Конспект занятия по развитию речи на тему: рассматривание сюжетной картины «Осенний день» и составление рассказа по ней.
материал по развитию речи (старшая группа)

Ширяева Светлана Муллагалеевна

Конспект занятия по  развитию речи

на тему: рассматривание сюжетной картины «Осенний день» и составление рассказа по ней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_shiryaeva_s.m.docx114.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» с приоритетным осуществлением деятельности по художественно - эстетическому развитию детей

Конспект занятия по  развитию речи

на тему: рассматривание сюжетной картины «Осенний день» и составление рассказа по ней.

                                           

                                                                                                           Воспитатель:

                                                                                                           Ширяева С.М.

                                                                                                                                                     

                                                                                                                                                                             

                                                                                                                                                           

                                                   

                                                 Пояснительная записка                                                                                 

В своей работе при подготовке и проведении НОД, ориентируюсь на деятельностный подход, который как основа ФГОС помогает развивать способности детей, также применяла  активные методы обучения, технологи и элементы ТРИЗ.

1 этап образовательной деятельности «Организационный момент» , предполагает организацию детей. Переключение детей на предстоящею деятельность, создание эмоционального настроя, точные и четкие установки на предстоящею деятельность. На этом этапе дети выдвигают различные варианты решений «проблемной ситуации», педагог ответы детей не оценивает а принимает любые и предлагать сделать выбор. В результате дети делается вывод, что необходимо подумать, как всем вместе выйти из затруднительной ситуации и фиксируют, что они хотят выполнить для решения «проблемной ситуации», ставят «детскую цель».

2 этап образовательной деятельности «Актуализация знаний», предполагает  актуализацию мыслительных операций  в ходе диалога, а также знания и опыта детей. При этом дети находятся в игровом сюжете и движутся к своей «детской цели», определяют пути преодоления затруднений. Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений. Деятельность педагога: с помощью наводящих, проблемных вопросов, рассказывания, объяснения, организации поисковой деятельности, подвести детей к воспроизведению информации, необходимой для успешного разрешения проблемной ситуации, либо усвоению нового.

3. этап «Восприятие и усвоение новых знаний», дети получают знания под руководством взрослого.

4 этап «Динамическая пауза», проводится с целью активно изменить деятельность детей и этим ослабить  утомление, а затем снова  переключится на  непосредственно образовательную деятельность.

5. этап «Практическая работа» предполагает в усвоении знаний и умений. Это укрепляет волю ребенка, повышает интерес  к приобретению знаний и умений. Педагог предлагает детям выполнить работу в одной из двух мастерских, предоставляя право свободного выбора деятельности и участников совместной деятельности. При выполнении практической работы, дети взаимодействуют с другими детьми и педагогом (задают  вопросы, помогают, договариваются, обмениваются предметами), распределяют действия в сотрудничестве. У детей развивается умение самостоятельно применять усвоенные знания и преобразовывать способы действий для решения новых задач.

6. этап «Заключительная часть/ рефлексия», данный этап направлен на развитие личностных качеств, умение выразить свои мысли и желания, использовать речь для своих мыслей.  С помощью системы вопросов педагог подводит детей к тому, что они достигли «детскую» цель. Дети высказываются по поводу полученной информации, качества выполненной работы и воплощения собственного замысла. Таким образом, «детская» и образовательная «взрослая» цели сводятся воедино, создаётся  ситуация успеха: «Вам удалось… потому что вы узнали (научились)…». -

Представляю конспект непосредственно-образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию для старшей группы по теме: «Рассматривание сюжетной картины «Осенний день» и составление рассказа по ней». Конспект составлен по технологической карте с учетом принципа индивидуализации и системно-деятельностного подхода.

Тема: Рассматривание сюжетной картины «Осенний день» и составление рассказа по ней.

Цель: Совершенствовать умение детей составлять повествовательный рассказ по картине.

Задачи:

Образовательные задачи:

-Учить детей к составлению творческого рассказа по сюжетной картине с использованием теории решения изобретательных задач, на примере дидактических игр: «Подзорная труба», «Объдиняй-ка», «Определение состава картины»,  «Веселые человечки».

