Логопедический проект на тему: «Народный фольклор - непревзойдённый образец искусства речи»
проект по логопедии (старшая группа) на тему

 Кошелева Татьяна Алексеевна

На протяжении всего своего существования человек неустанно познаёт мир. Огромный пласт духовных ценностей отражён в традициях и обычаях. Накопленный опыт постижения мира трепетно передаётся из поколения в поколение. Приобщение к этому богатству является основой познавательного развития человека.Как сохранить родной язык, приобщая ребенка к культурному наследию, духовным ценностям народа? Как помочь детям использовать словесное народное творчество в повседневной жизни, проявляя при этом интерес; как привлечь родителей к данной проблеме? Для ответа на эти вопросы и был разработан и успешно реализован этот проект, целью которого является: развитие устной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР путём изучения и использования малых форм народного фольклора - загадок, пословиц и поговорок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_po_folkloru.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение детский сад кв  «Гнёздышко» ГБОУ СОШ № 1 г. Кинеля Самарской области

Логопедический  проект 

на тему: 

«Старинная пословица

не мимо молвится»

для детей старшего дошкольного возраста

с ОНР

Составила: учитель-логопед Кошелева Т.А.

Кинель 2014-2015

Информационная карта проекта:

1. Полное название проекта: «Народный фольклор - непревзойдённый образец искусства речи »

2. Автор проекта: Кошелева Татьяна Алексеевна

3. Тип, проекта, вид: Информационно-практико-ориентированный,  познавательно-речевой, творческий, открытый.

4. Продолжительность: долгосрочный.

5. Сроки проведения: сентябрь 2014г. - май 2015 г.

6. Участники проекта:  учитель-логопед – руководитель,  дети  старшего дошкольного возраста с ОНР (комбинированных групп), родители, педагоги.

Актуальность: В современном дошкольном образовании большое внимание уделяется познавательно-речевому развитию дошкольников.

На протяжении всего своего существования человек неустанно познаёт мир. Огромный пласт духовных ценностей отражён в традициях и обычаях. Накопленный опыт постижения мира трепетно передаётся из поколения в поколение. Приобщение к этому богатству является основой познавательного развития человека. Именно речь является основой успешного обучения детей в школе, умения общаться с людьми и общего интеллектуального развития.

Язык – душа народа. Долг каждой нации – сохранить свой Язык, долг каждого человека – серьезно и свято относиться к своему родному Языку”, писал К.Д.Ушинский.

Овладение языком, является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте. Это его национальное богатство. Именно в дошкольном возрасте активно усваивается речь, идет погружение в истоки национальной культуры. Устное народное творчество является основой и детской литературы. М. Горький утверждал: «...не один Пушкин учился русскому языку по песенкам и сказкам своей няньки... и Лесков, и Г. Успенский, и многие дети, впоследствии творцы русского литературного языка, постигали красоту, силу, ясность и точность его именно на забавных прибаутках, поговорках, загадках у нянек, солдаток, кучеров, пастухов». М. Горький называл народный фольклор бессмертной поэзией, родоначальницей книжной литературы.

По словам А.П. Усовой "словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности". Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и, наряду с основными методами и приемами речевого развития старших дошкольников, можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

В конце ХХ века в нашу жизнь начало вливаться огромное количество заимствованных терминов и иностранных слов, что угрожает языку, а значит и культуре. Родители, из-за нехватки времени, не могут своему ребенку преподнести “школу бабушек и дедушек”, которая играла огромную роль в воспитании любви к родному языку, истории, традициям, своими пословицами и поговорками, колыбельными и народными сказками. А большинство фильмов и мультфильмов пагубно влияют на речь ребенка. В возрасте до 5 лет, дети часто пользуются нелитературными словами. Это закрепляется и входит в их привычку.

Отсюда вытекает важная проблема: как сохранить родной язык, приобщая ребенка к культурному наследию, духовным ценностям народа? Как помочь детям использовать словесное народное творчество в повседневной жизни, проявляя при этом интерес; как привлечь родителей к данной проблеме?

Цель проекта:

  • Развитие устной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР  путём изучения и использования малых форм  народного фольклора  -загадок, пословиц и поговорок.

