Занятие по развитию речи для детей старшей группы "Народные мудрости"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Цель: Развивать понимание образных выражений, пословиц, чувство юмора, воображение. Обогащать словарь детей. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konstrukt_neposredstvenno_obrazovatelnoy_deyatelnosti.docx | 20.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Конструкт НОД в старшей группе по развитию речи
«Народные мудрости»
Цель:
Развивать понимание образных выражений, пословиц, чувство юмора, воображение. Продолжать учить детей пересказывать небольшие сказки в лицах. Обогащать словарь детей. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно – исследовательская, игровая. Музыкально-художественная.
Словарь: кумушка, плутовка, лиса – Патрикеевна, пословица, небылица.
Материалы и оборудования: маски для драматизации, горница сказочницы: ложки деревянные, самовар, угощенье; игрушки: утка, курочка, петушок, коза, заинька, корова - на резинке; кувшин, тарелка, досочки.
Предварительная работа: заучивание пословиц, поговорок, диалогов разных животных. Чтение русских народных сказок, потешек, небылиц. Подготовка костюмов.
Планируемый результат: эмоционально пересказывать произведения народного фольклора, знать пословицы о труде, дружбе , уметь собирать пазлы , подбирать к картинке пословицу..
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Входят дети под русскую народную музыку. Встречает воспитатель (сказочница в русском костюме).
Воспитатель: - Здравствуйте гости дорогие! Всё я к вам в гости наведывалась, а теперь и вы ко мне пожаловали. Да вот незадача к дому не пройти. Речка замерзла да лёд весенний тонок, как бы не утонуть. Есть у меня досочки, но они не простые волшебные. Из них можно мостик построить, если скажите продолжение пословиц.
Старый друг - (лучше новых двух)
Нет друга – ищи (а, найдешь- береги)
Скажи мне, кто твой друг, (и я скажу кто ты.)
Друзья – (не разлей вода)
Новых друзей наживай – (а, старых не утрачивай)
Человек без друзей, (что дерево без корней)
Дети вместе с воспитателем строят мостик через речку.
Воспитатель: А вы, пословицы какие знаете? (ответы детей. Каких пословиц только нет – и в каждой мудрый дан совет.
Воспитатель: Ну, что ж проходите гости дорогие, рассаживайтесь, будьте как дома. А я сяду рядышком, вместе с вами посижу. Загадаю вам загадку, кто смышлёней погляжу.
Плутовкой издавна слывет
В округе курам счёт ведёт
И ловит мышек ловко
Хотя не мышеловка (лиса)
Воспитатель: А где же живет она? (предполагаемые ответы - в лесу, в норе). А в сказках её можно встретить? Назовите сказки, в которых живет лиса? (предполагаемые ответы - Колобок, Теремок, Лисичка со скалочкой, Рукавичка, Лиса и Журавль…..)
Воспитатель: А как её в сказках называли-величали? (предполагаемые ответы - кумушка, плутовка, лиса-Патрикеевна)
Воспитатель: Патрикеевной лису стали звать вот почему: давным-давно жил новгородский князь по имени Патрикей Наримунтович, который прославился своей хитростью и изворотливостью. С тех пор имя Патрикей стало равнозначно слову «хитрец». А так как лиса считалась очень хитрой, то она и получила это прозвище «Патрикеевна»
Воспитатель: А какие вы можете придумать ей имена? (всему лесу краса, лиса-обманщица, лиса пушистый хвостик, хитрая головка…). А вот и сама кумушка, с кем это она беседует?
Драматизация сказки «Лиса и Журавль»
Лиса с журавлем подружились. Вот вздумала лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости:
- Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу.
Пошел журавль на званый пир. А лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и потчевает:
- Покушай, голубчик-куманек, - сама стряпала.
Журавль стук-стук носом по тарелке, стучал, стучал - ничего не попадает! А лисица лижет себе да лижет кашу, так все сама и съела. Кашу съела и говорит:
- Не обессудь, куманек! Больше потчевать нечем.
Журавль ей отвечает:
- Спасибо, кума, и на этом. Приходи ко мне в гости.
На другой день приходит лиса к журавлю, а он приготовил окрошку, наклал в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и говорит:
- Кушай, кумушка. Право, больше нечем потчевать.
Лиса начала вертеться вокруг кувшина. И так зайдет, и этак, и лизнет его, и понюхает-то - никак достать не может: не лезет голова в кувшин.
А журавль клюет себе да клюет, пока все не съел.