-учить составлять рассказ по картине «Осенний день», придерживаясь по АМО технологиям и элементами ТРИЗ.

-Учить детей составлять рассказы – описания на основе восприятия картины через органы чувств.

- Учить детей ориентироваться на плоскости картины и обозначать словами местоположение объекта.

-Учить наблюдению о содержании картины, упражнять в употреблении простых-соченненых и сложно-подченненых предложений.

- Закреплять умение образовывать близкие по смыслу однокоренные слова;

- Продолжать совершенствовать умение сочинять короткие рассказы на заданную тему.

Развивающие задачи:

-Развивать связную речь;

-Развивать память, внимание, логическое мышление

Воспитательные задачи:

- воспитывать самостоятельность, инициативность, эстетические чувства;

- воспитывать культуру речевого общения.

-воспитывать уважительное отношение к сверстникам во время игры;

-воспитывать личные качества: активность, самостоятельность, творчество.

-Воспитывать умение выслушивать до конца ответы товарищей, не выкрикивать.

-Воспитывать любовь и умение видеть красоту осенний природы.

Интеграция образовательных областей:

Социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие

Виды детской деятельности: игровая, познавательная, двигательная, коммуникативная, продуктивная.

Форма деятельности: совместная деятельность взрослого и детей создание игровой ситуации.

Формы и методы: беседа с привлечением наглядного материала, обсуждение и решение проблемных ситуаций, динамическая пауза, продуктивная деятельность. Словесные методы (беседа, рассказ), наглядный, демонстрационный метод, метод игры. Приемы активизации деятельности детей в процессе НОД: создание ситуации способствующей проявлению интереса к получению знаний; создание эмоционального фона. Приемы организации, практической деятельности детей.  

Материалы и оборудование: Картина «Осенний день» из серии «Четыре времени года» О. Соловьевой, , карандаши, мультимедийное оборудование, бумага А3, ноутбук, интерактивная доска, веселые человечки, конверт с письмом и заданиями от Осени; аудиозапись «Звуки осеннего леса»;

Предварительная работа: целевые прогулки на природу,  наблюдение за изменениями в природе на прогулках, по дороге в детский сад, в саду; чтение и заучивание стихов об осени, рассматривание иллюстраций; дидактические игры.

Планируемые результаты: дети смогут применять полученную информацию в практической деятельности. проявляет интерес к участию в совместных дидактических,  развивающих играх, отвечает на вопросы, участвует  в разговоре при составлении рассказа.

Хронометраж НОД

П/п№

Этапы непосредственно-образовательной деятельности

Время

1.

Организационный момент

2 минуты

2.

Актуализация

2 минуты

3.

Восприятие и усвоение новых знаний

9 минут

4.

Динамическая пауза

2 минуты

6.

Практическая деятельность

7 минут

7.

Заключительная часть/Рефлексия (подведение итогов)

3 минуты

Итого:

25 минут

         

Ход непосредственно - образовательной деятельности:

  1. Организационный момент (2 минуты)

Воспитатель: 

-Здравствуйте ребята!

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель:

-Какое сейчас время года? (ответы детей)

Воспитатель:

-Ребята сегодня я предлагаю вам поздороваться не обычно, по осеннему.

-На что похожи наши ладошки? (ответы детей)

Воспитатель:

-Наши ладошки похожи  на осенние листочки. Предлагаю прикоснуться ладошками  друг  к другу,  поделится своим теплом, солнечным настроением и произнести слово «здравствуй».

Активные методы обучения «Поздороваемся ладонями».

Воспитатель:

-Ребята и вы любите слушать музыку? (ответы детей)

-Я приготовила для вас музыкальное произведение, давайте послушаем его.

(Во время прослушивания фрагмента раздается звонок скайпа,  музыка затихает)

Воспитатель:

-Давайте посмотрим, кто нам звонит.

(Воспитатель подходит к ноутбуку изображение проецируется на интерактивную доску, звонит осень)

Осень:

-Здравствуйте ребята! Я совсем недавно гостила у вас на «Осеннем балу».

