Непосредственно образовательная деятельность (НОД) для детей 5 - 6 лет с нарушениями речи на тему: «Животные и птицы Севера»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Цель: познакомить детей с дикими животными и птицами крайнего Севера Задачи:

 

1.Коррекционно-образовательные:

 Уточнять и расширять словарь по теме «Животные и птицы Севера» (белый медведь, морж, тюлень, олень, песец, пингвин, белая сова, альбатрос); совершенствовать грамматический строй речи (образование притяжательных прилагательных, приставочных глаголов, образование слов с уменьшительно-ласкательным значением, согласование прилагательных с существительными); совершенствовать связную речь (составление описательного рассказа).

2.  Коррекционно-развивающая:

Развивать слуховое восприятие, развивать внимание и память, мелкую и общую моторику.

3. Коррекционно-воспитательные:

Формировать навыки сотрудничества, положительную установку на участие в НОД, инициативность и самостоятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_dlya_detey_5-6_let_na_temu_zhivotnye_i_ptitsy_severa.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственно образовательная деятельность (НОД)

для детей 5 - 6 лет с нарушениями речи

на тему: «Животные и птицы Севера»

Цель: познакомить детей с дикими животными и птицами крайнего Севера .

Задачи:

  • Коррекционно-образовательные:

Уточнять и расширять словарь по теме «Животные и птицы Севера» (белый медведь, морж, тюлень, олень, песец, пингвин, белая сова, альбатрос); совершенствовать грамматический строй речи (образование притяжательных прилагательных, приставочных глаголов, образование слов с уменьшительно-ласкательным значением, согласование прилагательных с существительными); совершенствовать связную речь (составление описательного рассказа).

  • Коррекционно-развивающая:

Развивать слуховое восприятие, развивать внимание и память, мелкую и общую моторику.

  • Коррекционно-воспитательные:

Формировать навыки сотрудничества, положительную установку на участие в НОД, инициативность и самостоятельность.

Ход занятия.

  1. Орг. Момент

- Здравствуйте! Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение! Давайте улыбнёмся, и пошлем друг другу улыбки.

Упражнение «Улыбочка» - удерживать губы в улыбке под счет до 10.

Сядет на стульчик тот:

  • у кого в одежде есть розовый цвет;
  • у кого карие глаза;
  • у кого в имени есть звук [м];
  • у кого в фамилии есть звук [а] и т.д.
  1. Вводная беседа

Логопед: Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года?

Дети: Зима.
Логопед: Назовите приметы зимы.
Дети: на улице мороз и много снега.
Логопед: Молодцы! Ребята, смотрите, что у меня есть, - это уменьшенная модель Земли, то есть глобус.
Наша планета - это огромный-преогромный шар. Такой большой, что нужно много-много дней, даже месяцев, чтобы объехать его вокруг. А как вы думаете, где на нашей земле всегда холодно и морозно?
Дети: На Северном полюсе.
Логопед: Правильно!

Короной снежной с двух сторон

Наш шар прекрасный окружен!

Два полюса, два братика-

Антарктика и Арктика.

Вы знаете, где находится Северный полюс на глобусе?
Дети: Да/нет
Логопед: Посмотрите на глобус. Вот здесь он находится. Как вы думаете, на каком транспорте можно добраться до Северного полюса?
Дети: на самолете.
Логопед: Правильно, на самолете. Люди на Северном полюсе не живут постоянно, проводят научно-исследовательскую работу, изучают климат, жизнь животных.
Ребята, а давайте попутешествуем по крайнему Северу. Полетим мы туда на самолёте и поплывём на теплоходе.

  1. Физ. минутка

Мы садимся в самолёт.
Отправляемся в полёт (дети имитируют полёт на самолёте)
Тут – стоп, поворот:
Сядем мы на теплоход.
Теплоход плывёт
Нас в Антарктику везёт.

(имитируют передвижение на пароходе)
Ну вот, ребята, мы с вами и на месте.

- На каком виде транспорта мы добирались до Северного полюса? Правильно, на самолете и теплоходе. Что такое теплоход? ( предметная картинка)

- Как вы думаете, на Северном полюсе тепло или холодно. Правильно, холодно. Давайте погреемся, и выпьем чаю? Чай пьют из чего? Правильно, из чашки.

  1. Артикуляционная и дыхательная гимнастика
  • Упражнение «Чашечка» - Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки;
  • Упражнение «Погреем ручки» - Вдох носом, выдох ртом на ладошки со звуком [а].

Продолжение вводной беседы.

Кругом большие льдины, плавают айсберги. Кого же мы можем встретить здесь в таких суровых, условиях? Это вы узнаете, отгадав загадки.

  1. Братья, сестры бурым мишкам,

Но не любят мед и шишки,

Моржи, тюлени им соседи.

Кто это? - Белые...

Ответ: медведи.

(на доске прикрепляется картинка, с изображением белого медведя)

- Дальше будем передвигаться на лыжах. (Имитация движений на лыжах).

