Конспект занятия по речевому развитию - обучение грамоте на тему: Буква Х. Звуки Х – Хь. Чтение слогов, слов.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Шакирова  Энже Хамитовна

Занятие ориентировано для детей подготовительной группы. 
Тема: Буква Х. Звуки Х – Хь.

Цель: формировать правильное произношение звуков  [х], [х′]  в слогах, словах, фразах, отличать их на слух и в произношении от других звуков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Обучение грамоте 31.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад общеразвивающего вида «Ромашка»  города Буинска Буинского муниципального района Республики Татарстан».

Конспект занятия по речевому развитию   - обучение грамоте на тему:  Буква Х. Звуки Х – Хь. Чтение слогов, слов.

Воспитатель 1 квалификационной категории : Шакирова Э.Х.

2016 год.

Описание: занятие ориентировано для детей подготовительной группы. Занятие соответствует ФГОС.

Тема: Буква Х. Звуки Х – Хь.
Возрастная группа: подготовительная к школе  группа, дети 6-7 лет
Форма: занятие, деятельностный подход
Форма организации (групповая,  индивидуальная)
Учебно-методический комплект: Е.В. Колесникова «Развитие звуко – буквенного анализа у детей  5-6 лет»

Интегрируемые образовательные области: речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное, познавательное развитие, художественно- эстетическое развитие.  

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, игровая, двигательная.

Цель: формировать правильное произношение звуков  [х], [х′]  в слогах, словах, фразах, отличать их на слух и в произношении от других звуков.

 Задачи:

  • Познакомить с буквой Х, составлять слоги,  слова из букв.
  • Развивать фонематический слух; учить детей правильно произносить звуки  [х], [х′]  в речи, отличая их от других звуков русского языка.
  • Выделять звуки  [х], [х′].  начале, в середине и в конце слова.
  • Продолжать формировать умение производить самостоятельно полный звуко - слоговой анализ коротких слов
  • Совершенствовать чтения слогов, слов,
  • Обогащать  и активизировать речь детей, совершенствовать слуховое  восприятие речи.
  • Предупреждать переутомление детей.

Материал: рабочие тетради  «От А до Я,  цветные карандаши, счетные палочки, презентация «Звук и Буква Х».

Оборудование: ноутбук, экран, проектор.

 Предварительная работа. Словесные игры: «Доскажи словечко», «Узнайте звук», «Кто внимательный».  Словарная работа (запоминание слов со звуком (х- хь)  «Хомяк – хвастун». Чтение текста «Зачем нужны хвосты».

Методические приёмы:

  1. Отгадывание загадок.
  2. Игровая ситуация.
  3. Наблюдение за работой детей.
  4. Показ и объяснение воспитателя.
  5. Ситуативная  беседа.
  6. Анализ  воспитателем.

Мотивация к деятельности.  

Если нравится тебе, то делай так – три хлопка на головой ,

Если нравится тебе, то делай так – три хлопка перед собой,

Если нравится тебе, то делай так – три хлопка по коленям,

Если нравится тебе, то скажи ХОРОШ,

Если нравится тебе, на соседа посмотри – повороты головы вправо, влево,

          Если нравится тебе, то сделай так – сложить руки полочкой и сесть на свои места.

Воспитатель.  Добрый день,  сегодня среда,  у нас речевое развитие, обучение грамоте.  Ребята, я предлагаю поиграть с   игру  «Назови лишний слог»  

МА-МО-МИ, БЕ-БЫ-БА, РУ-РЯ-РО, ВО-ВА-ВЕ, ЛЯ-ЛИ-ЛО, КЕ-КУ-КИ. ХИ-ХЯ-ХЫ.

Дети. МИ-  потому что он мягкий. БЕ – потому что он мягкий. ВЕ  -  потому что он мягкий… и т.д

Воспитатель.  Молодцы, правильно.  Ребята, а сейчас поиграем в игру  «Добавь звук, который потерялся из слов».

 Пету…, пасту…, лопу…, горо..,  отды…, запа…, шоро…, мо.., сме…, стра….

Дети. ПетуХ, пастуХ, лопуХ, гороХ, запаХ, шороХ, моХ, смеХ, страХ.  Звук «Х»

Воспитатель: Ребята,  внимание на экран,  послушайте загадки.  Загадка эта нелегка:

Пишусь всегда через два К:

И мяч, и шайбу клюшкой бей,

А называюсь я

Дети: Хоккей.

Хлоп – и конфета стреляет,

Как пушка!

Каждому ясно это –

Дети. Хлопушка.

