«Русский народный фольклор – эффективное средство развития речи детей дошкольного возраста»
методическая разработка по логопедии (младшая группа)

Данная презентация-это отчет о работе по теме самообразования учителя-логопеда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_po_teme_samoobrazovaniya.pptx1.67 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Отчет по теме самообразования Макарычевой Н.В. Тема: «Русский народный фольклор – эффективное средство развития речи детей дошкольного возраста»

Слайд 2

Цель: использование произведений русского народного фольклора для эффективного развития речи детей дошкольного возраста. Задачи: изучить теоретический материал по данной теме; пополнить развивающую предметно-пространственную среду картотеками по русскому народному фольклору; широко использовать наработанный материал в коррекционной работе с детьми; разработать параметры мониторинга уровня речевого развития детей среднего возраста на материале произведений русского народного фольклора; провести мониторинг в начале и в конце учебного года; оценить эффективность использования русского народного фольклора для развития различных компонентов речевой системы: словарного запаса; звуковой культуры речи; связной речи; интонационной выразительности. формировать представления детей о разных формах фольклора ( загадки,потешки , пестушки , приговорки, заклички , колыбельные песни…)

Слайд 3

Актуальность Русское народное творчество не перестает восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Еще великий русский педагог К.Д. Ушинский охарактеризовал русское народное творчество как проявление педагогического гения народа. Он подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребенок, должна вводить его «в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа ». Такой литературой, приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа, прежде всего, являются произведения устного народного творчества во всем его жанровом многообразии. Фольклор дает прекрасные образцы речи, подражание которым позволяет ребенку успешно овладевать родным языком. Различные формы устного народного творчества поэтичны, образны, в них много олицетворений, метких определений. Знакомство с речью маленький ребенок начинает именно с произведений русского фольклора – это колыбельные, потешки , пестушки . По мере взросления ребенка, мы знакомим его со сказками, закличками , загадками, пословицами и поговорками. И спользование различных видов устного народного творчества способствует развитию всех компонентов речевой системы: словарного запаса, звукопроизношения, просодики, связной речи, а также формированию гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и моральную чистоту.

Слайд 4

Практические результаты работы над темой В рамках работы над данной темой мною были оформлены следующие материалы для работы с детьми и родителями: Картотеки: загадок по всем лексическим темам, закличек для малышей, пословиц и поговорок по темам, потешек ; Конспекты ОД по ознакомлению детей с произведениями русского народного фольклора (заучивание потешек , пересказы знакомых сказок…) Использование на занятиях малых фольклорных форм: загадки, пословицы, поговорки, скороговорки, заклички , потешки . Разработала и апробировала диагностику уровня речевого развития на материале произведений русского народного фольклора Консультации для родителей о значении русского народного фольклора для развития и воспитания ребенка (представлены в папке по самообразованию) Проведено родительское собрание «В мире детской литературы», где также была затронута проблема необходимости прививать детям читательский интерес, в том числе и к произведениям русского народного творчества. Родители с удовольствием окунулись в мир детства и выполняли творческие задания по русским народным сказкам, в частности, придумывали и инсценировали стоп-кадр по сказкам «Теремок» и «Репка». Все практические материалы оформлены в папку по работе над темой самообразования и представлены во время прохождения процедуры аттестации на высшую квалификационную категорию.

Слайд 5

Коррекционно-развивающую работу строила с применением следующих жанров фольклора : потешки , заклички , скороговорки, считалки, дразнилки, пословицы , поговорки , пестушки , загадки, приговорки, прибаутки, сказки . Вся педагогическая деятельность была направлена на решение следующих задач: Образовательные задачи: Расширить представления детей о разных формах фольклора ( потешки , пестушки , приговорки , заклички , сказки…); Развивающие задачи: Развивать речевые способности детей дошкольного возраста ; расширять, актуализировать словарный запас; формировать связную речь ; развивать просодическую сторону речи Воспитательные задачи: Воспитывать любовь к народному искусству и народным традициям; обеспечить формирование открытости, доброжелательности, коммуникативности ; доставить детям радость и обогатить новыми эмоциональными впечатлениями .

