Занятие по развитию речи для детей старшей группы "Народные мудрости"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Людмила Павловна Зеленкина

Цель: Развивать понимание образных выражений, пословиц, чувство юмора, воображение. Обогащать словарь детей. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstrukt_neposredstvenno_obrazovatelnoy_deyatelnosti.docx20.36 КБ

Предварительный просмотр:

Конструкт НОД    в старшей группе по развитию речи

«Народные мудрости»

Цель:

Развивать понимание образных выражений, пословиц, чувство юмора, воображение. Продолжать учить детей пересказывать небольшие сказки в лицах. Обогащать словарь детей. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно – исследовательская, игровая. Музыкально-художественная.

Словарь: кумушка, плутовка, лиса – Патрикеевна, пословица, небылица.

Материалы и оборудования: маски для драматизации, горница сказочницы: ложки деревянные, самовар, угощенье; игрушки: утка, курочка, петушок, коза, заинька, корова  - на резинке; кувшин, тарелка, досочки.

Предварительная работа: заучивание пословиц, поговорок, диалогов разных животных. Чтение русских народных сказок, потешек, небылиц. Подготовка костюмов.

Планируемый результат: эмоционально пересказывать произведения народного фольклора, знать пословицы о труде, дружбе , уметь собирать пазлы , подбирать к картинке пословицу..

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Входят дети под русскую народную музыку. Встречает воспитатель (сказочница в русском костюме).

Воспитатель: - Здравствуйте гости дорогие! Всё я к вам  в гости наведывалась, а теперь и вы ко мне  пожаловали. Да вот незадача к дому не пройти. Речка замерзла да лёд весенний тонок, как бы не утонуть. Есть у меня досочки, но они не простые волшебные. Из них можно мостик построить, если скажите продолжение пословиц.  

Старый друг - (лучше новых двух)

Нет друга – ищи (а, найдешь- береги)

Скажи мне, кто твой друг, (и я скажу кто ты.)

Друзья – (не разлей вода)

Новых друзей наживай  – (а, старых не утрачивай)

Человек без друзей, (что дерево без корней)

Дети вместе с воспитателем строят мостик через речку.

Воспитатель: А вы, пословицы какие знаете? (ответы детей. Каких пословиц только нет – и в каждой мудрый дан совет.

Воспитатель: Ну, что ж проходите гости дорогие, рассаживайтесь, будьте как дома. А я сяду рядышком, вместе с вами посижу. Загадаю вам загадку, кто смышлёней погляжу.

     Плутовкой издавна слывет

                 В округе курам счёт ведёт

                 И ловит мышек ловко

                 Хотя не мышеловка     (лиса)

Воспитатель: А где же живет она? (предполагаемые ответы - в лесу, в норе). А в сказках её можно встретить? Назовите сказки, в которых живет лиса? (предполагаемые ответы - Колобок, Теремок, Лисичка со скалочкой, Рукавичка, Лиса и Журавль…..)

Воспитатель: А как её в сказках называли-величали? (предполагаемые ответы - кумушка, плутовка, лиса-Патрикеевна)

Воспитатель: Патрикеевной лису стали звать вот почему: давным-давно жил новгородский князь по имени Патрикей Наримунтович, который прославился своей хитростью и изворотливостью. С тех пор имя Патрикей стало равнозначно слову «хитрец». А так как лиса считалась очень хитрой, то она и получила это прозвище «Патрикеевна»

Воспитатель:  А какие вы можете придумать ей имена? (всему лесу краса, лиса-обманщица, лиса пушистый хвостик, хитрая головка…). А вот и сама  кумушка, с кем это она беседует?

Драматизация сказки «Лиса и Журавль»

Лиса с журавлем подружились. Вот вздумала лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости:
- Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу.
Пошел журавль на званый пир. А лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и потчевает:
- Покушай, голубчик-куманек, - сама стряпала.
Журавль стук-стук носом по тарелке, стучал, стучал - ничего не попадает! А лисица лижет себе да лижет кашу, так все сама и съела. Кашу съела и говорит:
- Не обессудь, куманек! Больше потчевать нечем.
Журавль ей отвечает:
- Спасибо, кума, и на этом. Приходи ко мне в гости.
На другой день приходит лиса к журавлю, а он приготовил окрошку, наклал в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и говорит:
- Кушай, кумушка. Право, больше нечем потчевать.
Лиса начала вертеться вокруг кувшина. И так зайдет, и этак, и лизнет его, и понюхает-то - никак достать не может: не лезет голова в кувшин.
А журавль клюет себе да клюет, пока все не съел.
- Ну, не обессудь, кума! Больше нечем угощать.
Взяла лису досада. Думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла - несолоно хлебала. Как аукнулось, так и откликнулось.
С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.

