Конспект занятия Рассматривание сюжетной картины "Осенний день" и составление рассказов по ней
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Грачева Наталья Владимировна

Речевое развитие "Рассматривание сюжетной картины «Осенний день» и составлении рассказов по ней" старшая группа 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Теремок»

г. Болотного Болотнинского района Новосибирской области

Конспект занятия по речевому развитию

Речевое развитие

«Рассматривание сюжетной картины «Осенний день» и составлении рассказов по ней»

Старшая группа

Грачева Наталья Владимировна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ детский сад «Теремок»

Конспект занятия

Образовательная область: Речевое развитие

Тема занятия: Рассматривание сюжетной картины «Осенний день» и составлении рассказов по ней

Возрастная группа: Компенсирующая группа

Цель занятия: Совершенствовать умение детей составлять повествовательные рассказы по картине, придерживаясь плана

Задачи занятия*

Образовательная задача: Совершенствовать умения составлять рассказы – описания по картине. Побуждая детей к речевым высказываниям.

Развивающая задача: Обогащать речь детей прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов; развивать память, внимание, словесно логическое мышление.

Воспитательная задача: воспитание культуры речевого общения и поведения

Планируемый результат занятия:

  1. Дети составляют рассказ по картине, выразительно, четко.
  2. У детей обогащена речь, развита память и внимание.
  3. У детей развита культура речевого общения.

Материалы и оборудование: картина

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно – мотивационный этап

Замотивировать детей на предстоящую деятельность

-Ребята, давайте посмотрим в окно. Скажите, какое сейчас время года? (осень)

-А какая она? (поздняя)

-А какая погода сейчас на улице? (ответ детей)

- Много картин и стихов посвящены этому времени года

Словесный: беседа

Дети слушают, отвечают на вопросы.

Дети замотивированы на дальнейшую деятельность

2.

Основной этап

2.1.

Этап постановки проблемы

- Скажите, а какие картины с изображением осени вы знаете? (Ответ детей)

- Картин очень много, но сегодня я вам покажу одну, по которой нам с вами нужно будет составить рассказ.

Словесный: беседа

2.2.

Этап ознакомления с материалом

Образовательная задача: Совершенствовать умения составлять рассказы – описания по картине. Побуждая детей к речевым высказываниям.

Развивающая задача: Обогащать речь детей прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов; развивать память, внимание, словесно логическое мышление.

- Но перед этим давайте все вместе проговорим интересные предложения (Артикуляционная разминка(чистоговорка).

Ла – ла – ла – осень к нам пришла!

Ре – ре – ре – осень на дворе!

Показываю картину

- Ребята, посмотрите внимательно на картину и скажите, как бы вы её назвали?

- Какое время года изобразил художник?

- Какое время суток он нарисовал?

- Как об этом сказать одним предложением? (Художник изобразил осенний день в лесу)

-И точно так же назвал эту картину.

- Но, как вы догадались, что на картине день? (в лесу светло, дети гуляют).

- А почему вы решили, что день осенний? (Листья пожелтели, покраснели, опадают. Дети собирают осенние букеты).

- Какой осенний день на этой картине? (Тёплый, солнечный).

-В тёплый солнечный день особенно хорошо вокруг. А как это показано на картине? (Синее небо и яркие жёлтые кроны деревьев. Жёлтые и синие тона радуют глаз, веселятся).

(Даю детям речевой образец рассказа по картине)

-Послушайте, какой рассказ я сочинила.

Наступила долгожданная осень. Осенью ещё случаются тёплые деньки. Дни становятся короче, солнышко греет меньше. Желтеют, краснеют и опадают листья. Дети вышли в лес на прогулку, они собирают букеты из листьев и рябины. Мимо пробегал ёжик, а мальчик за ним наблюдал. Белка радостно спешит к мальчику. Все рады тёплому осеннему деньку!

- Вам понравился мой рассказ? (ответ детей)

- Чем он понравился? (ответ детей)

- Что особенно понравилось в моём рассказе? (ответ детей)

-Сегодня мы будем учиться составлять рассказ по картине.

 - Кто желает составить свой рассказ?

Слушаем рассказы по картине 2-3 детей; в случае затруднения предлагаю детям помочь рассказчику, подсказываю детям слова и фразы, для выразительного описания.

Словесный: беседа

Дети слушают, отвечают на вопросы, составляют рассказ

Дети составляют рассказ по картине, выразительно, четко

У детей обогащена речь, развита память и внимание.

2.3.

Этап практического решения проблемы

Воспитательная задача: воспитание культуры речевого общения и поведения

- Давайте встанем и разомнемся 

Физминутка.

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

Дунул ветер – полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

И на землю тихо сели!

-Молодцы!

- А кто помнит, как называется красивое природное явление, когда падают листья? (Листопад.) Посмотрите, как интересно получается: два слова «листья - падают» соединились и превратились в одно такое прекрасное слово «листопад». 

-Давайте хором проговорим это слово.

-А теперь повтори (повторяют индивидуально 3 ребёнка)

-Молодцы!

-Предлагаю поиграть в игру «С какой ветки детки». Хотите поиграть?

-Посмотрите и назовите с какого дерева этот листок…,а этот листок…

(дети рассматривают листья с деревьев и называют это дерево)

Словесный: беседа

Практический метод: физкультминутка

Дети слушают, отвечают на вопросы,

У детей развита культура речевого общения.

3.

Заключительный этап

Рефлексия

-Молодцы!

- Чему мы сегодня учились?

-Что было трудно?

- Что интересного узнали?

- Что вам больше всего понравилось?

Словесный: беседа

Дети слушают отвечают на вопросы

Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с детьми подготовительной группы, составление рассказов разных видов по сюжетной картине «Кошка с котятами»

Программное содержание: Совершенствовать умение детей строить разные типы высказываний (описание, повествование), соблюдая их структуру и используя разнообразные способы связи между предлож...

Конспект занятия по позновательно-речевому развитию «Составление рассказов по серии сюжетных картин «Ай да малыши»

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей с ОНР подготовительной группы компенсирующей направленности.Направление – «Познавательно-речевое развитие».Образовательная область – «По...

Конспект занятия по развитию связной речи Составление рассказа «Собака-санитар» по серии сюжетных картин (подготовительная к школе группа)

Конспект занятия по развитию связной речиСоставление рассказа «Собака-санитар» по серии сюжетных картин(подготовительная к школе группа)...

Конспект занятия по речевому развитию.Тема: Составление рассказа «Зима» с опорой на серию сюжетных картинок

Развитие связной,  диалогической и монологической речи у детей старшего дошкольного возраста....

Рассматривание сюжетной картинки «Лето», составление рассказа. (младший дошкольный возраст)

Рассматривание сюжетной картинки «Лето», составление рассказа.(младший дошкольный возраст)Цель: создание условий для развития связной речи.Задачи:Развивать память, зрительное вни...

Конспект занятия по развитию связной речи Составление рассказа «Заяц и морковка» по серии сюжетных картин.

- формировать у детей навык целенаправлен­ного восприятия серии картин;-обучать навыкам составления рассказа по се­рии сюжетных картин.-применение "Логических блоков Дьенеша" на заня...