Слайд 6

Использование произведений фольклора на занятиях Пересказ сказки «Теремок» по ролям Инсценирование потешки «Кисонька- Мурысонька »

Слайд 7

Родительское собрание «В мире детской литературы»

Слайд 8

Мониторинг уровня речевого развития на материале произведений фольклора. Мною была разработана и проведена диагностика уровня речевого развития на материале произведений русского народного фольклора. Диагностика проводилась в начале и в конце учебного года (2020-2021гг) Основные параметры мониторинга речевого развития детей : Умеет отвечать на вопрос полным распространённым предложением (из 3 и более слов) . Умеет подбирать синонимы и антонимы в пословицах и поговорках, в речевой ситуации . Пересказывает сказку. Умеет замечать неточности в небылицах. Умеет отгадывать загадки и доказывать отгадку. Умеет объяснять смысл пословиц Называет жанры фольклора (3 и более )

Слайд 9

Критерии оценки : Высокий уровень - ребёнок составляет предложение из 3 и более слов; правильно подбирает синонимы и антонимы в пословицах, в речевой ситуации; замечает неточности в небылице; может пересказать основной сюжет сказки; правильно поясняет значение слов; умеет доказать отгадку. Кроме того, знает пословицы, поговорки, считалки и т. д. Средний уровень – ребёнок составляет предложение из 2 слов; подбирает синонимы и антонимы (с небольшой помощью логопеда); даёт свои варианты, исправляя неточности в небылице ; понимает смысл пословиц, но не всегда самостоятельно может объяснить (принимает помощь логопеда); отгадывает загадку, а объяснить не может; составляет пересказ, используя отдельные слова; называет по одному - два примера на каждый предложенный жанр. Низкий уровень – ребёнок не составляет предложение, перечисляет слова; не может подобрать синонимы, а, подбирая антонимы использует частице «не»; не замечает неточность в небылице; загадку отгадывает неверно и не доказывает отгадку; не понимает или не может объяснить смысл пословицы; затрудняется в пересказе сказки; практически не знает пословиц, загадок, считалок, поговорок и т. д.

Слайд 10

Были обследованы дети средних групп № 5, и № 9 (всего 21 человек) Результаты мониторинга приведены на диаграммах и в таблице. Уровень речевого развития Количество детей % Низкий уровень 10 48% Средний уровень 9 43% Высокий уровень 2 9%

Слайд 11

Уровень речевого развития Количество детей % Низкий уровень 5 24% Средний уровень 11 52% Высокий уровень 5 24% Из диаграмм и таблиц видно, что после проведенной в течение года работы по развитию речи средствами русского народного фольклора, увеличилось количество детей со средним и высоким уровнями развития речи. Низкий уровень развития речи по итоговой диагностике имели всего 5 детей. Результаты работы подтвердили эффективность проводимой работы по развитию речи с использованием русского народного фольклора.

Слайд 12

Заключение: Подводя итоги работы над данной темой , я сделала следующие выводы: Русский народный фольклор действительно эффективное средство развития речи ребенка; Формы фольклора настолько разнообразны и выразительны, что позволяют логопеду быстро найти эмоциональный контакт с ребенком и построить свою работу по преодолению отклонений в развитии речи на ярком и интересном для ребенка материале. Простота и лаконичность народного фольклора помогает простыми коррекционными средствами решать сложные задачи преодоления ТНР. Малые фольклорные формы созданы на материале, который хорошо известен детям раннего и младшего дошкольного возраста, близок их пониманию, конкретен. Он легко запоминается и способствует развитию не только речи, но и воображения , мышления, эмоционально-волевой сферы ребенка. И несмотря на то, что работа над темой завершена, я планирую и дальше в своей деятельности широко использовать наработанный материал для развития речи дошкольников.

