Конспект занятия. Тема: «Люблю березку русскую» Образовательные области: «Познавательное/Речевое/Художественно-эстетическое развитие»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Аннотация к занятию
Интегрированное занятие по теме: «Люблю березку русскую» проводится с детьми подготовительной группы с целью сформировать представление детей о березе, как символе России, обычаях, связанных с ней. Уточнять и углублять знания детей о взаимосвязи человека и природы. Показать эко позитивное отношение человека к природе, воспитывать любовь к Родине через художественно-эстетическое восприятие, приобщать к русской народной культуре.
Поддержанию интереса в течение занятия способствовала постоянная смена деятельности, проблемные ситуации и вопросы, обращенные к знаниям детей о березе, как о достоянии русского народа.
Все части занятия логически связаны между собой. Применялись различные формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная. Применение ИКТ позволило ярче донести до детей атмосферу природы, обычаев русского народа. Обеспечило активное взаимодействие воспитанников не только с воспитателем, но и друг с другом.
В ходе занятия у детей проявлялись творческие способности это умение в привычных вещах, явлениях находить нестандартное, умение при помощи пантомимы передавать признаки предмета. При просмотре репродукций и прослушивании песни о березе дети эмоционально откликались на прекрасное, создавая панно, они могли проявить свою индивидуальность.
Дети были заинтересованы на протяжении всего занятия, активно отвечали на вопросы, что способствовало более прочному усвоению заложенного материала. Работая в парах, дети учились договариваться, слушать и слышать друг друга. На занятии создавалась ситуация успеха для каждого ребенка.
Благодаря данному занятию дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к березе и природе в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_shlyahina_e.k._konspekt_otkrytogo_zanyatiya_lyubyulyu_berezku_russkuyu_.docx | 113.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Аленка»
Конспект занятия
Образовательные области
«Познавательное/Речевое/Художественно-эстетическое развитие»
Тема: «Люблю березку русскую»
Возрастная группа: подготовительная
Подготовила: воспитатель
МБДОУ «Детский сад «Аленка»
Шляхина Е.К.
Аннотация к занятию
Интегрированное занятие по теме: «Люблю березку русскую» проводится с детьми подготовительной группы с целью сформировать представление детей о березе, как символе России, обычаях, связанных с ней. Уточнять и углублять знания детей о взаимосвязи человека и природы. Показать эко позитивное отношение человека к природе, воспитывать любовь к Родине через художественно-эстетическое восприятие, приобщать к русской народной культуре.
Поддержанию интереса в течение занятия способствовала постоянная смена деятельности, проблемные ситуации и вопросы, обращенные к знаниям детей о березе, как о достоянии русского народа.
Все части занятия логически связаны между собой. Применялись различные формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная. Применение ИКТ позволило ярче донести до детей атмосферу природы, обычаев русского народа. Обеспечило активное взаимодействие воспитанников не только с воспитателем, но и друг с другом.
В ходе занятия у детей проявлялись творческие способности это умение в привычных вещах, явлениях находить нестандартное, умение при помощи пантомимы передавать признаки предмета. При просмотре репродукций и прослушивании песни о березе дети эмоционально откликались на прекрасное, создавая панно, они могли проявить свою индивидуальность.
Дети были заинтересованы на протяжении всего занятия, активно отвечали на вопросы, что способствовало более прочному усвоению заложенного материала. Работая в парах, дети учились договариваться, слушать и слышать друг друга. На занятии создавалась ситуация успеха для каждого ребенка.
Благодаря данному занятию дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к березе и природе в целом.
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
ТЕМА: «ЛЮБЛЮ БЕРЕЗКУ РУССКУЮ»
Образовательные области: Познавательное/Речевое/Художественно-эстетическое развитие.
Цель: сформировать представление детей о березе, как символе России, обычаях, связанных с ней. Уточнять и углублять знания детей о взаимосвязи человека и природы.
- Образовательные задачи: с помощью синтеза изобразительного, поэтического, музыкального искусства формировать эстетический образ березы; пополнить знания и представления детей о березе, как уникальном дереве.
- Развивающие задачи: развивать речь детей, умение находить нужные прилагательные для передачи образа березы, видеть ассоциацию березы с «девицей»; развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о пользе березы в жизни людей, развивать интерес к исследовательской деятельности. Познакомить детей с обычаями, связанными с березой.
- Воспитательные задачи: воспитывать любовь к Родине через художественно-эстетическое восприятие, вызывать эмоционально-положительное отношение к березе, желание любоваться ею, заботиться о ней и беречь.
Оборудование: презентация картин И. Шишкина «Березовая роща», И. Левитана «Березовая роща», хороводная музыка по мотивам русской народной песни «Во поле березка стояла»; березовый веник, почки, лучина, спички, блюдце с водой, венки, платочки, фуражки, ленточки, бумажные листочки, муляж березы.
