Конспект занятия по развитию речи "Рассматривание сюжетной картины «Осенний день» и составление рассказов по ней".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия по развитию речи
«Рассматривание сюжетной картины «Осенний день» и составление рассказов по ней»
Цель: совершенствование умения детей составлять повествовательные рассказы по картине, придерживаясь плана.
Задачи:
Образовательные:
- учить составлять описательный рассказ по картине «Осенний день в лесу», побуждая детей к речевым высказываниям;
- учить наблюдению по содержанию картины, упражнять в употреблении простых сложно-сочинённых и сложно-подчинённых предложений;
- закреплять умение образовывать близкие по смыслу однокоренные слова;
- упражнять в подборе существительных к прилагательному.
Развивающие:
- развивать связную речь;
- развивать монологическую форму речи;
- развивать мышление, память.
Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, инициативность, эстетические чувства;
- воспитывать любовь к окружающему миру;
- воспитывать умение не перебивать взрослых и детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sostavlenie_rasskaza_po_kartine_razvitie_rechi.docx | 18.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи
Рассматривание сюжетной картины «Осенний день» и составление рассказов по ней.
Цель: совершенствование умения детей составлять повествовательные рассказы по картине, придерживаясь плана.
Задачи:
Образовательные:
- учить составлять описательный рассказ по картине «Осенний день в лесу», побуждая детей к речевым высказываниям;
- учить наблюдению по содержанию картины, упражнять в употреблении простых сложно-сочинённых и сложно-подчинённых предложений;
- закреплять умение образовывать близкие по смыслу однокоренные слова;
- упражнять в подборе существительных к прилагательному.
Развивающие:
- развивать связную речь;
- развивать монологическую форму речи;
- развивать мышление, память.
Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, инициативность, эстетические чувства;
- воспитывать любовь к окружающему миру;
- воспитывать умение не перебивать взрослых и детей.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Оборудование: мольберт, картина «Осенний день в лесу», листья различных пород деревьев.
Содержание организованной образовательной деятельности
1.Организационный момент
Воспитатель: Ребята, подойдите к окну. Скажите, какое сейчас время года? (Ответы детей)
Воспитатель: По каким признакам вы поняли, что сейчас осень? (Ответы детей)
Воспитатель: А какая погода сейчас на улице? (Ответы детей)
Воспитатель: Много поэтов написали стихи про это время года. А кто вспомнит и расскажет нам стихотворение об осени? (Ответы детей)
Проходите на стульчики.
2.Основная часть
Методические приемы
Воспитатель: Давайте все вместе проговорим чистоговорки про осень. (Проговаривание чистоговорок).
Ла – ла – ла – осень к нам пришла!
Ре – ре – ре – осень на дворе!
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на картину и скажите, как бы вы её назвали? (Ответы детей)
Воспитатель: Какое время года изобразил художник? (Ответы детей)
Воспитатель: Какое время суток он нарисовал? (Ответы детей)
Воспитатель: Как об этом сказать одним предложением? ( Художник изобразил осенний день в лесу)
И точно так же назвал эту картину.
Воспитатель: Как вы догадались, что на картине день? (В лесу светло, дети гуляют).
Воспитатель: А почему вы решили, что день осенний? (Листья пожелтели, покраснели, опадают. Дети собирают осенние букеты).
Воспитатель: Какой осенний день на этой картине? (Тёплый, солнечный).
Воспитатель: В тёплый солнечный день особенно хорошо вокруг. А как это показано на картине? (Синее небо и яркие жёлтые кроны деревьев. Жёлтые и синие тона радуют глаз, веселятся).
(Даю детям речевой образец рассказа по картине.)
Воспитатель: Послушайте, какой рассказ я сочинила.
Наступила долгожданная осень. Осенью ещё случаются тёплые деньки. Дни становятся короче, солнышко греет меньше. Желтеют, краснеют и опадают листья. Дети вышли в лес на прогулку, они собирают букеты из листьев и рябины. Мимо пробегал ёжик, а мальчик за ним наблюдал. Белка радостно спешит к мальчику. Все рады тёплому осеннему деньку!
Воспитатель: Вам понравился мой рассказ? (Ответы детей)
Воспитатель: Чем он понравился? (Ответы детей)
Воспитатель: Что особенно понравилось в моём рассказе? (Ответы детей)
Воспитатель: Сегодня мы будем учиться составлять рассказ по картине.
Воспитатель: Кто желает составить свой рассказ? (Ответы детей)
(Слушаем рассказы по картине 2-3 детей; в случае затруднения предлагаю детям помочь рассказчику, подсказываю детям слова и фразы, для выразительного описания. Каждый рассказ анализируем с участием всех детей группы).
Физкультминутка
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю тихо сели!
Воспитатель: Наступила осень и с деревьев опадают листья, поэтому они загрустили. А кто помнит, как называется красивое природное явление, когда падают листья? (Листопад) Посмотрите, как интересно получается: два слова «листья - падают» соединились и превратились в одно такое прекрасное слово «листопад». Хором проговорим это слово.
А теперь повтори (повторяют индивидуально 3 ребёнка)
Воспитатель: Давайте, мы сделаем гербарий? (Ответы детей)
Игра «С какой ветки детки».
Воспитатель: Посмотрите и назовите, с какого дерева этот листок…, а этот листок…
(Дети рассматривают листья с деревьев и называют это дерево)
Воспитатель: После занятия мы с вами нарисуем листопад вместе с помощью гуаши и ваших ладошек.
3.Заключительная часть
Подведение итогов по теме. Обобщающие вопросы по теме.
Воспитатель: Что делали на занятии? (Ответы детей)
Воспитатель: По какой картине составляли рассказ? (Ответы детей)
Воспитатель: Что нового узнали? (Ответы детей)
Рефлексия.
Воспитатель: Вам понравилось занятие? (Ответы детей)
Воспитатель: Что вам больше всего понравилось на занятии? (Ответы детей)
Воспитатель: Что было сложным? (Ответы детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе. Составление рассказа по картине "Зимние развлечения" с использованием ИКТ
В занятии использованы современние методы и технологии , способствующие развитию речи и творческой активности детей....
Рассматривание сюжетной картины «Осенний день» и составление рассказов по ней. Развитие речи.
Рассматривание сюжетной картины «Осенний день» и составление рассказов по ней. Развитие речи....
КОНСПЕКТ НОД: Рассматривание сюжетной картины «Осенний день» и составление рассказов по ней. (Старшая группа)
Совершенствовать умение детей составлять повествовательные рассказы по картине, придерживаясь плана....
Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе Тема: «Составление рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы»»
Развитие связной речи играет большую роль в жизни человека. Каждый человек должен в совершенстве владеть словом. Для этого необходима большая работа и много времени, именно поэтому...
Рассматривание сюжетной картины «Осенний день» и составление рассказов по ней.
Конспект фронтального занятия....
Конспект занятия по развитию речи на тему: рассматривание сюжетной картины «Осенний день» и составление рассказа по ней.
Конспект занятия по развитию речина тему: рассматривание сюжетной картины «Осенний день» и составление рассказа по ней....
Рассматривание сюжетной картины "Осенний день" и составление рассказов по ней
Цель: Совершенствовать умение детей составлять повествовательные рассказы по картине, придерживаясь плана....