Тема по самообразованию: «Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи у детей дошкольного возраста»
методическая разработка
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА
Тема по самообразованию:
«Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи у детей дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yuyu_samoobrazovanie_21-22.docx | 28.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Частное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад 180 открытого акционерного общества
«Российские железные дороги»
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА
Тема по самообразованию:
«Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи у детей дошкольного возраста»
Суходолина Ю.Ю., воспитатель первой
квалификационной категории
г. Новоалтайск
2021 г.
Тема: «Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи у детей дошкольного возраста»
Цель: Развитие связной речи посредством мнемотехники.
Задачи:
1. Совершенствовать диалогическую форму речи;
2. Развивать у детей умение с помощью графической аналогии понимать и рас-
сказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице и коллажу;
развивать умственную активность, сообразительность, наблюдательность,
умение сравнивать, выделять существенные признаки; развивать мышление,
внимание, воображение, память;
3. Создать условия для развития связной речи: разработать и апробировать се-
рию занятий с использованием мнемотехники; создать наглядный материал,
включающий в себя приемы мнемотехники;
5.Вовлечь родителей в процесс речевого развития детей;
6.Поделиться опытом профессиональной деятельности с педагогами ДОУ.
Предполагаемый результат
- У детей увеличится круг знаний об окружающем мире;
- Появится желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
- Словарный запас выходит на более высокий уровень;
- Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед
аудиторией;
- Родители вовлечены в процесс речевого развития детей.
Актуальность выбранной темы
Если учить ребёнка каким-нибудь неизвестным ему Пяти словам – он долго будет и напрасно мучиться, Но если свяжите двадцать таких слов с картинками, Их он усвоит на лету.
К. Д. Ушинский.
С вступлением в силу ФГОС ДО стали предъявляться требования к результатам освоения программы в виде целевых ориентиров дошкольного образования. На этапе завершения дошкольного образования воспитанник должен хорошо владеть устной речью, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желаний. Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте. Основная цель ФГОС ДО речевого развития - это формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком.
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов.
К сожалению, на сегодняшний день - образная, богатая синонимами, описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое и это делает проблему развития связной речи одной из наиболее актуальных. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток общения родителей со своими детьми, порой игнорирование речевых трудностей детей лишь увеличивает количество дошкольников с недостатками речи.
В речи детей существует множество проблем: односложная речь, неспособность построить распространенное предложение; бедность речи, недостаточный словарный запас; трудности в построении монолога (сюжетный или описательный рассказ, пересказ); отсутствие навыков культурной речи.
Чтобы успешно решить эти проблемы, необходимо сделать процесс обучения интересным, развивающим, несколько опережающим развитие ребенка, но не превышающим его возможностей. Поэтому наряду с общепринятыми приемами и принципами я считаю необходимым использовать в своей работе оригинальные, творческие методики, и одна из них – это мнемотехника.
Мнемотехника — система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда ребенок в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.
Теоретическая основа базируется на представлении о сложной и активной природе процессов запоминания, опирающихся у человека на целый ряд совместно работающих аппаратов мозговой коры, она открывает широкие возможности для более эффективного заучивания детьми стихотворного текста, даже, что особенно важно, детьми с проблемами в развитии. (В. А. Козаренко «Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано»»)
Работа с технологией мнемотехники опирается на следующие принципы:
-Принцип творческого обучения и воспитания: максимальная реализация творческих возможностей ребёнка;
-Принцип доступности: предложенный материал по уровню сложности, доступен пониманию ребёнка;
-Принцип личностной ориентации: личность каждого ребёнка является непреложной ценностью в процессе воспитания;
-Принцип природосообразности: учёт возрастных и индивидуальных особенностей, задатков, возможностей детей.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для внедрения мнемотехнических технологий в воспитательно-образовательный процесс с целью повышения уровня сформированности связной речи у детей дошкольного возраста. А также развитие связной речи детей дошкольного возраста, используя дидактические игры в интеграции с методом наглядного моделирования - мнемотаблицами.
1. В пересказе;
2. В составлении рассказов;
3. В заучивании стихотворений;
4. В формировании грамматически развитой речи.
Формы работы с детьми
- совместная работа с детьми;
- индивидуальная работа с детьми
Перспективный план работы с детьми на 2021-2022 учебный год.
