«Народный фольклор - непревзойдённый образец искусства речи »
проект по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
МКДОУ «Детский сад» «Рябинка»
Г. Спас- Деменск
Калужская обл.
Педагогический проект по теме:
«Народный фольклор - непревзойдённый образец искусства речи »
Авторы:
учитель – логопед Романова Д. Ю.,
инструктор по физической культуре
Тихомирова С. В.
Февраль 2024 год.
- ОСОБЕННОСТИ НЕОБХОДИМОСТИ ПРОЕКТА.
УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРОЕКТА:
На протяжении всего своего существования человек неустанно познаёт мир. Огромный пласт духовных ценностей отражён в традициях и обычаях. Накопленный опыт постижения мира трепетно передаётся из поколения в поколение. Приобщение к этому богатству является основой познавательного развития человека. Именно речь является основой успешного обучения детей в школе, умения общаться с людьми и общего интеллектуального развития.
2. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ:
“Язык – душа народа. Долг каждой нации – сохранить свой Язык, долг каждого человека – серьезно и свято относиться к своему родному Языку”, писал К.Д.Ушинский.
Овладение языком, является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте. Это его национальное богатство. Именно в дошкольном возрасте активно усваивается речь, идет погружение в истоки национальной культуры. Устное народное творчество является основой и детской литературы. М. Горький утверждал: «...не один Пушкин учился русскому языку по песенкам и сказкам своей няньки... и Лесков, и Г. Успенский, и многие дети, впоследствии творцы русского литературного языка, постигали красоту, силу, ясность и точность его именно на забавных прибаутках, поговорках, загадках у нянек, солдаток, кучеров, пастухов». М. Горький называл народный фольклор бессмертной поэзией, родоначальницей книжной литературы.
По словам А.П. Усовой "словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности". Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и, наряду с основными методами и приемами речевого развития старших дошкольников, можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.
В конце ХХ века в нашу жизнь начало вливаться огромное количество заимствованных терминов и иностранных слов, что угрожает языку, а значит и культуре. Родители, из-за нехватки времени, не могут своему ребенку преподнести “школу бабушек и дедушек”, которая играла огромную роль в воспитании любви к родному языку, истории, традициям, своими пословицами и поговорками, колыбельными и народными сказками. А большинство фильмов и мультфильмов пагубно влияют на речь ребенка. В возрасте до 5 лет, дети часто пользуются нелитературными словами. Это закрепляется и входит в их привычку.
Отсюда вытекает важная проблема: как сохранить родной язык, приобщая ребенка к культурному наследию, духовным ценностям народа? Как помочь детям использовать словесное народное творчество в повседневной жизни, проявляя при этом интерес; как привлечь родителей к данной проблеме?
Гипотеза: Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью мы можем установить эмоциональный контакт с ребенком в детском саду. Культура этих отношений прививается с детства, когда ребенок только начинает познавать мир. Наблюдая за детьми во время проведения фольклорных праздников, театральных народных представлений, фольклорных спектаклей, при знакомстве с различными формами устного народного творчества и малыми музыкальными фольклорными формами, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность. У детей будет рождаться ответное душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, будут формироваться нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость. Русские пословицы, небылицы, поговорки, скороговорки (древнейшая логопедия, прибаутки, песни, потешные и докучные сказки и т. д., не только откроют звуковые красоты родного слова, координируют движение и речь, но и расширят, обогатят, активизируют словарный запас ребенка.
3. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
Развитие устной речи детей старшего дошкольного возраста путём изучения и использования малых форм народного фольклора - сказок, загадок, пословиц и поговорок.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
ДЛЯ ДЕТЕЙ:
- Формировать у детей целостного отношения к национальной культуре, традициям ; способствовать укреплению семейных связей, через заинтересованность содержанием темы проекта, не только детей, но и их родителей.
- Сформировать представление о разнообразии народного фольклора; учить использовать в самостоятельной речи богатство родного языка; расширять кругозор детей.
- Развивать двигательную активность, соблюдать правила игр, познавательные способности через представления о богатстве народного фольклора;
- Воспитывать интерес к русским народным сказкам, пословицам и поговоркам и бережное отношение к культуре своего народа; воспитывать нравственные качества: взаимопомощь, дружеские отношения.
ДЛЯ ПЕДАГОГОВ:
- Изучение методической литературы и ресурсов интернет источников по теме проекта.
- Определение системы мероприятий по реализации проекта, условий его реализации.
- Подбор и разработка методического материала по проекту.
