Технологическая карта занятия
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Шабалина Светлана Витальевна

Дифференциация звуков по лексической теме:"Посуда".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teh.karta_.zvuki_s-z.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия по развитию речи.

ФИО педагога

Шабалина Светлана Витальевна

Возрастная группа

Подготовительная к школе группа для детей с ТНР

Тема занятия

Тема: Дифференциация звуков С (Сь) – З(зь) в речи.

Культурная практика

Коммуникативная деятельность

Цель

Создать условия для развития фонематического слуха, закрепления лексико - грамматической стороны речи и связной речи у детей по лексической теме: «Зима, дикие животные» через дидактическую игру и метод наглядного моделирования в коммуникативной деятельности.

Задачи

Обучающая:

Развивать фонематический слух, учить дифференцировать звукив речи.

Развивающая:

Способствовать развитию памяти, внимания, восприятия.

Воспитательная:

Воспитывать интерес, любознательность к дидактическим играм.

Оборудование

Старик- Звуковичок, коробки зелёного и синего цвета; карточки с картинками на звуки С,Сь-З,Зь;  мнемотаблица.

Используемые методы

Дидактическая игра, метод наглядного моделирования

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Предполагаемый результат

  1. Вводная часть

(мотивационный и ориентировочный блоки)

Педагог приветствует детей, создает проблемную ситуацию и мотивирует детей на введение в речевую ситуацию: Сегодня я расскажу вам новую историю про Старичка -Звуковичка. Отправился Старичок- Звуковичок в зимний лес. Устал, решил под сосной отдохнуть, вдруг подул холодный ветер: «З-з-з-з». Закружила вьюга: «С-с-с-с». Подумал Старичок - Звуковичок: Что случилось? Оказывается, разозлилась Снежная Королева. Грустно стало Старичку-Звуковичку. Тихо стало в лесу, спрятались звери от мороза и ветра в норы. Только лиса и заяц бегают по лесу. Чтобы Снежная Королева стала доброй, нужно выполнить её задания.

Дети слушают педагога.

Дети высказываются.

  1. Основная часть (информационный и аналитический блоки)

Задание 1. Сравнительная характеристика звуков С-З.

-Предлагаю вам вспомнить и спеть песенку ветра. (З-з-з-з)

А теперь споём песенку вьюги. (С-с-с-с) Чем похожи эти песенки? Когда мы их произносим, губы растягиваются в улыбке, между зубами небольшое расстояние, кончик языка упирается в нижние зубы, посередине языка идёт сильная струя воздуха. Оба эти звуки согласные. Звук «С»- глухой, а звук «З» - звонкий.

Задание 2. Игра «Поймай звук». Я буду называть звуки, слоги и слова, где есть звуки З и С. Если вы услышите звук С, хлопки в ладоши, а если звук З – прыжки. Звуки: М, Н, С, Л, К, З, П, С, Ч. З.Р. М, С, З. Слоги: зо, лу, пу, су, ны, зы, ка, са, ду, зу. Слова: зима, снег, заяц, лиса, Сова, снеговик, нос, мороз, зябнуть.

Задание3.Логопедическая гимнастика.

Первым Зайка прибежал

Про дорогу рассказал-

Язычком всё показал. (Упражнение «Горка»)

Вот он с горки покатился.

Вдоль заборчика скакал, (Упражнение «Заборчик»)

На качелях покачался. (Упражнение «Качели»)

И в футбол он поиграл. (Упражнение «Загнать мяч в ворота»)

Гол забил, заулыбался.

Свои зубки показал. (Упражнение «Улыбка»)

Задание 4. Пальчиковая гимнастика. 

СА-СА-СА - в норе живет лиса. (Дети «проходятся» пальцами по коленям указательным и средним пальцами).

Сы-сы-сы - хвост красивый у лисы, (Поднимают указательные пальцы и покачивают ими из стороны в сторону). Су-су-су - я сосульки несу. (Сжимают пальцы в кулаки, поочерёдно поднимают и опускают кулаки).

Зу-зу-зу -  на санках их везу. (Вращают кулаками перед грудью). (Сжимают пальцы в кулаки, поочерёдно поднимают и опускают кулаки).

5.Произношение звука С в словах. Определение заданного звука в слове.

- Дети, перед вами две коробки – зеленого и синего цветов и карточки. Старичок- Звуковичок просит ему помочь: разложить карточки в две коробки. В коробку зеленого цвета – карточки, слова, которые начинаются на звук З, а в синюю – карточки, слова, которые начинаются на звук С. Чтобы вам понять, на какие звуки начинаются слова, вам нужно произнести слова вслух.