Кого мы можем ещё встретить?

  1. В Антарктиде кто живет,

Обожает снег и лед?

Вместо плюшек и конфет

Рыбку кушает в обед.

Ловит он ее весь день

С легкостью! Ведь он - ...

Ответ: тюлень.

( на доске прикрепляется картинка, с изображением тюленя)

3. Кто в холодном океане,

Словно в теплой пенной ванне,

Может плавать и нырять,

Стаи льдинок разгонять?

Да! Такие виражи

Могут делать лишь...

Ответ: моржи
( на доске прикрепляется картинка с изображением моржа)

Наше путешествие продолжается, предлагаю, проехать на санях. А кого же запряжем мы в сани, отгадайте.

#1054;н снег глубокий разгребает

И ягель вкусный добывает,

Копает он порой весь день

Полярный северный...

Ответ: олень
( на доске прикрепляется картинка, с изображением оленя)

- Кого ещё можем встретить?

5. В тундре белый лис гуляет,

Мышек маленьких пугает.

Очень хитрый он ловец.

Как зовут его?
Ответ: песец

- Как назвать всех, кто изображён на картинках одним словом?

- Правильно, животные Севера.

- Ребята, а как вы думаете, кто ещё живёт на севере, кроме животных? (птицы)

#1042; Антарктиде, кто не знает

Птицу ту, что не летает,

Что ныряет в море с льдин!

Ах, да это же...

Ответ: пингвин.
- Каких ещё птиц можно увидеть на Северном полюсе?
- Правильно!

- На Северном полюсе живут такие птицы, как альбатрос ( картинка с изображением альбатроса), полярная сова.
- Как назвать одним словом пингвина, альбатроса, полярную (белая) сова?

- Правильно, это птицы Севера.

Сообщение темы.

И сегодня мы поговорим и узнаем много интересного о животных и птицах Севера.

- Давайте с вами погреемся, и отдохнём.

  1. Динамическая пауза с элементами зрительной гимнастики.

«Девочки и мальчики».

Девочки и мальчики прыгают, как мячики.

Ручками хлопают, ножками топают,

Глазками моргают, после отдыхают.

Вправо - влево посмотрели,
Посмотрим вверх, посмотрим вниз.

Глаза закроем, и представим,

Что мы по Северу гуляем.

  1. Дидактическая игра «Состав семейств животных и птиц».
    (на доску вывешивается каждый член семьи)

- Давайте назовём семью моржа

Папа морж, мама моржиха, детеныш моржонок
- Ребята, как вы думаете, чем покрыто тело моржа?
-
Жиром.
- Зачем моржу столько много жира?
- Чтобы не замерзнуть в холодной воде.

- Давай назовём семью тюленя

Папа тюлень, мама тюлень, детёныш белёк.
- Ребята, а знаете, почему детёныша тюленя называют белёк?
-
Потому что он белый.
- Чем покрыто тело белька?
-
Мехом
- Мех детёнышей тюленя представляет интерес для промысловиков, что создает угрозу жизни малышам. Цвет меха имеет защитное значение для животных. Белый малыш практически незаметен среди заснеженных просторов.

- Давайте назовём медвежью семью

Папа медведь, мама медведица, детёныш медвежонок

- Чем покрыто тело белого медведя?

- Шерстью.

- Какого цвета шерсть? Как вы думаете, почему? - Зачем медведь закрывает нос, когда охотится?

-Чтоб его не заметили.

- Давайте назовём семью Оленя

Папа олень, мама олень, детеныш олененок

- Чем покрыто тело оленя?

- Шерстью.

- Какая у него шерсть?

- Жесткая, густая

- Для чего ему такая шерсть?

- Она бережет его от холода.
- Ребята, как вы думаете, как называются люди, которые ухаживают за оленями?
- Оленеводы.
- Какую пользу приносит олень людям?
- Олень дает оленеводам мясо, мех, перевозит людей и грузы.

-Давайте назовём семью Пингвина

Папа пингвин, мама пингвин, птенец пингвиненок
- Пингвины выводят птенцов. Мама – пингвиниха откладывает яйцо и передаёт его папе. Он всё это время оберегает его. Когда появляется маленький детеныш, оба родителя ухаживают и оберегают его. Птенец подрастает, и его отправляют в детский сад. Пингвины родители отправляются за кормом, а вернувшись, отыскивают птенца по голосу и кормят.

-Давайте назовём семью Полярной совы
Папа сова, мама сова, птенец совенок
- Чем покрыто тело совы?
- Почему сова, как и многие животные Севера, белая?

  1. Физкультминутка:

Здесь всюду холод, лед и тень, (дети обнимают себя за плечи)
Полгода — ночь, (закрывают глаза ладонями)

Полгода — день. (выпрямляются, поднимают руки вверх)

Изо льда здесь люди строят дом, (соединяют руки над головой — «крыша»)

И океан покрыт весь льдом. (разводят руки в стороны)

Зверей ты здесь почти не встретишь. (ставят ладонь козырьком над глазами)

И птиц ты в небе не заметишь. (делают махи руками)

Лишь мишка, белый, словно иней, (подражают походке медведя)

Хозяин ледяной пустыни. (руки на поясе, стоят смирно)

  1. Дидактическая игра «Чем питаются?»

