Конспект занятия по речевому развитию для детей второй младшей группы " В гостях у звука [К ]"
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) на тему

Дерябина Галина Борисовна

Представленное занятие является частью курса по дополнительному речевому развитию дошкольников, разработанного на основе авторской программы Е.В.Колесниковой "От звука к букве".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_k.docx30.34 КБ

Предварительный просмотр:

   Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                                    детский сад №85

                                         Красногвардейского    района

                                                 Санкт-Петербурга

 

СЦЕНАРИЙ

НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ

«РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

ДЛЯ ДЕТЕЙ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ

ТЕМА: «В  ГОСТЯХ У ЗВУКА [ К]»

                                                              Воспитатель Дерябина Галина Борисовна

Используемые технологии:

  • технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми;
  • игровые технологии;
  • технология деятельностного подхода;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • информационно – коммуникационные технологии.

                                                Санкт-Петербург

                                                            2017

Основная нравственно-педагогическая идея занятия: формирование всесторонне развитой культурной личности дошкольников посредством развития звуковой культуры их речи.

  Формируемые ценности: воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи.

Цель:  продолжать знакомить детей с согласными звуками

(знакомство со звуками [к - к `]); упражнять детей  в правильном произношении звука [к ].

Задачи:

Образовательные: упражнять детей в правильном произношении звуков [к - к `] в звукоподражаниях, в словах и во фразовой речи; учить дошкольников понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадок; формировать активную речь детей, побуждая отвечать на вопросы по иллюстрации.

Развивающие : развивать умение отгадывать загадки, выделяя характерные признаки; развивать внимание, наглядно-образное и логическое мышление; развивать связную речь, её выразительность, произвольную память)

Воспитательные: воспитывать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач)

Формы и виды деятельности :

артикуляционная гимнастика, беседа, художественное слово, рассказ с опорой на иллюстрацию, побуждение детей к практической деятельности, самостоятельное исполнение, оценка, самооценка.

       

Формируемые УУД

Познавательные: формируем умение узнавать и называть объекты окружающей действительности; формируем умение работать по тетради.  

Регулятивные: формируем умение взаимодействия со взрослыми и сверстниками в процессе деятельности; формируем умение видеть указанную ошибку и  исправлять её по указанию взрослого.

Коммуникативные: формируем умение слушать и понимать других, формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные: формируем позитивную мотивацию к деятельности, способствуем активизации творческого отношения детей к работе.

Предварительная работа

Заучивание стихотворения  «Куча-туча».

Выполнение звукоподражательных упражнений  «Кто как кричит?», «Кто как стучит?»

Артикуляционная гимнастика  (картотека: «Горка»; проговаривание с опорой на картинку).

Раскраски с заданием на развитие логики и мышления  «Фрукты-овощи»

Ресурсы для проведения занятия

  • Демонстрационный материал :  изображения домика с 4 окнами; изображение звука [ к]; изображение петуха на заборе, вороны возле кормушки, кукушки на ветке и лягушки на болоте; фигурки кукушки, петуха, вороны и лягушки; яблоко, картошка, капуста, морковка; кастрюля, кувшин; предметные картинки к рассказу «Две подружки».
  • Оборудование: рабочие тетради «Раз словечко, два – словечко» каждому; набор цветных карандашей каждому.
  • ИКТ: запись криков петуха, кукушки, вороны, лягушки.
  • Основные термины и понятия:

кукарекать, квакать, каркать, куковать; твёрдый и мягкий звук; фрукты – овощи; зимняя одежда ( шапка, варежки, куртка, шарфик) и обувь ( сапоги, валенки) ; снежный ком.

                                             Конспект занятия      

Этап

Деятельность педагога

Деятельность детей

Мотивация

Целепологание

Планирование будущей  деятельности

Проблематизация

Реализация плана

  1. Сюрпризный момент

Звучат колокольчики и на столе появляется шкатулка с запиской.

- Ребята, что это за звуки, откуда они?

-Но я не могу её открыть.  

-Здесь написано: «Отгадай меня»

2. Отгадывание загадки

Всегда во рту, 
А не проглотишь.

Всегда он в работе, 
Когда мы говорим; 
А отдыхает, 
Когда мы молчим

-Смотрите, шкатулка открылась. Но в ней зеркала. Для чего они нам?

- Правильно, ребята. Но сегодня я хочу вам рассказать сказку  о нашем язычке. Усаживайтесь поудобнее, берите в руки свои зеркальца. Слушайте внимательно. Я буду  рассказывать, а вы -  показывать.

