Логопедический проект на тему: «Народный фольклор - непревзойдённый образец искусства речи»
проект по логопедии (старшая группа) на тему
На протяжении всего своего существования человек неустанно познаёт мир. Огромный пласт духовных ценностей отражён в традициях и обычаях. Накопленный опыт постижения мира трепетно передаётся из поколения в поколение. Приобщение к этому богатству является основой познавательного развития человека.Как сохранить родной язык, приобщая ребенка к культурному наследию, духовным ценностям народа? Как помочь детям использовать словесное народное творчество в повседневной жизни, проявляя при этом интерес; как привлечь родителей к данной проблеме? Для ответа на эти вопросы и был разработан и успешно реализован этот проект, целью которого является: развитие устной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР путём изучения и использования малых форм народного фольклора - загадок, пословиц и поговорок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_folkloru.doc | 95 КБ |
Предварительный просмотр:
Структурное подразделение детский сад кв «Гнёздышко» ГБОУ СОШ № 1 г. Кинеля Самарской области
Логопедический проект
на тему:
«Старинная пословица
не мимо молвится»
для детей старшего дошкольного возраста
с ОНР
Составила: учитель-логопед Кошелева Т.А.
Кинель 2014-2015
Информационная карта проекта:
1. Полное название проекта: «Народный фольклор - непревзойдённый образец искусства речи »
2. Автор проекта: Кошелева Татьяна Алексеевна
3. Тип, проекта, вид: Информационно-практико-ориентированный, познавательно-речевой, творческий, открытый.
4. Продолжительность: долгосрочный.
5. Сроки проведения: сентябрь 2014г. - май 2015 г.
6. Участники проекта: учитель-логопед – руководитель, дети старшего дошкольного возраста с ОНР (комбинированных групп), родители, педагоги.
Актуальность: В современном дошкольном образовании большое внимание уделяется познавательно-речевому развитию дошкольников.
На протяжении всего своего существования человек неустанно познаёт мир. Огромный пласт духовных ценностей отражён в традициях и обычаях. Накопленный опыт постижения мира трепетно передаётся из поколения в поколение. Приобщение к этому богатству является основой познавательного развития человека. Именно речь является основой успешного обучения детей в школе, умения общаться с людьми и общего интеллектуального развития.
“Язык – душа народа. Долг каждой нации – сохранить свой Язык, долг каждого человека – серьезно и свято относиться к своему родному Языку”, писал К.Д.Ушинский.
Овладение языком, является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте. Это его национальное богатство. Именно в дошкольном возрасте активно усваивается речь, идет погружение в истоки национальной культуры. Устное народное творчество является основой и детской литературы. М. Горький утверждал: «...не один Пушкин учился русскому языку по песенкам и сказкам своей няньки... и Лесков, и Г. Успенский, и многие дети, впоследствии творцы русского литературного языка, постигали красоту, силу, ясность и точность его именно на забавных прибаутках, поговорках, загадках у нянек, солдаток, кучеров, пастухов». М. Горький называл народный фольклор бессмертной поэзией, родоначальницей книжной литературы.
По словам А.П. Усовой "словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности". Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и, наряду с основными методами и приемами речевого развития старших дошкольников, можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.
В конце ХХ века в нашу жизнь начало вливаться огромное количество заимствованных терминов и иностранных слов, что угрожает языку, а значит и культуре. Родители, из-за нехватки времени, не могут своему ребенку преподнести “школу бабушек и дедушек”, которая играла огромную роль в воспитании любви к родному языку, истории, традициям, своими пословицами и поговорками, колыбельными и народными сказками. А большинство фильмов и мультфильмов пагубно влияют на речь ребенка. В возрасте до 5 лет, дети часто пользуются нелитературными словами. Это закрепляется и входит в их привычку.
Отсюда вытекает важная проблема: как сохранить родной язык, приобщая ребенка к культурному наследию, духовным ценностям народа? Как помочь детям использовать словесное народное творчество в повседневной жизни, проявляя при этом интерес; как привлечь родителей к данной проблеме?
Цель проекта:
- Развитие устной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР путём изучения и использования малых форм народного фольклора -загадок, пословиц и поговорок.
Задачи:
- Воспитывать интерес и вызвать эмоционально – положительное отношение к фольклору русского народа.
- Развивать умение понимать содержание произведений устного народного творчества.
- Обогащать, уточнять и активизировать словарь ребенка.
- Формировать выразительность речи.
