Логопедический проект на тему: «Народный фольклор - непревзойдённый образец искусства речи»
проект по логопедии (старшая группа) на тему
На протяжении всего своего существования человек неустанно познаёт мир. Огромный пласт духовных ценностей отражён в традициях и обычаях. Накопленный опыт постижения мира трепетно передаётся из поколения в поколение. Приобщение к этому богатству является основой познавательного развития человека.Как сохранить родной язык, приобщая ребенка к культурному наследию, духовным ценностям народа? Как помочь детям использовать словесное народное творчество в повседневной жизни, проявляя при этом интерес; как привлечь родителей к данной проблеме? Для ответа на эти вопросы и был разработан и успешно реализован этот проект, целью которого является: развитие устной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР путём изучения и использования малых форм народного фольклора - загадок, пословиц и поговорок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_folkloru.doc | 95 КБ |
Предварительный просмотр:
Структурное подразделение детский сад кв «Гнёздышко» ГБОУ СОШ № 1 г. Кинеля Самарской области
Логопедический проект
на тему:
«Старинная пословица
не мимо молвится»
для детей старшего дошкольного возраста
с ОНР
Составила: учитель-логопед Кошелева Т.А.
Кинель 2014-2015
Информационная карта проекта:
1. Полное название проекта: «Народный фольклор - непревзойдённый образец искусства речи »
2. Автор проекта: Кошелева Татьяна Алексеевна
3. Тип, проекта, вид: Информационно-практико-ориентированный, познавательно-речевой, творческий, открытый.
4. Продолжительность: долгосрочный.
5. Сроки проведения: сентябрь 2014г. - май 2015 г.
6. Участники проекта: учитель-логопед – руководитель, дети старшего дошкольного возраста с ОНР (комбинированных групп), родители, педагоги.
Актуальность: В современном дошкольном образовании большое внимание уделяется познавательно-речевому развитию дошкольников.
На протяжении всего своего существования человек неустанно познаёт мир. Огромный пласт духовных ценностей отражён в традициях и обычаях. Накопленный опыт постижения мира трепетно передаётся из поколения в поколение. Приобщение к этому богатству является основой познавательного развития человека. Именно речь является основой успешного обучения детей в школе, умения общаться с людьми и общего интеллектуального развития.
“Язык – душа народа. Долг каждой нации – сохранить свой Язык, долг каждого человека – серьезно и свято относиться к своему родному Языку”, писал К.Д.Ушинский.
Овладение языком, является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте. Это его национальное богатство. Именно в дошкольном возрасте активно усваивается речь, идет погружение в истоки национальной культуры. Устное народное творчество является основой и детской литературы. М. Горький утверждал: «...не один Пушкин учился русскому языку по песенкам и сказкам своей няньки... и Лесков, и Г. Успенский, и многие дети, впоследствии творцы русского литературного языка, постигали красоту, силу, ясность и точность его именно на забавных прибаутках, поговорках, загадках у нянек, солдаток, кучеров, пастухов». М. Горький называл народный фольклор бессмертной поэзией, родоначальницей книжной литературы.
По словам А.П. Усовой "словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности". Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и, наряду с основными методами и приемами речевого развития старших дошкольников, можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.
В конце ХХ века в нашу жизнь начало вливаться огромное количество заимствованных терминов и иностранных слов, что угрожает языку, а значит и культуре. Родители, из-за нехватки времени, не могут своему ребенку преподнести “школу бабушек и дедушек”, которая играла огромную роль в воспитании любви к родному языку, истории, традициям, своими пословицами и поговорками, колыбельными и народными сказками. А большинство фильмов и мультфильмов пагубно влияют на речь ребенка. В возрасте до 5 лет, дети часто пользуются нелитературными словами. Это закрепляется и входит в их привычку.
Отсюда вытекает важная проблема: как сохранить родной язык, приобщая ребенка к культурному наследию, духовным ценностям народа? Как помочь детям использовать словесное народное творчество в повседневной жизни, проявляя при этом интерес; как привлечь родителей к данной проблеме?
Цель проекта:
- Развитие устной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР путём изучения и использования малых форм народного фольклора -загадок, пословиц и поговорок.
Задачи:
- Воспитывать интерес и вызвать эмоционально – положительное отношение к фольклору русского народа.
- Развивать умение понимать содержание произведений устного народного творчества.
- Обогащать, уточнять и активизировать словарь ребенка.
- Формировать выразительность речи.