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:
- Повышать педагогическую компетентность родителей воспитанников в вопросах организации работы с детьми по развитию речевых способностей на материале сказок, потешек, прибауток, считалок в условиях семейного воспитания.
- Привлечь к пропаганде традиций русского народа.
4. ПРОДУКТЫ ПРОЕКТА:
- ПРОДУКТЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ:
- Подготовить библиографию из методической литературы на тему: «Народный фольклор - непревзойдённый образец искусства речи »
- Папка-передвижка на тему «Роль фольклора в развитии детей»
- Картотека пословиц и поговорок.
2) ПРОДУКТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ:
- Мероприятие в КВЦ, экспозиция «Русские валенки»
- Викторина по русским народным сказкам «Что за прелесть, эти сказки»
- Утренняя зарядка по русским народным сказкам
- Экскурсия в библиотеку
3) ПРОДУКТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
- Папка-передвижка «Роль фольклора в развитии детей
- Фото – отчет по проекту «Чему мы научились, что нового узнали»
- Выступление на родительском собрании «Домашняя игротека»
5. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1.Кадровые
В детском саду работают специалисты: старший воспитатель, учитель – логопед, инструктор по физкультуре, музыкальный работник, педагоги группы, которые могут оказать методическую и практическую помощь родителям в вопросе развития речи детей, при знакомстве с детей с русским фольклором
2) Материально-технические:
Кабинет логопеда,
спортивный зал
Оборудование для подвижных игр, для дидактических игр.
Аудиоаппаратура.
6. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ этап | ОСНОВНОЙ этап | ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ этап |
-изучение, материалов по данной теме, изучение методической литературы: 1. Даль В.И. «Пословицы русского народа» М.: 1984 2. «Пословицы. Поговорки. Загадки» Сост. А.Н. Мартынова, В.В. Митрофанова М., 1986 3. «Русские народные загадки, пословицы, поговорки» сост. Ю.Г.Круглов М.: Просвещение, 1990 4. «Русские пословицы и поговорки» Сост. А.И. Соболев, - М., 1983 5. Изучение монологической речи детей 6 - 7 лет: занятия на основе сказок / Авт.-сост. А.А. Гуськова. Волгоград, 2010. 6. Чебан А.Я., Бурлакова Л.Л. Знакомим дошкольников с народной культурой. М., 2011. 7. Детские подвижные игры народов России Под редакцией Т.И. Осокиной. М.: Просвещение. 1988 -просмотр сайтов в Интернете; - подбор материала, игр по теме; - составление картотек. -Виктрина "Что за прелесть эти сказки!" | - разучивание считалок, закличек, потешек - оформление картотеки русских пословиц и поговорок; - изготовление масок и костюмов; - изготовление атрибутов; Ознакомление детей с русскими народными играми: - знакомство с содержанием игры; - объяснение содержания игры; - разучивание игр; - проведение игр -Разучивание пальчиковых игр по русскому фольклору -Разучивание потешек, пословиц, закличек: «Ваня, Ваня простота», «Огуречек, огуречек», «Петушок, петушок», «Ладушки», «Уж как я свою коровушку люблю» -Считалки: «Шла кукушка мимо сети», «Тара – бара», «Катилось яблочко», «Белый месяц». Разучить считалки для распределения ролей. -Заклички : «Ай лады, лады, лады! », «Дождик» -Папка-передвижка "Роль фольклора в развитии детей" -Утрення гимнастика по сказке «Теремок» -Разучивание р.н.игр со словами потешками и закличками» «Стадо», «волк», «Ворон», Шел козел по лесу», «Игровая», Краски», «Гуси» -НОД по физической культуре | Мероприятие в КВЦ, экспозиция "Русские валенки" -Картотеки русских народных пословиц и поговорок - Папка – передвижка для родителелей "Роль фольклора в развитии детей" - Применение детьми народных словесных игр в самостоятельной игровой деятельности в помещение и на улице. -Развлечение совместно с работниками библиотеки -Консультация для родителей «Домашняя игротека» -Викторина по русским сказкам «Что за прелесть, эти сказки |
7.РАБОЧИЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
ДАТА | МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ | НАИМЕНОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ | ОТВЕТСТВЕННЫЕ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕ |
12.02.2024 | Кабинет логопеда, спортивный зал | -Диагностическое задание «ЧТО МЫ ЗНАЕМ о народном фольклоре» -Папка – передвижка «Роль фольклора в развитии детей » Разучивание р.н.игры «Волк» | Учитель-логопед Инструктор по физ-ре |
