Родительское собрание в средней группе "Мнемотехника-как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста"
консультация (средняя группа)
Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом.
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.
Чтобы ребенок нормально развивался, родителям нужно с ним общаться. Мало рассказывать что-либо или читать книжки. Необходимо формировать у малыша желание, а затем потребность делиться мыслями, выражать свои просьбы, умение слушать и слышать собеседника, а затем себя. Ни одна компьютерная программа не заменит живого общения.
Как вы думаете, почему детям трудно дается запоминание стихотворений и правил, и легко и быстро запоминаются сюжеты кинофильмов и мультфильмов, рекламы?
Дело в том, что в первом случае, при разучивании стихотворения, требуется произвольное запоминание (когда мы запоминаем что-то специально, это требует волевых усилий), а во втором – действует непроизвольное запоминание, основанное на эмоциях и интересе ребенка.
Что же может удержать внимание и сделать процесс запоминания простым и непринуждённым?
На помощь приходят сюжетные картинки.
«Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит»
Мозгу человека гораздо проще "опираться" на образы, и именно по ним запоминать слова, фразы и даже цифры, которые до этого запоминались с большим трудом. Другими словами, если ребенку сложно запомнить строки стихотворения, то с нарисованными к нему образными картинками — эффективность запоминания увеличивается на порядок.
Как показала практика, метод мнемотаблиц помогает эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_mnemotehnika.docx | 21.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение общеобразовательного типа
детский сад №45 г. Новороссийск
Родительское собрание
в средней группе №12
Тема:
«Мнемотехника – как средство развития связной речи у детей»
г. Новороссийск, 2023г.
Цель: Вовлечение родителей в процесс формирования у детей связной речи, используя метод мнемотехники.
Оборудование: Картотека мнемодорожек и мнемотаблиц. Видеоролики использования мнемотехники в режимных моментах. Буклет «Что такое мнемотехника?»; памятка «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»
План проведения:
- Актуальность данной темы.
- Выступление педагогов: «Что такое мнемотехника?»
- Мастер-класс по составлению мнемотаблиц-схем для родителей.
Ход заседания:
1.Актуальность данной темы.
Добрый вечер уважаемые родители!
Мы очень рады, что вы нашли время и пришли на наше родительское собрание. Только сотрудничество и сотворчество педагогов с родителями может принести реальную пользу в деле воспитания детей, а наиболее результативными формами общения педагогов с семьями воспитанников могут стать нетрадиционные, неформальные, творческие мероприятия. Наше родительское собрание как раз и является таковым.
Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом.
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.
С какими проблемами нам педагогам приходится сталкиваться?
Существующие проблемы речи современных детей:
- односложная, состоящая лишь из простых предложений речь, неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
- бедность речи, недостаточный словарный запас.
- употребление нелитературных слов и выражений.
- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
- неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
- отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
- отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
- плохая дикция
Чтобы ребенок нормально развивался, родителям нужно с ним общаться. Мало рассказывать что-либо или читать книжки. Необходимо формировать у малыша желание, а затем потребность делиться мыслями, выражать свои просьбы, умение слушать и слышать собеседника, а затем себя. Ни одна компьютерная программа не заменит живого общения.
Как вы думаете, почему детям трудно дается запоминание стихотворений и правил, и легко и быстро запоминаются сюжеты кинофильмов и мультфильмов, рекламы? (высказывания родителей).
Дело в том, что в первом случае, при разучивании стихотворения, требуется произвольное запоминание (когда мы запоминаем что-то специально, это требует волевых усилий), а во втором – действует непроизвольное запоминание, основанное на эмоциях и интересе ребенка.
2.Что такое мнемотехника?
Что же может удержать внимание и сделать процесс запоминания простым и непринуждённым?
На помощь приходят сюжетные картинки.
«Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит»
Мозгу человека гораздо проще "опираться" на образы, и именно по ним запоминать слова, фразы и даже цифры, которые до этого запоминались с большим трудом. Другими словами, если ребенку сложно запомнить строки стихотворения, то с нарисованными к нему образными картинками — эффективность запоминания увеличивается на порядок
Метод мнемотаблиц:
Как показала практика, метод мнемотаблиц помогает эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию.
Мнемотаблицы:
- являются прекрасным материалом по развитию речи;
- используются для пополнения словарного запаса и развития речи;
- применяются при обучении пересказу и составлению рассказов, заучивании наизусть
Значит, с помощью мнемотаблиц можно решить такие задачи как:
- Развитие речи и пополнение словарного запаса.
- Преобразование образов в символы.