- Способствовать переносу накопленного художественного образа в творческую деятельность. Развивать творческий потенциал ребенка.
- Прививать интерес родителей к использованию фольклора в семье.
- Развивать словесно-логическое мышление, умение сопоставлять и сравнивать.
- Развивать нравственные мотивы поведения.
Предполагаемый результат:
Дети:
- Знакомы с произведениями народного фольклора.
- Понимают, умеют отгадывать и загадывать народные загадки.
- Активно употребляют малые формы фольклора (пословицы и поговорки) в повседневной жизни.
- Умеют инсценировать /совместно с педагогом/ русские народные потешки, прибаутки, хороводы.
Родители:
- Активно участвуют в коррекционно-образовательном процессе с позиции сотрудничества и взаимопомощи;
- Повышены языковые компетенции;
- Вовлечены в творческую и продуктивную деятельность детей, участвуют вместе с детьми в подборе материала и художественной деятельности.
Педагоги:
- Определены основные направления и содержание работы по развитию словарного запаса и формированию устной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием народного фольклора;
- Знакомы с методами и приёмами работы по ознакомлению детей с произведениями русского народного фольклора;
- Разработан методический и практический материал по проекту (соответственно изучаемым лексическим темам).
- Значительно пополнены «копилки» народных загадок, пословиц и поговорок.
Прогноз возможных негативных последствий:
Предполагаются следующие возможные трудности и пути их преодоления:
1. Слабая мотивация ребенка к познавательной деятельности, отсутствие полноценной речевой активности.
Пути коррекции: внедрение дополнительных форм стимуляции и поощрения, применение новых, более интересных форм и приёмов работы и знакомство с ними всех участников коррекционного процесса.
2. Высокая заболеваемость детей, низкая посещаемость детского сада.
Пути коррекции: периодическое возвращение к уже пройденному материалу.
3. Низкий уровень компетентности родителей в вопросах знакомства с произведениями русского народного фольклора.
Пути коррекции: повышение уровня знаний родителей о русском народном фольклоре и его применении в повседневной жизни путём подбора фольклорных произведений по изучаемым темам и проведения консультаций, способствующих достижению намеченной цели и реализации поставленных задач.
В перспективе: поиск и разработка новых инновационных форм коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями во взаимодействии со всеми участниками коррекционно-образовательного процесса.
План – схема реализации проекта:
Этапы и сроки реализации | Задачи этапа | Формы работы | Срок реализации | Приме-чание |
1 этап — Подготовительный (информационно-аналитический) | Раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и речевых возможностей детей. | 1.Изучение методической литературы и ресурсов интернет источников по теме проекта. 2.Выявление проблемы – диагностика актуального уровня речевого развития детей с ОНР старшего дошкольного возраста 3. Определение системы мероприятий по реализации проекта, условий его реализации. 4. Изучение уровня компетентности родителей и педагогов по проблеме –анкетирование по теме: «Малые формы фольклора». 5.Подбор и разработка методического материала по проекту. | Сентябрь
Октябрь В течение учебного года | |
2 этап — Основной (практический) | Разработка и апробирование системы методических мероприятий для детей, родителей и педагогов д/с по вопросам развития словаря дошкольников с ОРН на материале русского народного фольклора. | 1. Цикл бесед, НОД, дидактических, интеллектуальных игр для детей по ознакомлению с народным фольклором (загадками, пословицами и поговорками). 2.Проведение консультаций для педагогов по темам: 1) «Знакомство детей с произведениями устного народного творчества – важное средство художественно-речевого воспитания детей»; 2) «Народные песни - важнейшее средство развития речи детей» 3) «Пословицы и поговорки в повседневной жизни д/сада» 4) «Игры с использовани-ем народных загадок» 3. Выступление на малом пед .совете по теме: «Использование методов народной педагогики в практике работы с детьми с ОВЗ» 4. Знакомство детей и родителей с загадками, пословицами и поговорками по изучае-мым лексическим темам. 5. Домашняя игротека - памятка для родителей «Речевые игры с использованием народного фольклора» 6. Проведение плановых консультаций для родителей по темам: «Загадки в жизни наших детей» «Народные колыбельные песни – спутники детства»; «Русские народные пословицы и поговорки» 7. Проведение индивидуальных консультаций для родителей и педагогов 8. Распределение поисковых заданий по проекту с привлечением родителей по темам: «Моя любимая загадка»; «На всякого Егорку живёт поговорка». 9. Конкурс загадок с использованием рисунков детей «На каждую загадку есть своя отгадка» 10. Семейный конкурс рисунков «Иллюстрируем пословицы и поговорки» - 11. Создание страничек для «Копилки народной мудрости» совместно с детьми и родителями. 12. Логопедическое развлечение с участием родителей «Праздник Наума Грамотника» | В течение учебного года
Ноябрь Январь Февраль Март Февраль Еженедель-но Декабрь Январь Февраль Март По мере необхо-димости Февраль Апрель Март Апрель В течение учебного года Май | |
3 этап — Заключительный (контрольно-диагностический) | Презентация продукта деятельности. | 1. Подведение итогов конкурсов. Награждение участников. 2. Организация выставки рисунков детей по материалам народного фольклора. 3. Повторная диагностика уровня речевого развития детей и определение динамики. 4. Презентация материалов проекта для педагогов д/с. | Март Апрель Апрель-Май Май Май |
Практический результат проекта:
Используя в своей речи народные загадки, пословицы и поговорки дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивать свою речь; развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику. Изучая народный фольклор, дети учатся четкому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики.
