Технологическая карта занятия
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Шабалина Светлана Витальевна

Дифференциация звуков по лексической теме:"Посуда".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teh.karta_.zvuki_s-z.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия по развитию речи.

ФИО педагога

Шабалина Светлана Витальевна

Возрастная группа

Подготовительная к школе группа для детей с ТНР

Тема занятия

Тема: Дифференциация звуков С (Сь) – З(зь) в речи.

Культурная практика

Коммуникативная деятельность

Цель

Создать условия для развития фонематического слуха, закрепления лексико - грамматической стороны речи и связной речи у детей по лексической теме: «Зима, дикие животные» через дидактическую игру и метод наглядного моделирования в коммуникативной деятельности.

Задачи

Обучающая:

Развивать фонематический слух, учить дифференцировать звукив речи.

Развивающая:

Способствовать развитию памяти, внимания, восприятия.

Воспитательная:

Воспитывать интерес, любознательность к дидактическим играм.

Оборудование

Старик- Звуковичок, коробки зелёного и синего цвета; карточки с картинками на звуки С,Сь-З,Зь;  мнемотаблица.

Используемые методы

Дидактическая игра, метод наглядного моделирования

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Предполагаемый результат

  1. Вводная часть

(мотивационный и ориентировочный блоки)

Педагог приветствует детей, создает проблемную ситуацию и мотивирует детей на введение в речевую ситуацию: Сегодня я расскажу вам новую историю про Старичка -Звуковичка. Отправился Старичок- Звуковичок в зимний лес. Устал, решил под сосной отдохнуть, вдруг подул холодный ветер: «З-з-з-з». Закружила вьюга: «С-с-с-с». Подумал Старичок - Звуковичок: Что случилось? Оказывается, разозлилась Снежная Королева. Грустно стало Старичку-Звуковичку. Тихо стало в лесу, спрятались звери от мороза и ветра в норы. Только лиса и заяц бегают по лесу. Чтобы Снежная Королева стала доброй, нужно выполнить её задания.

Дети слушают педагога.

Дети высказываются.

  1. Основная часть (информационный и аналитический блоки)

Задание 1. Сравнительная характеристика звуков С-З.

-Предлагаю вам вспомнить и спеть песенку ветра. (З-з-з-з)

А теперь споём песенку вьюги. (С-с-с-с) Чем похожи эти песенки? Когда мы их произносим, губы растягиваются в улыбке, между зубами небольшое расстояние, кончик языка упирается в нижние зубы, посередине языка идёт сильная струя воздуха. Оба эти звуки согласные. Звук «С»- глухой, а звук «З» - звонкий.

Задание 2. Игра «Поймай звук». Я буду называть звуки, слоги и слова, где есть звуки З и С. Если вы услышите звук С, хлопки в ладоши, а если звук З – прыжки. Звуки: М, Н, С, Л, К, З, П, С, Ч. З.Р. М, С, З. Слоги: зо, лу, пу, су, ны, зы, ка, са, ду, зу. Слова: зима, снег, заяц, лиса, Сова, снеговик, нос, мороз, зябнуть.

Задание3.Логопедическая гимнастика.

Первым Зайка прибежал

Про дорогу рассказал-

Язычком всё показал. (Упражнение «Горка»)

Вот он с горки покатился.

Вдоль заборчика скакал, (Упражнение «Заборчик»)

На качелях покачался. (Упражнение «Качели»)

И в футбол он поиграл. (Упражнение «Загнать мяч в ворота»)

Гол забил, заулыбался.

Свои зубки показал. (Упражнение «Улыбка»)

Задание 4. Пальчиковая гимнастика. 

СА-СА-СА - в норе живет лиса. (Дети «проходятся» пальцами по коленям указательным и средним пальцами).

Сы-сы-сы - хвост красивый у лисы, (Поднимают указательные пальцы и покачивают ими из стороны в сторону). Су-су-су - я сосульки несу. (Сжимают пальцы в кулаки, поочерёдно поднимают и опускают кулаки).

Зу-зу-зу -  на санках их везу. (Вращают кулаками перед грудью). (Сжимают пальцы в кулаки, поочерёдно поднимают и опускают кулаки).

5.Произношение звука С в словах. Определение заданного звука в слове.

- Дети, перед вами две коробки – зеленого и синего цветов и карточки. Старичок- Звуковичок просит ему помочь: разложить карточки в две коробки. В коробку зеленого цвета – карточки, слова, которые начинаются на звук З, а в синюю – карточки, слова, которые начинаются на звук С. Чтобы вам понять, на какие звуки начинаются слова, вам нужно произнести слова вслух.

Задание 6. Двигательный речетренинг. Я – рыжая лисица,

Я бегать мастерица.