А сегодня у меня случилась беда, злой волшебник заколдовал осенний лес, в лесу побледнели все краски и больше не поют птицы. Обещал вернуть все на свои места только тогда, когда я выполню все его задания. Заданий много и  мне одной с ними не справится, помогите мне пожалуйста.

Воспитатель:

-Ребята поможем осени? (Ответы детей)

Осень:

-Спасибо вам большое, я сейчас отправлю вам конверт с заданиями и в помощь волшебных человечков.

(Почтальон приносит конверт с заданиями)

II. Актуализация (2 минуты)

(Воспитатель достает из большого конверта картину «Осенний день» и задания)

Воспитатель:

-Первое задание, рассмотрите картину и назовите ее.

-Ребята как бы вы назвали эту картину? (ответы детей)

-Какое время года и время суток изобразил художник? (ответы детей)

-Но как вы догадались, что на картине день? (предполагаемые ответы детей: на улице светло, дети возвращаются из школы, бабушка гуляет с внуком)

-Как об этом сказать одной фразой? (предполагаемые ответы детей: осенний день)

-Верно, художник изобразил осенний день и точно так же назвал эту картину «Осенний день».

Применение технологии ТРИЗ.

Дидактическая игра «Подзорная труба»

Воспитатель:

-Я предлагаю вам  поиграть в игру «Подзорная труба»

Правило игры: вы по очереди  наводите глазок подзорной трубы на один объект и  называете его.

(Дети называют объекты)

III. Восприятие и усвоение новых знаний  (9 минут)

Применение технологии ТРИЗ.

Дидактическая игра «Объединяй-ка»

Воспитатель:

-Второе задание, волшебник «Объединяй-ка» объединил на картине объекты: мальчик-собака, мама-сын, бабушка-овощи, деревья-листья, поводок-мама и т.д. Посмотрите внимательно и объясните эту взаимосвязь.

 (Дети самостоятельно выделяют и объясняют взаимосвязь между разными  объектами и предметами на картине) Например: Бабушка стоит около прилавка и покупает овощи.

Воспитатель:

-Молодцы ребята и с этим заданием справились.

Применение технологии ТРИЗ.

Дидактическая игра «Расскажи по картине»

Воспитатель:

-Третье задание, ответьте на вопросы по картине.

-Какое время года на картине? Какая погода?

 (Предполагаемые ответы детей): Осень, потому что много разноцветных листьев, люди одеты по-осеннему. Осень, потому что картина называется «Осенний день». Осень, потому что листья на деревьях пожелтели, покраснели, опадают. На прилавках овощной палатки – дары осени. (Погода теплая, солнечная).

-Рассмотрите внимательно картину, кто на ней изображен?

(Предполагаемые ответы детей: на картине изображена бабушка с внуками, школьники, мама, собачка)

-Какие предметы мы видим на картине?

(Предполагаемые ответы детей:  листья, деревья, овощная палатка, поводок)

-Что делают на картине взрослые?

(Предполагаемые ответы детей: мама встречает сына, бабушка покупает овощи)

-Что делают дети?

(Предполагаемые ответы детей: мальчик ждет бабушку, дети идут со школы, мальчик смотрит на собаку)

-Как одеты взрослые и дети?

(Предполагаемые ответы детей:  по-осеннему, в теплую и удобную одежду)

-Как художник описал настроение людей на картине? Какое оно? (Предполагаемые ответы детей: радостное, веселое)

Воспитатель:

-Молодцы ребята и с этим заданием справились.

Применение технологии ТРИЗ.

Дидактическая игра «Веселые человечки».

Воспитатель:

-Четвертое  задание, вам необходимо отправится в путешествие по картине совместно с волшебными человечками и  «прислушаться повнимательней», «вдохнуть запах», «дотронуться рукой», «попробовать на вкус».

Воспитатель достает из конверта «Веселых человечков», «Носастика», «Ушастика»,  «Рукастика»

Воспитатель:

- К нам в гости пришли веселые человечки: «Носастик», «Ушастик», «Рукастик». Один любит все понюхать, другой послушать, третий попробовать, а четвертый потрогать. (Веселые человечки начинают речевую зарисовку со слов «Я чувствую запах…», «Я слышу..», «Когда я трогаю руками…», а дети продолжают.)