Месяц | Тема | Задачи |
Сентябрь 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | «Мнемотаблицы, мнемодорожки» | Знакомство с мнемотаблицей, мнемодорожкой, мнемотехническим запоминанием слов. Обучение составлению рассказа с использованием мнемотаблицы, являющейся зрительным планом изложения, развитие слухового внимания, зрительного восприятия, логического мышления, памяти. |
«По дороге в детский сад». | Учить составлению описательного рассказа с использованием сенсорно – графического плана, развивать слуховое, зрительное внимание, мышление, учить составлению мнемодорожки. | |
Русская народная сказка «Рукавичка». | Упражнять в умении рассказывать содержание сказки связно, в логической последовательности, учить соотносить знаковые символы с образами; развивать внимание, память, мышление. | |
Стихотворение Е. Трутневой «Листопад». | Учить составлять мнемотаблицу по стихотворению, рассказывать стихотворение опираясь на мнемотаблицу; учить соотносить знаковые символы с образами; развивать внимание, память, мышление. | |
Октябрь 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | Описательный рассказ «Расскажи про осень» | Учить составлению описательного рассказа, развивать слуховое, зрительное внимание, мышление, учить составлению мнемодорожки, расширение словаря существительных, прилагательных, употребление сложноподчиненных предложений с союзом «а». Уточнение, расширение словаря существительных, прилагательных по теме «Осень», развитие зрительного восприятия, логического мышления, учить составлять мнемотаблицу. |
«Моя семья» | Составление рассказа «Моя семья». Упражнять детей в составлении рассказа по схеме – модели; развивать умение соотносить знаковые символы с образами; развивать память, внимание, наглядно – действенное мышление. | |
Стихотворение «День и ночь» П. Соловьева | Заучить стихотворение с помощью мнемотаблицы. Поупражнять в выразительном чтении стихотворения. | |
«Моя любимая сказка» | Предложить детям самим составить мнемотаблицу о своей любимой сказке. Провести взаимотренаж (ВТ) и взаимопередачу информации (ВПИ). (Под контролем педагога) | |
Ноябрь 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | «Расскажи о профессии» | Активизация предметного словаря: название профессии, орудий труда, расширение словаря действий; учить составлять мнемодорожку. |
«Мое село» | Расширение словаря существительных по теме «Мое село», обучение составлению связного рассказа с опорой на мнемотаблицу. | |
Стихотворение «Дружите, дети» Т. Шорыгина. | Продолжать учить составлять самостоятельно мнемотаблицу, соотносить знаковые символы с образами; развивать внимание, память, мышление. | |
Русская народная сказка «Жихарка». | Продолжать упражнять в умении рассказывать содержание сказки связно, в логической последовательности, учить соотносить знаковые символы с образами; развивать внимание, память, мышление. | |
Декабрь 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | «Расскажи о зиме» | Уточнение, расширение словаря существительных, прилагательных по теме «Зима», развитие зрительного восприятия, логического мышления, составление предложений, учить составлять мнемотаблицу. |
Русская народная сказка «Снегурочка» | Продолжать учить соотносить знаковые символы с образами; учить самостоятельно выбирать знаковые образы и символы, развивать внимание, память, мышление. | |
Стихотворение «Зимний гость» Н. Найдёнова | Продолжать учить составлять самостоятельно мнемотаблицу по стихотворению, соотносить знаковые символы с образами; учить самостоятельно выбирать знаковые образы и символы, развивать внимание, память, мышление. | |
«Встречаем Новый год» | Расширение словаря существительных по теме «Новый Год», развитие фразовой речи, учить составлению описательного рассказа, развивать слуховое, зрительное восприятие, мышление. | |
Январь 2 неделя 3 неделя 4 неделя | «Мое здоровье» | Расширение словаря существительных по теме «Здоровье», развитие фразовой речи, употребление предложений с распространенными однородными членами, учить составлять рассказ по мнемотаблице. |
Стихотворение «Что нужно делать каждый день?» Н. Д. Ходжимирова | Продолжать учить составлять самостоятельно мнемотаблицу по стихотворению, соотносить знаковые символы с образами; учить самостоятельно выбирать знаковые образы и символы, развивать внимание, память, мышление. | |
«Дикие животные» | Расширение словаря существительных по теме «Дикие животные», изменение существительных в единственном числе по падежам в зависимости от вопроса и соседних слов, составление мнемотаблиц. | |
Февраль 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | «Мои игрушки» | Расширение словаря существительных по теме «Игрушки», согласование местоимений «мой», «моя» с существительными в роде, падеже, развивать слуховое, зрительное восприятие, мышление, составление рассказа с опорой на мнемотаблицу. |
Стихотворение «Два флота» | Продолжать учить составлять самостоятельно мнемотаблицу по стихотворению, соотносить знаковые символы с образами; учить самостоятельно выбирать знаковые образы и символы, развивать внимание, память, мышление. | |
«Мои защитники» | Расширение словаря существительных по теме «Мои защитники», развитие связной речи, составление рассказа с опорой на мнемотаблицу. развивать слуховое, зрительное восприятие, мышление, память. | |
Русская народная сказка «Каша из топора». | Продолжать учить соотносить знаковые символы с образами; учить самостоятельно выбирать знаковые образы и символы, развивать внимание, память, мышление. | |
Март 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | «Как я помогаю маме» | Активизация словаря существительных, прилагательных по теме «Семья», согласование прилагательных с существительными, составление рассказа из личного опыта, самостоятельное составление мнемодорожки. |
