Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР по теме: «Домашние птицы» (с использованием технологий развития критического мышления «Синквейн», «Диаграммы Венна»)
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. 

 Цель: Уточнение представлений детей о домашних птицах , развитие речи.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

-Активизировать и расширять словарь по теме «Домашние птицы»

     - Знакомить с буквой П и звуками П-Пь, производить фонематический анализ

      -Продолжать формировать и развивать у детей грамматический строй речи

Коррекционно-развивающие:

-Развивать общую и мелкую моторику.

-Создавать условия для развития слухового и зрительного внимания и восприятия.

-Продолжать развивать основы логического мышления.

-Развивать связную речь.

Воспитательные:

-Воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл domashnie_ptitsy_2.docx23.82 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР по теме: «Домашние птицы»

(с использованием технологий развития критического мышления «Синквейн»,  «Диаграммы Венна»)

Цель: Уточнение представлений детей о домашних птицах , развитие речи.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

-Активизировать и расширять словарь по теме «Домашние птицы»

     - Знакомить с буквой П и звуками П-Пь, производить фонематический анализ

      -Продолжать формировать и развивать у детей грамматический строй речи

Коррекционно-развивающие:

-Развивать общую и мелкую моторику.

-Создавать условия для развития слухового и зрительного внимания и восприятия.

-Продолжать развивать основы логического мышления.

-Развивать связную речь.

-

Воспитательные:

-Воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам.

Предварительная работа:

Чтение   художественной литературы по теме.

Оборудование: разрезные картинки с домашними птицами, презентация «домашние птицы», мяч, наборы счетных палочек, фишки зеленого и синего цвета.

  1. Орг. момент

Дети здороваются с гостями и приветствуют друг друга.

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас будет очень интересное занятие. А для начала давайте соберем разрезные картинки и узнаем, о чем или о ком мы будем сегодня говорить .

2. Основной этап.

  1. Собирание разрезных картинок. Кто получился на картинках? Птицы. Как можно еще назвать этих птиц ? – Домашние. Почему они так называются? 

        - Примерные ответы детей: “Потому что они живут рядом с человеком, а

          человек за ними ухаживает”. 

          Деф: -Как ухаживает?

          Отв. Детей :  Человек кормит птиц, поит, обеспечивает жильем, лечит.

     

2.Рассматривание слайда1 презентации.

Деф: Сегодня мы будем говорить о домашних птицах и их птенцах. И о звуках П- Пь и букве П, которая их обозначает. (Дети произносят звуки) Какие это звуки? Гласные или согласные? – согласные, т.к. не поются, произносятся с трудом, воздух встречает препятствие ( губы).

Деф: давайте еще раз произнесем эти звуки : П-П-П- твердый согласный, Пь, Пь, Пь-мягкий согласный.

-Выложите из палочек букву П, которая обозначает эти звуки.

3. Рассматривание слайда2 презентации.

Деф. -Посмотрите на картинку. Здесь нарисован птичий двор. Назовите, что вы видите?

Дети:  Птичник, птичница, Петя , петушок, подсолнухи, плетеный забор (плетень), перо, поросенок, пруд, поросенок .

-Послушайте еще раз внимательно, на какой звук  начинаются слова :

Птичник, птичница, подсолнух, плетень, поросенок, пруд. Какой фишкой обозначаем? Покажите?  ( На зв. П тв, обозначаем синей фишкой. )

Деф: на какой звук начинаются слова: Петух, Петя, перо, пять? ( На Пь- мягкий, покажите, какой фишкой обозначаем?- зеленой)

_Деф. Как вы думаете, почему здесь нарисована цифра 5? (Что у нас по 5?)

Дети 5 подсолнухов, 5 цыплят.  

ДЕф.: давайте посчитаем. (считаем)

Деф: а как вы считаете, кто здесь лишний на рисунке? Почему?

(Поросенок, т.к. он не птица, а  домашнее животное)

4. Рассматривание слайда 3 . Игра «Помоги птенцам найти своих родителей».

Посмотрите на картинку и назовите , кого вы видите. Это кто? ( Утенок) Где его мама, папа,  как называются.. Выходит ребенок и показывает. (По аналогии цыпленок, гусенок, индюшонок). Дети выходят и показывают.

