КОНСПЕКТ НОД по эстетическому развитию Тема: «Люблю березку русскую»
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)
КОНСПЕКТ НОД
по эстетическому развитию
Тема: «Люблю березку русскую»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_peyzazhnaya_lirika.docx | 26.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Малыш» Зерноградского района
КОНСПЕКТ НОД
по эстетическому развитию
Тема: «Люблю березку русскую»
(подготовительная группа)
Составила Н.А.Пархомова, воспитатель
ЦЕЛЬ: Развитие эстетического отношения к окружающей действительности, эмоционально-творческих способностей детей.
ЗАДАЧИ:
- Создать у детей эмоциональный отклик к явлениям природы, привлечь внимание к красоте русского пейзажа.
- Развивать образное эстетическое и художественное восприятие, умение видеть единство содержания и средств выразительности живописи (особенности цветовой гаммы, особенности рисунка березки и других объектов природы, композиционную выстроенность картин).
- Развивать творческие способности детей, формировать умения передавать в рисунках свои чувства, используя графические средства выразительности: линию, пятно, штрих. Закрепить приемы работы пастелью в технике «растирка», «плашмя», «торцом».
- Обогащать речь детей эмоционально окрашенной лексикой, эстетическими, искусствоведческими терминами.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- Репродукции картин, весенних пейзажей:
«Березовая роща» И.Левитан
«Березовая роща» А.Куинджи.
- Музыкальный ряд: «Звуки окружающего мира» - голоса птиц в лесу.
«Июнь. Баркарола» П.И.Чайковский;
« Песнь жаворонка» П.И.Чайковский;
Хоровод «Березка» Р.Рустамов.
«Жаворонок» М.Глинка.
- Материал: пастель, картон зеленого цвета, салфетки.
Ход НОД: Дети идут на тематическую выставку «Люблю березку русскую», расположенную в фойе, где представлены репродукции картин художников о весне, творческие работы детей. Звучит спокойная музыка «Песнь жаворонка» П.И.Чайковского;
Педагог: Наша земля прекрасна во все времена года, и каждое время прекрасно по-своему. Но есть в природе время, когда природа пробуждается от зимнего сна и вся живет ожиданием тепла и солнца. Как называется это время года? Какое нежное и ласковое слово - весна! Весна несет всем радость жизни, радость творчества, деятельности. Это чувство охватывает всех людей, композиторы пишут музыку, художники – свои картины, поэты пишут стихи.
Дети читают стихи о весне:
К нам весна шагает быстрыми шагами,
И сугробы тают под ее ногами.
Черные проталины на полях видны.
Видно, очень теплые ноги у весны.
И.Токмакова.
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою.
А.Плещеев.
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега,
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Уже встречает утро года.
А.Пушкин
Зима недаром длится
Прошла ее пора.
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
А.Пушкин
Педагог обращает внимание на выставку репродукций картин художников.
Вос-ль: Все радуется теплу и солнцу, ясной погоде, чистому воздуху. У деревьев новый наряд из сочной свежей листвы.
Ярче солнце светит, в воздухе тепло.
И куда ни глянешь, все кругом светло.
Вос-ль обращает внимание детей на то, что на стене висит несколько рамок без картин. Все удивлены.
Звучит мелодия «Жаворонок» М.Глинки.
Появляется БЕРЕЗКА (взрослый персонаж), она печальна, задумчива.
Б. – Здравствуйте, ребята! Я с подружками – березками водила хоровод на лесной полянке. Вдруг налетел сильный ветер и унес моих подружек. Я испугалась и спряталась, но когда услышала ваши голоса, я очень обрадовалась тому, что вы пришли. Надеюсь, что вы мне поможете.
Вос-ль: Не печалься, не грусти, Березка, оставайся здесь и никого не бойся. Мы обязательно тебе поможем вернуть твоих подружек и нарисуем их.
Дети выражают желание помочь Березке и уходят в изостудию.
