Конспект занятия по развитию речи на тему: рассматривание сюжетной картины «Осенний день» и составление рассказа по ней.
материал по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия по развитию речи
на тему: рассматривание сюжетной картины «Осенний день» и составление рассказа по ней.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_shiryaeva_s.m.docx | 114.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» с приоритетным осуществлением деятельности по художественно - эстетическому развитию детей
Конспект занятия по развитию речи
на тему: рассматривание сюжетной картины «Осенний день» и составление рассказа по ней.
Воспитатель:
Ширяева С.М.
Пояснительная записка
В своей работе при подготовке и проведении НОД, ориентируюсь на деятельностный подход, который как основа ФГОС помогает развивать способности детей, также применяла активные методы обучения, технологи и элементы ТРИЗ.
1 этап образовательной деятельности «Организационный момент» , предполагает организацию детей. Переключение детей на предстоящею деятельность, создание эмоционального настроя, точные и четкие установки на предстоящею деятельность. На этом этапе дети выдвигают различные варианты решений «проблемной ситуации», педагог ответы детей не оценивает а принимает любые и предлагать сделать выбор. В результате дети делается вывод, что необходимо подумать, как всем вместе выйти из затруднительной ситуации и фиксируют, что они хотят выполнить для решения «проблемной ситуации», ставят «детскую цель».
2 этап образовательной деятельности «Актуализация знаний», предполагает актуализацию мыслительных операций в ходе диалога, а также знания и опыта детей. При этом дети находятся в игровом сюжете и движутся к своей «детской цели», определяют пути преодоления затруднений. Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений. Деятельность педагога: с помощью наводящих, проблемных вопросов, рассказывания, объяснения, организации поисковой деятельности, подвести детей к воспроизведению информации, необходимой для успешного разрешения проблемной ситуации, либо усвоению нового.
3. этап «Восприятие и усвоение новых знаний», дети получают знания под руководством взрослого.
4 этап «Динамическая пауза», проводится с целью активно изменить деятельность детей и этим ослабить утомление, а затем снова переключится на непосредственно образовательную деятельность.
5. этап «Практическая работа» предполагает в усвоении знаний и умений. Это укрепляет волю ребенка, повышает интерес к приобретению знаний и умений. Педагог предлагает детям выполнить работу в одной из двух мастерских, предоставляя право свободного выбора деятельности и участников совместной деятельности. При выполнении практической работы, дети взаимодействуют с другими детьми и педагогом (задают вопросы, помогают, договариваются, обмениваются предметами), распределяют действия в сотрудничестве. У детей развивается умение самостоятельно применять усвоенные знания и преобразовывать способы действий для решения новых задач.
6. этап «Заключительная часть/ рефлексия», данный этап направлен на развитие личностных качеств, умение выразить свои мысли и желания, использовать речь для своих мыслей. С помощью системы вопросов педагог подводит детей к тому, что они достигли «детскую» цель. Дети высказываются по поводу полученной информации, качества выполненной работы и воплощения собственного замысла. Таким образом, «детская» и образовательная «взрослая» цели сводятся воедино, создаётся ситуация успеха: «Вам удалось… потому что вы узнали (научились)…». -
Представляю конспект непосредственно-образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию для старшей группы по теме: «Рассматривание сюжетной картины «Осенний день» и составление рассказа по ней». Конспект составлен по технологической карте с учетом принципа индивидуализации и системно-деятельностного подхода.
Тема: Рассматривание сюжетной картины «Осенний день» и составление рассказа по ней.
Цель: Совершенствовать умение детей составлять повествовательный рассказ по картине.
Задачи:
Образовательные задачи:
-Учить детей к составлению творческого рассказа по сюжетной картине с использованием теории решения изобретательных задач, на примере дидактических игр: «Подзорная труба», «Объдиняй-ка», «Определение состава картины», «Веселые человечки».
-учить составлять рассказ по картине «Осенний день», придерживаясь по АМО технологиям и элементами ТРИЗ.
-Учить детей составлять рассказы – описания на основе восприятия картины через органы чувств.