- Способствовать переносу накопленного художественного образа в творческую деятельность. Развивать творческий потенциал ребенка.
- Прививать интерес родителей к использованию фольклора в семье.
- Развивать словесно-логическое мышление, умение сопоставлять и сравнивать.
- Развивать нравственные мотивы поведения.
Предполагаемый результат:
Дети:
- Знакомы с произведениями народного фольклора.
- Понимают, умеют отгадывать и загадывать народные загадки.
- Активно употребляют малые формы фольклора (пословицы и поговорки) в повседневной жизни.
- Умеют инсценировать /совместно с педагогом/ русские народные потешки, прибаутки, хороводы.
Родители:
- Активно участвуют в коррекционно-образовательном процессе с позиции сотрудничества и взаимопомощи;
- Повышены языковые компетенции;
- Вовлечены в творческую и продуктивную деятельность детей, участвуют вместе с детьми в подборе материала и художественной деятельности.
Педагоги:
- Определены основные направления и содержание работы по развитию словарного запаса и формированию устной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием народного фольклора;
- Знакомы с методами и приёмами работы по ознакомлению детей с произведениями русского народного фольклора;
- Разработан методический и практический материал по проекту (соответственно изучаемым лексическим темам).
- Значительно пополнены «копилки» народных загадок, пословиц и поговорок.
Прогноз возможных негативных последствий:
Предполагаются следующие возможные трудности и пути их преодоления:
1. Слабая мотивация ребенка к познавательной деятельности, отсутствие полноценной речевой активности.
Пути коррекции: внедрение дополнительных форм стимуляции и поощрения, применение новых, более интересных форм и приёмов работы и знакомство с ними всех участников коррекционного процесса.
2. Высокая заболеваемость детей, низкая посещаемость детского сада.
Пути коррекции: периодическое возвращение к уже пройденному материалу.
3. Низкий уровень компетентности родителей в вопросах знакомства с произведениями русского народного фольклора.
Пути коррекции: повышение уровня знаний родителей о русском народном фольклоре и его применении в повседневной жизни путём подбора фольклорных произведений по изучаемым темам и проведения консультаций, способствующих достижению намеченной цели и реализации поставленных задач.
В перспективе: поиск и разработка новых инновационных форм коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями во взаимодействии со всеми участниками коррекционно-образовательного процесса.
План – схема реализации проекта:
Этапы и сроки реализации | Задачи этапа | Формы работы | Срок реализации | Приме-чание |
1 этап — Подготовительный (информационно-аналитический) | Раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и речевых возможностей детей. | 1.Изучение методической литературы и ресурсов интернет источников по теме проекта. 2.Выявление проблемы – диагностика актуального уровня речевого развития детей с ОНР старшего дошкольного возраста 3. Определение системы мероприятий по реализации проекта, условий его реализации. 4. Изучение уровня компетентности родителей и педагогов по проблеме –анкетирование по теме: «Малые формы фольклора». 5.Подбор и разработка методического материала по проекту. | Сентябрь
Октябрь В течение учебного года | |
2 этап — Основной (практический) | Разработка и апробирование системы методических мероприятий для детей, родителей и педагогов д/с по вопросам развития словаря дошкольников с ОРН на материале русского народного фольклора. | 1. Цикл бесед, НОД, дидактических, интеллектуальных игр для детей по ознакомлению с народным фольклором (загадками, пословицами и поговорками). 2.Проведение консультаций для педагогов по темам: 1) «Знакомство детей с произведениями устного народного творчества – важное средство художественно-речевого воспитания детей»; 2) «Народные песни - важнейшее средство развития речи детей» 3) «Пословицы и поговорки в повседневной жизни д/сада» 4) «Игры с использовани-ем народных загадок» 3. Выступление на малом пед .совете по теме: «Использование методов народной педагогики в практике работы с детьми с ОВЗ» 4. Знакомство детей и родителей с загадками, пословицами и поговорками по изучае-мым лексическим темам. 5. Домашняя игротека - памятка для родителей «Речевые игры с использованием народного фольклора» 6. Проведение плановых консультаций для родителей по темам: «Загадки в жизни наших детей» «Народные колыбельные песни – спутники детства»; «Русские народные пословицы и поговорки» 7. Проведение индивидуальных консультаций для родителей и педагогов 8. Распределение поисковых заданий по проекту с привлечением родителей по темам: «Моя любимая загадка»; «На всякого Егорку живёт поговорка». 9. Конкурс загадок с использованием рисунков детей «На каждую загадку есть своя отгадка» 10. Семейный конкурс рисунков «Иллюстрируем пословицы и поговорки» - 11. Создание страничек для «Копилки народной мудрости» совместно с детьми и родителями. 12. Логопедическое развлечение с участием родителей «Праздник Наума Грамотника» | В течение учебного года
Ноябрь Январь Февраль Март Февраль Еженедель-но Декабрь Январь Февраль Март По мере необхо-димости Февраль Апрель Март Апрель В течение учебного года Май | |
3 этап — Заключительный (контрольно-диагностический) | Презентация продукта деятельности. | 1. Подведение итогов конкурсов. Награждение участников. 2. Организация выставки рисунков детей по материалам народного фольклора. 3. Повторная диагностика уровня речевого развития детей и определение динамики. 4. Презентация материалов проекта для педагогов д/с. | Март Апрель Апрель-Май Май Май |
Практический результат проекта:
Используя в своей речи народные загадки, пословицы и поговорки дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивать свою речь; развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику. Изучая народный фольклор, дети учатся четкому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики.