 Воспитатель. В какую игру играю спортсмены? Как называется игрушка? Назовите  первый звук в названных словах.

 Дети. Спортсмены играю в хоккей. Игрушка называется, хлопушка. Звук «Х»

Воспитатель. Как мы смеемся?  

Дети. Хи-хи-хи, ха-ха-ха

Воспитатель. Ребята, давайте вместе дадим характеристику звука «Х». Какой он?

Дети. Он согласный, глухой, может быть мягким, и твёрдым.

Воспитатель. Правильно, молодцы.

Организация продуктивной деятельности.Знакомство с буквой«Х».

Воспитатель. Ребята, как и у всех звуков у звука «Х», есть письменный знак –это буква «ХА»  

Две доски я накрест сбил,

Стул себе я смастерил,

Он похож на букву ХА,
Но конструкция плоха.  

 Воспитатель.  На что похожа буква «Х»?

Дети. На вертушку,  крест, на мельницу,  на скрещенные пальцы….

Воспитатель. Ребята, скрестите указательные пальцы левой и правой рук. Выложите букву «Х» из спичек.

Физминутка.

Хомка — хомка, хомячок, полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт щёчки моет, шейку трёт.
Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хомка хочет сильным стать. 

Самостоятельная деятельность детей.

Воспитатель. Напишите букву Х в слоговом домике, сначала по точкам, затем самостоятельно.. Давайте, вместе попробуем прочитать слоги, которые получились  Дети. ХА, ХУ, ХО, ХЫ, ХИ, ХЯ, ХЕ, ХЮ.

Воспитатель.  Одинаково ли звучит Х в прочитанных слогах?  

Дети. Нет, с буквами А, О, У, Ы, Э он произносится как звук Х, а с буквами Я, Ю, Е, Ё, Ю – как звук Хь.

Воспитатель. Допишите в пустых квадратах букву Х, а потом прочитайте слова, которые  у вас получились.

Дети. ХЛЕБ, САХАР, ХАЛВА.

Воспитатель. Молодцы, правильно. Давайте проверим вместе

Ситуативная беседа

Воспитатель. Ребята, я вас хочу спросить: «Зачем нужны хвосты?»  

Хвосты есть почти у всех животных. С помощью хвостов рыбы плавают. Рак ползает по дну, правда задом наперед. Кенгуру отталкивается от земли и прыгает дальше всех. А потом сядет на хвост, как на стул, и отдыхает. У птиц хвост вместо руля. Без него они не смогли бы летать, ни вверх, ни вниз, ни вправо, ни влево. А бекас, кроме этого, еще и поет им. Белка перепрыгивает  с ветки на ветку, рулит своим хвостом. У обезьян – это еще одна дополнительная рука. А у лошадей и коров – мухобойка. А в хвосте у гремучей змеи погремушка, которой она пугает врагов. Если кто-то захочет поймать ящерицу, хвост оторвется и на его месте вскоре вырастет новый.

Дети. Рыбе нужен хвост, чтобы плавать. Раку, чтобы ползать. Кенгуру, чтобы отталкиваться и прыгать, У птиц хост вместо руля……

Воспитатель. Молодцы, ребята.

Подведение итогов.

Воспитатель. Молодцы, спасибо, мне сегодня понравилось, как вы работали на занятии.  Скажите, с какой новой буквой мы сегодня познакомились? Что вы дома родителям сможете  рассказать  об этой букве. О чем вы сможете, дома рассказать своим друзьям, братьям и сестрам, что интересного  вы узнали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по речевому развитию (обучение грамоте) в подготовительной группе. Тема: Звуки [х-х’] и буква Хх.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе с использованием презентации. Тема: Звуки [х-х\'] и буква Хх....

Конспект занятия по речевому развитию (обучению грамоте)

Образовательные задачи. Формирование умения находить новую букву среди других букв алфавита. Формирование навыка чтения слогов, слов, предложений с новой буквой. Формирование представления о предложен...

Конспект ООД по речевому развитию (обучение грамоте) Тема "Звуки и буквы. Слова. Предложение."

Конспект ООД по речевому развитию (обучение грамоте)Подготовила воспитатель группы общеразвивающей направленности детей 6-7 лет Сидорова Д.А.Дата проведения: 14.09.2022Тема: Звуки и буквы. Слова. Пред...

Конспект занятия по «Речевому развитию» (Обучение грамоте) Тема. «Звук [М] буква М»

Цели: Познакомить детей со звукам  [М], с буквой М.Задачи:Образовательные:- Формировать умение детей характеризовать звук М, называть слова с заданным звуком и определять место звука в словах, де...