- Учить детей ориентироваться на плоскости картины и обозначать словами местоположение объекта.
-Учить наблюдению о содержании картины, упражнять в употреблении простых-соченненых и сложно-подченненых предложений.
- Закреплять умение образовывать близкие по смыслу однокоренные слова;
- Продолжать совершенствовать умение сочинять короткие рассказы на заданную тему.
Развивающие задачи:
-Развивать связную речь;
-Развивать память, внимание, логическое мышление
Воспитательные задачи:
- воспитывать самостоятельность, инициативность, эстетические чувства;
- воспитывать культуру речевого общения.
-воспитывать уважительное отношение к сверстникам во время игры;
-воспитывать личные качества: активность, самостоятельность, творчество.
-Воспитывать умение выслушивать до конца ответы товарищей, не выкрикивать.
-Воспитывать любовь и умение видеть красоту осенний природы.
Интеграция образовательных областей:
Социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие
Виды детской деятельности: игровая, познавательная, двигательная, коммуникативная, продуктивная.
Форма деятельности: совместная деятельность взрослого и детей создание игровой ситуации.
Формы и методы: беседа с привлечением наглядного материала, обсуждение и решение проблемных ситуаций, динамическая пауза, продуктивная деятельность. Словесные методы (беседа, рассказ), наглядный, демонстрационный метод, метод игры. Приемы активизации деятельности детей в процессе НОД: создание ситуации способствующей проявлению интереса к получению знаний; создание эмоционального фона. Приемы организации, практической деятельности детей.
Материалы и оборудование: Картина «Осенний день» из серии «Четыре времени года» О. Соловьевой, , карандаши, мультимедийное оборудование, бумага А3, ноутбук, интерактивная доска, веселые человечки, конверт с письмом и заданиями от Осени; аудиозапись «Звуки осеннего леса»;
Предварительная работа: целевые прогулки на природу, наблюдение за изменениями в природе на прогулках, по дороге в детский сад, в саду; чтение и заучивание стихов об осени, рассматривание иллюстраций; дидактические игры.
Планируемые результаты: дети смогут применять полученную информацию в практической деятельности. проявляет интерес к участию в совместных дидактических, развивающих играх, отвечает на вопросы, участвует в разговоре при составлении рассказа.
Хронометраж НОД
П/п№ | Этапы непосредственно-образовательной деятельности | Время |
1. | Организационный момент | 2 минуты |
2. | Актуализация | 2 минуты |
3. | Восприятие и усвоение новых знаний | 9 минут |
4. | Динамическая пауза | 2 минуты |
6. | Практическая деятельность | 7 минут |
7. | Заключительная часть/Рефлексия (подведение итогов) | 3 минуты |
Итого: | 25 минут |
Ход непосредственно - образовательной деятельности:
- Организационный момент (2 минуты)
Воспитатель:
-Здравствуйте ребята!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель:
-Какое сейчас время года? (ответы детей)
Воспитатель:
-Ребята сегодня я предлагаю вам поздороваться не обычно, по осеннему.
-На что похожи наши ладошки? (ответы детей)
Воспитатель:
-Наши ладошки похожи на осенние листочки. Предлагаю прикоснуться ладошками друг к другу, поделится своим теплом, солнечным настроением и произнести слово «здравствуй».
Активные методы обучения «Поздороваемся ладонями».
Воспитатель:
-Ребята и вы любите слушать музыку? (ответы детей)
-Я приготовила для вас музыкальное произведение, давайте послушаем его.
(Во время прослушивания фрагмента раздается звонок скайпа, музыка затихает)
Воспитатель:
-Давайте посмотрим, кто нам звонит.
(Воспитатель подходит к ноутбуку изображение проецируется на интерактивную доску, звонит осень)
Осень:
-Здравствуйте ребята! Я совсем недавно гостила у вас на «Осеннем балу».
А сегодня у меня случилась беда, злой волшебник заколдовал осенний лес, в лесу побледнели все краски и больше не поют птицы. Обещал вернуть все на свои места только тогда, когда я выполню все его задания. Заданий много и мне одной с ними не справится, помогите мне пожалуйста.