В итоге:
- у детей формируется интерес к родному языку;
- происходит вовлечение родителей в поисковую и творческую деятельность детей;
- создана коллективная «Копилка народной мудрости»
- Пополнена мини-библиотека из книжек-самоделок;
- Педагоги, дети и родители ознакомлены с результатами проекта на итоговой презентации
Вывод: После разносторонней работы по обогащению словарного запаса дошкольников с использованием произведений народного фольклора речь детей стала более осмысленной, разнообразной, точной и выразительной. Это подтверждают результаты диагностики устной речи детей до начала и после завершения проекта (см. приложение)
Устное народное творчество способствует развитию у детей образного мышления, формирует нравственные мотивы поведения. Произведения народного фольклора помогли обогатить представления детей о прошлом и настоящем нашей Родины, усвоить высокие нравственные принципы народа. Они воспитывают любовь и уважение не только к своему народу, но и другим народам мира, вселяют уверенность в торжестве справедливости, укрепляют веру в счастливое будущее.
Таким образом, использование русского народного фольклора благоприятно сказывается на всём развитии ребёнка, а особенно на развитии устной речи дошкольников, раскрепощает их речевую активность, приучает мыслить образно и высказывать свои мысли точно и ясно.
Список используемой и рекомендуемой литературы:
1. Даль В.И. «Пословицы русского народа» М.: 1984
2. «Народная педагогика и здоровьесбережение в практике учителя-логопеда» Лёзина Е.А. (Ж-л «Логопед № 7 2013)
3. «Пословицы. Поговорки. Загадки» Сост. А.Н. Мартынова, В.В. Митрофанова М., 1986
4. «Русские народные загадки, пословицы, поговорки» сост. Ю.Г.Круглов М.: Просвещение, 1990
5. «Русские пословицы и поговорки» Сост. А.И. Соболев, - М., 1983
6. Садовников Д.Н. «Загадки русского народа» - М., 1959
7. «Старинные русские пословицы и поговорки» сост. В.П.Аникина. ( М. Дет. Лит. 1983)
8. Фоминых Е.Н. «На каждую загадку есть своя отгадка» (Ж-л «Логопед № 7 2014)
Электронные ресурсы - материалы сайтов:
http://rebenok16.ru/razvitie/razvitie-rechi-doshkolnikov.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкально - образовательный проект на тему: " Народный фольклор, как средство формирования духовно - нравственных основ у детей младшего дошкольного возраста".
Тема проекта определена в связи с отсутствием иситемы приобщения дошкольников 3 - 4 лет к народной культуре и использовании её в различных видах деятельности.Цель: Приобщение детей к истокам русской н...
Беседа с родителями на тему: «Народный фольклор в развитии речи дошкольников»
Фольклор – уникальная самобытная культура наших предков, благодаря которой осуществляется преемственность поколений, их приобщение к национальным жизненным истокам. Это бесценный дар памяти поко...
Выступление на тему" Народный фольклор как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста"
Выступление по теме....
Музыкально-логопедический проект по теме: «ЛОГОРИТМИКА КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ» для детей средней группы
Проект музыкального руководителя и логопеда по логоритмике...
«Народный фольклор - непревзойдённый образец искусства речи »
Педагогический проект...
«Народный фольклор - непревзойдённый образец искусства речи »
Педагогический проект, совместно с физ.инструктором...