Я по лесу бежала (Дети бегут по - лисьи, любуясь своим хвостиком, присаживаясь на последнее слово)

Я зайку догоняла!

Ив ямку – бух!

Задание 7. Дидактическая игра «Угадай, что кому принадлежит».

Нос лисы - лисий нос, глаза лисы - лисьи глаза, нос зайца - заячий нос, глаза зайца - заячьи глаза, лапа лисы-лисья лапа, лапа зайца - заячья лапа.

Задание 8. Рассказывание по мнемотаблице рассказа: «Зайка-зазнайка»

На зелёной поляне, в лесу, собралось как-то несколько зайцев. Один заяц, с тёмным пятном на спинке, залез на пень. Он стал рассказывать другим зайцам о своих подвигах. «Друзья! — сказал заяц. — Я самый сильный зверь в лесу. Для меня справиться с лисой — пустяки. Я и волка одолею, и медведя съем!». Долго раздавался в лесу звонкий голос зайца. Вдруг рядом хрустнула ветка сосны. «Грозный» заяц спрыгнул с пня, лёг на землю и закрыл голову своими лапами… С тех пор все в лесу стали звать его Зайка-зазнайка.    

   Старичок-Звуковичок благодарит детей за выполненные задания: Что случилось, неужели….

Доброй стала Королева.

И зовёт всех в хоровод.

Хоровод у нас волшебный.

Тут и заяц, и лиса

И волшебница-Зима!

Упражняются в произношении звуков. Определяют, чем похожи и чем отличаются звуки.

Выделяют на слух звуки С(сь)- З(зь) из ряда звуков, слогов, слов.

 

Выполняют артикуляционную гимнастику.

Произносят чистоговорки и выполняют пальчиковую гимнастику.

Играют в игру: определяют и дифференцируют звуки

Дети играют в игру, изображая лису.

 

Дети упражняются в словообразовании.

Дети рассказывают рассказ упражняются в правильном произношении звуков С(сь)-З(зь) в связной речи.

Выполняют сравнительный анализ звуков по акустическим признакам.

Развивают фонематический слух и слуховое восприятие.

Развивают подвижность артикуляционного аппарата.

Автоматизируют звуки С(сь)-З(Зь) в речи и развивают мелкую моторику рук.

Автоматизируют и дифференцируют звуки в речи.

 

Развивают двигательную моторику.

Образовывают притяжательные прилагательные.

Автоматизация и дифференциация звуков С(Сь)-З(Зь) в связной речи.

  1. Заключительная часть (оценочный и рефлексивный блоки)

Педагог спрашивает, понравилось вам играть в игры? Какая игра больше всего понравилась? Почему?

Понравился вам рассказ про «зайку-зазнайку»? Что было для вас сложным на занятии? С какими звуками мы сегодня познакомились? Благодарит за занятие.

Дети высказываются.

Дети делятся своими мнениями и впечатлениями.

Предлагают варианты применения мнемотаблицы.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта занятия в старшей группе (технология «Ситуация» Л.Г.Петерсон) Монеты. Путь денежной единицы от товара до современных денег и банковских карт. (Муниципальный конкурс "Воспитатель года 2021г)

Технологическая карта занятия в старшей группе (технология «Ситуация» Л.Г.Петерсон) Монеты. Путь денежной единицы от товара до современных денег и банковских карт. (Муниципальный конкурс ...

Технологическая карта занятия карты по продуктивным видам деятельности (рисование)

Технологическая карта занятия карты по продуктивным видам деятельности (рисование)...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ Составление рассказа по сюжетной картинке, «Львы Санкт-Петербурга»

Цель: Развитие интереса детей к изучению истории Санкт-Петербурга, его культурному наследию, узнать, почему в нашем городе «поселились львы»Задачи: . ...

Технологическая карта занятия по теме: Н.Сладков "Медведь и солнце" с использованием метода "интеллект-карт".

Технологическая картаобразовательной деятельности с детьми 5-6 лет в старшей группе ФИО: Ильина Оксана Валерьевна, воспитатель первой квалификационной категории МДОУ Ухтуйский детский сад «...

Технологическая карта занятия по теме: Н.Сладков "Медведь и солнце" с использованием метода "интеллект-карт".

Технологическая карта занятия в старшей группе по развитию речи с использованием технологии "Интеллект - карта"...

Технологическая карта занятия по окружающему миру в старшей группе "В гости к дедушке Байкалу" (с использованием метода интеллект-карт)

Технологическая карта разработана для проведения открытого занятия по окружающему миру в старшей группе. Тема занятия "В гости к дедушке Байкалу". На занятии использован метод интеллект-карт...