Конспект по развитию речи в средней группе «Путешествие на Северный полюс»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Программное содержание: Расширять представления детей о внешнем виде, жизни, повадках животных холодных стран;
Продолжать развивать монологическую речь (составлять рассказ-описание о животных по схемам);
Развивать диалогическую речь, закреплять использование разнообразных грамматических конструкций в речевых высказываниях;
Оборудование:
Картинки с изображением животных

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект по развитию речи в средней группе «Путешествие на Северный полюс»

Программное содержание: Расширять представления детей о внешнем виде, жизни, повадках животных холодных стран;
Продолжать развивать монологическую речь (составлять рассказ-описание о животных по схемам);
Развивать диалогическую речь, закреплять использование разнообразных грамматических конструкций в речевых высказываниях;
Оборудование:
Картинки с изображением животных

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: Настал новый день. Ребята, возьмитесь все за руки, посмотрите, друг на друга, улыбнитесь и подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы.
Воспитатель:- Ребята, я дарю вам свою улыбку. Поделитесь и вы своими улыбками друг с другом, ощутите тепло и свет, радость и счастье.
А сейчас послушайте загадку и скажите, где так бывает?
-
 Там очень холодно,
Там всегда зима.
Там лежат холодные
Вечные снега.
Там медведи белые.Бродят круглый год.
Морж усатый медленно
В полынье плывет? (на севере)

Правильно!  - Скажите, на северном полюсе живут люди?

 - Кто там живет? - Вы хотите отправиться на север, как полярники? Посмотреть и узнать о жизни животных и климате Севера?
Там очень холодно, поэтому надо тепло одеться. Надеваем шапки, шубы, валенки, варежки (имитация движений).
-На чем нам лучше туда добраться? (На самолете)
Закрываем глазки, приготовились, полетели.
Вот мы и на Севере. Посмотрите, нас встречают. Кто это?
-
Словно царскую корону
Носит он свои рога
Ест лишайник, мох зеленый
Любит снежные луга. (Олень)

А мы как исследователи, давайте посмотрим и расскажем об олене. А поможет нам в этом схема.
(Составляем рассказ-описание о животном олене)  А теперь посмотрите на эту картинку 
(олень).

- Чем покрыто тело оленя? (шерстью).

- Да, тело оленя покрыто густой шерстью.

- Какого цвета шерсть у оленей? (коричневая, серая).

- Что у оленя на голове? (рога).

- Какие рога у оленя? (большие, ветвистые).

- На что у них похожи рога? (на ветки дерева, они красивые).

«По колючим мхам, по сырой траве,

Носишь ты дерево на голове…»

- На каких домашних животных похож олень? (на лошадь, корову).

- Посмотрите, какие стройные, сильные ноги у оленя! Для чего оленю нужны такие ноги? (он убегает от врагов, олень много бегает по снежным покровам).

- А что на ногах у оленя? (широкие копыта).

- Для чего оленю нужны широкие копыта? (чтобы он не проваливался в снег).

- А чем питаются олени летом? (зеленой травой, мхом).

- какую пользу приносят олени? (оленье мясо едят, оно очень вкусное, из оленьих шкур народы Севера делают чум – жилье, шьют одежду, обувь)

Олень приготовил для вас задание: «Назови правильно»
У медведя толстые лапы. Значит он какой?
У песца острые зубы.
У тюленя короткая шерсть.
У оленя длинные рога.
У оленя быстрые ноги.
У моржа толстая кожа.
У песца длинная шерсть.


Нам пора идти дальше. Скажем оленю до свидания. Смотрите, кто это там вдали?

-
Гордится он усами
И острыми клыками.
Он в Арктике живет,
Где снег вокруг и лед. (морж)
Давайте расскажем о морже по нашей схеме Какое тело у моржа? (большое, неуклюжее).

- Чем покрыто тело моржа?

- У моржа шерсти нет, у него очень толстая кожа и есть подкожный жир, который согревает моржа, и никакой мороз ему не страшен. Подкожный жир лучше, чем теплая шуба.

- Какого цвета морж? (коричневого).

- Что есть у моржа на мордочке? (клыки).

- Какого цвета клыки? (белые).

- Для чего они нужны моржу?

