Конспект занятия по речевому развитию "Звуки "Ж" и "Ш"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Ионкина Елена Владимировна
Конспект занятия по речевому развитию "Звуки "Ж" и "Ш" в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi_zh_i_sh.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по речевому развитию старшая группа

«Звуковая культура речи:

знакомство со звуками [ж] и [ш]»

Цель: Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш ;

Задачи:

- совершенствовать и закреплять умения и навыки в отчётливом произнесении слов со звуками. Ж и Ш.;

- развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки Ж – Ш в словах;

- расширять словарный запас путем введения новых слов с разъяснением их лексического значения;

- способствовать развитию логического мышления и слухового внимания;

- способствовать развитию зрительного и слухового восприятия;

- способствовать развитию координации речи с движением;

-  продолжать воспитывать умение работать в коллективе, чувство уважения друг к другу.

Ход занятия:

Организационный момент. (Дети в кругу)

Говорим всегда красиво,

Смело и неторопливо,

Ясно, четко говорим,

Потому что не спешим.

О чем это стихотворение?

- О том, что нужно стараться говорить красиво и четко.

1. Этому мы учимся на наших занятиях по развитию речи. Сегодня мы будем учиться различать звуки. Чтобы узнать о каких звуках идет речь, отгадайте загадки:

Кто длиннее, чем чулок?

У кого ни рук, ни ног?

Кожа, словно чешуя.

По земле ползёт … (змея) (достаёт из коробки змею)

А какая песенка у змеи? Правильно, Ш-Ш-Ш-Ш…

Давайте обозначим его таким движением (воспитатель показывает зигзагообразное движение кистью руки от себя (ползёт змея).

А теперь отгадайте другую загадку:

В темноте летает кто-то,

Издавая громкий звук.

Кто там спорит с самолётом?

Ну, конечно майский…. (жук) (достаёт из коробки жука)

А как звучит песенка жука? Движения у нас будут такие: поставим руки перед грудью, скрестим кисти и подвигаем ими вверх и вниз (летает жук).

-Давайте произнесем звук [ш], а теперь  [ж].

Теперь попробуем не запутаться… (Воспитатель помогает детям освоить зависимость между звуком и соответствующим движением.)Я буду называть звуки, а вы постарайтесь различить, какое движение нужно сделать.(Произносятся звуки ш, ш, ж, ш, ж, ж, ш, ж, ж, ш, ж) 

2. Игра «Угадай чья команда»

Две команды: звук «Ш» и «Ж».

Показываю предмет, исходя из звука, который мы слышим отнести по командам.

3. - Сегодня на занятие я подобрала веселые чистоговорки на эти звуки. Мы сейчас все вместе будем произносить их. Произносим отчетливо, проговариваем правильно.

жа-жа-жа  - тут ежата у ежа;

ша – ша – ша – моет мама малыша;

жу – жу – жу – я вам сказку расскажу;

ши-ши-ши -  любят песни малыши;

аж – аж – аж – летом все идут на пляж;

аш – аш – аш – есть у Кати карандаш.

(Индивидуальные и хоровые ответы детей).

А сейчас я вам предлагаю немного размяться.

4. Физ. минутка.

Я – весёлый майский жук, (Показать на себя)

Я без дела не сижу! (Покачать пальчиком)

Над землёй кружу – кружу, (Развести руки, имитация полёта)

И жужжу, жужжу, жужжу…

На носочки поднимаюсь, (делаем движения по тексту)

Приседаю, выпрямляюсь.

Ручки в пояс, ножки врозь

Ножки прямо, ножки – вкось!

Моя песенка – жужжала (развести руки, поднять плечики)

Надоела всем. А ж-ж-жалко!

5. Молодцы. Давайте присядем за столы и будем играть дальше

Сейчас мы поиграем в игру «Будь внимательным».

Я буду называть слова, а вы, если услышите звук Ж, поднимите синий кружок, если услышите в слове звук Ш, поднимите зеленый кружок.

Слова: машина, шарф, жаба, шкаф, одежда, вишни, флажок, мышка, ножи, кукушка, жук, груша, лужа, мешок, карандаш.

6. А сейчас послушайте сказку и найди слова со звуком Ж.

Сказка «Ёжик»

Телёнок увидел ежа и говорит ему:

— Я тебя съем!

Ёж не знал, что телята не едят ежей, испугался, свернулся клубком и фыркнул:

— Попробуй! ...

Задрав хвост, глупый телёнок запрыгал вокруг ёжика и, боднув его, лизнул в правый бок.

  • Ой! Ой! Ой! — заревел маленький телёнок и побежал жаловаться маме-корове:
  • Ёж меня за язык сильно укусил!

Корова подняла медленно голову, задумчиво поглядела на своего несмышленого сына и принялась дальше жевать траву ...

7. Дифференциация звуков ж и ш в слове.

Игра «Путаница» Исправь ошибки. Как правильно сказать?

У мышки в лапках кошка.

Маша надела голову на шапку.

Лужайка летает над шмелём.

Шлем надел Женю.

У шей шарфик на мишке.

Пожар тушит пожарника.

Паша обводит лягушкой карандаш.

Рабочие тетради.

 ИТОГ:- С какими звуками мы сейчас работали?

-Давайте, вспомним, как произносятся эти звуки.

-Чем они похожи, чем отличаются?

-Вы молодцы! Теперь вы не будите путать звуки ш-ж.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе по лексической теме «Посуда. Продукты питания». Тема занятия «День рождения куклы Маши»

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе по лексической теме «Посуда. Продукты питания»...

Конспект занятия по речевому развитию «Упражнения на совершенствование речевых навыков»

Конспект занятия по речевому развитию «Упражнения на совершенствование речевых навыков»...

Конспект занятия по речевому развитию детей старшей группы (обучение грамоте). Тема: «Речевые игры с «добрым» и «сердитым» братьями»

Конспект занятия по речевому развитию детей старшей группы (обучение грамоте). Тема: «Речевые игры с «добрым» и «сердитым» братьями»...

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе. (Художественная литература, устное народное творчество) Тема занятия: «Труд — основа жизни»

Формирование представлений детей о народных промыслах и воспитание нравственных отношений на основе художественной литературы, устного народного творчества.Воспитывать у детей нравственные ценности ру...

Конспект занятия по речевому развитию для детей 4-5 лет Сюжет занятия: «Вернём колобку хорошее настроение!» (путешествие по сказке)

Закрепление знаний в рамках образовательных областей  «Речевое развитие, «Социально – коммуникативное развитие» в процессе игр....