 2-3 слова), расчертить лист бумаги на квадраты;

  2. Нарисовать на каждый такой момент картинку (описывая существительные или прилагательные);

  3. image Непонятные слова (глаголы или вопросы) по возможности как-нибудь изобразить или просто поставить знак «?». Это надо будет прокомментировать ребенку.

Разные загадки или сказки легче и веселее воспринимаются маленькими детьми, если они разобраны на ситуации и изображены на картинках. Затем ребенку предлагается запомнить описанное и рассказать поэтапно, смотря на картинки.

При этом у ребенка в голове происходят такие процессы:

  1. Рассмотрение картинок и понимание, что на них изображено;

  2. Перекодировка информации из визуальной в образную, сопоставление картинки с понятием;

  3. Составление рассказа по картинкам;

  4. Запоминание рассказа или стиха.

  5. Мнемотаблицы, отображающие последовательность действий.

  6. Мнемотехника используется для запоминания и рассказывания сказок.

 

 

 

 

Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку мячик.
Тише, Танечка, не плачь!

Не утонет в речке мяч.

 

 

Многие явления легче разбирать по мнемотаблицам. Видя образ того, о чем идет речь, ребенок легче запомнит информацию, ведь она будет восприниматься мозгом автоматически, перекодируя ее из абстрактного в образное мышление:

image По этой таблице ребенок выучит рассказ о птицах. Расшифровка таблицы:

1. Что это за птица?
2. Она дикая или домашняя?
3. Какого цвета?
4. Чем питается?
5. Какие звуки издает?
6. Что делает, как живет?
7. Где живет?
8. Какие у нее детеныши?
9. Какую пользу (или вред) приносит людям?

По такому же алгоритму можно придумать рассказ обо всем, чем угодно. Ребенок сначала ответит на все вопросы по отдельности, а затем нужно попросить его рассказать об этом единым текстом, подглядывая в таблицу.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Русские народные сказки, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста"

Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества рус...

Консультация для родителей «Мнемотехника, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста"

Если ребенок молчит,покажите ему картинку,и он заговорит.             К.Д. Ушинский...

"Русские народные сказки, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста"

"Русские народные сказки, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста"...

Интерактивное обучение как средство развития связной речи детей дошкольного возраста

В презентации подробно представлено  использование  интерактивных технологий  как средства развития  связной речи и коммуникативной компетенции дошкольников....

Презентация "Инновационное обучение, как средство развитие связной речи детей дошкольного возраста"

Материал-презентация для педагогов по развитию речи детей. Тема:  "Инновационное обучение, как средство развитие связной речи детей дошкольного возраста"....

Тема: «Сюжетные картины как средство развития связной речи детей дошкольного возраста»

Анализ научной литературы по проблеме обучения дошкольников связной речи (устной и письменной) показывает, что эта проблема за­нимает видное место в исследованиях.Изучение развития связной речи по...

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Связная речь – высшая форма речи мыслительной деятельности, определяющая уровень умственного и речевого развития ребенка. Развитие связной речи детей в детском саду является актуа...