5.Физминутка. «Домашние птицы»

Наши уточки с утра- Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!

(идут по кругу вперевалочку, подражая походке уток)

Наши гуси у пруда- Га-га-га! Га-га-га!

(идут по кругу, вытянув шеи вперед и отставив руки назад)

Наши курочки в окно –Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!

(останавливаются лицом в круг, бьют руками по бокам)

А как Петя –петушок рано – рано поутру

Нам споет: ку-ка-ре-ку!

( вытягивают шею вверх, поднимаются на цыпочки)

Ах, красавец петушок! На головке гребешок.

(Совместить ладошки с растопыренными пальцами на голове)

А под клювом то бородка   ( делаем бородку из кулачков)

Очень важная походка  (Машем «крыльями»- руками с поворотом на месте)

5.  Рассматривание слайда 4 презентации. Уточка с утятами.

Технология Синквейн.

Деф. Кто здесь нарисован? Уточка с утятами.

 А теперь давайте опишем уточку, составим про нее стихотворение  по следующей схеме.  ЗАПИСЫВАЮ

  1. Кто это?
  2. Какая? -подберите 2 слова- признака
  3. Что делает?- подберите 3 слова- действия
  4. Твое отношение к уточке– предложение
  5. Слово- обобщение, итог об уточке. ( Каким словом можем назвать?)

6.Сравнение петуха и гуся с использованием диаграмм Венна :

Завели гусь с петухом беседу , что у них общего и чем они отличаются. И запутались. Поможем им разобраться?

Общее :  голова, перья, крылья, дышат, клюют, ходят, летают.

Разное: 

хвосты, лапы разные ( у гуся перепонки),

 шеи разные длинная и короткая,

у петуха гребешок и бородка на голове у гуся -нет,

 гусь плавает, петух – нет, кричат:

петух кукарекает, гусь- гогочет.

У гуся клюв большой, у петуха- маленький

 Молодцы! Помогли птичкам разобраться в спорных вопросах.

7. Игра «Назови ласково». ( С мячом)

Петух- петушок

Курица- курочка

Утка- уточка

Цыпленок- цыпленочек

Утенок- утеночек

Гусенок- гусеночек

Индюшонок- индюшоночек

  1. Игра Один- много.

Петух- много петухов

Гусь- много гусей

Утка- много уток

Утята- много утят

Индюк- много индюков

Птенец- много птенцов

III.Заключительный этап. Рефлексия.

 -О ком сегодня говорили? Что вам понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста со слуховой депривацией. Тема: «Зима. Зимующие птицы»

Данное занятие по развитию речи продолжает изучение материала по теме: «Зима. Зимующие птицы».               Это занят...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Тема: «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»

Развитие речи детей с помощью театрализованной игры и формирование у детей интереса к игре – драматизации....

Конспект логопедического занятия по развитию речи для детей раннего дошкольного возраста с ЗРР Лексическая тема: «Домашние животные и птицы».

Лексическая тема: «Домашние животные и птицы».Цели:Активизировать и обогатить словарный запас по теме; расширить представление о домашних животных и птицах;Способствовать активизации речи ...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевого дыхания» Тема: «Страна волшебных птиц»

Цель: Формирование интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.Задачи:Умение строить описательный рассказ по карточкам –схемам. Развивать речевую и познавательную акти...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности с использованием здоровьесберегающих технологий по лексической теме «Зима».

Развитие связной речи с использованием здоровьесберегающих технологий с помощью опорных картинок по теме «Зима»Задачи: расширение словарного запаса и активизировать словаря по теме «...

Конспект НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста на базе лексической темы «Профессии»

dash; Цель:развитие связной речи дошкольников с помощью мнемотехнических приемов.Задачи:закрепить представление о людях разных профессий;– пополнить и активизировать словарь детей по данной те...

Рекомендации для родителей по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста на материале лексической темы "Мой город - Санкт-Петербург"

Необходимость тесного конструктивного сотрудничества с семьями обучающихся для учителей-логопедов имеет особое значение.Результативность коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, во м...