В итоге:
- у детей формируется интерес к родному языку;
- происходит вовлечение родителей в поисковую и творческую деятельность детей;
- создана коллективная «Копилка народной мудрости»
- Пополнена мини-библиотека из книжек-самоделок;
- Педагоги, дети и родители ознакомлены с результатами проекта на итоговой презентации
Вывод: После разносторонней работы по обогащению словарного запаса дошкольников с использованием произведений народного фольклора речь детей стала более осмысленной, разнообразной, точной и выразительной. Это подтверждают результаты диагностики устной речи детей до начала и после завершения проекта (см. приложение)
Устное народное творчество способствует развитию у детей образного мышления, формирует нравственные мотивы поведения. Произведения народного фольклора помогли обогатить представления детей о прошлом и настоящем нашей Родины, усвоить высокие нравственные принципы народа. Они воспитывают любовь и уважение не только к своему народу, но и другим народам мира, вселяют уверенность в торжестве справедливости, укрепляют веру в счастливое будущее.
Таким образом, использование русского народного фольклора благоприятно сказывается на всём развитии ребёнка, а особенно на развитии устной речи дошкольников, раскрепощает их речевую активность, приучает мыслить образно и высказывать свои мысли точно и ясно.
Список используемой и рекомендуемой литературы:
1. Даль В.И. «Пословицы русского народа» М.: 1984
2. «Народная педагогика и здоровьесбережение в практике учителя-логопеда» Лёзина Е.А. (Ж-л «Логопед № 7 2013)
3. «Пословицы. Поговорки. Загадки» Сост. А.Н. Мартынова, В.В. Митрофанова М., 1986
4. «Русские народные загадки, пословицы, поговорки» сост. Ю.Г.Круглов М.: Просвещение, 1990
5. «Русские пословицы и поговорки» Сост. А.И. Соболев, - М., 1983
6. Садовников Д.Н. «Загадки русского народа» - М., 1959
7. «Старинные русские пословицы и поговорки» сост. В.П.Аникина. ( М. Дет. Лит. 1983)
8. Фоминых Е.Н. «На каждую загадку есть своя отгадка» (Ж-л «Логопед № 7 2014)
Электронные ресурсы - материалы сайтов:
http://rebenok16.ru/razvitie/razvitie-rechi-doshkolnikov.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкально - образовательный проект на тему: " Народный фольклор, как средство формирования духовно - нравственных основ у детей младшего дошкольного возраста".
Тема проекта определена в связи с отсутствием иситемы приобщения дошкольников 3 - 4 лет к народной культуре и использовании её в различных видах деятельности.Цель: Приобщение детей к истокам русской н...
Беседа с родителями на тему: «Народный фольклор в развитии речи дошкольников»
Фольклор – уникальная самобытная культура наших предков, благодаря которой осуществляется преемственность поколений, их приобщение к национальным жизненным истокам. Это бесценный дар памяти поко...
Выступление на тему" Народный фольклор как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста"
Выступление по теме....
Проект "Народный фольклор как средство развития речи детей"
Проект можно реализовать как в старшей, так и в подготовительной группе....
Музыкально-логопедический проект по теме: «ЛОГОРИТМИКА КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ» для детей средней группы
Проект музыкального руководителя и логопеда по логоритмике...
«Народный фольклор - непревзойдённый образец искусства речи »
Педагогический проект, совместно с физ.инструктором...