Непосредственно образовательная деятельность (НОД) для детей 5 - 6 лет с нарушениями речи на тему: «Животные и птицы Севера»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Цель: познакомить детей с дикими животными и птицами крайнего Севера Задачи:
Уточнять и расширять словарь по теме «Животные и птицы Севера» (белый медведь, морж, тюлень, олень, песец, пингвин, белая сова, альбатрос); совершенствовать грамматический строй речи (образование притяжательных прилагательных, приставочных глаголов, образование слов с уменьшительно-ласкательным значением, согласование прилагательных с существительными); совершенствовать связную речь (составление описательного рассказа).
2. Коррекционно-развивающая:
Развивать слуховое восприятие, развивать внимание и память, мелкую и общую моторику.
3. Коррекционно-воспитательные:
Формировать навыки сотрудничества, положительную установку на участие в НОД, инициативность и самостоятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_dlya_detey_5-6_let_na_temu_zhivotnye_i_ptitsy_severa.doc | 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Непосредственно образовательная деятельность (НОД)
для детей 5 - 6 лет с нарушениями речи
на тему: «Животные и птицы Севера»
Цель: познакомить детей с дикими животными и птицами крайнего Севера .
Задачи:
- Коррекционно-образовательные:
Уточнять и расширять словарь по теме «Животные и птицы Севера» (белый медведь, морж, тюлень, олень, песец, пингвин, белая сова, альбатрос); совершенствовать грамматический строй речи (образование притяжательных прилагательных, приставочных глаголов, образование слов с уменьшительно-ласкательным значением, согласование прилагательных с существительными); совершенствовать связную речь (составление описательного рассказа).
- Коррекционно-развивающая:
Развивать слуховое восприятие, развивать внимание и память, мелкую и общую моторику.
- Коррекционно-воспитательные:
Формировать навыки сотрудничества, положительную установку на участие в НОД, инициативность и самостоятельность.
Ход занятия.
- Орг. Момент
- Здравствуйте! Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение! Давайте улыбнёмся, и пошлем друг другу улыбки.
Упражнение «Улыбочка» - удерживать губы в улыбке под счет до 10.
Сядет на стульчик тот:
- у кого в одежде есть розовый цвет;
- у кого карие глаза;
- у кого в имени есть звук [м];
- у кого в фамилии есть звук [а] и т.д.
- Вводная беседа
Логопед: Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года?
Дети: Зима.
Логопед: Назовите приметы зимы.
Дети: на улице мороз и много снега.
Логопед: Молодцы! Ребята, смотрите, что у меня есть, - это уменьшенная модель Земли, то есть глобус.
Наша планета - это огромный-преогромный шар. Такой большой, что нужно много-много дней, даже месяцев, чтобы объехать его вокруг. А как вы думаете, где на нашей земле всегда холодно и морозно?
Дети: На Северном полюсе.
Логопед: Правильно!
Короной снежной с двух сторон
Наш шар прекрасный окружен!
Два полюса, два братика-
Антарктика и Арктика.
Вы знаете, где находится Северный полюс на глобусе?
Дети: Да/нет
Логопед: Посмотрите на глобус. Вот здесь он находится. Как вы думаете, на каком транспорте можно добраться до Северного полюса?
Дети: на самолете.
Логопед: Правильно, на самолете. Люди на Северном полюсе не живут постоянно, проводят научно-исследовательскую работу, изучают климат, жизнь животных.
Ребята, а давайте попутешествуем по крайнему Северу. Полетим мы туда на самолёте и поплывём на теплоходе.
- Физ. минутка
Мы садимся в самолёт.
Отправляемся в полёт (дети имитируют полёт на самолёте)
Тут – стоп, поворот:
Сядем мы на теплоход.
Теплоход плывёт
Нас в Антарктику везёт.
(имитируют передвижение на пароходе)
Ну вот, ребята, мы с вами и на месте.
- На каком виде транспорта мы добирались до Северного полюса? Правильно, на самолете и теплоходе. Что такое теплоход? ( предметная картинка)
- Как вы думаете, на Северном полюсе тепло или холодно. Правильно, холодно. Давайте погреемся, и выпьем чаю? Чай пьют из чего? Правильно, из чашки.
- Артикуляционная и дыхательная гимнастика
- Упражнение «Чашечка» - Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки;
- Упражнение «Погреем ручки» - Вдох носом, выдох ртом на ладошки со звуком [а].
Продолжение вводной беседы.
Кругом большие льдины, плавают айсберги. Кого же мы можем встретить здесь в таких суровых, условиях? Это вы узнаете, отгадав загадки.
- Братья, сестры бурым мишкам,
Но не любят мед и шишки,
Моржи, тюлени им соседи.
Кто это? - Белые...
Ответ: медведи.
(на доске прикрепляется картинка, с изображением белого медведя)
- Дальше будем передвигаться на лыжах. (Имитация движений на лыжах).
Кого мы можем ещё встретить?
- В Антарктиде кто живет,
Обожает снег и лед?
Вместо плюшек и конфет
Рыбку кушает в обед.