Стихотворение «Сказки слушать я люблю» | Продолжать учить составлять самостоятельно мнемотаблицу по стихотворению, соотносить знаковые символы с образами; учить самостоятельно выбирать знаковые образы и символы, развивать внимание, память, мышление. | |
Русская народная сказка «Теремок» | Продолжать учить соотносить знаковые символы с образами; учить самостоятельно выбирать знаковые образы и символы, развивать внимание, память, мышление. | |
«Расскажи о деревьях» | Расширение словаря существительных по теме «Деревья», развитие связной речи, составление рассказа с опорой на мнемотаблицу. развивать слуховое, зрительное восприятие, мышление, память. составление описательного рассказа с использованием мнемотаблицы. | |
Апрель 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | «Расскажи о весне» | Расширение словаря существительных, прилагательных, глаголов по теме «Весна», согласование прилагательных с существительными, образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами, составление творческого рассказа с использованием мнемотаблицы, развивать слуховое, зрительное восприятие, мышление, память. |
Стихотворение «Апрель» С. Маршак | Закреплять умения составлять самостоятельно мнемотаблицу по стихотворению, соотносить знаковые символы с образами; учить самостоятельно выбирать знаковые образы и символы, развивать внимание, память, мышление. | |
«Транспорт» | Активизация словаря существительных, прилагательных по теме «Транспорт», согласование количественных числительных с существительными, употребление предложений разных типов, составление творческого рассказа с использованием мнемотаблицы. | |
«Составление творческих рассказов» | Учить составлять творческие рассказы, правильно использовать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить рассказ. | |
Май 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | «Расскажи о своем крае» | Расширение словаря существительных по теме «Мой край», развитие связной речи, составление рассказа с опорой на мнемотаблицу, развивать слуховое, зрительное восприятие, мышление, память, составление описательного рассказа с использованием мнемотаблицы. |
Стихотворение «Что мы Родиной зовем?» В. Степанов | Закреплять умения составлять самостоятельно мнемотаблицу по стихотворению, соотносить знаковые символы с образами; учить самостоятельно выбирать знаковые образы и символы, развивать внимание, память, мышление. | |
«Расскажи о цветах» | Расширение словаря существительных по теме «Цветы», развитие связной речи, составление рассказа с опорой на мнемотаблицу, развивать слуховое, зрительное восприятие, мышление, память, составление описательного рассказа с использованием мнемотаблицы. | |
«Стихи, рассказы по выбору детей» | Дать возможность детям выбрать стих или рассказ по его интересам, проявить инициативу, закрепить умение составлять мнемотаблицы. |
Работа с родителями в течении года
1. Консультация: «Мнемотехника – как средство развития связной речи у детей».
2. «Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста».
3. «Развитие речи детей средствами мнемотехник».
Работа с педагогами
1. ООД по развитию речи: «Мненомотаблицы в работе педагога дошкольного образования»
2. Передача опыта работы, картотека мнемотаблиц и т.д.
Предоставление отчета по работе
Форма отчетности: Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете. Выступление на педсовете, мастер-класс по составлению мнемотаблиц.
Изучение методической литературы по данной теме в течении года, создание картотек
-Т.Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»;
- Н.В. Нищева «Обучение детей пересказу по опорным картинкам»;
- Изучение статей в журналах: «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание»;
- Изучение методик и технологий в интернет-ресурсах;
- Создание картотек: «Словесный каскад», «Составь рассказ», «Расскажи стихотворение».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Моделирование-как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста
Формирование у ребенка обобщенного представления о логической последовательности текста, на которые они ориентируются в самостоятельной речевой деятельности...
Виды связной речи. Пересказ - важное средство развития связной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР.
Речь - это своеобразная форма познания человеком предметов и явлений действительности и средство общения людей друг с другом. Речь имеет основные...
Проект Коммуникативная компетентность как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста посредством театрализации.
Тема: «Коммуникативная компетентность как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста посредством театрализации».Введение. Развитие связной речи является центральной задаче...
Пескотерапия,как эффективный метод развития связной речи у детей дошкольного возраста
Пескотерапия, как эффективный метод развития связной речи у детей дошкольного возраста...
План работы по самообразованию «Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи у детей дошкольного возраста». 2021-2022 год
Цель: выявить эффективность использования приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей. Задачи: 1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, самообразование...
«Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи у детей дошкольного возраста»
Папка по самообразованию на тему:«Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи у детей дошкольного возраста»Цель: развитие связной речи у детей дошкольного возраста пос...
Консультация для родителей по теме: «Игра, как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей по теме:«Игра,как средство развития связной речиу детей дошкольного возраста»...