Конспект занятия по речевому развитию <<Черепашка и звук <<Ч>>..
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Свиридова Анастасия Александровна

Конспект занятия с детьми 4-5 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx28.65 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №41 «Золотая рыбка»

города Рубцовска Алтайского края

658210, г.Рубцовскул.Красная,89

Телефон:4-21-84,4-45-45

e-mail: ds41rub@yandex.ru

Конспект

занятия по теме:

«Черепашка и звук «Ч»

образовательная область: речевое развитие

в среднейгруппе общеразвивающей направленности

Составила:Свиридова Анастасия Александровна, воспитатель

                   первая квалификационная категория

г. Рубцовск

2024 год.

Концептуальные основы совместной деятельности

Образовательная область: «Речевое развитие»

Возрастная группа:средняя группа общеразвивающей направленности.

Тема: «Черепашка и звук «Ч».

Форма организации: Совместная деятельность педагога и ребёнка.

Продолжительность занятия: 20 минут.

Интеграция образовательных областей:«Речевое развитие»: звуковая культура речи, правильное произношение звука. «Социально – коммуникативное развитие»:формировать положительную самооценку, уверенность в своих силах, стремление к самостоятельности.«Познавательное развитие»: развивать способы решения поисковых задач в самостоятельной и совместной со сверстниками и взрослыми;художественно-эстетическое развитие»:активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь; «Физическое развитие»: развитие двигательной активности.

Виды детской деятельности:познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, игровая, практическая, музыкальная.

Цель:Познакомить со звуком «Ч», уточнить произношение звука «Ч» в словах; создание условий для детей игровой мотивации для повышения уровня знаний по развитию речи детей 4–5 лет.

Задачи:

Образовательные:

- создать условия для произношения заданного звука;

- систематизировать знания детей о звуке «Ч»;

- формироватьумение выделять звуки в словах;

-развиватьпознавательный интерес, память, внимание, мышление, зрительное восприятие, речь детей;

- совершенствовать умение детей называть слова со звуком «Ч».

Развивающие:

- развивать связную речь детей, обогащать словарный запас; фонематический слух;

- развивать память, мышление, внимание;

- закреплять произношение согласного звука «Ч», умение образовывать существительные с уменьшительно ласкательным суффиксом.

Воспитательные:

- воспитывать доброжелательное отношение к друзьям;

-воспитывать интонационную выразительность речи;

- воспитывать любознательность в процессе познавательно – игровой деятельности;

- совершенствовать навыки сотрудничества с педагогами, желание участвовать в играх.

Методы и приемы:

  • поисково-исследовательский;
  • постановка проблемы;
  • словесный;
  • наглядный;
  • игровой оздоровительный;
  • загадывание загадок;
  • гимнастика для глаз;
  • дидактическая игра;
  • физминутка;
  • Сюрпризный момент.

Предварительная работа с детьми:для реализации технологии были подобраны: игры, физминутки, повторения сказок, дидактический материал по развитию речи «Звуки», схемы, проведение дыхательных гимнастик, гимнастик для глаз отгадывание загадок, придумывания рассказов.

Предварительная работа с родителями/ законными представителями:

-консультация«Автоматизация звуков в домашних условиях»

Активизация словаря:

●активный словарь: слева с права, записка, загадка, рассказ, фонарик, стульчик, собачка, лисичка, зайчик, кошечка, жучок, красочки, кисточка

●пассивный словарь:мнемотаблица– схема; посылка – вещь в коробке; черепашка – игрушка.

Индивидуальная работа:

закреплять умение отвечать на вопросы воспитателя полным ответом;

закреплять умение поддерживать правильную осанку.

Материалы и оборудование:игрушка «Черепашка», карточки с загадками, мнемотаблицы, рассказ с картинками, «волшебный экран и фонарик», посылка, записка, колонка с музыкой.

Описание совместной деятельности

Организационный момент. Обеспечение переключения детей с одного вида деятельности на другой.

Цель:Установление контакта, создание позитивной мотивации к образовательной деятельности.

Задачи:

  1. Заинтересовать, привлечь внимание детей к совместной деятельности.
  2. Создать положительный настрой.
  3. Развивать память, мышление, внимание.
  4. Активизировать речь.

         Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

2. Основная часть занятия

Цель: Развивать компоненты устной речи.