Ловит он ее весь день
С легкостью! Ведь он - ...
Ответ: тюлень.
( на доске прикрепляется картинка, с изображением тюленя)
3. Кто в холодном океане,
Словно в теплой пенной ванне,
Может плавать и нырять,
Стаи льдинок разгонять?
Да! Такие виражи
Могут делать лишь...
Ответ: моржи
( на доске прикрепляется картинка с изображением моржа)
Наше путешествие продолжается, предлагаю, проехать на санях. А кого же запряжем мы в сани, отгадайте.
#1054;н снег глубокий разгребает
И ягель вкусный добывает,
Копает он порой весь день
Полярный северный...
Ответ: олень
( на доске прикрепляется картинка, с изображением оленя)
- Кого ещё можем встретить?
5. В тундре белый лис гуляет,
Мышек маленьких пугает.
Очень хитрый он ловец.
Как зовут его?
Ответ: песец
- Как назвать всех, кто изображён на картинках одним словом?
- Правильно, животные Севера.
- Ребята, а как вы думаете, кто ещё живёт на севере, кроме животных? (птицы)
#1042; Антарктиде, кто не знает
Птицу ту, что не летает,
Что ныряет в море с льдин!
Ах, да это же...
Ответ: пингвин.
- Каких ещё птиц можно увидеть на Северном полюсе?
- Правильно!
- На Северном полюсе живут такие птицы, как альбатрос ( картинка с изображением альбатроса), полярная сова.
- Как назвать одним словом пингвина, альбатроса, полярную (белая) сова?
- Правильно, это птицы Севера.
Сообщение темы.
И сегодня мы поговорим и узнаем много интересного о животных и птицах Севера.
- Давайте с вами погреемся, и отдохнём.
- Динамическая пауза с элементами зрительной гимнастики.
«Девочки и мальчики».
Девочки и мальчики прыгают, как мячики.
Ручками хлопают, ножками топают,
Глазками моргают, после отдыхают.
Вправо - влево посмотрели,
Посмотрим вверх, посмотрим вниз.
Глаза закроем, и представим,
Что мы по Северу гуляем.
- Дидактическая игра «Состав семейств животных и птиц».
(на доску вывешивается каждый член семьи)
- Давайте назовём семью моржа
Папа морж, мама моржиха, детеныш моржонок
- Ребята, как вы думаете, чем покрыто тело моржа?
- Жиром.
- Зачем моржу столько много жира?
- Чтобы не замерзнуть в холодной воде.
- Давай назовём семью тюленя
Папа тюлень, мама тюлень, детёныш белёк.
- Ребята, а знаете, почему детёныша тюленя называют белёк?
- Потому что он белый.
- Чем покрыто тело белька?
- Мехом
- Мех детёнышей тюленя представляет интерес для промысловиков, что создает угрозу жизни малышам. Цвет меха имеет защитное значение для животных. Белый малыш практически незаметен среди заснеженных просторов.
- Давайте назовём медвежью семью
Папа медведь, мама медведица, детёныш медвежонок
- Чем покрыто тело белого медведя?
- Шерстью.
- Какого цвета шерсть? Как вы думаете, почему? - Зачем медведь закрывает нос, когда охотится?
-Чтоб его не заметили.
- Давайте назовём семью Оленя
Папа олень, мама олень, детеныш олененок
- Чем покрыто тело оленя?
- Шерстью.
- Какая у него шерсть?
- Жесткая, густая
- Для чего ему такая шерсть?
- Она бережет его от холода.
- Ребята, как вы думаете, как называются люди, которые ухаживают за оленями?
- Оленеводы.
- Какую пользу приносит олень людям?
- Олень дает оленеводам мясо, мех, перевозит людей и грузы.
-Давайте назовём семью Пингвина
Папа пингвин, мама пингвин, птенец пингвиненок
- Пингвины выводят птенцов. Мама – пингвиниха откладывает яйцо и передаёт его папе. Он всё это время оберегает его. Когда появляется маленький детеныш, оба родителя ухаживают и оберегают его. Птенец подрастает, и его отправляют в детский сад. Пингвины родители отправляются за кормом, а вернувшись, отыскивают птенца по голосу и кормят.
-Давайте назовём семью Полярной совы
Папа сова, мама сова, птенец совенок
- Чем покрыто тело совы?
- Почему сова, как и многие животные Севера, белая?
- Физкультминутка:
Здесь всюду холод, лед и тень, (дети обнимают себя за плечи)
Полгода — ночь, (закрывают глаза ладонями)
Полгода — день. (выпрямляются, поднимают руки вверх)
Изо льда здесь люди строят дом, (соединяют руки над головой — «крыша»)
И океан покрыт весь льдом. (разводят руки в стороны)
Зверей ты здесь почти не встретишь. (ставят ладонь козырьком над глазами)
И птиц ты в небе не заметишь. (делают махи руками)
Лишь мишка, белый, словно иней, (подражают походке медведя)
Хозяин ледяной пустыни. (руки на поясе, стоят смирно)
- Дидактическая игра «Чем питаются?»
