Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР по теме: «Домашние птицы» (с использованием технологий развития критического мышления «Синквейн», «Диаграммы Венна»)
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)
Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Цель: Уточнение представлений детей о домашних птицах , развитие речи.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-Активизировать и расширять словарь по теме «Домашние птицы»
- Знакомить с буквой П и звуками П-Пь, производить фонематический анализ
-Продолжать формировать и развивать у детей грамматический строй речи
Коррекционно-развивающие:
-Развивать общую и мелкую моторику.
-Создавать условия для развития слухового и зрительного внимания и восприятия.
-Продолжать развивать основы логического мышления.
-Развивать связную речь.
Воспитательные:
-Воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
domashnie_ptitsy_2.docx | 23.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР по теме: «Домашние птицы»
(с использованием технологий развития критического мышления «Синквейн», «Диаграммы Венна»)
Цель: Уточнение представлений детей о домашних птицах , развитие речи.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-Активизировать и расширять словарь по теме «Домашние птицы»
- Знакомить с буквой П и звуками П-Пь, производить фонематический анализ
-Продолжать формировать и развивать у детей грамматический строй речи
Коррекционно-развивающие:
-Развивать общую и мелкую моторику.
-Создавать условия для развития слухового и зрительного внимания и восприятия.
-Продолжать развивать основы логического мышления.
-Развивать связную речь.
-
Воспитательные:
-Воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам.
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы по теме.
Оборудование: разрезные картинки с домашними птицами, презентация «домашние птицы», мяч, наборы счетных палочек, фишки зеленого и синего цвета.
- Орг. момент
Дети здороваются с гостями и приветствуют друг друга.
Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас будет очень интересное занятие. А для начала давайте соберем разрезные картинки и узнаем, о чем или о ком мы будем сегодня говорить .
2. Основной этап.
- Собирание разрезных картинок. Кто получился на картинках? Птицы. Как можно еще назвать этих птиц ? – Домашние. Почему они так называются?
- Примерные ответы детей: “Потому что они живут рядом с человеком, а
человек за ними ухаживает”.
Деф: -Как ухаживает?
Отв. Детей : Человек кормит птиц, поит, обеспечивает жильем, лечит.
2.Рассматривание слайда1 презентации.
Деф: Сегодня мы будем говорить о домашних птицах и их птенцах. И о звуках П- Пь и букве П, которая их обозначает. (Дети произносят звуки) Какие это звуки? Гласные или согласные? – согласные, т.к. не поются, произносятся с трудом, воздух встречает препятствие ( губы).
Деф: давайте еще раз произнесем эти звуки : П-П-П- твердый согласный, Пь, Пь, Пь-мягкий согласный.
-Выложите из палочек букву П, которая обозначает эти звуки.
3. Рассматривание слайда2 презентации.
Деф. -Посмотрите на картинку. Здесь нарисован птичий двор. Назовите, что вы видите?
Дети: Птичник, птичница, Петя , петушок, подсолнухи, плетеный забор (плетень), перо, поросенок, пруд, поросенок .
-Послушайте еще раз внимательно, на какой звук начинаются слова :
Птичник, птичница, подсолнух, плетень, поросенок, пруд. Какой фишкой обозначаем? Покажите? ( На зв. П тв, обозначаем синей фишкой. )
Деф: на какой звук начинаются слова: Петух, Петя, перо, пять? ( На Пь- мягкий, покажите, какой фишкой обозначаем?- зеленой)
_Деф. Как вы думаете, почему здесь нарисована цифра 5? (Что у нас по 5?)
Дети 5 подсолнухов, 5 цыплят.
ДЕф.: давайте посчитаем. (считаем)
Деф: а как вы считаете, кто здесь лишний на рисунке? Почему?
(Поросенок, т.к. он не птица, а домашнее животное)
4. Рассматривание слайда 3 . Игра «Помоги птенцам найти своих родителей».
Посмотрите на картинку и назовите , кого вы видите. Это кто? ( Утенок) Где его мама, папа, как называются.. Выходит ребенок и показывает. (По аналогии цыпленок, гусенок, индюшонок). Дети выходят и показывают.