Задачи:

  • Воспитывать интерес и вызвать эмоционально – положительное отношение к фольклору русского народа.
  • Развивать умение понимать содержание произведений устного народного творчества.
  • Обогащать, уточнять и активизировать словарь ребенка.
  • Формировать выразительность речи.
  • Способствовать переносу накопленного художественного образа в творческую деятельность. Развивать творческий потенциал ребенка.
  • Прививать интерес родителей к использованию фольклора в семье.
  • Развивать словесно-логическое мышление, умение сопоставлять и сравнивать.
  • Развивать нравственные мотивы поведения.

Предполагаемый результат:

Дети:

  • Знакомы с  произведениями народного фольклора.
  • Понимают, умеют отгадывать и загадывать народные загадки.
  • Активно употребляют малые формы фольклора (пословицы и поговорки) в повседневной жизни.
  • Умеют инсценировать /совместно с педагогом/ русские народные потешки, прибаутки, хороводы. 

Родители: 

  • Активно участвуют в коррекционно-образовательном процессе с позиции сотрудничества и взаимопомощи;
  • Повышены языковые компетенции;
  • Вовлечены в творческую и продуктивную деятельность детей, участвуют  вместе с детьми в подборе материала и художественной деятельности.

Педагоги:

  • Определены основные направления и содержание работы по развитию  словарного запаса и формированию устной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием народного фольклора;
  • Знакомы с методами и приёмами работы по ознакомлению детей с произведениями русского народного фольклора;
  • Разработан методический и практический материал по проекту (соответственно изучаемым лексическим темам).
  • Значительно пополнены «копилки» народных загадок, пословиц и поговорок.

    Прогноз возможных негативных последствий:

Предполагаются следующие возможные трудности и пути их преодоления: 
1. Слабая мотивация ребенка к познавательной деятельности, отсутствие полноценной речевой активности.
 
Пути коррекции: внедрение дополнительных форм стимуляции и поощрения, применение новых, более интересных форм и приёмов  работы и знакомство с ними всех участников коррекционного процесса. 
2. Высокая заболеваемость детей, низкая посещаемость детского сада. 
Пути коррекции: периодическое возвращение к уже пройденному материалу. 
3.  Низкий уровень  компетентности родителей в вопросах знакомства с произведениями русского народного фольклора.

Пути коррекции: повышение уровня знаний родителей о русском народном фольклоре и его применении в повседневной жизни путём подбора фольклорных произведений по изучаемым темам и проведения  консультаций, способствующих достижению намеченной цели и реализации поставленных задач. 
 

 В перспективе:  поиск и разработка новых инновационных форм коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями во взаимодействии со всеми участниками коррекционно-образовательного процесса. 

План – схема реализации проекта:

Этапы

и сроки

реализации

Задачи этапа

Формы работы

Срок реализации

Приме-чание

1 этап — Подготовительный

(информационно-аналитический)

Раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и речевых возможностей детей. 

1.Изучение методической литературы и ресурсов интернет источников по теме проекта.

2.Выявление проблемы – диагностика актуального уровня речевого развития детей с ОНР старшего дошкольного возраста

3. Определение системы мероприятий по реализации проекта, условий его реализации. 

4. Изучение уровня компетентности родителей  и педагогов по проблеме –анкетирование по теме: «Малые формы фольклора».

5.Подбор и разработка методического материала по проекту.

  Сентябрь

   

Октябрь

В течение учебного года

2 этап — Основной (практический)

Разработка и  апробирование системы методических мероприятий для детей,  родителей и педагогов д/с по вопросам развития словаря  дошкольников с ОРН на материале русского народного фольклора.

1. Цикл бесед, НОД, дидактических, интеллектуальных игр для детей по ознакомлению с народным фольклором (загадками, пословицами и поговорками).

2.Проведение  консультаций  для педагогов  по темам:

1) «Знакомство детей с произведениями устного народного творчества – важное средство художественно-речевого воспитания детей»;

2) «Народные песни - важнейшее средство развития речи детей» 

3) «Пословицы и поговорки в повседневной жизни д/сада» 

4) «Игры с использовани-ем народных загадок»

3. Выступление на  малом пед .совете по теме: «Использование методов народной педагогики в практике работы с детьми с ОВЗ»

4. Знакомство детей и родителей с загадками, пословицами и поговорками по изучае-мым лексическим темам.

5. Домашняя игротека - памятка для родителей

«Речевые игры с использованием народного фольклора»

6. Проведение  плановых консультаций  для родителей по темам:

«Загадки в жизни наших детей»

«Народные колыбельные песни – спутники детства»;

«Русские народные пословицы  и поговорки»

7. Проведение индивидуальных консультаций для родителей и педагогов  

8. Распределение поисковых заданий по проекту с привлечением родителей по темам:

«Моя любимая загадка»;

«На всякого Егорку живёт поговорка».