Воспитатель:
-Ребята поможем осени? (Ответы детей)
Осень:
-Спасибо вам большое, я сейчас отправлю вам конверт с заданиями и в помощь волшебных человечков.
(Почтальон приносит конверт с заданиями)
II. Актуализация (2 минуты)
(Воспитатель достает из большого конверта картину «Осенний день» и задания)
Воспитатель:
-Первое задание, рассмотрите картину и назовите ее.
-Ребята как бы вы назвали эту картину? (ответы детей)
-Какое время года и время суток изобразил художник? (ответы детей)
-Но как вы догадались, что на картине день? (предполагаемые ответы детей: на улице светло, дети возвращаются из школы, бабушка гуляет с внуком)
-Как об этом сказать одной фразой? (предполагаемые ответы детей: осенний день)
-Верно, художник изобразил осенний день и точно так же назвал эту картину «Осенний день».
Применение технологии ТРИЗ.
Дидактическая игра «Подзорная труба»
Воспитатель:
-Я предлагаю вам поиграть в игру «Подзорная труба»
Правило игры: вы по очереди наводите глазок подзорной трубы на один объект и называете его.
(Дети называют объекты)
III. Восприятие и усвоение новых знаний (9 минут)
Применение технологии ТРИЗ.
Дидактическая игра «Объединяй-ка»
Воспитатель:
-Второе задание, волшебник «Объединяй-ка» объединил на картине объекты: мальчик-собака, мама-сын, бабушка-овощи, деревья-листья, поводок-мама и т.д. Посмотрите внимательно и объясните эту взаимосвязь.
(Дети самостоятельно выделяют и объясняют взаимосвязь между разными объектами и предметами на картине) Например: Бабушка стоит около прилавка и покупает овощи.
Воспитатель:
-Молодцы ребята и с этим заданием справились.
Применение технологии ТРИЗ.
Дидактическая игра «Расскажи по картине»
Воспитатель:
-Третье задание, ответьте на вопросы по картине.
-Какое время года на картине? Какая погода?
(Предполагаемые ответы детей): Осень, потому что много разноцветных листьев, люди одеты по-осеннему. Осень, потому что картина называется «Осенний день». Осень, потому что листья на деревьях пожелтели, покраснели, опадают. На прилавках овощной палатки – дары осени. (Погода теплая, солнечная).
-Рассмотрите внимательно картину, кто на ней изображен?
(Предполагаемые ответы детей: на картине изображена бабушка с внуками, школьники, мама, собачка)
-Какие предметы мы видим на картине?
(Предполагаемые ответы детей: листья, деревья, овощная палатка, поводок)
-Что делают на картине взрослые?
(Предполагаемые ответы детей: мама встречает сына, бабушка покупает овощи)
-Что делают дети?
(Предполагаемые ответы детей: мальчик ждет бабушку, дети идут со школы, мальчик смотрит на собаку)
-Как одеты взрослые и дети?
(Предполагаемые ответы детей: по-осеннему, в теплую и удобную одежду)
-Как художник описал настроение людей на картине? Какое оно? (Предполагаемые ответы детей: радостное, веселое)
Воспитатель:
-Молодцы ребята и с этим заданием справились.
Применение технологии ТРИЗ.
Дидактическая игра «Веселые человечки».
Воспитатель:
-Четвертое задание, вам необходимо отправится в путешествие по картине совместно с волшебными человечками и «прислушаться повнимательней», «вдохнуть запах», «дотронуться рукой», «попробовать на вкус».
Воспитатель достает из конверта «Веселых человечков», «Носастика», «Ушастика», «Рукастика»
Воспитатель:
- К нам в гости пришли веселые человечки: «Носастик», «Ушастик», «Рукастик». Один любит все понюхать, другой послушать, третий попробовать, а четвертый потрогать. (Веселые человечки начинают речевую зарисовку со слов «Я чувствую запах…», «Я слышу..», «Когда я трогаю руками…», а дети продолжают.)
Воспитатель:
-Молодцы ребята и с эти заданием справились. А теперь давайте немного отдохнем.