- Развитие памяти, внимания и образного мышления.
- Развитие мелкой моторики.
На столах вы видите памятки по использованию мнемотехники – это будут ваши «путеводители» в загадочный мир мнемотехники и, надеемся, в дальнейшей вашей работе.
Приятно, когда ребенок с удовольствием сначала учит и потом декламирует стихи перед любой аудиторией. Но что делать, когда надо выучить стихотворение обязательно, а ребенок не соглашается на это «ни за что на свете»? Ребенок может отказываться под разными предлогами: «я не смогу», «я не хочу», или просто без объяснений взять и уйти заниматься своими делами. При этом причина нежелания, как правило, одна: слишком большой объем новой информации, которую надо запомнить. Мозг маленького человечка просто пытается защититься от информационной перегрузки.
Выскажите свое мнение, как правильно поступить в этом случае? Что вызывает у родителей трудности при выполнении речевых заданий с детьми дома (Ответы родителей)
- отсутствие наглядного материала,
- не знание методов и приёмов развития речи,
- трудности организации занятий,
- поиск мотивации к речевой деятельности
Поэтому, мы педагоги, считаем вполне обосновано, познакомить вас родителей с методом мнемотехники, который является доступным и эффективным для развития связной речи, даже с учетом выше перечисленных трудностей.
Метод мнемотехники один из ведущих способов развития у детей связной речи.
Мнемотехника:
- обеспечивает эффективное запоминание,
- сохранение и воспроизведение информации,
- и конечно развитие речи.
Цель - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Мнемотаблицы - являются зрительным планом, делают рассказы, сказки чёткими, связными и последовательными.
Для детей младшего и среднего возраста рекомендуют давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей остаются отдельные образы: лиса-рыжая, мышка – серая, елочка – зеленая, а для старших дошкольников- чёрно-белые. Старшие дошкольники могут сами участвовать в их рисовании и раскрашивании.
Методика использования мнемотехники (показ мнемосхем выставочной зоне).
Начинается работа с простейших мнемоквадратов (работа в выставочной зоне). Так проводится работа над словом. Например, даётся слово «лист», его символическое обозначение. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово». Затем последовательно переходим к мнемодорожкам. Потом, переходим к поэтапному кодированию сочетаний слов, запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам, например, мнемодорожка о ветре (см. выставочную зону). И позже к мнемотаблицам. Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста ребёнка. Для изготовления необходимых картинок-схем не требуются художественные способности, любой в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному стихотворению. Важно, чтобы нарисованное было понятно детям.
Пересказ. Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.
3.Мастер-класс по составлению мнемотаблиц-схем для родителей
А сейчас, уважаемые родители, мы с Вами попробуем поработать с мнемотаблицами.
Вы видите перед собой три мнемодорожки для составления предложений. Необходимо придумать к ним предложения и зачитать их.
Вы получите текст - стихотворения. Необходимо составить мнемодорожку или мнемотаблицу и объяснить, почему Вы выбрали те или иные символы.
«Сидит девица в темнице, а коса ее на улице».
«Кошка в окошке подушку шьет, а мышка в сапожках избушку метет».
«Две сестрицы – две руки рубят, строят, роют,
Рвут на грядке сорняки и друг друга моют».
Подведение итогов
Итак, использование приёмов мнемотехники делает разучивание стихов весёлым, эмоциональным, и при этом позволяет параллельно решать ряд задач: развитие мелкой моторики рук, совершенствование навыков ориентировки на плоскости листа, расширение словарного запаса, развитие связной речи детей.
Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь. Чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению.
Благодарим вас за активное участие в проведении родительского собрания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Моделирование-как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста
Формирование у ребенка обобщенного представления о логической последовательности текста, на которые они ориентируются в самостоятельной речевой деятельности...
Виды связной речи. Пересказ - важное средство развития связной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР.
Речь - это своеобразная форма познания человеком предметов и явлений действительности и средство общения людей друг с другом. Речь имеет основные...
Проект Коммуникативная компетентность как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста посредством театрализации.
Тема: «Коммуникативная компетентность как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста посредством театрализации».Введение. Развитие связной речи является центральной задаче...
Коммуникативная компетентность, как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста посредством театрализации
Развите связной речи у детей посредством театрализации...
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Презентация к ВКР...
«Дидактическая игра, как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста»
Творческий проект...
Интеррактивная игра как средство развития связной речи для детей дошкольного возраста
Использование игры для позитивной социализации и развития речи дошкольников во время приобретения знаний о родном городе...