Конспект открытого занятия по развитию речи для детей старшей группы. Развитие связной речи дошкольников в условиях реализации ФГОС. Тема: «Занятие о хлебе»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Цель: сформировать у старших дошкольников представление о хлебе как о главном продукте питания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 511.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия по развитию речи для детей старшей группы. Развитие связной речи дошкольников в условиях реализации ФГОС.
Тема: «Занятие о хлебе»
Форма проведения: совместная деятельность.
Цель: сформировать у старших дошкольников представление о хлебе как о главном продукте питания.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить воспитанников с процессами выращивания колоса, перемалывания колосьев в муку, а также выпекания хлеба;
- сформировать представление детей о злаках. Учить анализировать, сравнивать, обобщать, подводить итог. Работать над совершенствованием диалогической формы речи воспитателя с детьми. Стремиться к тому, чтобы занятие прошло весело, с положительными эмоциями, двигательной активностью.
Развивающие: развивать мелкую мускулатуру рук, сенсорные навыки, умение поддержать беседу; активизировать словарь старших дошкольников; поощрять стремление детей высказывать свое виденье ситуации.
Воспитательные: воспитывать уважение к труду пекарей, работников с/х предприятий; желание бережно относиться к хлебу.
Интегрируемые образовательные области: «Художественное творчество», «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Физическая культура».
Словарная работа: познакомить со следующими словами: жито, злаки; активизировать в речи: колосья, зерновые, гречневая, пшеница, рисовая, рожь, овсяная.
Предварительная работа: разучить поговорки, пословицы и стихи о хлебе, читать отрывок из произведения «Вот какой, каравай», «Петушок и два мышонка», «Кто в поле главный», «Земля на зёрнышке стоит», «Песня пахаря», сказки «Мальчик с пальчик», «Жерновцы», «Мужик и медведь», «Лёгкий хлеб»; задействовать ребят в оформлении хлебного мини-музея.
Оборудование и материалы: ржаные и пшеничные колоски, увеличительные стекла, ржаные и белые хлебные ломтики, маски-шапочки колосков, гречневая, рисовая, овсяная крупа в тканевых мешочках и прозрачных пакетах, картинки с изображением хлеба выбранных народов мира, цветочные горшки с землей, песком, опилками, пшеничные зернышки. Ход занятия
(Дети и воспитатель стали в круг).
Воспитатель:
-Доброе утро - улыбчивым лицам!
И пусть каждый станет добрым, доверчивым,
Чтоб доброе утро длилось до вечера!
Пожелайте друг другу хорошего дня и улыбнитесь.
Воспитатель: Я загадаю Вам загадку, а вы отгадайте её.
Загадки про музей
В нем предметы старины
До сих пор сохранены,
Любознательный народ
Поглазеть на них идет.
Ответ: Музей
Воспитатель: Какие Вы молодцы . Ребята, а кто из Вас был в музее? А в каком музее Вы были?
Как надо вести себя в музее?
Ребята, сейчас мы с вами совершим экскурсию по нашему хлебному музею. Его экспонаты помогут вам узнать много интересного и нового об этом важном продукте питания.
Колосок похож на дом,
Много разных комнат в нем.
Есть в каждой комнате зерно,
Спелой зрелостью полно.
Я предлагаю вам ребята рассмотреть через увеличительное стекло ржаные и пшеничные зерна
Воспитатель: Чем отличаются эти злаки?
Дети: Зерно пшеницы толще, чем зерно ржи. Зерна пшеницы круглые, а зерна ржи — длинные.
Воспитатель:Из ржи получают муку темную, пекут черный ржаной хлеб, а из пшеничной муки пекут белый хлеб и булочки.)
Как же называется колос ржи? Какой? (ржаной колос).
Как называют муку из ржаных зерен – какая? (ржаная мука).
Как называют муку из пшеничных зерен – какая? (пшеничная мука).
Как вы думаете, ребята, как называется хлеб, который выпечен из пшеничной муки? (Пшеничный белый). А, если мука ржаная? (черный, ржаной).
Ребята, в старину на Руси рожь называлась житом. Вслушайтесь, как звучит это слово – «жито»! Как вы считаете, почему люди так называли рожь? (воспитанники высказывают свои идеи). Слово «жито» очень напоминает слово «жить», правда? Хлеб является главным продуктом питания. Он должен быть в рационе людей каждый день, недаром ведь говорят: «Без хлеба нет и обеда».
А кто нибудь из вас знает пословицы о хлебе?
Воспитатель: А какой хлеб нам дают в обед? ( белый и черный хлеб)
А из какой муки белых хлеб готовится?
Дети: из пшеничной муки готовится пшеничный белый хлеб
А из какой муки черный хлеб готовится?
Дети: из ржаной муки готовится чёрный хлеб
.Из зерен злаковых растений люди научились не только выпекать ароматный и вкусный хлеб, но научились готовить каши.
Воспитатель: А какие каши Вы знаете?
Игра «Из чего же сварили кашу?» Какую кашу варят из гречки? (гречневую). Из риса – (рисовую). Из овса – (овсяную) и т.д.
Пальчиковая гимнастика
Каша во поле росла (поочередно соединить все пальцы)
И в тарелку к нам пришла
Всех друзей мы угостим (раскрыть ладони)
По тарелке дадим (поочередно загибать пальцы)
Зайцу и лисичке
Птичке – невеличке
Матрешке и кошке
Каждому по ложке (развести руки в стороны)
Воспитатель: Ребята рассмотрите пожалуйста внимательно в тарелочках крупы. ( гречневую, рисовую, овсяную)
Чем они отличаются друг от друга? ( цвет , форма)
Игра «Угадай на ощупь». Дети поочередно на ощупь определяют и называют крупы, которые находятся в тканевых мешочках. В разных странах готовят и употребляют в пищу разнообразные, порой удивительные блюда. Но хлеб – продукт, который едят люди во всем мире. (Демонстрируются иллюстрации с изображением разных видов хлебобулочных изделий). Паляницу выпекают на Украине (см. рис. 1), лепешки – в Узбекистане (см. рис. 2), лаваш – в Армении (см. рис. 3), багет – во Франции (см. рис. 4), галеты – в Италии) (см. рис. 5)
Рис. 1. Украинская паляница
Рис. 2. Узбекские лепешки
Рис. 3. Армянский лаваш
Рис. 4. Французский багет
Рис. 4. Итальянские галеты
Люди, которые знают, как трудно растить хлеб, понимают его истинную цену − никогда не бросят кусок хлеба. Я надеюсь, что и вы, ребята, тоже будете хорошо, бережно относиться к хлебу, беречь его, ценить, ведь недаром в народе хлеб звали уважительно и ласково «батюшка», «кормилец».
А сейчас Вы ребята можете попробовать хлеб на вкус?
Ребята, хотели бы вы сами попробовать вырастить злаки? Сейчас мы с Вами перейдем к практической деятельности. Проведем эксперимент. Посадим зерна пшеницы в три горшочка – с песком, опилками и землей, в какой емкости быстрее и дружнее прорастут зерна. Дети выполняют задание.
Вот и закончилось наша экскурсия. Чем она вам запомнилась? Куда бы вы ещё хотели отправиться на экскурсию?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию речи для детей старшей группы : «Помощники доброго волшебника»
Занятие разрабатывалось и проводилось вместе с психологом...
Открытое занятие по развитию речи для детей старшей группы по теме: "В гостях у зимушки"
Открытое занятие по развитию речи для детей старшей группы по теме: "В гостях у зимушки" является звеном в системе работы воспитателя по методической теме. Цель занятия: обобщить и системат...