- Ребята, животные и птицы Севера проголодались, давайте найдём картинку, с изображением того, чем или кем питаются животные?
Например: как вы думаете, что любит, есть медведь? Выберите из всех предложенных картинок, лакомство медведю.
Ребята, что это изображено на картинке. Это мох. Как вы думаете, кто питается мхом? Правильно, олень.
- Кем питается белая сова, альбатрос, пингвин и т.д.
Вы знаете, как называют животных и птиц, которые питаются другими животными? Правильно, хищники. Кто из животных и птиц Севера хищники? Кто такие травоядные животные? Как вы думаете, почему они так называются? Как называют животных и птиц, которые питаются и животными и растениями? Кто из животных Севера и птиц относится к травоядным и всеядным?

  1. Дидактическая Игра «Чей? Чьё? Чья? Чьи?»

Посмотрите, внимательно на картинки.
Картинка моржа.

- Что это у моржа? (ласты) Значит ласты чьи? (моржиные)
Что он делает с помощью ласт? (Передвигается в воде, на суше)
- Это что у моржа? (голова). Голова чья?.
- Что есть у моржа на мордочке? (Клыки). Значит клыки чьи? (моржиные).
- Для чего они нужны моржу? ( Длинные клыки нужны, чтобы защищаться от врагов, передвигаться по снегу и вылазить из воды).
- Нос чей?

Картинка тюленя.

- Что это у тюленя? (плавники). Значит плавники чьи? (тюленьи)
- А для чего ему нужны плавники?

- Что это у тюленя? (усы) Значит усы чьи? (тюленьи)
Картинка медведя.

- Что это у медведя? (Лапа) Значит лапа чья? (медвежья)
- А это что у медведя? (нос). Нос чей?

- А вы знаете, почему медведь закрывает нос, когда охотится за другими животными?
- Чтобы его не заметили.

Картинка оленя.

- Что это у оленя? (рога) Значит рога чьи?

- Голова чья?

- Хвост чей?

Картинка пингвина

- Что это у пингвина? ( Крылья) Значит крылья чьи? (Пингвиньи).

- Для чего пингвину крылья? Правильно, плавать и нырять. Летать с помощью крыльев пингвин не может, зато отлично плавает и ныряет.

- Что это у пингвина? Какого цвета грудка у пингвина? Какого цвета голова? и т.д.

Картинка полярной совы

- Что это у совы? (глаза) Значит глаза чьи?

- Что это у совы? (клюв) Значит клюв чей?

  1. Игра « Узнай животное или птицу по описанию».

Например: «Белое, не большое животное, похожее на лисицу. Питается другими животными, грызунами, рыбой, а так же растительной пищей»
- О ком я сейчас вам рассказала?
- А теперь к доске выходит Маша, не называя животного Севера или птицу необходимо описать их , а вы должны угадать.

11. Итог занятия.

– Оценивается работа.

– С ком мы сегодня говорили ?

- Что нового вы сегодня узнали о животных севера?

12. Рефлексия «Солнышко».

- Ребята, какое у вас настроение? Если у вас хорошее настроение после нашего знакомства с животными и птицами Севера, то поднимите картинку, на которой изображено солнышко, если настроение среднее, то есть не хорошее и не плохое, то поднимите картинку с изображением солнышка с тучкой, а если совсем плохое настроение, то поднимите тучку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе по ознакомлению с окружающим. Тема: «Животные жарких стран».

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе по ознакомлению с окружающим....

Непосредственно образовательная деятельность по ОО «Познание» в первой младшей группе на тему «Животные и их детеныши»

Цель:  Учить детей различать взрослых животных и их детенышей.Задачи:Образовательные: Закрепить знания о домашних животных. Способствовать воспитанию звуковой выразительности речи: произнесе...

Мастер - класс на тему: «Составление технологической карты (конструкт) организации непосредственно образовательной деятельности для старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи на тему «История обуви» по технологии «Путешествие «по реке времени»».

Современный педагог должен четко представлять цель, ставить задачи и планировать результат образовательной деятельности, в том числе на каждом  из ее этапов.Для того чтобы освоить педагогические ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы с нарушениями речи по теме «Моя малая Родина» (с использованием ИКТ)

Цель:Становление гражданина России через осознание себя жителем великого города Санкт - Петербурга и поселка Понтонный.Педагогический замысел:Формирование лексико-грамматических категорий на материале...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с нарушением речи «Парад на Красной площади» - с использованием элементов логоритмики.

Конспект занятия на развитие музыкальных и творческих способностей  детей в различных  видах музыкальной деятельности.1. Воспитание патриотических чувств средствами музыки.2. Формирование му...