Конспект занятия по речевому развитию - обучение грамоте на тему: Буква Х. Звуки Х – Хь. Чтение слогов, слов.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
Занятие ориентировано для детей подготовительной группы.
Тема: Буква Х. Звуки Х – Хь.
Цель: формировать правильное произношение звуков [х], [х′] в слогах, словах, фразах, отличать их на слух и в произношении от других звуков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Обучение грамоте | 31.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида «Ромашка» города Буинска Буинского муниципального района Республики Татарстан».
Конспект занятия по речевому развитию - обучение грамоте на тему: Буква Х. Звуки Х – Хь. Чтение слогов, слов.
Воспитатель 1 квалификационной категории : Шакирова Э.Х.
2016 год.
Описание: занятие ориентировано для детей подготовительной группы. Занятие соответствует ФГОС.
Тема: Буква Х. Звуки Х – Хь.
Возрастная группа: подготовительная к школе группа, дети 6-7 лет
Форма: занятие, деятельностный подход
Форма организации (групповая, индивидуальная)
Учебно-методический комплект: Е.В. Колесникова «Развитие звуко – буквенного анализа у детей 5-6 лет»
Интегрируемые образовательные области: речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное, познавательное развитие, художественно- эстетическое развитие.
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, игровая, двигательная.
Цель: формировать правильное произношение звуков [х], [х′] в слогах, словах, фразах, отличать их на слух и в произношении от других звуков.
Задачи:
- Познакомить с буквой Х, составлять слоги, слова из букв.
- Развивать фонематический слух; учить детей правильно произносить звуки [х], [х′] в речи, отличая их от других звуков русского языка.
- Выделять звуки [х], [х′]. начале, в середине и в конце слова.
- Продолжать формировать умение производить самостоятельно полный звуко - слоговой анализ коротких слов
- Совершенствовать чтения слогов, слов,
- Обогащать и активизировать речь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи.
- Предупреждать переутомление детей.
Материал: рабочие тетради «От А до Я, цветные карандаши, счетные палочки, презентация «Звук и Буква Х».
Оборудование: ноутбук, экран, проектор.
Предварительная работа. Словесные игры: «Доскажи словечко», «Узнайте звук», «Кто внимательный». Словарная работа (запоминание слов со звуком (х- хь) «Хомяк – хвастун». Чтение текста «Зачем нужны хвосты».
Методические приёмы:
- Отгадывание загадок.
- Игровая ситуация.
- Наблюдение за работой детей.
- Показ и объяснение воспитателя.
- Ситуативная беседа.
- Анализ воспитателем.
Мотивация к деятельности.
Если нравится тебе, то делай так – три хлопка на головой ,
Если нравится тебе, то делай так – три хлопка перед собой,
Если нравится тебе, то делай так – три хлопка по коленям,
Если нравится тебе, то скажи ХОРОШ,
Если нравится тебе, на соседа посмотри – повороты головы вправо, влево,
Если нравится тебе, то сделай так – сложить руки полочкой и сесть на свои места.
Воспитатель. Добрый день, сегодня среда, у нас речевое развитие, обучение грамоте. Ребята, я предлагаю поиграть с игру «Назови лишний слог»
МА-МО-МИ, БЕ-БЫ-БА, РУ-РЯ-РО, ВО-ВА-ВЕ, ЛЯ-ЛИ-ЛО, КЕ-КУ-КИ. ХИ-ХЯ-ХЫ.
Дети. МИ- потому что он мягкий. БЕ – потому что он мягкий. ВЕ - потому что он мягкий… и т.д
Воспитатель. Молодцы, правильно. Ребята, а сейчас поиграем в игру «Добавь звук, который потерялся из слов».
Пету…, пасту…, лопу…, горо.., отды…, запа…, шоро…, мо.., сме…, стра….
Дети. ПетуХ, пастуХ, лопуХ, гороХ, запаХ, шороХ, моХ, смеХ, страХ. Звук «Х»
Воспитатель: Ребята, внимание на экран, послушайте загадки. Загадка эта нелегка:
Пишусь всегда через два К:
И мяч, и шайбу клюшкой бей,
А называюсь я
Дети: Хоккей.
Хлоп – и конфета стреляет,
Как пушка!
Каждому ясно это –
Дети. Хлопушка.
Воспитатель. В какую игру играю спортсмены? Как называется игрушка? Назовите первый звук в названных словах.
Дети. Спортсмены играю в хоккей. Игрушка называется, хлопушка. Звук «Х»
Воспитатель. Как мы смеемся?