Вос-ль: Ребята, хотите побывать там, где писал свою картину художник Исаак Ильич Левитан? Представьте, что мы идем, идем, и наконец пришли. Куда это мы пришли.… Да, в березовую рощу. Это какое-то царство берез. А как вы узнали, что это березы? Ну конечно, по белым стволам, ажурной, прозрачной листве. Березки, как девушки в белых сарафанчиках, то парами, то группами закружились в легком хороводе. А что привлекло внимание художника, когда он писал картину? Почему он выбрал такую композицию: прямоугольный, вытянутый по горизонтали, формат полотна, срезанные верхушки берез?
Художника поразила игра света и тени на стволах берез, на листве, на траве. Богатая цветовая гамма придает прозрачность, нежность, делает деревья трепетными и живыми. Мы видим белые, розовато-желтые, теплые коричневые, голубовато-зеленые блики на стволах берез, на траве. Легкие, словно порхающие тени, возникают от движения ветвей, и создается ощущение жизни, ритма.
Расскажите, что больше всего вам понравилось в этой роще? Почему художник не нарисовал верхушки деревьев? Есть ли линия горизонта? Что главное, композиционный центр? (две березки на переднем плане слева). С какого расстояния мы смотрим? (с близкого) Какой колорит, тон картины?
Мы отправимся еще в одно интересное место, побываем там, где писал свою картину другой художник – Архип Иванович Куинджи. Раз, два, три… Где же мы очутились? Да, снова в березовой роще, но в другой.
Что же интересного здесь увидел художник? На освещенной солнцем поляне группа берез. Березовая роща дальнего плана нарисована контурами и очень обобщенно – одной массой. Рядом желтовато – зеленый луг кажется светлым и ярким. Несколько кружевных ветвей на фоне темного леса почти прозрачны и светятся. В центре – уходящее вдаль болотце, видны линия горизонта и зеленоватое небо. Сколько солнечного света, сколько радости в этом пейзаже! Дети, что понравилось вам на этой поляне?
Вопросы к детям о картине.
Дети проходят к своим рабочим местам.
Вос-ль: Мы как будто побывали в тех местах, где писали свои полотна художники. Эти картины сейчас в музее, а у нас – репродукции, и мы можем любоваться ими. Оба художника назвали свои картины одинаково – «Березовая роща», но каждый написал по-своему. Чем картины похожи? Чем отличаются? Какая нравится больше? Художников больше всего привлекло то, что происходит внизу, поэтому они не нарисовали верхушки берез. Есть сходство в колорите, цвете.
Чем отличаются:
- Картина А.И.Куинджи: открытое пространство неба,
есть линия горизонта;
композиционный центр в середине полотна;
смотрим как будто издалека.
- Картина И.И.Левитана: нет открытого пространства неба,
нет горизонта;
две березки слева на переднем плане;
смотрим с более близкого расстояния.
Вос-ль: Мы совсем забыли о Березке, мы обещали ей помочь. Попробуйте нарисовать свою березовую рощу. Давайте разомнем, потренируем свои пальцы.
Пальчиковая гимнастика «Солнышко» (Н.Полякова)
Вышло солнце из-за тучи
И нагрело снег скрипучий.
Снег задумался чуть-чуть,
И ручьем пустился в путь.
Снег устал лежать в сугробах,
Догони его, попробуй!
Вос-ль: Для работы мы возьмем пастель. Вспомним этапы, приемы рисования пастелью:
- «растирка» - линия земли, легкое небо;
- «плашмя» - стволы деревьев;
- «линии», «штрихи» - ветви, трава, блики;
- «торцом» - листочки, цветы.
Работа детей.
Музыкальное сопровождение «Июнь. Баркарола». П.И.Чайковский.
Индивидуальная работа с детьми.
Вос-ль: Понравилось вам наше путешествие?
Какая получилась у вас березовая роща – веселая, солнечная, грустная, задумчивая?
Звучит «Весна» Вивальди.
