Конспект занятия по развитию речи "Рассматривание сюжетной картины «Осенний день» и составление рассказов по ней".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект занятия по развитию речи

«Рассматривание сю­жетной картины «Осен­ний день» и составление рассказов по ней»

 

Цель: совершенствование умения детей составлять по­вествовательные рассказы по картине, придержи­ваясь плана. 

Задачи:

Образовательные:

  • учить составлять описательный рассказ по картине «Осенний день в лесу», побуждая детей к речевым высказываниям;
  • учить наблюдению по содержанию картины, упражнять в употреблении простых сложно-сочинённых и сложно-подчинённых предложений;
  • закреплять умение образовывать близкие по смыслу однокоренные слова;
  • упражнять в подборе существительных к прилагательному.

Развивающие:

  • развивать связную речь;
  • развивать монологическую форму речи;
  • развивать мышление, память.

Воспитательные:

  • воспитывать самостоятельность, инициативность, эстетические чувства;
  • воспитывать любовь  к окружающему миру;
  • воспитывать умение не перебивать взрослых и детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sostavlenie_rasskaza_po_kartine_razvitie_rechi.docx18.53 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи

Рассматривание сюжетной картины «Осенний день» и составление рассказов по ней.

Цель: совершенствование умения детей составлять повествовательные рассказы по картине, придерживаясь плана. 

Задачи:

Образовательные:

  • учить составлять описательный рассказ по картине «Осенний день в лесу», побуждая детей к речевым высказываниям;
  • учить наблюдению по содержанию картины, упражнять в употреблении простых сложно-сочинённых и сложно-подчинённых предложений;
  • закреплять умение образовывать близкие по смыслу однокоренные слова;
  • упражнять в подборе существительных к прилагательному.

Развивающие: 

  • развивать связную речь;
  • развивать монологическую форму речи;
  • развивать мышление, память.

Воспитательные: 

  • воспитывать самостоятельность, инициативность, эстетические чувства;
  • воспитывать любовь  к окружающему миру;
  • воспитывать умение не перебивать взрослых и детей.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие»,  «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Оборудование: мольберт, картина «Осенний день в лесу», листья различных пород деревьев.

Содержание организованной образовательной деятельности

1.Организационный момент

Воспитатель: Ребята, подойдите к окну. Скажите, какое сейчас время года? (Ответы детей)

Воспитатель: По каким признакам вы поняли, что сейчас осень? (Ответы детей)

Воспитатель: А какая погода сейчас на улице? (Ответы детей)

Воспитатель: Много поэтов написали стихи про это время года. А кто вспомнит и расскажет нам стихотворение об осени? (Ответы детей)

Проходите на стульчики.

2.Основная часть

Методические приемы

Воспитатель: Давайте все вместе проговорим чистоговорки про осень. (Проговаривание чистоговорок).

Ла – ла – ла – осень к нам пришла!

Ре – ре – ре – осень на дворе!

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на картину и скажите, как бы вы её назвали? (Ответы детей)

Воспитатель: Какое время года изобразил художник? (Ответы детей)

Воспитатель: Какое время суток он нарисовал? (Ответы детей)

Воспитатель: Как об этом сказать одним предложением? ( Художник изобразил осенний день в лесу)

И точно так же назвал эту картину.

Воспитатель: Как вы догадались, что на картине день? (В лесу светло, дети гуляют).

Воспитатель: А почему вы решили, что день осенний? (Листья пожелтели, покраснели, опадают. Дети собирают осенние букеты).

Воспитатель: Какой осенний день на этой картине? (Тёплый, солнечный).

Воспитатель: В тёплый солнечный день особенно хорошо вокруг. А как это показано на картине? (Синее небо и яркие жёлтые кроны деревьев. Жёлтые и синие тона радуют глаз, веселятся).

(Даю детям речевой образец рассказа по картине.)

Воспитатель: Послушайте, какой рассказ я сочинила.

Наступила долгожданная осень. Осенью ещё случаются тёплые деньки. Дни становятся короче, солнышко греет меньше. Желтеют, краснеют и опадают листья. Дети вышли в лес на прогулку, они собирают букеты из листьев и рябины. Мимо пробегал ёжик, а мальчик за ним наблюдал. Белка радостно спешит к мальчику. Все рады тёплому осеннему деньку!

Воспитатель: Вам понравился мой рассказ? (Ответы детей)

Воспитатель: Чем он понравился? (Ответы детей)

Воспитатель: Что особенно понравилось в моём рассказе? (Ответы детей)

Воспитатель: Сегодня мы будем учиться составлять рассказ по картине.

Воспитатель: Кто желает составить свой рассказ? (Ответы детей)

(Слушаем рассказы по картине 2-3 детей; в случае затруднения предлагаю детям помочь рассказчику, подсказываю детям слова и фразы, для выразительного описания. Каждый рассказ анализируем с участием всех детей группы).

Физкультминутка

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

Дунул ветер – полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

И на землю тихо сели!

Воспитатель: Наступила осень и с деревьев опадают листья, поэтому они загрустили. А кто помнит, как называется красивое природное явление, когда падают листья? (Листопад) Посмотрите, как интересно получается: два слова «листья - падают» соединились и превратились в одно такое прекрасное слово «листопад». Хором проговорим это слово.

А теперь повтори (повторяют индивидуально 3 ребёнка)

Воспитатель: Давайте, мы сделаем гербарий? (Ответы детей)

 Игра «С какой ветки детки».

Воспитатель: Посмотрите и назовите, с какого дерева этот листок…, а этот листок…

(Дети рассматривают листья с деревьев и называют это дерево)

Воспитатель: После занятия мы с вами нарисуем листопад вместе с помощью гуаши и ваших ладошек.

3.Заключительная часть

Подведение итогов по теме. Обобщающие вопросы по теме.

Воспитатель: Что делали на занятии? (Ответы детей)

Воспитатель: По какой картине составляли рассказ? (Ответы детей)

Воспитатель: Что нового узнали? (Ответы детей)

Рефлексия.

Воспитатель: Вам понравилось занятие? (Ответы детей)

Воспитатель: Что вам больше всего понравилось на занятии? (Ответы детей)

Воспитатель: Что было сложным? (Ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе. Составление рассказа по картине "Зимние развлечения" с использованием ИКТ

В занятии использованы современние методы и технологии , способствующие развитию речи и творческой активности детей....

Рассматривание сюжетной картины «Осенний день» и составление рассказов по ней. Развитие речи.

Рассматривание сюжетной картины «Осенний день» и составление рассказов по ней. Развитие речи....

КОНСПЕКТ НОД: Рассматривание сюжетной картины «Осенний день» и составление рассказов по ней. (Старшая группа)

Совершенствовать умение детей составлять повествовательные рассказы по картине, придерживаясь плана....

Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе Тема: «Составление рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы»»

Развитие связной речи играет большую роль в жизни человека. Каждый человек должен в совершенстве владеть словом. Для этого необходима большая работа и много времени, именно поэтому...

Конспект занятия по развитию речи на тему: рассматривание сюжетной картины «Осенний день» и составление рассказа по ней.

Конспект занятия по  развитию речина тему: рассматривание сюжетной картины «Осенний день» и составление рассказа по ней....

Рассматривание сюжетной картины "Осенний день" и составление рассказов по ней

Цель: Совершенствовать умение детей составлять повествовательные рассказы по картине, придерживаясь плана....