Выступление на тему" Народный фольклор как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста"
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Выступление
Тема: «Народный фольклор как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста».
Подготовила:
воспитатель Некрасова Е.С.
Слайд
Младший дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Грамотная, эмоционально насыщенная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Изучив многолетний опыт работы с детьми младшего возраста позволяет мне утверждать, что количество детей, поступающих в дошкольное учреждение с низким уровнем речевого развития, не соответствующим возрастным показателям ежегодно увеличивается. Сложившаяся ситуация вызвана рядом причин:
- пассивное отношение родителей к проблемам речевого развития именно в младшем возрасте, многие из родителей не замечают отставания своего ребенка в речевом развитии, связывая это с индивидуальными особенностями малыша.
- большая часть родителей недостаточно осведомлена с возрастными показателями речевого развития детей третьего года жизни.
Сложившаяся ситуация побудила меня к поиску оптимальных средств речевого развития именно в младшем возрасте.
Слайд 1
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, считалки, колыбельные, сказки). Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Исходя из этого, базовой основой для развития речи у детей младшего возраста я выбрала методическую тему: «Народный фольклор как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста» .
Слайд3
Цель моей работы: Формирование правильной речи детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества; использование произведения русского народного фольклора, как возможность развития речи детей младшего дошкольного возраста. В связи с поставленной целью я выделила следующие задачи:
- Выявить значение устного народного творчества в системе развития речи детей. - Знакомить детей с разными формами фольклора (потешки, пестушки, приговорки, заклички, колыбельные песни).
- Развивать внимание, понимание речи, артикуляционный и слуховой аппарат, звукоподражание, активизировать словарь;
- Воспитывать интерес к художественной литературе, формировать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, усвоению содержания произведений и эмоциональной отзывчивости на него.
Слайд4
Жанры детского фольклора, используемые в работе: колыбельные песни; потешки; прибаутки; заклички; приговорки; детские игровые песни (считалки, дразнилки, песни для детей об окружающей их жизни); народные игры.
Слайд5
Детский фольклор используется: в период адаптации; в режимных моментах; на прогулке; в образовательной деятельности; в игре; в свободной деятельности.
Слайд6
В период младшего дошкольного возраста фольклор приобретает особую значимость, помогает найти контакт с детьми. Свою работу я строила на принципах тщательного отбора художественных текстов для детей и интеграции фольклорных произведений в различные виды детской деятельности. Для создания необходимых условий, способствующих возникновению у детей интереса к устному народному творчеству, я оборудовала в группе «Книжный уголок». В книжном уголке разместила самые разные книжки: книжки – игрушки, книжки – раскладушки, книжки – картинки, книжки – малышки.
Здесь же расставила фигурки персонажей знакомых потешек, прибауток, сказок. Своеобразие оформления, яркость и необычность сразу же привлекли внимание детей. Они с радостью и желанием шли к «книжному уголку», рассматривали книги, вспоминали слова и фразы из произведений устного народного творчества.
Слайд7
Организованную образовательную деятельность с использованием русского фольклора я рассматриваю не как традиционную форму обучения, а как общение с детьми. Занятия строю на активном соучастие и сотворчестве педагога и ребёнка, добиваюсь, чтобы дети поняли смысловое содержание всего произведения, адекватно на него реагировали.
В самом начале учебного года большинство из детей слабо владеет навыками речевой деятельности. На первых порах даже простые слова подтверждение или отрицания являются достижениями малыша и свидетельствуют об интересе детей к играм с песенками и потешками. Для развития внимания к звукам речи стала учить детей совместно договаривать и подговаривать слова, выделять голосом некоторые слова в тексте. Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок.
Слайд8
Специфика младшего возраста требует особой подготовки к проведению непосредственной образовательной деятельности, поэтому потешки, песенки я всегда сопровождаю рассматриванием картинок, игрушек, иллюстраций, широко использую прием присутствия игрового персонажа, дети проигрывают перед детьми разнообразные действия: животные разговаривают, поют, пляшут, играют и т. д.
чтобы дети могли наглядно представить себе жесты, мимику, позу того или иного литературного героя.
Слайд 9
В младшем возрасте очень важно активизировать словарь, ускорить процесс обогащения словарного запаса детей. Опыт работы свидетельствует о том, что произведения устного народного творчества содействуют увеличению запаса слов ребенка, так как привлекают его внимание к предметам, животным, людям. Отметив, что наибольший интерес у ребят вызывают произведения, в которых имеются звукоподражания голосам животных, описываются их повадки, к ним очень легко подобрать движения, стала активно применять это в работе. Речь дети сопровождают движением рук. Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движения тела, мелкой моторики рук, и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует ее темп и формирует правильное произношение.