- При помощи клыков он взбирается на льдину, воткнет клыки, подтянется и взбирается на льдину.

- Что помогает моржу во время плавания? (ласты).

- Морж ластами работает, как веслами. Он плавает очень быстро.

- А кто из вас знает, чем питается морж? (ракушками).

- Дети, моржи целый день дремлют на льдине, а когда проголодаются, нырнут в воду и достанут ракушку со дна, водоросли, наедятся и снова на льдину. Моржи очень тяжелые. Старый морж весит больше двух коров. Поэтому моржу тяжело влезть на льдину.
Морж нам тоже приготовил задание.
Надо назвать детеныша животного. (Олень, тюлень, медведь, волк, морж, сова, пингвин, заяц, кит)
А сейчас поиграем еще в одну игру, которая называется
«Повтори за мной правильно четко и быстро»
Ва-ва-ва, на суку сидит сова
Са-са-са, в тундре бегает лиса.
Отправляемся дальше в путь. Давайте согреемся
Физминутка «Кто на севере живет»
По ледяной пустыне (идут по кругу вперевалочку, медленно)
Медведица идет.
За нею медвежата (убыстряют шаг)
Торопятся вперед.
Трещит мороз жестокий, (обнимают себя руками)
Повсюду снег и лед. (повороты с вытянутой рукой вправо-влево)
По полынье холодной
За нерпой морж плывет. (идут, делают гребки руками)

Бегут, спешат олени, (руки скрестно над головой – «рога», бегут Им веден путь едва высоко поднимая колени)

Над ними тихо кружит (бегут маленькими шажками, руки в стороны)
Полярная сова.


Ребята, смотрите вон там вдали белый медведь. Давайте вспомним, какой друг у белого медведя живет в лесу?(бурый медведь)
Чем питается бурый медведь?
Что делает зимой?
Где он живет?
Какого цвета у него шерсть?
Но они никогда не встречались... Они ведь друг о друге ничего не знают.
А давайте представим, каким же будет их разговор при встрече. Что им надо знать , чтобы лучше узнать друг о друге.
Два ребенка ведут диалог.

Воспитатель: - Встретились белый и бурый медведи

Бурый медведь: - Здравствуй! Ты кто?
Белый медведь: - Здравствуй! Я белый медведь. А ты кто?
Бурый медведь: - Я бурый медведь. Я живу в лесу. А ты где?
Белый медведь: - А я на Севере, на льдине. У тебя шерсть, какого цвета?
Бурый медведь: - У меня шерсть коричневая. А у тебя какого цвета?
Белый медведь: - У меня шерсть белая. А что ты ешь?
Бурый медведь: - Я ем малину, мед, коренья. А ты что ешь?
Белый медведь: - А я ем тоже рыбу, а еще моржей и тюленей. Что ты делаешь зимой?
Бурый медведь: - Сплю в берлоге. А где ты спишь?
Белый медведь: - А у меня берлоги нет, я сплю на льдине, в снегу.


- Нам пора возвращаться в детский сад. Закрываем глазки и полетели.
- Ребята, вам понравилось наше путешествие?
- Кого мы с вами встретили на Севере?
- Что вам больше всего понравилось?
- Кому было трудно?
- Что было трудным?
- Вы все молодцы! Поднимите вверх правую руку, теперь левую и похлопайте друг другу за нашу работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по развитию речи в средней группе «Путешествие в мир театра»

Цель: развитие творческих способностей средствами театрализованной деятельности.Задачи:-закрепить детей переносить сюжет сказки в игру с использованием различных видов театра.- развивать память, ...

Конспект по развитию речи в средней группе "Путешествие в осенний лес"

Конспект Непосредственно образовательной деятельности по развитию речи.Цель: Создание условий для развития речевой активности детей посредством театральной деятельности...

Конспект по развитию речи в средней группе "Путешествие по сказкам"

Учить узнавать отдельные сказки по характерным признакам, по иллюстрациям, загадкам. Помогать детям отвечать на простейшие и более сложные вопросы.  Расширить словарный запас. Закрепить название ...

Конспект НОД развитие речи в средней группе «Путешествие по сказочной, загадочной стране».

Конспект НОД развитие речи в средней группе "Путешествие по сказочной,загадочной стране"....