Артикуляционная гимнастика

«Жил да был Веселый Язычок. У него был домик. Домик был очень интересный. Что это за домик? Вот какой интересный домик был у Веселого Язычка. Чтобы Веселый Язычок не выбегал, его домик всегда был закрыт. А чем закрыт домик? Но, кроме одной дверки, у этого домика есть вторая дверка. (Улыбается, и показывает ребенку зубы). Как называется эта дверка? Но чтобы увидеть вторую дверку, надо научиться правильно открывать первую дверку. (Улыбаемся, показывая верхние и нижние зубы).
Однажды захотелось Веселому Язычку посмотреть на солнышко и подышать свежим воздухом. Сначала открылась первая дверка (приоткрываем губы и предлагаем ребенку сделать то же самое), а затем и вторая. И Язычок высунулся, но не весь, а только кончик. Показался Язычок и спрятался - холодно на улице, лето прошло.
В домике у Веселого Язычка есть постелька, где он спит. (Обращаем внимание ребенка на то, как спокойно лежит язык). Пока не будем его будить, пусть Язычок спит. Закроем сначала вторую дверку, а затем первую.
Наш Язычок очень веселый, он любит веселиться, прыгать. Да так прыгать, чтобы доставать до потолка и щелкать.
На следующий день Язычок решил еще раз проверить, не стало ли теплее. Когда все дверки были открыты, Язычок выглянул, посмотрел влево, вправо, вверх, вниз и, почувствовав, что стало тепло, решил отправиться в гости к своим друзьям.

- Ребята, а вы хотите отправиться в путешествие с нашим Весёлым Язычком?

Звукоподражательное упражнение

-А на чём мы будем путешество-вать? (выбирают один из способов и передвигаются по комнате змейкой, выполняя соответствующие звукоподражательные упражнения: пароход : у-у-у-у; поезд: чух-чух; лошадь: цок-цок. Усаживаються на свои места).

- Вот мы и прибыли. Что это перед нами?

-А ворота- то закрыты. Покажите, как.

-Что нам нужно сделать, чтобы ворота открылись?

-Вот ворота и открылись. Покажите, как.

-Ребята, смотрите, все окошки закрыты. Хотите узнать, кто живёт в этом домике?

Усвоение нового материала

  1. Прослушивание записи криков птиц, беседа. Заучивание новых глаголов

В этом доме живут друзья звука[к ]

Звучит запись крика петуха.

-Кто это? (открывает окошко)Давайте поздороваемся с петухом.

-Что делает петух?

-Где сидит петух?

Звучит запись крика кукушки.

-Кто это? (открывает окошко)Давайте поздороваемся с кукушкой.

-Что делает кукушка?

-На чём сидит кукушка? В слове «ветка» есть звук [к ] ?

Звучит запись крика вороны.

-Кто это? (открывает окошко)Давайте поздороваемся с вороной.

-Что делает ворона?

-Возле чего сидит ворона? В слове «кормушка» есть звук [к ] ?

Звучит запись крика лягушки.

-Кто это? (открывает окошко)Давайте поздороваемся с лягушкой.

-Что делает лягушка?

-Где сидит лягушка? В слове «болото» есть звук [к ]?

Работа в тетрадях. Отгадывание загадок

На столе появляются фигурки петуха, вороны, кукушки и лягушки. За ними спрятаны соответственно картошка, капуста, морковка и яблоко.

-Обитатели этого дома очень гостеприимные и решили угостить нас, своих гостей, обедом. Они решили сварить суп.

-В чём они будут  варить суп?

(педагог просит принести из уголка для девочек кастрюлю ).

-Для того, чтобы узнать, из чего они будут варить суп, нам нужно отгадать загадки. Отгадку в своей тетради вы должны обвести оранжевым карандашом.

Петух:

1.Неказиста, шишковата,

Как придёт на стол она,

Скажут весело ребята:

«Ну, рассыпчата, вкусна».

Ворона:

2.Как надела сто рубах.

Захрустела на зубах.

Кукушка:

3.Красный нос в землю врос,

А зелёный хвост снаружи.

Нам зелёный хвост не нужен.

Нужен только красный нос.

-А что же прячет лягушка?

-Почему мы его не положили в суп?

-Что мы можем приготовить из яблока? Какой напиток?

(педагог просит принести из уголка для девочек кувшин).

-В слове «сок» есть звук [к ]? А в слове  «компот»?

Физкультминутка

А сейчас немного отдохнем.

Тик-так(2р) – так часы стучат.

Тук-так(2р) – так колёса стучат.

Тук-ток(2р) – так стучит молоток.

Так-чок(2р) – так стучит каблучок.  

Игровое упражнение «Думай и говори»

Обитатели Дома К приготовили для нас еще один подарок, они нарисовали для нас картину. Давайте её рассмотрим.

-Кто изображён на картине.

-Давайте придумаем им имена, но только они должны начинаться со звука [к ].

-Назовите одежду на девочках, в названии которой есть звуки [к-к` ].

-Как мы назовём шарф ласково? В этом слове есть звук [к ]?

-Что надето на ногах у девочек?

-Звук [к ] в этом слове твёрдый или мягкий?