Слайд 10, 11
Особенно увлекательны для детей потешки, песенки, пальчиковые игры, в которые можно без труда вставить имя ребенка, не изменяя его содержания. («Кто у нас хороший?», «Наша деточка в дому» и другие). Заучивание стихотворных текстов с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребенок легче и быстрее запоминает, у него развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность. Впоследствии дети сами выполняют движения под речевое сопровождение: Киска, киска, киска брысь'
На дорожку не садись.
Наша девочка пойдет,
Через киску упадет .
Слайд 12
Для артикуляционной и пальчиковой гимнастики я отобрала народные игры: «Сорока-ворона», «Этот пальчик — дедушка», «Этот пальчик в лес ходил» и др. Эти произведения способствует развитию моторики рук, вырабатывает умение проговаривать текст совместно с выполняемыми действиями.
Заучивание и обыгрывание фольклорного текста помогает нашим детям освоить вопросительную интонацию. Например: Кисонька – Мурысонка, где была? Эти упражнения с тексом развивают интонацию, выразительность детской речи. Произведения русского фольклора систематически использую и в продуктивных видах детской деятельности: занятии лепка - лепим оладушки, обыгрываем потешкой «Ладушки-ладушки испечем оладушки», на рисовании «Дорожка»-обыгрываем потешкой «По дорожке Ваня шел» и т. д. Таким образом, использование на занятиях малых форм фольклора, делает занятия эмоциональными, интересными, что способствует лучшему усвоению материала. Однако навыки общения формируются у малышей более всего в процессе совместной с педагогом деятельности, выполнении режимных процессов, овладении навыками самообслуживания и т.д. и вновь оптимальным средством является произведения русского фольклора .
Слайд 13,14
Педагоги, работающие с детьми младшего возраста, хорошо знают, что проведение некоторых режимных моментов вызывает отрицательные эмоции у детей, избежать этого мне тоже помогают малые фольклорные произведения. Я использую картотеку произведений русского фольклора к режимным моментам: умывание, прием пищи, одевание, дневной сон. Многие из этих произведений хорошо знакомы педагогам дошкольных учреждений. Например, малыши не умеют и не любят одеваться сами, часто отвлекаются. Для того чтобы они овладели необходимыми навыками одевания, читаю потешку «Вот они - сапожки». Процесс умывания детей сопровождаю потешкой «Чистая водичка моет Саше личико». Фольклорные произведения сопровождают наших малышей в течение всего дня. Детей, у которых плохой аппетит настраиваю на прием пищи не уговорами и строгостью, а приговаривая : «Умница, Машенька, ешь кашку сладеньку, вкусную душистую» .
Впервые месяцы посещения детского сада дети часто отказываются ложиться спать, сон у них недлительный и беспокойный, этим детям я напеваю русские колыбельные, они снимают напряжение малыша, улучшают эмоциональное состояние.
Слайд 15
Устное народное творчество влияет на все стороны развития речи и оказывает влияние на развитие ребёнка в целом. Результат моей работы показал, что целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора в работе с детьми младшего возраста помогает им овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественно-речевой деятельности, у дошкольников заметно возросли положительные эмоции, повысился интерес к слушанию книг, обсуждению прочитанного. Положительные эмоции, весёлое, бодрое настроение помогло детям легче пройти адаптацию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/09/picture-364480-1389211202.jpg)
Фольклор как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста
Фольклор имеет огромное познавательное и воспитательное значение в формировании личности дошкольника. Фольклор способствует развитию образного мышления, обогащает речь детей, даёт прекрасные образцы р...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/09/picture-364480-1389211202.jpg)
Фольклор как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста
Фольклор имеет огромное познавательное и воспитательное значение в формировании личности дошкольника. Фольклор способствует развитию образного мышления, обогащает речь детей. даёт прекрасн...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/18/picture-433547-1431961621.jpg)
Выступление на педсовете "Фольклор как средство развития познавательных способностей детей"
Одной из важнейших задач развития личности ребёнка дошкольного возраста является освоение им духовного богатства, культурно-исторического опыта народа, создаваемого веками громадным количест...
Выступление из личного опыта на ММО «Игровые модели детского фольклора как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста»
Игровые модели детского фольклора как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста....
Выступление на региональном вебинаре с презентацией опыта. Сообщение на тему: «Фольклор как средство развития певческих навыков у детей дошкольного возраста»
Современная педагогика призвана пробуждать в детях интерес к народной культуре, приобщать к истокам русской народной культуры; учить дорожить достоянием, оставленным нам предшествующими поколениями; н...
![](/sites/default/files/pictures/2024/10/30/picture-1539444-1730297290.jpg)
Фольклор как средство развития речи младших дошкольников
Ранний возраст это сенситивный период речевого развития ребёнка. Именно на раннем этапе усвоения детьми родного языка происходит накопление первых детских слов, первых фраз, и переход к разверну...