13.02.2024 | Кабинет логопеда, спортивный зал | -Утренняя гимнастика по сказке «Теремок» -Пальчиковые игры по русскому фольклору Разучивание р.н.игры «Стадо» | Учитель-логопед Инструктор по физ-ре |
14.02.2024 | Кабинет логопеда, спортивный зал | Викторина по русским народным сказкам. Разучивание считалок | Учитель-логопед Инструктор по физ-ре |
15.02.2024 | Кабинет логопеда, спортивный зал | НОД по физ.культуре : «Городки" -Сюжетная игра с использованием знакомых песенок, потешек «Семья». Разучивание р.н.игр «Ворон», «Стадо» | Учитель-логопед Инструктор по физ-ре |
16.02.2024 | КВЦ | Мероприятие в КВЦ, экспозиция "Русские валенки" | Учитель-логопед Инструктор по физ-ре |
19.02.2024 | Кабинет логопеда, спортивный зал | -НОД по физ. Культуре в спортивном зале - Городки -Словесные игры: Молчанка», «Чепуха», «Холодно-горячо». | Учитель-логопед Инструктор по физ-ре |
20.02.2024 | Кабинет логопеда, спортивный зал, | -Утренняя гимнастика по сказке "Репка" - разучивание народных пословиц и поговорок Разучивание игр «Краски», «Гуси» | Учитель-логопед Инструктор по физ-ре |
21.02.2024 | Кабинет логопеда, спортивный зал | -Утренняя зарядка по русским народным сказкам - Разучивание р. н. считалок «Шла кукушка мимо сети», «Тара – бара» Повторение русских народных игр | Учитель-логопед Инструктор по физ-ре |
22.02.2024 | Библиотека. | -Развлечение по плану библиотекаря | Учитель-логопед Инструктор по физ-ре Библиотекарь |
8. Ожидаемые результаты проекта:
ДЛЯ ДЕТЕЙ:
- у детей возникло желание изучать русский народный фольклор.
- пополнение словарного запаса: стали активно использовать в речи пословицы, считалки, поговорки, прибаутки, загадки, заклички.
- научились преодолевать неудачи, радоваться успеху других, сформировалось чувство справедливости.
- умение самостоятельно организовывать игру и усвоение правил и содержания игр
- развитие физических качеств: ловкости, быстроты, глазомера, внимания и т.д.
ДЛЯ ПЕДАГОГОВ:
- создание системы словесных народных игр по приобщению дошкольников к малым формам народного фольклора
- активное внедрение русских народных сказок, пословиц, поговорок в праздники, развлечения, прогулки
- применение в своей работе пальчиковых игр на основе русского фольклора
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:
- в семье установится связь между поколениями, так как родители, бабушки, дедушки рассказывают сказки своего детства, вспоминают пословицы и поговорки
- родители запланируют в выходной день совместные игры с детьми, экскурсию в КВЦ, поход в библиотеку ;
- укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом
- повысится уровень знаний о малых формах русского народного фольклора
ДЛЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПАРТНЕРОВ:
- Создание условий и проявление интереса к укреплению партнерских связей
- Включение в свою работу русские народные сказки, игры, потешки, заклички, считалки
- Совместные мероприятия с библиотекой и КВЦ
9. Оценка эффективности реализации проекта.
Исходя из целей и задач проектной деятельности, предложены следующие критерии оценивания:
- Повышение уровня знаний: какие сказки, пословицы, поговорки и заклички знают дети (выявление в процессе проведения игр, прогулок, экскурсии и развлечений)
- Знание правил словесных игр, соблюдение их во время игры (выявление в процессе наблюдения в группе, на прогулке)
- Уровень обогащения словаря детей новыми словами в активный и пассивный словарь (выявление на индивидуальных занятиях логопеда)
10. Оценка рисков.
- Неготовность родителей осознать важную роль в развитии речи детей малых форм русского народного фольклора.
-проведение индивидуальных бесед, консультаций,
-изготовление папок – передвижек
-введение новой атрибутики
2) Низкая активность родителей в работе по развитию и обогащению словаря детей.
- индивидуальные консультации
- информирование о ходе проекта
-консультация для родителей
3) Неготовность воспитателей вносить в свои планы пальчиковые игры, русские народные пословицы, поговорки , загадки, заклички.
-сбор картотеки русских народных пословиц и поговорок
-сбор картотеки считалок, закличек
-разработка совместных мероприятий
-сбор картотеки пальчиковых игр по русскому фольклору
4) Утеря интереса детей к проектной деятельности.
-сюрпризные моменты
-разнообразие предлагаемого материала
-новые формы работы с детьми
-новые атрибуты
11. Дальнейшее развитие проекта.