-Что сделали девочки?

-Кого хотят слепить Катя и Карина?

Закрепление пройденного материала. Игра «Путаница»

Наше путешествие подходит к концу и сейчас я хочу проверить, какими вы были внимательными. Я буду задавать вам вопросы, а вы будете со мной соглашаться или нет.

-Ворона кукарекает на заборе.

-Кукушка квакает на  ветке.

-Петух каркает в кормушке.

-Лягушка  чирикает на ветке.

-На голову  Кати  надеты варежки.

-На ногах у девочек босоножки.

-Мы варили суп из яблока.

-  Ребята видят на столе шкатулку, и высказывают предположение, что звуки доносятся из неё.

-  Дети видят записку и предлагают её прочесть.

- Язык.

- Мы будем делать зарядку для язычка.

-Это рот.

-Губами.

-Зубы.

(Улыбаются и показывают  зубы).

-дети приоткрывают губы, затем - зубы;

-дети показывают кончик языка;

-дети прячут язычок в рот;

-дети соединяют сначала зубы, а затем губы, закрывая домик.

-дети цокают язычками;

-дети улыбаются и открывают зубы.

-дети показывают язычки и поворачивают их влево, вправо, поднимают вверх и опускают вниз;

-дети далеко высовывают язычки, пытаясь дотронуться до подбородка.

-Да, хотим.

-На поезде, на параходе, на лошади.

(передвигаються по комнате, выполняя звукоподражательные упражнения. )

-Это дом и забор.

-дети прячут язычок за верхние зубы;

- Нам нужно постучать (тук-тук)

-дети прячут язычки за нижними зубами.

-Да, хотим.

-Это петух.

Ку-ка-ре-ку.

-Петух кукарекает.

-Он сидит на заборе.

-..кукушка

-Ку-ку.

кукует.

…на ветке.

-Да.

…ворона.

-Кар-кар.

каркает.

возле кормушки.

-Да.

…лягушка.

-Ква-ква.

…квакает.

…на болоте.

-Нет.

-В кастрюле.

-Это картошка.

(дети обводят в тетрадях изображение картошки;

-кто-то из детей кладёт в кастрюлю картошку)

-Это капуста.

(дети обводят в тетрадях изображение картошки;

-кто-то из детей  кладёт в кастрюлю капусту)

-Это морковка.

(дети обводят в тетрадях изображение картошки;

-кто-то из детей кладёт в кастрюлю морковку)

-Яблоко.

-Потому, что суп варят из овощей. А яблоко – это фрукт.

-Сок или компот.

-кто-то из детей кладёт в кувшин яблоко)

-Да.

-наклоны головы в стороны;

-круговые движения руками перед собой;

-ударяют кулачком по кулачку;

-стучат пяткой об пол

-На картине изображены де девочки.

-Катя, Кристина, Карина, Ксюша.

-Шапка, варежки, куртка.

-Шарфик.

-Да.

-Валенки.

-Мягкий.

-Они скатали снежный ком.

-Девочки хотят слепить снеговика.

-дети при необходимости исправляют преподавателя

Оценка и рефлексия

Наше путешествие подошло к концу. Ребята, вы сегодня очень хорошо потрудились, получили подарки от обитателей Дома К. Давайте и мы сделаем теперь им подарок. Если вам было интересно сегодня, то прикрепите возле домика солнышко. Если у вас что-то не получилось, или что-то вам не понравилось, прикрепите рядом с домиком облачко.

Преподаватель награждает детей

-дети выбирают по своему желанию и прикрепляют возле домика солнышко или облачко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по речевому развитию для детей второй младшей группы.Тема:Дикие животные

Я работаю по программе "Детство". Представляю вашему вниманию конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области "Коммуникация" с интеграцией в области "Познание", "Социа...

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию для детей второй младшей группы «В гости к бабушке»

Обогащать знания детей по теме «Домашние животные» для повышения уровня восприятия знаний. Активизировать словарь по теме «Домашние животные»; формировать умение узнавать животных по части изображения...

Конспект занятия по речевому развитию "Колобок" во второй младшей группе.

модификация сказки  "колобок" и презентация к ней...

Конспект занятия по речевому развитию ЗКР во второй младшей группе

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию во второй младшей группе по ЗКР "Грязнуля"...

Конспект НОД (ОО Речевое развитие) для детей второй младшей группы. Тема: Звуковая культура речи: звуки т, п, к

Образовательные:1.Закреплять произношение звука т в словах и фразовой речи;2.учить детей отчетливо произносить звукоподражания со звуками т, п. к ;3.упражнять в произнесении звукоп...

Конспект занятия по речевому развитию для детей второй младшей группы Тема: «Чтение сказки К.И. Чуковского « Путаница»

Конспект занятия по речевому развитию для детей второй младшей группы Тема: «Чтение  сказки К.И. Чуковского « Путаница»...