9. Конкурс  загадок с использованием рисунков детей «На каждую загадку есть своя отгадка»

10. Семейный конкурс рисунков «Иллюстрируем пословицы и поговорки» -

11.  Создание страничек для «Копилки народной мудрости» совместно с детьми и родителями.

12. Логопедическое развлечение с участием родителей «Праздник Наума Грамотника»

В течение учебного года

 

 

Ноябрь

Январь

Февраль

Март

Февраль

Еженедель-но

Декабрь

Январь

Февраль

Март

По мере необхо-димости

Февраль

Апрель

Март

Апрель

В течение учебного года

Май

3 этап — Заключительный (контрольно-диагностический)

Презентация продукта деятельности.

1. Подведение итогов конкурсов. Награждение участников.

2. Организация выставки рисунков детей по материалам народного фольклора.

3. Повторная диагностика  уровня речевого развития детей и определение динамики.

4. Презентация материалов проекта для педагогов д/с.

Март

Апрель

Апрель-Май

Май

Май

Практический результат проекта: 

Используя в своей речи народные загадки, пословицы и поговорки дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивать свою речь; развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику. Изучая народный фольклор, дети учатся четкому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики.

В итоге:

  • у детей формируется  интерес к родному языку;
  • происходит вовлечение родителей в поисковую и творческую деятельность детей;
  • создана коллективная «Копилка народной мудрости»
  • Пополнена мини-библиотека из книжек-самоделок;
  • Педагоги, дети и родители ознакомлены с результатами проекта на итоговой презентации 

    Вывод:  После разносторонней работы по обогащению словарного запаса дошкольников с использованием произведений народного фольклора речь детей стала  более осмысленной, разнообразной, точной и выразительной. Это подтверждают результаты диагностики устной речи детей до начала и после завершения проекта (см. приложение)

 Устное народное   творчество   способствует   развитию у детей образного мышления, формирует нравственные мотивы поведения. Произведения народного фольклора помогли обогатить представления детей о прошлом и настоящем нашей Родины,  усвоить высокие нравственные  принципы  народа. Они  воспитывают любовь и уважение не только к своему народу, но и другим народам мира, вселяют уверенность в торжестве справедливости, укрепляют веру в счастливое будущее.

Таким образом, использование русского народного фольклора благоприятно сказывается на всём развитии ребёнка, а особенно на развитии устной речи дошкольников, раскрепощает их речевую активность, приучает мыслить образно и высказывать свои мысли точно и ясно.

Список используемой и рекомендуемой литературы:

1. Даль В.И. «Пословицы русского народа» М.: 1984

2.  «Народная педагогика и здоровьесбережение в практике учителя-логопеда» Лёзина Е.А. (Ж-л «Логопед № 7 2013)  

3. «Пословицы. Поговорки. Загадки» Сост. А.Н. Мартынова, В.В. Митрофанова М., 1986

   4. «Русские народные загадки, пословицы, поговорки» сост. Ю.Г.Круглов М.: Просвещение, 1990

5.  «Русские пословицы и поговорки»  Сост. А.И. Соболев, - М., 1983

6. Садовников Д.Н. «Загадки русского народа» - М., 1959

7. «Старинные русские пословицы и поговорки» сост. В.П.Аникина. ( М. Дет. Лит. 1983)

8. Фоминых Е.Н.  «На каждую загадку есть своя отгадка»  (Ж-л «Логопед № 7 2014)

         Электронные ресурсы - материалы сайтов:

http://nsportal.ru/;

http://rebenok16.ru/razvitie/razvitie-rechi-doshkolnikov.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально - образовательный проект на тему: " Народный фольклор, как средство формирования духовно - нравственных основ у детей младшего дошкольного возраста".

Тема проекта определена в связи с отсутствием иситемы приобщения дошкольников 3 - 4 лет к народной культуре и использовании её в различных видах деятельности.Цель: Приобщение детей к истокам русской н...

Беседа с родителями на тему: «Народный фольклор в развитии речи дошкольников»

Фольклор – уникальная самобытная культура наших предков, благодаря которой осуществляется преемственность поколений, их приобщение к национальным жизненным истокам. Это бесценный дар памяти поко...

«Народный фольклор - непревзойдённый образец искусства речи »

Педагогический проект, совместно с физ.инструктором...