Воспитатель:

-Молодцы ребята и с эти заданием справились. А теперь давайте немного  отдохнем. 

IV. Динамическая пауза (2 минуты)

Физминутка «Осень»

По дороге мы идем,

Листья сыплются дождем.

Красно – желтый листопад

Обсыпает всех ребят. (Ходьба на месте.)

А по небу ходят тучи,

Не пробьется солнца лучик.

Ветер дует с высоты,

Вянут травы и цветы. (Руки вверх.)

Мы к плечам прижали руки,

Начинаем их вращать.

Прочь, усталость, лень и скука.

Будем листья собирать. (Вращение руками.)

То налево посмотрели,

То направо поглядели.

Лист дубовый, клена лист

Ты сорвать поторопись. (Повороты влево, вправо.)

Низко – низко приседаем,

И листочки собираем.

Соберем большой букет

Славной осени привет. (Приседание.)

Мы последний раз присели,

Отдохнули, посвежели.

А теперь домой идем,

Листья желтые несем. (Ходьба на месте.)

Вот мы с вами отдохнули.

V. Практическая работа (7 минут)

Воспитатель:

-Последнее, пятое задание самое большое нам нужно дорисовать недостающие детали на картине, изготовить для нее рамку и составить рассказ по картине «Осенний день».

Воспитатель:

-Для выполнения этого  задания вам нужно разделиться на две группы и поработать в двух центрах.

-В первом центре нужно будет совместно дорисовать недостающие детали на картине.

-Во втором центре изготовить и украсить рамку для картины.

-Затем объединиться поместить дорисованную картину в рамку и составить по ней рассказ. Для  составления рассказа выберите персонажа, о котором вы будете рассказывать. Определите, с чего вы начнете свой рассказ, как продолжите, чем закончится ваша история.  

Воспитатель:

-Пока вы будете работать в центрах я включу музыкальное произведение которое нам не удалось дослушать.

(Дети распределяются по центрам и выполняют задания, затем объединяются и составляют рассказы. Самостоятельные рассказы троих детей. Раздается звонок скайпа.)

Осень:

 -Спасибо большое вам ребята! Вы помогли расколдовать осенний лес, он снова наполнился красками и пением птиц. Я отправляю вам в подарок, осенние дары леса – кедровые шишки. Досвидания!

VI. Рефлексия (3 минуты)

Воспитатель:

-Кому мы сегодня помогали?

-Какие задания выполняли?

-Какое задание вам трудно было выполнять?

-Какое задание вам показалось самым интересным?

Воспитатель благодарит детей и раздает кедровые шишки-подарок Осени. Воспитатель оставляет картину в группе. В течении тематической недели проводится индивидуальная работа  с детьми, каждый желающий ребенок может составить  рассказ по картине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рассматривание сюжетной картины «Осенний день» и составление рассказов по ней. Развитие речи.

Рассматривание сюжетной картины «Осенний день» и составление рассказов по ней. Развитие речи....

Конспект НОД детей старшей группы компенсирующей направленности по развитию речи на тему: « Рассматривание сюжетной картины «Осенний день в лесу» и составление рассказов по ней»

              Конспект непрерывной образовательной  деятельности детей старшей  группы компенсирующей направленности по развитию речи на тему: ...

Конспект НОД по речевому развитию ( старшая группа) Рассматривание сюжетной картины «Осенний день в лесу».

Совершенствовать умение составлять повествовательные рассказы по сюжетной картине, придерживаясь плана....

КОНСПЕКТ НОД: Рассматривание сюжетной картины «Осенний день» и составление рассказов по ней. (Старшая группа)

Совершенствовать умение детей составлять повествовательные рассказы по картине, придерживаясь плана....

Рассматривание сюжетной картины "Осенний день" и составление рассказов по ней

Цель: Совершенствовать умение детей составлять повествовательные рассказы по картине, придерживаясь плана....

Конспект занятия по развитию речи "Рассматривание сюжетной картины «Осенний день» и составление рассказов по ней".

Конспект занятия по развитию речи«Рассматривание сю­жетной картины «Осен­ний день» и составление рассказов по ней» Цель: совершенствование умения детей составлять ...