Конспект открытого занятия по развитию речи у детей старшей группы. Беседа по сказке П.Бажова "Серебреное копытце". Слушание стихотворения К Фафанова "Нарядили елку"
Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста....

Конспект открытого занятия по развитию речи для детей старшей группы: "Домашние животные" с использованием ИКТ технологий
Цель: систематизировать представления детей о домашних животныхЗадачи: Образовательные: Закрепить знания детей о названиях домашних животных и обобщающего понятия «Домашние животные». Прод...

Конспект открытого занятия по развитию речи для детей старшей группы на тему: «Составление описательного рассказа об одежде с опорой на мнемотаблицу»
Конспект открытого занятия по развитию речи для детей старшей группы на тему: «Составление описательного рассказа об одежде с опорой на мнемотаблицу»...

открытое занятие по развитию речи для детей старшей группы на тему «Гость из космоса»
Занятие направлено на развитие связной речи, логического мышления, фонематического слуха....

Конспект открытого занятия по развитию речи для детей старшей группы по теме «Звуки [А,О,У,И], буквы А, О, У, И».
Конспект открытого занятия по развитию речи для детей старшей группыпо теме «Звуки [А,О,У,И], буквы А, О, У, И». Цель: Закрепление знаний о звуках [А, О, У, И] и бук...