Материалы для детей: незаконченное панно «Девица-березонька» Предварительная работа:
Развитие речи: Беседа с детьми по темам «Природа родного края», «Белокурая береза-символ Родины моей»
Познавательное развитие: Беседа на тему-размышление «Для меня береза …»; описательные рассказы - «Русская береза»
Исследовательская деятельность: «Ярко ли горит березовая лучина»
Развивающие игры: «Строение березы» (развивающие картинки), «Чей листок»
Дидактические игры: «Найди отличия», «От какого дерева кора?»
Чтение художественной литературы: А.Прокофьев «Березка»; Ф.И.Тютчев «Для меня , Россия-белые березы…»; И. Токмакова «Береза»; легенды, придания о березе; загадки, пословицы о березе.
Художественно-эстетическое развитие: Слушание песен о березе. Слушание «Звуки природы», рассматривание иллюстраций к книгам с изображением березы; рисование на тему: «Во поле береза стояла»
Ход занятия
Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Формирование УУД | ||
Организационный момент | ||||
-Здравствуйте ребята! Меня зовут Екатерина Кузьминична! Приглашаю всех в круг: Собрались все дети в круг! Я твой друг и ты мой друг, вместе за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся! Вот мы и поделились своим хорошим настроением! А теперь пройдем на стульчики! -Ребята, сегодня мы с вами будем говорить об удивительном дереве, а о каком вы узнаете, отгадав загадку: Клейкие почки, зеленые листочки, С белой корою, стоит под горою… -Ну, конечно же, березка! Я приглашаю вас поиграть! У меня есть волшебный листочек. Мы будем передавать его друг, другу и рассказывать, какая бывает береза. Я начинаю, а вы продолжите: береза- белоствольная | Дети с улыбкой выполняют движения -Это березка Березка- гибкая, красивая, стройная, кудрявая, русская, добрая | Регулятивные УУД –самоконтроль Коммуникативные УУД- согласованность действий воспитателя с детьми | ||
Актуализация знаний | ||||
-А сейчас, мне хочется пригласить вас отправиться в березовую рощу! Возьмите в руки березовые листочки и закройте глаза (звучит фонограмма «звуки леса») Вы слышите пение птиц, шелест листвы, вдохните воздух всей грудью, чувствуете, какой он чистый, наполненный березовым ароматом! -Откройте глаза, и сейчас произойдет чудо, мы на мгновение превратимся в березки, при помощи своего тела изобразим березку так, как мы ее представляем. -Очень красивые березки получились, настоящая березовая рощица! А теперь потихонечку, на цыпочках проходите на полянку на стульчики! | (дети закрывают глаза, выполняют глубокий вдох и выдох) -Да, чувствуем (дети при помощи пантомимы изображают березы) | Личностные УУД- уметь при помощи пантомимы передавать признаки предмета | ||
Постановка цели занятия | ||||
Белоствольная береза – Символ Родины моей! Нету, деревца другого Сердцу русскому милей… -О чем это стихотворение? -Символом, чего является береза? | -О березе -Символом Родины | |||
Открытие нового | ||||
- Многие иностранцы, говоря о нашей Родине, представляют снег, березы, а что представляете вы, думая о Родине? -У каждого из нас свое представление о Родине. -Березу на Руси очень любят, о ней пишут песни, стихи, картины. Давайте мы с вами посмотрим, как изображали великие художники березу на своих картинах. - Посмотрите, перед вами репродукции картин И.И.Шишкина «Березовая роща» и И.Левитана «Березовая роща» -Скажите, что изображено на картинах? -Какими же здесь изображены березы? -Березку очень часто сравнивают с девицей, послушайте, как рассказал о березке поэт: -Словно девица русская Приумолкнув, стоит. Над речушкой березонька Листвой шелестит… -С кем сравнивает поэт березку? -На Руси девицы водили хоровод вокруг березки вот и мы, как в старину нарядимся девочки в веночки, а молодцы фуражки и пойдем водить хоровод вокруг нашей березоньки. - Эй, честной народ, становись в хоровод! Физкультминутка-хоровод Посмотри березка, Мы к тебе идем Яркие платочки Мы тебе несем Золотые листики золотом горят, Кружится с платочками Хоровод ребят, Деточки к березке Ближе подойдут. Яркими платочками Весело взмахнут Разошлись ребята, и пошли гулять Песенки веселые тихо напевать -Береза не только красивое дерево, но и полезное. -В старину березу называли деревом четырех дел: 1. мир освещать; 2. крик утешать; 3.