После проделанной работы по внедрению педагогического проекта в работу со старшей группой детского сада, можно сказать, что данный проект позволил нам достичь, поставленные цели при наименьших затратах ресурсов.
Мы проанализировали результаты работы над проектом и пришли к выводу, что дети научились применять пословицы, поговорки в самостоятельной игровой деятельности, ребята действуют согласно их правилам, знают названия игр. В ходе проекта ребята научились отличать народные словесные игры от других игр, связывать их с народными календарными праздниками. Дети узнали много русских народных сказок, словесных игр, пословиц, поговорок, закличек.
Педагоги используют на занятиях пальчиковые игры по народному фольклору (потешки, пестушки, заклички, считалки). А также стали применять картотеку русские народные пословицы и поговорки в организации воспитательной работы с детьми. Идет обмен опытом и методической литературой среди педагогов ДОУ.
У родителей появился интерес к образовательному процессу, к развитию речи детей через ознакомление с малыми формами русского народного фольклора. Расширились знания родителей в вопросе организации совместной деятельности в выходной день.
Таким образом, при совместной организованной деятельности в семье и в ДОУ, мы смогли добиться хороших результатов в развитии речи дошкольников, через ознакомление с фольклором и русскими словесными играми, а также развивали их физические качества.
В дальнейшем планируем продолжить работу по этому проекту с подготовительной группой. Внедрять полученный материал в дополнительное образование с детьми: пальчиковые игры, русские народные сказки, пословицы, поговорки и словесные игры.
Литература:
1.Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Учеб.-метод. пособие / Под ред. Т.В. Воин овец. М., 2008.
2.Изучение монологической речи детей 6 - 7 лет: занятия на основе сказок / Авт.-сост. А.А. Гуськова. Волгоград, 2010.
3.Сазонова С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи: Учеб. пособие. М., 2003.
4.Чебан А.Я., Бурлакова Л.Л. Знакомим дошкольников с народной культурой. М., 2011.
5.Чиркина Г.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. М., 2009.
6.Научно- методический журнал «Логопед» 2015, №2 (90). Предлагаем обсудить. Игнатьева С.И. (учитель-логопед ГБОУ СОШ № 33, структурное подразделение — д/с (ДОУ № 22), г. Сызрань Самарской обл.) Развитие речи с помощью сказок у дошкольников с ОНР 5-6 лет. Календарно-тематическое планирование.с.31.
7. Даль В.И. «Пословицы русского народа» М.: 1984
8. «Народная педагогика и здоровьесбережение в практике учителя-логопеда» Лёзина Е.А. (Ж-л «Логопед № 7 2013)
9. «Пословицы. Поговорки. Загадки» Сост. А.Н. Мартынова, В.В. Митрофанова М., 1986
10. «Русские народные загадки, пословицы, поговорки» сост. Ю.Г.Круглов М.: Просвещение, 1990
11. «Русские пословицы и поговорки» Сост. А.И. Соболев, - М., 1983
12. Садовников Д.Н. «Загадки русского народа» - М., 1959
13. «Старинные русские пословицы и поговорки» сост. В.П.Аникина. ( М. Дет. Лит. 1983)
14. Фоминых Е.Н. «На каждую загадку есть своя отгадка» (Ж-л «Логопед № 7 2014)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Народный фольклор как средство развития речи детей
Известно, что количество детей с отклонениями в развитии непрерывно увеличивается. Это обуславливает необходимость дальнейшего поиска новых эффективных подходов к диагностике и коррекции их развития ....
Народный фольклор как средство развития речи детей
"А.П. Усова, О. Ушакова считают, что потешки, скороговорки, пословицы, поговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ре...
Логопедический проект на тему: «Народный фольклор - непревзойдённый образец искусства речи»
На протяжении всего своего существования человек неустанно познаёт мир. Огромный пласт духовных ценностей отражён в традициях и обычаях. Накопленный опыт постижения мира трепетно передаётся из поколен...
«Народный фольклор, как средство развития речи дошкольников»
laquo;Народный фольклор, как средство развития речи дошкольников»Актуальность развития речи всегда будет стоять на первом месте в развитии личности ребенка. Овладение родным языком, разви...
Выступление на тему" Народный фольклор как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста"
Выступление по теме....
"Русский народный фольклор - эффективное средство развитие речи детей дошкольного возраста"
Данный материал представляет собой отчет по теме самообразования, работа над которой продолжалась в течение двух лет....
«Народный фольклор - непревзойдённый образец искусства речи »
Педагогический проект...