Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе Тема: «Составление рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы»»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Развитие связной речи играет большую роль в жизни человека. Каждый человек должен в совершенстве владеть словом. Для этого необходима большая работа и много времени, именно поэтому связную речь стоит развивать с детства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе
Тема: «Составление рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы»»
Цель: развивать умение составлять описательный рассказ по сюжетной картине.
Образовательные задачи:
- учить детей составлять логический, эмоциональный и содержательный рассказ;
- закреплять навыки целенаправленного рассматривания картины (целевое восприятие, последовательное рассматривание картины, отдельных самостоятельных эпизодов);
- совершенствовать фонематическое восприятие;
- активизировать речь детей, обогащать словарный запас.
Развивающие задачи:
- развивать слуховое и зрительное внимание, память, речевой слух;
- развивать личностные качества: активность, любознательность.
Воспитательные задачи:
- воспитывать устойчивый интерес к занятиям;
- стремление к самостоятельной деятельности;
- воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, умение слушать своих товарищей.
Интеграция: речевое развитие, художественно–эстетическое развитие, физическое развитие, социально – коммуникативное развитие.
Методические приемы: беседа - диалог, коллективный рассказ, речевой образец.
Предварительная работа: беседа о зиме, рассматривание иллюстраций о зиме,
зимних развлечениях, чтение художественной литературы, наблюдение на прогулке за зимней природой, играми детей.
Материал: мультимедийный проектор, подбор слайдов по теме занятия, мяч, картинки – раскраски «Зимние забавы»
Ход занятия:
Вводная часть.
Воспитатель: Ребята, какое чудесное утро сегодня, сколько к нам пришло гостей. Давайте, дружно их поприветствуем (Здравствуйте).
В этот чудный зимний день
Нам здороваться не лень.
Шлем привет мы всем гостям
Очень, очень рады вам!
Воспитатель: Ребята, сегодня я приглашаю вас совершить увлекательную экскурсию. Но чтобы узнать, куда мы идем, вам необходимо отгадать загадку. Итак, внимание:
На стене висит давно,
На холсте всего полно:
Лес и речка, и картина...
Называется…(Картина).
Воспитатель: Молодцы! А, где можно увидеть много разных картин?
Дети: В картинной галерее.
Слайд 1.
Воспитатель:
Мы действительно с вами отправимся в художественную галерею, где собраны работы большого количества художников. Чтобы попасть в картинную галерею, я предлагаю поиграть в словесную игру. Я буду называть слово, а вы будете говорить о нем ласково.
Снег – (снежок) Сосулька – сосулечка
Мороз – (морозец) Дерево - деревце
Ветер – (ветерок) Горка – (горочка)
Лед – (ледок) Холод – (холодок)
Санки – (саночки) Зима – (зимушка)
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, явления и предметы какого времени года мы с вами вспомнили в ходе игры? Ответы детей.
Воспитатель: Сегодня мы с вами будем говорить о зиме и зимних развлечениях, приглашаю вас посетить выставочный зал.
Слайд 2.
Рассаживайтесь на свои места, не забывайте быть вежливыми и внимательными друг к другу, мальчики пропускают вперед девочек (дети рассаживаются на стульчики).
Воспитатель: Многие поэты, писатели и художники в своих произведениях изображали зиму. И в нашей картинной галерее есть несколько картин о зиме.
Слайд 3 – 7
Воспитатель: Ребята, посмотрите на репродукции картин разных художников. Какое время года на них изображено? Почему вы так думаете?
Дети: - На картинах изображена зима, потому что снег идет. Снег лежит на земле, на деревьях.
Воспитатель: Молодцы, вы правильно сказали, на всех картинах изображена зима. Ребята, а я хочу послушать, что вы знаете о зиме. (Проводится игра «Какой? Какая?»).
Я сейчас буду называть слова, а вы должны будете называть признаки предметов или явлений.
- Зима (какая?) (Холодная, морозная, веселая, долгая, снежная, лютая…).
- Снег (какой?) (Белый, пушистый, чистый, сверкающий, серебристый…).
- Мороз (какой?) (Злой, сильный, крепкий, трескучий, слабый…).
- Сосулька (какая?) (Длинная, ледяная, прозрачная, холодная…).
Если на улице идет снег, то погода какая? (снежная, морозная, ветреная…).
Воспитатель: Молодцы, ребята, много разных слов вы вспомнили и назвали. Кто из вас любит зиму? Что вы любите делать зимой? В какие игры можно играть зимой на улице?
Дети: кататься на санках, лыжах, коньках, строить крепости, лепить снеговиков и т.д.
Воспитатель: Правильно! Если в них , значит они какие?
Дети: Зимние.
Воспитатель: А, давайте посмотрим, как проводят время зимой другие дети. Вы знаете, что в настоящей картинной галерее есть экскурсовод, который интересно рассказывает всем посетителям о картинах. А вы хотите попробовать стать экскурсоводом? (Да). Ребята, вы знаете, экскурсоводу приходится очень много и долго говорить и отвечать на разные вопросы. Чтобы речь экскурсовода была для окружающих четкой и понятной, надо размять язычок.
Я знаю чудесную зимнюю чистоговорку, попробуйте ее повторить.
Ма – ма – ма – к нам пришла опять зима.
Ать – ать – ать – будем зиму мы встречать.
Ме – ме – ме – очень рады мы зиме.
Воспитатель: Молодцы, чисто, ясно произнесли чистоговорку.
Основная часть.
(Рассматривание картины на экране и беседа по ней).
Слайд 8.
Воспитатель: А вот и картина, рассмотрите ее.
Холодно, морозно, нынче во дворе.
Так всегда бывает зимою в декабре.
Что же детям делать, как же им гулять?
Просто надо в игры зимние играть!