Появляется БЕРЕЗКА.
Б – Ребята, мои подружки-березки уже вернулись. Вы спасли их и помогли мне. Хотите потанцевать со мной?
Хоровод «Березка» Р.Рустамов.
Во время танца детей, вынести детские рисунки, не привлекая внимания ребят, и закрепить их в рамки на выставке.
После хоровода ребенок читает для БЕРЕЗКИ стихотворение:
После долгой зимней стужи
На снегу синеют лужи,
И березка ожила,
От весеннего тепла.
Дышит, стоя на пригорке,
Прилетают к ней тетерки.
Полно, белая, тужить,
Хорошо на свете жить!
Я.Годин.
Б.- Хотите посмотреть на моих подружек? Пойдемте со мной на лесную полянку.
Дети вместе с воспитателем поднимаются на выставку, Березка незаметно исчезает. На выставке дети видят свои работы, оживленно и радостно рассматривают их.
Вос-ль: А где же БЕРЕЗКА? Наверно она вернулась к своим подружкам, присмотритесь внимательно, может она где-то на вашем рисунке.
Вос-ль:
Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В белёном сарафанчике
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю березку русскую.
Она всегда с подружками,
Под ветром низко клонится
И гнется, - но не ломится.
А. Прокофьев
Сюрприз от Березки: на работах детей прикреплены березовые сережки с конфетой с обратной стороны работы.
Дети забирают подарки, и возвращаются в группу, чтобы рассказать своим товарищам о своих приключениях.
Педагоги,
участвующие в разработке конспекта НОД, подготовке и проведении занятия, их функциональные обязанности.
Должность | Функциональные обязанности |
Заведующий | Контролирующая функция |
Преподаватель эстетического цикла | Подбор художественных произведений, проведение занятия, качественное выполнение задания детьми |
Старший воспитатель | Организация и методическое руководство |
Музыкальный руководитель | Музыкальное сопровождение, подбор музыкальных произведений по теме. |
Логопед | Правильное выразительное чтение стихов, дикция и произношение |
Психолог | Обеспечение положительного эмоционального микроклимата занятия |
Воспитатель | Организационные мероприятия, индивидуальная работа с детьми |
Младший воспитатель | Выполнение роли Березки в соответствии с образом |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия "Люблю березку русскую!"
Фольклорно – экологический праздник с детьми старшей – подготовительной группы.Цель: Создание радостного весеннего настроения.Воспитание бережного, заботливого отношения к природе....
план - конспект НОД по окружающему миру (подготовительная группа) на тему "Люблю березку русскую"
Данный материал содержит разнообразные виды деятельности с детьми, стихи. Конспект подробный...
Патриотическое воспитание средствами изобразительной деятельности во 2 младшей группе Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию «Люблю березку русскую»
Патриотическое воспитание средствами изобразительной деятельностиво 2 младшей группе Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию«Люблю березку русскую»Воспитатель: А...
Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию на тему "Люблю березку русскую"
Полный конспект за нятия по пластилинографии в подготовительной группе на тему "Люблю березку русскую"...
Конспект занятия по аппликации «Люблю березку русскую»
Из всех деревьев нашего леса милее всем людям русская береза. Хороши и чисты березовые светлые рощи. Белые стволы покрыты белой берестой. Листочки у березки зеленые, изумрудные, нежные.- Как мы можем ...
Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию с использованием техники нетрадиционной аппликации с детьми 5-6 лет «Люблю березку русскую»
Цель: формирование у детей патриотических чувств, любви к родной природе.Задачи:Образовательные: познакомить детей с нетрадиционными техниками аппликации из бумажных салфеток; расширить представления ...
Конспект занятия. Тема: «Люблю березку русскую» Образовательные области: «Познавательное/Речевое/Художественно-эстетическое развитие»
Аннотация к занятию Интегрированное занятие по теме: «Люблю березку русскую» проводится с детьми подготовительной группы с целью сформировать представление детей о березе...