- Ребята, животные и птицы Севера проголодались, давайте найдём картинку, с изображением того, чем или кем питаются животные?
Например: как вы думаете, что любит, есть медведь? Выберите из всех предложенных картинок, лакомство медведю.
Ребята, что это изображено на картинке. Это мох. Как вы думаете, кто питается мхом? Правильно, олень.
- Кем питается белая сова, альбатрос, пингвин и т.д.
Вы знаете, как называют животных и птиц, которые питаются другими животными? Правильно, хищники. Кто из животных и птиц Севера хищники? Кто такие травоядные животные? Как вы думаете, почему они так называются? Как называют животных и птиц, которые питаются и животными и растениями? Кто из животных Севера и птиц относится к травоядным и всеядным?
- Дидактическая Игра «Чей? Чьё? Чья? Чьи?»
Посмотрите, внимательно на картинки.
Картинка моржа.
- Что это у моржа? (ласты) Значит ласты чьи? (моржиные)
Что он делает с помощью ласт? (Передвигается в воде, на суше)
- Это что у моржа? (голова). Голова чья?.
- Что есть у моржа на мордочке? (Клыки). Значит клыки чьи? (моржиные).
- Для чего они нужны моржу? ( Длинные клыки нужны, чтобы защищаться от врагов, передвигаться по снегу и вылазить из воды).
- Нос чей?
Картинка тюленя.
- Что это у тюленя? (плавники). Значит плавники чьи? (тюленьи)
- А для чего ему нужны плавники?
- Что это у тюленя? (усы) Значит усы чьи? (тюленьи)
Картинка медведя.
- Что это у медведя? (Лапа) Значит лапа чья? (медвежья)
- А это что у медведя? (нос). Нос чей?
- А вы знаете, почему медведь закрывает нос, когда охотится за другими животными?
- Чтобы его не заметили.
Картинка оленя.
- Что это у оленя? (рога) Значит рога чьи?
- Голова чья?
- Хвост чей?
Картинка пингвина
- Что это у пингвина? ( Крылья) Значит крылья чьи? (Пингвиньи).
- Для чего пингвину крылья? Правильно, плавать и нырять. Летать с помощью крыльев пингвин не может, зато отлично плавает и ныряет.
- Что это у пингвина? Какого цвета грудка у пингвина? Какого цвета голова? и т.д.
Картинка полярной совы
- Что это у совы? (глаза) Значит глаза чьи?
- Что это у совы? (клюв) Значит клюв чей?
- Игра « Узнай животное или птицу по описанию».
Например: «Белое, не большое животное, похожее на лисицу. Питается другими животными, грызунами, рыбой, а так же растительной пищей»
- О ком я сейчас вам рассказала?
- А теперь к доске выходит Маша, не называя животного Севера или птицу необходимо описать их , а вы должны угадать.
11. Итог занятия.
– Оценивается работа.
– С ком мы сегодня говорили ?
- Что нового вы сегодня узнали о животных севера?
12. Рефлексия «Солнышко».
- Ребята, какое у вас настроение? Если у вас хорошее настроение после нашего знакомства с животными и птицами Севера, то поднимите картинку, на которой изображено солнышко, если настроение среднее, то есть не хорошее и не плохое, то поднимите картинку с изображением солнышка с тучкой, а если совсем плохое настроение, то поднимите тучку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе по ознакомлению с окружающим. Тема: «Животные жарких стран».
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе по ознакомлению с окружающим....
Непосредственно образовательная деятельность по ОО «Познание» в первой младшей группе на тему «Животные и их детеныши»
Цель: Учить детей различать взрослых животных и их детенышей.Задачи:Образовательные: Закрепить знания о домашних животных. Способствовать воспитанию звуковой выразительности речи: произнесе...
Конспект занятия по познавательному развитию в коррекционной подготовительной к школе группе для детей с тяжелыми нарушениями речи Лексическая тема «Зима. Зимующие птицы» Тема: «Покормите птиц зимой»
Активизация и актуализация словаря по теме «Зима. Зимующие птицы». Формирование обобщенного представления о зимующих птицах....
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы с нарушением речи. «Путешествие в зимний лес»- с использованием элементов логоритмики.
Непосредственная образовательная деятельность с использованием элементов логоритмики....
Мастер - класс на тему: «Составление технологической карты (конструкт) организации непосредственно образовательной деятельности для старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи на тему «История обуви» по технологии «Путешествие «по реке времени»».
Современный педагог должен четко представлять цель, ставить задачи и планировать результат образовательной деятельности, в том числе на каждом из ее этапов.Для того чтобы освоить педагогические ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы с нарушениями речи по теме «Моя малая Родина» (с использованием ИКТ)
Цель:Становление гражданина России через осознание себя жителем великого города Санкт - Петербурга и поселка Понтонный.Педагогический замысел:Формирование лексико-грамматических категорий на материале...
Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с нарушением речи «Парад на Красной площади» - с использованием элементов логоритмики.
Конспект занятия на развитие музыкальных и творческих способностей детей в различных видах музыкальной деятельности.1. Воспитание патриотических чувств средствами музыки.2. Формирование му...