- Ну, не обессудь, кума! Больше нечем угощать.
Взяла лису досада. Думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла - несолоно хлебала. Как аукнулось, так и откликнулось.
С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.
Воспитатель: Пришли из глубины веков потешки и пословицы.
И смысл их драгоценных слов
Надолго нам запомниться.
Воспитатель: Делу – время, потехе – час.
Приглашаю поиграть.
Музыкальная игра небылица «Тень- тень, потетень»
Тень-тень,потетень,
Выше города плетень
Сели звери под плетень
Похвалялися весь день:
Похвалялася лиса:
Всему лесу я краса!
Похвалялся зайка:
Поди, догоняй-ка!
Похвалялися ежи:
У нас шубы хороши!
Похвалялся медведь:
Могу песни я петь!
Воспитатель: Вот как весело играли, всех зверей мы забавляли
Вот прошла игра, сказку слушать нам пора.
-Что за рыжий хвостик выглядывает,
Да это же наша плутовка, хитрая головка
Кого же она хочет обмануть.
Драматизация сказки «Лиса и гуси»
Пришла однажды лиса на лужок.
А на лугу были гуси. Хорошие гуси, жирные. Обрадовалась лиса и говорит:
— Вот я сейчас всех вас съем!
А гуси говорят:
— Ты, лиса, добрая! Ты, лиса, хорошая, не ешь, пожалей нас!
— Нет! — говорит лиса, — не буду жалеть, всех съем!
Что тут делать? Тогда один гусь говорит:
— Позволь, лиса, нам песню спеть, а потом ешь нас!
— Ну, ладно, — говорит лиса, — пойте!
Стали гуси в ряд и запели:Га! Га-га! Га-га-га! Га-га-га-га!
Они и теперь поют, а лиса ждет, когда они закончат.
Воспитатель: А теперь честной народ, поиграть пришёл черёд..
Музыкальная игра потешка «Ай, дили, дили, дили»
Воспитатель: Да вот какие у меня соседи: волки, зайцы и медведи. А теперь, давайте потешку почитаем, гостей позабавим.
Потешка. Чтение перекличкой.
У матрешкиной сестрицы-
По деревне небылицы:
Ходит утка в юбке,
В теплом полушубке,
Курочка - в жилете,
Петушок - в берете,
Коза – в сарафане,
Заинька – в кафтане,
А всех их пригоже-
Корова в рогоже.
- А я вам, ребята, сюрприз приготовила.
Чок, чок перед нами сундучок
Весь резной, расписной
Сундучок секрет открой, (звенит колокольчик, сундучок открывается)
Воспитатель: А, что это такое? Как вы думаете? (пазлы) Давайте соберем их, и посмотрим, что там засекречено! Проходите за столы. Какая пословица подойдет к этой картинке. (дети называют пословицы о труде.)
Воспитатель: Порадовали вы меня гости дорогие, много пословиц, сказок знаете. По заслугам и награда (угощает детей леденцами – петушками)
Воспитатель: А нам пора расставаться.
Золотеет самовар
От боков пылает жар
Утром днём и вечерком
Угостит он вас чайком!
Гостей к себе приглашайте
Да печеньем угощайте!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по развитию речи для детей старшей группы : «Помощники доброго волшебника»
Занятие разрабатывалось и проводилось вместе с психологом...
Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы "Пересказ рассказа Е. Пермяка "Про нос и язык"
Данное занятие способствует закреплению лексики по теме «Части тела", дети учатся подбирать антонимы; активизировать глагольный словарь, согласовыват...
Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы "Составление описательного рассказа о насекомых с использованием схемы"
На занятии дети учатся составлять описательные рассказы о насекомых, используя при этом план - схему, продолжают учиться связности, развёрнутости, не...
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Тема: «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»
Развитие речи детей с помощью театрализованной игры и формирование у детей интереса к игре – драматизации....
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Дети вешают скворечники"
Составление рассказа по картинке из серии "Весна"...
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР по теме: «Домашние птицы» (с использованием технологий развития критического мышления «Синквейн», «Диаграммы Венна»)
Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Цель: Уточнение представлений детей о домашних птицах , развитие речи.Задачи:Коррек...
Конспект открытого занятия по развитию речи для детей старшей группы. Развитие связной речи дошкольников в условиях реализации ФГОС. Тема: «Занятие о хлебе»
Цель: сформировать у старших дошкольников представление о хлебе как о главном продукте питания....