Консультация Мнемотехника- как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста.
консультация (младшая группа)
Что такое мнемотехника? Мнемотехника – это техника развития памяти. Мнемотехника представляет собой совокупность правил и приёмов, облегчающих запоминание сохранение и воспроизведение информации.
На сегодняшний день такая техника запоминания широко используется в детских дошкольных заведениях, а также на приеме у логопеда.
С помощью мнемотехники можно решать следующие задачи: Развивать связную речь. Развивать у детей умение с помощью графической аналогии понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи. Обучать детей правильному звукопроизношению. Развивать у детей сообразительность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память .
Мнемотехника помогает детям:
Легче запоминать стихи, скороговорки, загадки, рассказы;
Перекодировать информацию из визуальной в абстрактную и наоборот;
Выстраивать логическую цепочку событий и воспроизводить историю в правильном порядке (начало – середина — завершение);
Обогащает словарный запас;
Помогает развивать мышление;
Развивает фантазию;
Помогает составлять длинные описательные предложения и согласовывать времена.
Приемы мнемотехники в детских садиках осваиваются ребятами постепенно. Сначала разучиваются простые мнемонические приемы, затем переходят к сложным упражнениям.
Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы - рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Структура мнемотехники
Мнемотехника строится от простого к сложному: мнемоквадрат, мнемодорожка, мнемотаблица.
Мнемоквадрат - одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение. (
Далее, дети осваивают мнемодорожки, это коллаж, состоящий из четырех несложных изображений. Ребята учатся составлять истории, опираясь на него. Хорошо использовать для разучивания скороговорок, пословиц.
Мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст ( рассказ, стих, сказка и т. п.) Мнемотаблицы – сложные упражнения для развития детей.
Различают такие мнемотаблицы:
Для запоминания стихов, загадок, скороговорок, сказок;
Для запоминания правил;
Для составления или запоминания рассказа.
Мнемотаблица может быть нарисована от руки или составлена из картинок, как коллаж.
На начальном этапе обучения, лучше рисовать небольшие по объему таблицы-ленты, расположив 3-4 картинки в ряд. Детям интересно раскрашивать эти картинки, а позже и подсказывать вам свои идеи для рисунка.
Чтобы составить мнемотаблицу, нужно:
Разбить рассказ на части, определяя важные моменты (каждые 2-3 слова), расчертить лист бумаги на квадраты;
Нарисовать на каждый такой момент картинку (описывая существительные или прилагательные);
Непонятные слова (глаголы или вопросы) по возможности как-нибудь изобразить или просто поставить знак «?». Это надо будет прокомментировать ребенку.
Разные загадки или сказки легче и веселее воспринимаются маленькими детьми, если они разобраны на ситуации и изображены на картинках. Затем ребенку предлагается запомнить описанное и рассказать поэтапно, смотря на картинки.
При этом у ребенка в голове происходят такие процессы:
Рассмотрение картинок и понимание, что на них изображено;
Перекодировка информации из визуальной в образную, сопоставление картинки с понятием;
Составление рассказа по картинкам;
Запоминание рассказа или стиха.
Мнемотаблицы, отображающие последовательность действий.
Мнемотехника используется для запоминания и рассказывания сказок.
Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик.
Тише, Танечка, не плачь!
Не утонет в речке мяч.
Многие явления легче разбирать по мнемотаблицам. Видя образ того, о чем идет речь, ребенок легче запомнит информацию, ведь она будет восприниматься мозгом автоматически, перекодируя ее из абстрактного в образное мышление:
По этой таблице ребенок выучит рассказ о птицах. Расшифровка таблицы:
1. Что это за птица?
2. Она дикая или домашняя?
3. Какого цвета?
4. Чем питается?
5. Какие звуки издает?
6. Что делает, как живет?
7. Где живет?
8. Какие у нее детеныши?
9. Какую пользу (или вред) приносит людям?
По такому же алгоритму можно придумать рассказ обо всем, чем угодно. Ребенок сначала ответит на все вопросы по отдельности, а затем нужно попросить его рассказать об этом единым текстом, подглядывая в таблицу.
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2022/09/29/image.jpg)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/05/picture-492197-1412517149.jpg)
"Русские народные сказки, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста"
Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества рус...
Консультация для родителей «Мнемотехника, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста"
Если ребенок молчит,покажите ему картинку,и он заговорит. К.Д. Ушинский...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/05/picture-492197-1412517149.jpg)
"Русские народные сказки, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста"
"Русские народные сказки, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/05/picture-922532-1494016262.jpg)
Интерактивное обучение как средство развития связной речи детей дошкольного возраста
В презентации подробно представлено использование интерактивных технологий как средства развития связной речи и коммуникативной компетенции дошкольников....
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/16/picture-726502-1450286352.jpg)
Презентация "Инновационное обучение, как средство развитие связной речи детей дошкольного возраста"
Материал-презентация для педагогов по развитию речи детей. Тема: "Инновационное обучение, как средство развитие связной речи детей дошкольного возраста"....
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/23/picture-1061200-1537724392.jpg)
Тема: «Сюжетные картины как средство развития связной речи детей дошкольного возраста»
Анализ научной литературы по проблеме обучения дошкольников связной речи (устной и письменной) показывает, что эта проблема занимает видное место в исследованиях.Изучение развития связной речи по...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/07/picture-322820-1386422139.jpg)
Конспект занятия "Кубики историй" как средство развития связной речи детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так ...