Задачи:

  1. Активизировать мыслительную деятельность детей.
  2. Воспитывать интонационную выразительность речи.
  3. Совершенствовать умение детей называть слова со звуком «Ч».
  4. Закреплять произношение согласного звука «Ч».

Дети садятся на лавочки, отгадывают загадки.

Индивидуальные и хоровые ответы детей.

Дети встают.

Дети играют в игру и повторяют с разными интонациями, громче или тише.

Дыхательная гимнастика «Перо».

Дети дуют на перо.

Дети освещают «фонариком» картинку и называют, то, что видят.

Дети придумывают по одному предложению для рассказа.

Дети встают друг за другом.

Имитируют движение паровозика, повторяют.

Дети хлопают в ладоши, если слышат в слове звук «Ч».

Хоровые ответы детей.

Удивление детей.

Дети выполняют гимнастику для глаз.

Дети внимательно слушают.

Дети угадывают персонажа мультфильма по описанию.

Дети рассматривают букву «Ч».

Дети совместно спедагогам выполняют упражнения под музыку.

Педагог предлагает ребятам отгадать загадки. Ну, что, ребята, начнем?

Первое испытание – загадки.

Что это у Галочки: ниточка на палочке.

Палочка в руке, а ниточка в воде?

Мы день не спим, мы ночь не спим,

И день, и ночь стучим, стучим?

Молодец, это часы.

Пушистая вата плывет куда-то,

Чем вата ниже, тем дождик ближе?

Ты прав, это туча.

Педагог хвалит детей.

Подумайте, дети, что общего у этих слов? (УдоЧка, Часы, туЧа) Правильно, звук «Ч».

Молодцы, ребята, а вы догадались кто наш помощник?

Правильно – звук «Ч».

Звук «Ч» хочет с нами поиграть. Повторяйте.

Чу-чу-чу Чаю я хочу.

Чи-чи-чи грею чайник на печи.

Ча-ча-ча дай мне калача.

Чи-чи-чи калачи в печи?

Чо-чо-чо, ах как горячо.

Ач-ач-ач пришел к нам врач.

Уч – уч-уч у меня есть ключ.

Педагог говорит с разными интонациями, шепотом, с хлопками, с киванием головой.

Оч-оч-оч полетело перо прочь.

Действительно, к нам прилетело перо. Педагог вовлекает детей в деятельность, предлагает, положите его на ладошку. Согрейте своим дыханием, подуйте легко- легко, долго - долго, удерживая на ладошке. А теперь, подуйте сильно, чтобы перо улетело прочь.

Мы прошли это испытание.

Педагог предлагает выполнить следующее задание, необходимо ласково назвать предмет на картинке. А где же сама картинка? Здесь темный экран. Необходим фонарик. А вот и он. Проводите по темному фону, освещайте и называйте предмет ласково. По очереди называем по одному предмету.

- Скажи, что ты видишь?

Педагог хвалит ребят.

Давайте придумаем рассказ.

(Маленький жучок ползёт по травке. На стуле сидит кошечка.)

Какие вы фантазеры, ребята.

Педагог напоминает детям об осанке.

Педагог препредлагаю отдохнуть и поехать в дальний путь.

У меня есть паровозик – чух-чух-чух.

Он меня по рельсам возит - чух-чух-чух.

Я на нем на Север еду - чух-чух-чух.

Встречу белого медведя - чух-чух-чух.

Я поеду на болото - чух-чух-чух.

Там увижу бегемота - чух-чух-чух.

А теперь нажму на кнопку- чух-чух-чух.

Чтобы сделать остановку - чух-чух-чух.

Педагог объявляет, что ребята приехали к новому испытанию.

Педагог объясняет правило упражнения. Я буду говорить слово, если услышите звук «Ч» надо хлопнуть в ладоши.

Молодцы, ребята. Мы все испытания с вами прошли!

Но от кого посылка не узнали. Посмотрим еще раз.

Здесь появилась еще одна записка. С загадкой.

«Домик мой, везде со мной. Он устроен за спиной. Я с лягушками дружу. Очень медленно хожу. Вовсе не букашка, Кто я…»

Появление Чебурашки.

Черепашка: Спасибо, ребята, за то, что нашли мою посылочку. Я её нес для вас. Хотите узнать, что в посылке? Это же моя любимая буква «Ч». Она похожа на перевернутый стульчик.

Педагог предлагает детям выполнить гимнастику для глаз.