Дети. Хи-хи-хи, ха-ха-ха
Воспитатель. Ребята, давайте вместе дадим характеристику звука «Х». Какой он?
Дети. Он согласный, глухой, может быть мягким, и твёрдым.
Воспитатель. Правильно, молодцы.
Организация продуктивной деятельности.Знакомство с буквой«Х».
Воспитатель. Ребята, как и у всех звуков у звука «Х», есть письменный знак –это буква «ХА»
Две доски я накрест сбил,
Стул себе я смастерил,
Он похож на букву ХА,
Но конструкция плоха.
Воспитатель. На что похожа буква «Х»?
Дети. На вертушку, крест, на мельницу, на скрещенные пальцы….
Воспитатель. Ребята, скрестите указательные пальцы левой и правой рук. Выложите букву «Х» из спичек.
Физминутка.
Хомка — хомка, хомячок, полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт щёчки моет, шейку трёт.
Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хомка хочет сильным стать.
Самостоятельная деятельность детей.
Воспитатель. Напишите букву Х в слоговом домике, сначала по точкам, затем самостоятельно.. Давайте, вместе попробуем прочитать слоги, которые получились Дети. ХА, ХУ, ХО, ХЫ, ХИ, ХЯ, ХЕ, ХЮ.
Воспитатель. Одинаково ли звучит Х в прочитанных слогах?
Дети. Нет, с буквами А, О, У, Ы, Э он произносится как звук Х, а с буквами Я, Ю, Е, Ё, Ю – как звук Хь.
Воспитатель. Допишите в пустых квадратах букву Х, а потом прочитайте слова, которые у вас получились.
Дети. ХЛЕБ, САХАР, ХАЛВА.
Воспитатель. Молодцы, правильно. Давайте проверим вместе
Ситуативная беседа
Воспитатель. Ребята, я вас хочу спросить: «Зачем нужны хвосты?»
Хвосты есть почти у всех животных. С помощью хвостов рыбы плавают. Рак ползает по дну, правда задом наперед. Кенгуру отталкивается от земли и прыгает дальше всех. А потом сядет на хвост, как на стул, и отдыхает. У птиц хвост вместо руля. Без него они не смогли бы летать, ни вверх, ни вниз, ни вправо, ни влево. А бекас, кроме этого, еще и поет им. Белка перепрыгивает с ветки на ветку, рулит своим хвостом. У обезьян – это еще одна дополнительная рука. А у лошадей и коров – мухобойка. А в хвосте у гремучей змеи погремушка, которой она пугает врагов. Если кто-то захочет поймать ящерицу, хвост оторвется и на его месте вскоре вырастет новый.
Дети. Рыбе нужен хвост, чтобы плавать. Раку, чтобы ползать. Кенгуру, чтобы отталкиваться и прыгать, У птиц хост вместо руля……
Воспитатель. Молодцы, ребята.
Подведение итогов.
Воспитатель. Молодцы, спасибо, мне сегодня понравилось, как вы работали на занятии. Скажите, с какой новой буквой мы сегодня познакомились? Что вы дома родителям сможете рассказать об этой букве. О чем вы сможете, дома рассказать своим друзьям, братьям и сестрам, что интересного вы узнали?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по речевому развитию (обучение грамоте) в подготовительной группе. Тема: Звуки [х-х’] и буква Хх.
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе с использованием презентации. Тема: Звуки [х-х\'] и буква Хх....
Конспект НОД по речевому развитию. «Обучение грамоте» в подготовительной группе «Звук и буква [ш]» образовательная область:речевое развитие
Занятие для подготовительной группы по речевому развитию. Буква Ш...
Конспект занятия по речевому развитию (обучению грамоте)
Образовательные задачи. Формирование умения находить новую букву среди других букв алфавита. Формирование навыка чтения слогов, слов, предложений с новой буквой. Формирование представления о предложен...
Конспект ООД по речевому развитию (обучение грамоте) Тема "Звуки и буквы. Слова. Предложение."
Конспект ООД по речевому развитию (обучение грамоте)Подготовила воспитатель группы общеразвивающей направленности детей 6-7 лет Сидорова Д.А.Дата проведения: 14.09.2022Тема: Звуки и буквы. Слова. Пред...
Конспект занятия по речевому развитию (обучение грамоте) в старшей группе
Тема: Звуки «С, Сь», буква «С»...
Конспект занятия по «Речевому развитию» (Обучение грамоте) Тема. «Звук [М] буква М»
Цели: Познакомить детей со звукам [М], с буквой М.Задачи:Образовательные:- Формировать умение детей характеризовать звук М, называть слова с заданным звуком и определять место звука в словах, де...