IV. Динамическая пауза (2 минуты)
Физминутка «Осень»
По дороге мы идем,
Листья сыплются дождем.
Красно – желтый листопад
Обсыпает всех ребят. (Ходьба на месте.)
А по небу ходят тучи,
Не пробьется солнца лучик.
Ветер дует с высоты,
Вянут травы и цветы. (Руки вверх.)
Мы к плечам прижали руки,
Начинаем их вращать.
Прочь, усталость, лень и скука.
Будем листья собирать. (Вращение руками.)
То налево посмотрели,
То направо поглядели.
Лист дубовый, клена лист
Ты сорвать поторопись. (Повороты влево, вправо.)
Низко – низко приседаем,
И листочки собираем.
Соберем большой букет
Славной осени привет. (Приседание.)
Мы последний раз присели,
Отдохнули, посвежели.
А теперь домой идем,
Листья желтые несем. (Ходьба на месте.)
Вот мы с вами отдохнули.
V. Практическая работа (7 минут)
Воспитатель:
-Последнее, пятое задание самое большое нам нужно дорисовать недостающие детали на картине, изготовить для нее рамку и составить рассказ по картине «Осенний день».
Воспитатель:
-Для выполнения этого задания вам нужно разделиться на две группы и поработать в двух центрах.
-В первом центре нужно будет совместно дорисовать недостающие детали на картине.
-Во втором центре изготовить и украсить рамку для картины.
-Затем объединиться поместить дорисованную картину в рамку и составить по ней рассказ. Для составления рассказа выберите персонажа, о котором вы будете рассказывать. Определите, с чего вы начнете свой рассказ, как продолжите, чем закончится ваша история.
Воспитатель:
-Пока вы будете работать в центрах я включу музыкальное произведение которое нам не удалось дослушать.
(Дети распределяются по центрам и выполняют задания, затем объединяются и составляют рассказы. Самостоятельные рассказы троих детей. Раздается звонок скайпа.)
Осень:
-Спасибо большое вам ребята! Вы помогли расколдовать осенний лес, он снова наполнился красками и пением птиц. Я отправляю вам в подарок, осенние дары леса – кедровые шишки. Досвидания!
VI. Рефлексия (3 минуты)
Воспитатель:
-Кому мы сегодня помогали?
-Какие задания выполняли?
-Какое задание вам трудно было выполнять?
-Какое задание вам показалось самым интересным?
Воспитатель благодарит детей и раздает кедровые шишки-подарок Осени. Воспитатель оставляет картину в группе. В течении тематической недели проводится индивидуальная работа с детьми, каждый желающий ребенок может составить рассказ по картине.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рассматривание сюжетной картины «Осенний день» и составление рассказов по ней. Развитие речи.
Рассматривание сюжетной картины «Осенний день» и составление рассказов по ней. Развитие речи....
Конспект НОД детей старшей группы компенсирующей направленности по развитию речи на тему: « Рассматривание сюжетной картины «Осенний день в лесу» и составление рассказов по ней»
Конспект непрерывной образовательной деятельности детей старшей группы компенсирующей направленности по развитию речи на тему: ...
Конспект НОД по речевому развитию ( старшая группа) Рассматривание сюжетной картины «Осенний день в лесу».
Совершенствовать умение составлять повествовательные рассказы по сюжетной картине, придерживаясь плана....
КОНСПЕКТ НОД: Рассматривание сюжетной картины «Осенний день» и составление рассказов по ней. (Старшая группа)
Совершенствовать умение детей составлять повествовательные рассказы по картине, придерживаясь плана....
Рассматривание сюжетной картины «Осенний день» и составление рассказов по ней.
Конспект фронтального занятия....
Рассматривание сюжетной картины "Осенний день" и составление рассказов по ней
Цель: Совершенствовать умение детей составлять повествовательные рассказы по картине, придерживаясь плана....
Конспект занятия по развитию речи "Рассматривание сюжетной картины «Осенний день» и составление рассказов по ней".
Конспект занятия по развитию речи«Рассматривание сюжетной картины «Осенний день» и составление рассказов по ней» Цель: совершенствование умения детей составлять ...