Посмотрите, ребята, маршрут, как я шёл – поднимался на горы и спускался с них, преодолевал препятствия, перепрыгивал по фигурам, через ручейки.

Смотрите, что я приготовил для вас!Отгадайте по мнемотаблице персонажа мультфильма.

«Четыре черненьких чумазеньких чертёнка, чертили чёрными чернилами чертёж!».

Педагог предлагает детям отдохнуть и выполнить физминутку.

Загадки

Карточки с ответом.

- УдоЧки;

- Часы;

- ТуЧа;

Слова с выделенной буквой «Ч»

Игра: Звук «Ч».

- Тихо;

- Громче;

- Вопросительно;

- Отрывисто;

- Шёпотом;

- Звонко.

Перо на каждого ребенка.

Игра: «Ласковое слово».

Тёмный экран, яркий фонарик.

- стульчик, собачка, лисичка, зайчик, кошечка, жучок, красочки, кисточка.

Рассказ «Маленький жучок ползет по травке».

Упражнение: «Паровозик».

Слова к упражнению: Мяч, нос, врач, сыр, ток, кот, чудо, чертик, книга, лампочка, чемодан, тачка, нитки, удочка, чешки, суп, чуб, банка, буква, чашка, кошка, чай)

Записка с загадкой.

«Черепашка».

Появление игрушки Черепашки.

Гимнастика для глаз.

Рассказ черепашки.

Мнемотаблица.

Карточка с буквой «Ч».

Физминутка под музыку.

                                                                                            3. Заключительная часть

Цель:поддерживать у детей эмоционально-положительное настроение, удовлетворение от результатов деятельности.

Задачи:

  1. Подведение итогов совместной деятельности.
  2. Развивать умение обобщать полученные знания, самостоятельно делать вывод.

Дети стоят рядом со стульчиками и внимательно слушают.

Ребята делятся впечатлениями.

Дети рассматривают мягкую игрушку.

Черепашка благодарит ребят: Спасибо, ребята! Вы были великолепны. Всё выполнили, мне очень помогли. До новых встреч.

Педагог подводи итог, вот и закончилось наши испытания.

- Скажите, какое испытание вам понравилось?

- А что оказалось трудным?

- С каким звуком мы познакомились?

- Давайте произнесем его «Ч»

- Что бы вы хотели еще узнать?

На этом наше занятие подходит к концу. Сегодня вы очень хорошо поработали я хочу вам подарить новую мягкую игрушку «Черепашку»

Черепашка прощается с ребятами.

Рефлексия.

Сюрпризный момент: игрушка «Черепашка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по речевому развитию для средней группы Тема: «Знакомство со звуком Р»

Данное занятие предназначено для детей средней группы. На этом занятии дети учатся правильно произносить звук "Р"  изолированно и в словах. Все занятие построино на словестных и дидактических...

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе. Тема: «Путешествие в зоопарк на закрепление звука «Р».

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: «Путешествие в зоопарк на закрепление звука «Р»....

Конспект занятия по речевому развитию в средней группе на тувинском языке тема: ЗКР Звук "Ч"

Конспект занятия по речевому развитию в средней группе на тувинском языкеТема: ЗКР Звук «Ч».Сорулгазы: уругларга «Ч» деп уну шын адап ооредири, бо унге мергежилгелерни кылдыртыры (ангы, соске, шулукке...

Конспект занятия по речевому развитию - обучение грамоте на тему: Буква Х. Звуки Х – Хь. Чтение слогов, слов.

Занятие ориентировано для детей подготовительной группы. Тема: Буква Х. Звуки Х – Хь.Цель: формировать правильное произношение звуков  [х], [х′]  в слогах, словах, фразах, отличать...

Конспект занятия по речевому развитию. Средняя группа 4-5 лет. Тема: Знакомство детей со звуком «Ж».

Цель:   Познакомить детей со звуком Ж.Задачи:Познакомить детей с характеристикой звука.Продолжать учить определять позицию звука в слове.Развивать слуховое внимание, память, мышление, фонема...

Конспект занятия по речевому развитию для детей второй младшей группы " В гостях у звука [К ]"

Представленное занятие является частью курса по дополнительному речевому развитию дошкольников, разработанного на основе авторской программы Е.В.Колесниковой "От звука к букве"....

Конспект занятия по речевому развитию "Звуки "Ж" и "Ш"

Конспект занятия по речевому развитию "Звуки "Ж" и "Ш" в старшей группе...