5.Физминутка. «Домашние птицы»
Наши уточки с утра- Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!
(идут по кругу вперевалочку, подражая походке уток)
Наши гуси у пруда- Га-га-га! Га-га-га!
(идут по кругу, вытянув шеи вперед и отставив руки назад)
Наши курочки в окно –Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
(останавливаются лицом в круг, бьют руками по бокам)
А как Петя –петушок рано – рано поутру
Нам споет: ку-ка-ре-ку!
( вытягивают шею вверх, поднимаются на цыпочки)
Ах, красавец петушок! На головке гребешок.
(Совместить ладошки с растопыренными пальцами на голове)
А под клювом то бородка ( делаем бородку из кулачков)
Очень важная походка (Машем «крыльями»- руками с поворотом на месте)
5. Рассматривание слайда 4 презентации. Уточка с утятами.
Технология Синквейн.
Деф. Кто здесь нарисован? Уточка с утятами.
А теперь давайте опишем уточку, составим про нее стихотворение по следующей схеме. ЗАПИСЫВАЮ
- Кто это?
- Какая? -подберите 2 слова- признака
- Что делает?- подберите 3 слова- действия
- Твое отношение к уточке– предложение
- Слово- обобщение, итог об уточке. ( Каким словом можем назвать?)
6.Сравнение петуха и гуся с использованием диаграмм Венна :
Завели гусь с петухом беседу , что у них общего и чем они отличаются. И запутались. Поможем им разобраться?
Общее : голова, перья, крылья, дышат, клюют, ходят, летают.
Разное:
хвосты, лапы разные ( у гуся перепонки),
шеи разные длинная и короткая,
у петуха гребешок и бородка на голове у гуся -нет,
гусь плавает, петух – нет, кричат:
петух кукарекает, гусь- гогочет.
У гуся клюв большой, у петуха- маленький
Молодцы! Помогли птичкам разобраться в спорных вопросах.
7. Игра «Назови ласково». ( С мячом)
Петух- петушок
Курица- курочка
Утка- уточка
Цыпленок- цыпленочек
Утенок- утеночек
Гусенок- гусеночек
Индюшонок- индюшоночек
- Игра Один- много.
Петух- много петухов
Гусь- много гусей
Утка- много уток
Утята- много утят
Индюк- много индюков
Птенец- много птенцов
III.Заключительный этап. Рефлексия.
-О ком сегодня говорили? Что вам понравилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста со слуховой депривацией. Тема: «Зима. Зимующие птицы»
Данное занятие по развитию речи продолжает изучение материала по теме: «Зима. Зимующие птицы». Это занят...
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Тема: «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»
Развитие речи детей с помощью театрализованной игры и формирование у детей интереса к игре – драматизации....
Конспект логопедического занятия по развитию речи для детей раннего дошкольного возраста с ЗРР Лексическая тема: «Домашние животные и птицы».
Лексическая тема: «Домашние животные и птицы».Цели:Активизировать и обогатить словарный запас по теме; расширить представление о домашних животных и птицах;Способствовать активизации речи ...
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевого дыхания» Тема: «Страна волшебных птиц»
Цель: Формирование интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.Задачи:Умение строить описательный рассказ по карточкам –схемам. Развивать речевую и познавательную акти...
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности с использованием здоровьесберегающих технологий по лексической теме «Зима».
Развитие связной речи с использованием здоровьесберегающих технологий с помощью опорных картинок по теме «Зима»Задачи: расширение словарного запаса и активизировать словаря по теме «...
Конспект НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста на базе лексической темы «Профессии»
dash; Цель:развитие связной речи дошкольников с помощью мнемотехнических приемов.Задачи:закрепить представление о людях разных профессий;– пополнить и активизировать словарь детей по данной те...
Рекомендации для родителей по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста на материале лексической темы "Мой город - Санкт-Петербург"
Необходимость тесного конструктивного сотрудничества с семьями обучающихся для учителей-логопедов имеет особое значение.Результативность коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, во м...