Задание 6. Двигательный речетренинг. Я – рыжая лисица,

Я бегать мастерица.

Я по лесу бежала (Дети бегут по - лисьи, любуясь своим хвостиком, присаживаясь на последнее слово)

Я зайку догоняла!

Ив ямку – бух!

Задание 7. Дидактическая игра «Угадай, что кому принадлежит».

Нос лисы - лисий нос, глаза лисы - лисьи глаза, нос зайца - заячий нос, глаза зайца - заячьи глаза, лапа лисы-лисья лапа, лапа зайца - заячья лапа.

Задание 8. Рассказывание по мнемотаблице рассказа: «Зайка-зазнайка»

На зелёной поляне, в лесу, собралось как-то несколько зайцев. Один заяц, с тёмным пятном на спинке, залез на пень. Он стал рассказывать другим зайцам о своих подвигах. «Друзья! — сказал заяц. — Я самый сильный зверь в лесу. Для меня справиться с лисой — пустяки. Я и волка одолею, и медведя съем!». Долго раздавался в лесу звонкий голос зайца. Вдруг рядом хрустнула ветка сосны. «Грозный» заяц спрыгнул с пня, лёг на землю и закрыл голову своими лапами… С тех пор все в лесу стали звать его Зайка-зазнайка.    

   Старичок-Звуковичок благодарит детей за выполненные задания: Что случилось, неужели….

Доброй стала Королева.

И зовёт всех в хоровод.

Хоровод у нас волшебный.

Тут и заяц, и лиса

И волшебница-Зима!

Упражняются в произношении звуков. Определяют, чем похожи и чем отличаются звуки.

Выделяют на слух звуки С(сь)- З(зь) из ряда звуков, слогов, слов.

 

Выполняют артикуляционную гимнастику.

Произносят чистоговорки и выполняют пальчиковую гимнастику.

Играют в игру: определяют и дифференцируют звуки

Дети играют в игру, изображая лису.

 

Дети упражняются в словообразовании.

Дети рассказывают рассказ упражняются в правильном произношении звуков С(сь)-З(зь) в связной речи.

Выполняют сравнительный анализ звуков по акустическим признакам.

Развивают фонематический слух и слуховое восприятие.

Развивают подвижность артикуляционного аппарата.

Автоматизируют звуки С(сь)-З(Зь) в речи и развивают мелкую моторику рук.

Автоматизируют и дифференцируют звуки в речи.

 

Развивают двигательную моторику.

Образовывают притяжательные прилагательные.

Автоматизация и дифференциация звуков С(Сь)-З(Зь) в связной речи.

  1. Заключительная часть (оценочный и рефлексивный блоки)

Педагог спрашивает, понравилось вам играть в игры? Какая игра больше всего понравилась? Почему?

Понравился вам рассказ про «зайку-зазнайку»? Что было для вас сложным на занятии? С какими звуками мы сегодня познакомились? Благодарит за занятие.

Дети высказываются.

Дети делятся своими мнениями и впечатлениями.

Предлагают варианты применения мнемотаблицы.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта занятия сказка по народным сюжетам «Мальчик с пальчик» план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)

Технологическая карта занятия сказка по народным сюжетам «Мальчик с пальчик»план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)...

Технологическая карта занятия. Тема занятия: Звено летящих самолетов.

Художественное  эстетическое развитие (приоритетная обл.), интеграция: соц. коммуникативное развитие....

Технологическая карта занятия по развитию математических представлений. Тема занятия: «Геометрические фигуры»

Образовательная область: Познавательно-исследовательскаяТема занятия: «Геометрические фигуры»Возрастная группа: старшая группаЦель занятия: ­­­­­­­­­&sh...

Технологическая карта занятия в старшей группе Тема занятия: «Путешествие в страну Весны»

Технологическая карта занятия  Тема занятия: «Путешествие в страну Весны»Возрастная группа: Старшая группаОбразовательная область: «Развитие речи» В процессе...

Технологическая карта занятия в старшей группе (технология «Ситуация» Л.Г.Петерсон) Монеты. Путь денежной единицы от товара до современных денег и банковских карт. (Муниципальный конкурс "Воспитатель года 2021г)

Технологическая карта занятия в старшей группе (технология «Ситуация» Л.Г.Петерсон) Монеты. Путь денежной единицы от товара до современных денег и банковских карт. (Муниципальный конкурс ...

Технологическая карта занятия карты по продуктивным видам деятельности (рисование)

Технологическая карта занятия карты по продуктивным видам деятельности (рисование)...