Воспитатель:  Пришли из глубины веков потешки и пословицы.

И смысл их драгоценных слов

Надолго нам запомниться.

Воспитатель: Делу – время, потехе – час.

                         Приглашаю поиграть.

Музыкальная игра небылица «Тень- тень, потетень»

Тень-тень,потетень,

Выше города плетень

Сели звери под плетень

Похвалялися весь день:

Похвалялася лиса:

Всему лесу я краса!

Похвалялся зайка:

Поди, догоняй-ка!

Похвалялися ежи:

У нас шубы хороши!

Похвалялся медведь:

Могу песни я петь!

Воспитатель:  Вот как весело играли, всех зверей мы забавляли

Вот прошла игра, сказку слушать нам пора.

-Что за рыжий хвостик выглядывает,

Да это же наша плутовка, хитрая головка

Кого же она хочет обмануть.

Драматизация сказки «Лиса и гуси»

Пришла однажды лиса на лужок.
А на лугу были гуси. Хорошие гуси, жирные. Обрадовалась лиса и говорит:
— Вот я сейчас всех вас съем!
А гуси говорят:
— Ты, лиса, добрая! Ты, лиса, хорошая, не ешь, пожалей нас!
— Нет! — говорит лиса, — не буду жалеть, всех съем!
Что тут делать? Тогда один гусь говорит:
— Позволь, лиса, нам песню спеть, а потом ешь нас!
— Ну, ладно, — говорит лиса, — пойте!
Стали гуси в ряд и запели:Га! Га-га! Га-га-га! Га-га-га-га!
Они и теперь поют, а лиса ждет, когда они закончат.

Воспитатель:  А теперь честной народ, поиграть пришёл черёд..

Музыкальная игра  потешка «Ай, дили, дили, дили»

Воспитатель:  Да вот какие у меня соседи: волки, зайцы и медведи. А теперь, давайте потешку почитаем, гостей позабавим.

Потешка. Чтение перекличкой.

У матрешкиной сестрицы-

По деревне небылицы:

Ходит утка в юбке,

В теплом полушубке,

Курочка - в  жилете,

Петушок -  в берете,

Коза – в сарафане,

Заинька – в кафтане,

А всех их пригоже-

Корова в рогоже.

- А я вам, ребята, сюрприз приготовила.

Чок, чок перед нами сундучок

Весь резной, расписной

Сундучок секрет открой, (звенит колокольчик, сундучок открывается)

Воспитатель:  А, что это такое? Как вы думаете? (пазлы) Давайте соберем их, и посмотрим, что там засекречено!  Проходите за столы.  Какая  пословица подойдет к этой картинке. (дети называют пословицы о труде.)

Воспитатель:  Порадовали вы меня гости дорогие, много пословиц, сказок знаете. По заслугам и награда (угощает детей леденцами – петушками)

Воспитатель:   А нам пора расставаться.

Золотеет самовар

От боков пылает жар

Утром днём и вечерком

Угостит он вас чайком!

Гостей к себе приглашайте

Да печеньем угощайте!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы "Пересказ рассказа Е. Пермяка "Про нос и язык"

Данное занятие способствует    закреплению  лексики  по теме «Части тела", дети  учатся подбирать антонимы; активизировать глагольный    словарь,   согласовыват...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Тема: «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»

Развитие речи детей с помощью театрализованной игры и формирование у детей интереса к игре – драматизации....

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР по теме: «Домашние птицы» (с использованием технологий развития критического мышления «Синквейн», «Диаграммы Венна»)

Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.  Цель: Уточнение представлений детей о домашних птицах , развитие речи.Задачи:Коррек...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевого дыхания» Тема: «Страна волшебных птиц»

Цель: Формирование интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.Задачи:Умение строить описательный рассказ по карточкам –схемам. Развивать речевую и познавательную акти...