«Народный фольклор, как средство развития речи дошкольников»
статья по развитию речи (средняя группа)
«Народный фольклор, как средство развития речи дошкольников»
Актуальность развития речи всегда будет стоять на первом месте в развитии личности ребенка. Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Развитие речи тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Родной язык является средством овладения знаниями, изучения всех дисциплин в школьном и последующем образовании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья «Народный фольклор, как средство развития речи дошкольников»
Актуальность развития речи всегда будет стоять на первом месте в развитии личности ребенка. Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Развитие речи тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Родной язык является средством овладения знаниями, изучения всех дисциплин в школьном и последующем образовании.
В настоящее время малые формы фольклора в работе с детьми используются ситуативно, часто не реализуется его воспитательный потенциал. К сожалению, в последние годы происходит деформация малых форм фольклора, падение интереса к нему. У фольклора появилось много заместителей: аудио, видео, телепрограммы, компьютерные программы. Они, безусловно, ярки, их воздействие активно, они не требуют того внутреннего переживания, той работы ума, которые естественны при работе с материалами устного народного творчества. Сейчас актуален вопрос, как вернуть фольклор в мир ребёнка.
По словам Г.С. Виноградова «Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной жизнью, который возник, вырос и развился из исканий высокой радости детской народной массы. Это - детский фольклор» [6].
Изучением развития речи дошкольников малыми формами фольклора занимались Ю.Г.Илларионова, Е.И.Тихеева, Ф.А.Сохин, А.М. Бородич, С.С. Бухвостова, О.С. Ушакова, А.П. Усова, К.Д. Ушинский, Е.Н. Водовозова, М.К. Боголюбская, В.В. Шевченко и другие.
Слово «фольклор» произошло от соединения двух английских слов: folk - «народ» и lore - «мудрость». Для фольклора характерна естественная народная речь, поражающая богатством выразительных средств, напевностью. Издавна существует множество фольклорных произведений, специально предназначенных для детей.
Малый фольклорный жанр - это миниатюрные произведения, созданные для детей - колыбельные песенки, потешки, прибаутки, заклички и др.
Несмотря на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей. Напевность, особый ритм учат детей плавному произношению фраз, предложений. Значительно обогащается и словарный запас. Удивительно быстро многие слова песен переходят в активный словарь детей и звучат уже во время игр, разговоров с ровесниками. Важную роль в развитии речи ребенка играет развитие фонематического восприятия, чему способствуют колыбельные песни.
Одной из фольклорных форм являются поговорки и пословицы, представляющие собой особый вид поэзии, который веками впитывал в себя опыт и мудрость многих поколений. Используя в своей речи поговорки и пословицы, дети могут научиться лаконично, ярко и ясно выражать свои чувства и мысли, научиться окрашивать свою речь, развить умение творчески употреблять слово, образно описывать предметы, давая им яркие и сочные описания.
В работе с детьми над пословицами и поговорками, необходимо опираться на принципы постепенности и последовательности усложнения материала. Сначала идет непосредственное знакомство с пословицами и поговорками, затем вместе с детьми пытаемся понять их смысл и назначение в речи, и только после этого переходим к выполнению различных творческих заданий, таких, как составление небольших рассказов по пословицам и рисование пословиц. Для закрепления материала можно использовать такие формы работы, как: игра-соревнование «Кто больше назовет пословиц», дидактическая игры «Продолжи пословицу», «Нарисуй пословицу» и др.
Еще один интересный жанр фольклора - загадки. Очень сильное положительное влияние на развитие речи ребенка оказывает придумывание и отгадывание загадок. Загадки обогащают речь детей из-за неоднозначности некоторых понятий, помогая замечать многозначность слов, а также формируют представления о переносном смысле слова. Загадки позволяют усваивать грамматический и звуковой строй русской речи, развивают способность обобщать, анализировать, помогают сформировать способность делать выводы, лаконично и четко выделять наиболее выразительные характерные признаки предмета или явления [2].
Выработка дикции является одной из важных задач развития речи у детей старшего дошкольного возраста. Люди придумывали веками и тысячелетиями скороговорки и чистоговорки для того что бы совершенствовать речевой аппарат, а так же исправлять индивидуальные дефекты дикции и произношения. Скороговорка и чистоговорка - это словосочетания, неудобные для произношения. В них совокупность простых слов с множеством одинаковых звуков становится не выговариваемой. Даже если пробовать читать ее медленно. Но это только на первый взгляд. После кратковременных тренировок «путанный стишок» зазвучит как песня. А если читать его в высоком темпе, будет четко слышен каждый звук. С их помощью дети учатся чистому и звонкому произношению.
Сказка - это фантастический рассказ, вымышленная история о том, чего не бывает, что не может произойти. Она возникла раньше всех произведений устной и письменной литературы и существует у всех народов с незапамятных времен. Особенность сказок воспроизводить повторно одни и те же речевые формы и образы выдвигают сказку одним из главных факторов развития связной речи.
Как отмечала С.С. Бухвостова, из сказки ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Сказка помогает детям излагать свое отношение к прослушанному тексту, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности [5].
Таким образом, использование фольклора способствует формированию гармонически развитой личности, так как он является историческим наследием нашего государства, а, следовательно, его влияние на формирование таких качеств личности как патриотизм, любовь к чтению, к книгам. Народные песенки, потешки, поговорки, скороговорки - все это представляет собой прекрасный речевой материал, который можно использовать во всех видах детской деятельности.
Список литературы:
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. М.: Академия, 2000. - 400 с.
2. Аникин, В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор [Текст] / В.П. Аникин. М.: Учпедгиз, 1957. - 240 с.
3. Арзамасцева, И. Н. Детская литература. Учеб. пособие для студентов пед. ВУЗов [Текст] / И.Н. Арзамасцева, С.А. Николаева. - М.: Академия, 2005. - 576 с.
4. Бородич, А.М. Методика развития речи детей [Текст] / А.М. Бородич. М.: Просвещение, 1981. 255 с.
5. Бухвостова, С.С. Формирование выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / С.С. Бухвостова. Курск: Академия Холдинг. 1976. - 178 с.
6. Виноградов, Г.С. Детский фольклор [Текст] / Публикация А.Н.Мартыновой // Из истории русской фольклористики. Л. Наука, 1978. - С. 158-188.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Народный фольклор как средство развития речи детей
Известно, что количество детей с отклонениями в развитии непрерывно увеличивается. Это обуславливает необходимость дальнейшего поиска новых эффективных подходов к диагностике и коррекции их развития ....
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/20/picture-639425-1442767111.jpg)
Народный фольклор как средство развития речи детей
"А.П. Усова, О. Ушакова считают, что потешки, скороговорки, пословицы, поговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ре...
Выступление на тему" Народный фольклор как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста"
Выступление по теме....
"Русский народный фольклор - эффективное средство развитие речи детей дошкольного возраста"
Данный материал представляет собой отчет по теме самообразования, работа над которой продолжалась в течение двух лет....
«Русский народный фольклор – эффективное средство развития речи детей дошкольного возраста»
Данная презентация-это отчет о работе по теме самообразования учителя-логопеда....
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/30/picture-1423104-1664524155.png)
Творческий план по проблеме «Русский народный фольклор как средство развития речи детей 3-4 лет»
Творческий план по проблеме «Русский народный фольклор как средство развития речи детей 3-4 лет»...
![](/sites/default/files/pictures/2023/09/24/picture-1486206-1695582013.jpg)
Проект "Народный фольклор как средство развития речи детей"
Проект можно реализовать как в старшей, так и в подготовительной группе....