чистоту соблюдать;4. больных исцелять. -Давайте попробуем разгадать эту народную мудрость. -Что значит - мир освещать? -Раньше не было электричества и люди из березы выстругивали лучинку и по вечерам жгли ее. Вот и мы сейчас перенесемся в прошлое и зажжем лучинку, но хочу предупредить, что спички детям брать нельзя, иначе случится беда! - Посмотрите, березовая лучинка горит ярко и почти не дымит. -Для чего зажигали лучинку? -Из какого дерева ее выстругивали? -Что значит - крик утешать? В березовом лесу очень спокойно, воздух наполнен березовым ароматом это действует успокаивающе на людей. -Чистоту соблюдать, как вы думаете, что это значит? -Посмотрите, что это такое? (показывает березовый веник) -А из веток какого дерева сделаны веники? -А для чего они нужны людям? - В листьях березы очень много полезных веществ, поэтому париться полезно. -А что значит больных исцелять? -Береза лечила и лечит людей от многих заболеваний. Из березовых почек заваривают лечебный чай. Делают активированный уголь, который принимают при отравлениях. Весной люди собирают березовый сок, и он тоже используется в медицине. Вот мы и отгадали народную мудрость! -А теперь отгадайте мою загадку: Стоит Алена: платок зеленый, Тонкий стан, белый сарафан… -А отгадку вы найдете в конвертах, сложив разрезанную картинку. Предлагаю разбиться на пары и приступить к работе. -Кто собрал картинку, поднимите вот так -руки «домиком». -Какая же отгадка. -Молодцы, все справились с заданием! | -Размышления, рассуждения детей - Березы Березы изображены -белоствольными, гибкими, красивыми, стройными -С девицей (Дети наряжаются, повторяют слова, водят хоровод вокруг березы) (дети идут по кругу) (кружатся на месте), (подходят к березке и машут платочками) ( идут на стульчики) -Давать свет -освещали свое жилище, -выстругивали из березы -помогает поддерживать чистоту -Березовый веник -Из березовых веток -Чтобы париться в бане -Лечить людей -Береза | Познаватель- ные УУД- учиться перерабатывать полученную информацию Личностные УУД- уметь эмоционально откликаться на прекрасное Личностные УУД - выводы из личного опыта Познаватель- ные УУД- учится перерабатывать полученную информацию Коммуникативные УУД- построение речевых высказываний Коммуникативные УУД- умение работать в парах, умение договариваться, слушать и слышать друг друга. | ||
Итог занятия | ||||
-Ребята, о каком дереве мы сегодня говорили? - Символом чего является березка? -Что нового вы узнали о березе? -Как русский народ проявляет любовь к березке? -Верно, березку русский народ издавна любил и почитал. Русская береза является частью нашей культуры, и мы с вами так же, как и наши бабушки и дедушки должны любить и беречь это необычное дерево. -И в заключение нашей беседы, хотела бы попросить вас помочь мне нарядить сказочную «Девицу-березоньку». - Посмотрите, она ждет, чтобы вы украсили ее березовый сарафан березовыми листочками. - Прошу вас подойти к картине и наклеить листочки так, чтобы получился красивый узор на платье! -Какой замечательный осенний наряд у нас получился! Огромное вам спасибо! Рефлексия занятия -В старину березку украшали ленточками и загадывали желание, вот вы ребята, если вам понравилась наша беседа возьмите пожалуйста красную ленточку и привяжите на березку, а если не очень синюю и не забудьте загадать желание, как это делали в старину. - Наше путешествие в березовую рощу закончено! И на прощание я хочу вам подарить нашу коллективную работу. -Спасибо! До свидания! | -О березе -Символом Родины -Береза лечит, в старину освещали лучиной дома. В березовом лесу легко дышится -О березе пишут песни, стихи, картины (дети наклеивают засушенные листочки на сарафан) -Дети загадывают желание, завязывают ленточки на березе -До свидания! | Познавательные УУД- учить перерабатывать полученную информацию Коммуникативные УУД - коллективная работа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Люблю березку русскую».
Расширить представления детей об образе березы в поэзии, музыке, искусстве, детском изобразительном творчестве.Формировать эмоциональное восприятие образа русской березки средствами разного вида искус...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе. Образовательная область - художественное творчество ( аппликация) Тема: «Люблю березку русскую»
конспект образовательной деятельности - художественное творчество ( аппликация). Выполняем коллективную работу " Весенняя березка"...
Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе по патриотическому воспитанию на тему: «Люблю березку русскую»
Интеграция образовательных областей: «коммуникация», «познание», «социализация», «чтение художественной литературы», «музыка».Цель: прививат...
КОНСПЕКТ НОД по эстетическому развитию Тема: «Люблю березку русскую»
КОНСПЕКТ НОД по эстетическому развитию Тема: «Люблю березку русскую»...
Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию на тему "Люблю березку русскую"
Полный конспект за нятия по пластилинографии в подготовительной группе на тему "Люблю березку русскую"...
Конспект занятия по рисованию в подготовительной к школе группе на тему: "Люблю березку русскую".
Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе. Тема занятия: «Люблю березку русскую» Задачи: Образовательные:- учить детей рисовать берёзу в разное время года, пер...
Конспект занятия.Тема: «Эколята-дошколята защитники природы». Образовательные области: «Познавательное /Речевое/Художественно-эстетическое развитие. Возрастная группа: старшая
Цель: формирование бережного отношения дошкольников к миру природы.Задачи:1) Развивающие:- способствовать развитию познавательных интересов;- развивать любознательность, память;- развивать творч...