Слайд 13

Список используемой литературы: Александрова О.В. Развитие речи для малышей / О. В. Александрова. - М.: Эксмо , 2010. Аникин В.М. Устное народное творчество. - М.: Академия, 2011. Бойчук И.А. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. Подготовительная к школе группа. - СПБ.: Детство-Пресс, 2012. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 3-4 лет.-- СПб.: Паритет, 2006. Бударина Т.А., Корепанова О.Н., Куприна Л.С., Маркеева О.А. Знакомство детей с русским народным творчеством. - М.: Детство-Пресс, 2010. Детские частушки, шутки, прибаутки: Популярное пособие для родителей и педагогов / Сост. Т.И. Бахметьева, Г.Т. Соколова Ярославль: Академия развития, 2002-224 с . Гаврилова И.Г. Истоки русской народной культуры в детском саду. - СПб.: Детство-Пресс, 2010. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - СПб.: Детство-Пресс, 2007. Даль В.И.Пословицы русского народа. - М.: АСТ, 2008. Дмитриева В. 1000 стихов, считалок, скороговорок, пословиц для чтения дома и в детском саду. - М.: Астрель , Полиграфиздат , Сова, 2012. Жемчужины народной мудрости: пословицы, загадки, поговорки, скороговорки, дразнилки, колядки, потешки , считалки / сост. Г.Н. Тубельская , Е.Н. Новикова, А.Э. Лебедева-М.: ООО «Издательство ACT», 2000 Капица Ф.С., Колядич Т.М. Русский детский фольклор: Учеб. пособие. - М.: Флинта, 2002. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры / Уч.-метод. пособие. - СПб.: Детство-Пресс, 2006. Ковалева С. 7000 золотых пословиц и поговорок. / С.Ковалева . – М.: АСТ, 2000 Круглова, Ю.Г. Русское устное народное творчество/Ю.Г. Круглова, Стародубова Н.А. Развитие выразительности речи у детей дошкольного возраста/ Н.А.Стародубова – М.: Академия, 2001 Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. - М.: Сфера, 2012. Федорова Г.П. На золотом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошк . возраста. - СПб.: Детство-Пресс, 2010. Чиндилова О.В., Баденова А.В. Наши книжки. Пособие для занятий с дошкольниками по введению в художественную литературу. Часть 1 (3-4 года). - М. : Баласс , 2008. Интернет-ресурсы .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет в форме интеллектуальной игры «Русская народная сказка как средство развития речи детей дошкольного возраста».

педагогический совет - традиционная форма методической работы. изменение структуры педагогического совета, отказ от привычной формы требует дополнительной подготовки. Вашему вниманию предлагается ...

«Русские народные игры как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Речевое развитие по ФГОС ДО – это одна из важнейшей образовательных областей.На современном этапе решаются три основные и ведущие задачи по развитию речи детей:1) развивать связную речь ребенка,...

Семинар – практикум в форме интеллектуальной игры «Русская народная сказка как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Цель: систематизировать  знания  педагогов о русских народных сказках  для дошкольников. Повторить методы и приёмы работы со сказками. Поддерживать интерес к русскому народному творчест...

Интеллектуальная игра «Русская народная сказка как средство развития речи детей дошкольного возраста».

Правила  игры:1. Правильность ответов.2. Знание русских народных сказок, соответствующих  программе воспитания и обучения в детском саду под ред.М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комар...

Русский музыкальный фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста.

Детство – то время, когда возможно подлинное  погружение в истоки национальной культуры. Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе нар...

"Русский народный фольклор - эффективное средство развитие речи детей дошкольного возраста"

Данный материал представляет собой отчет по теме самообразования, работа над которой продолжалась в течение двух лет....

Творческий план по проблеме «Русский народный фольклор как средство развития речи детей 3-4 лет»

Творческий план по проблеме «Русский народный фольклор как средство развития речи детей 3-4 лет»...