Воспитатель: Ребята, перед вами картина, которая называется «Зимние забавы». Как вы считаете, почему она так называется? Что означает слово «забава»? Как, по вашему мнению, можно было ее назвать по-другому?
( «Зимние развлечения», «Пришла Зима»…). Объясните свой вариант.
Беседа по картине.
Воспитатель:
- Кого вы видите на картине?
- Куда вышли дети?
- Какое время года изображено на картине? Почему вы так думаете?
- Какие деревья вы видите на картине?
- Что делают дети на прогулке?
- Какое настроение у детей? Почему вы так думаете?
- Кого вы видите слева?
- Кого вы видите справа?
- Кого вы видите на заднем плане, сзади девочек?
- Какой снеговик?
- Ребята, а еще за деревьями, виднеется какое-то здание. Мне кажется
- это детский сад. Вы согласны со мной? Какого оно цвета?
- Какое настроение вызывает у вас эта картина?
Воспитатель: Долго играли ребята, пока не замерзли. Усталые и довольные они ушли домой отдыхать и греться. И нам пора отдохнуть.
Физкультминутка
Мы немножко все устали,
Возле стульев дружно встали.
Ножками потопали, ручками похлопали.
Покружились, повертелись.
И на место дружно сели.
Зрительная гимнастика
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем
(Коллективное составление рассказа по картине «Зимние забавы»).
Воспитатель: Мы с вами немного отдохнули, а сейчас послушайте рассказ, который я придумала по картине «Зимние забавы».
Зимние забавы.
На картине нарисована зима. Идет снег. Снег ложится на землю и на деревья. За деревьями мы видим здание детского сада. В теплый, зимний день дети вышли на прогулку. Они лепят из снега снеговиков. Детям весело, у них радостные лица, они улыбаются. Слева мы видим девочку, она катает снежный ком. Справа на картине мы видим девочек. Девочки слепили снеговика. Снеговик большой и красивый: на голове у него ведро, нос сделан из морковки, глазки из пуговок, вместо рук веточка дерева. Сзади детей ребята тоже постарались, слепили снеговика. Замечательные получились снеговики.
Всем нашлось дело по - душе. Дети на картине веселые, у них хорошее настроение. Им нравится гулять и лепить снеговиков. Они любят зиму за чудесные развлечения. Картина вызывает радостное настроение и дарит приятные эмоции.
Воспитатель: А теперь вы, ребята, попробуйте придумать и рассказать свой рассказ. Чтобы рассказ получился интересным, надо рассказывать все
по - порядку.
- Для начала придумайте название своему рассказу.
- Затем расскажите о том, какое время года изображено на картине, какой выдался день.
- Расскажите о детях, что они делают на прогулке, какое у них настроение.
- Закончите рассказ тем, какое настроение у вас вызывает картина от ее просмотра.
Воспитатель слушает рассказ 4-5 детей, помогает, если возникли трудности, добивается полного и развернутого ответа, следит за грамотным построением предложением.
Заключительная часть.
Воспитатель: Ребята, вам понравилась картина, которую написал художник? Мне тоже очень понравилось эта картина и то, какие интересные рассказы вы придумали. Вы были настоящими экскурсоводами, у вас получились яркие и содержательные рассказы о картине, их было очень интересно слушать. К сожалению, художественная галерея закрывается, а нам пора возвращаться в детский сад.
Много нам забав веселых
Дарит матушка-зима:
Мы катаемся на санках,
Лепим мы снеговика,
И в хоккей играем дружно,
И на лыжах с гор летим,
Но пора нам в детский садик,
Мы туда сейчас спешим!
Слайд 9.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, где мы сегодня с вами побывали? Что мы увидели? Чему научились? О каком времени года мы с вами говорили? Что вам больше всего понравилось? (Ответы детей).
Воспитатель: Мы сегодня вспомнили, какое веселое время года зима. Как много игр и забав она для нас приготовила. Я хочу вам тоже сделать небольшой подарок - подарить картинки-раскраски «Зимние развлечения». С помощью разноцветных красок вы сумеете сделать их яркими и красочными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/24/picture-390211-1390583341.jpg)
Конспект логопедического занятия по формированию связной речи у детей с ОНР (подготовительная группа). Тема: Составление рассказа по сюжетной картине "Зимние забавы".
Проведение специальных коррекционно-развивающих занятий по осознанному формированию у детей связной речи является одной из главных задач учителя- логопеда. Предложенное занятие рекомендуется для прове...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/11/picture-1026768-1705006510.jpg)
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе Тема:Составление рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы».
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группеТема:Составление рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы»....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/30/picture-859259-1480518851.jpg)
Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе . Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картинок Гербовой «Нашёл выход»
Закрепить умение целенаправленного восприятия наглядного содержания картин, анализа изображенной ситуации....
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/28/picture-182522-1588102278.jpg)
Конспект занятия по развитию связной речи для старшей группы. Тема "Осень"
Цель: учить детей составлять описательный рассказ на тему «Осень» с опорой на схемы.Задачи:Коррекционно – образовательные: - формировать навык составления описательного рассказа...
Презентация к занятию по развитию связной речи в старшей группе на тему: «Составление рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы»»
Из - за неразвитости речи, бедности словарного запаса у детей часто пропадает интерес на занятиях по развитию речи, отсутствует учебная мотивация. В таких условиях к нам в помощь приходит использовани...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/21/picture-503484-1413886591.jpg)
Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе. Тема: «Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик» с использованием опорных схем».
Цель: Формирование умений составлять рассказ по опорным картинкам....
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/17/picture-104942-1584450191.jpg)
Конспект логопедического занятия по формированию связной речи в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи.Тема: Составление рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы».
Конспект логопедического занятия по формированию связной речи в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи с применением ИКТ. Целью методической разработки ...