конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Весна"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Материал будет интересен воспитателям доу при планировании открытых занятий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_razvitiyu_rechi.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи
«Весна»
в старшей группе.
Цель: Закрепить знания детей о характерных признаках весны.
Задачи:
Образовательные задачи:
- Обогащать и расширять словарный запас детей по теме.
- Систематизировать знания о весенних явлениях природы; изменениях, происходящих весной в живой и неживой природе.
- Совершенствовать умение образовывать:
- существительные во множественном числе;
- существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
- образовывать сравнительные обороты, подбирать слова –определения к слову солнце.
Развивающие задачи:
- развивать логическое мышление, воображение, память;
- развивать слуховое восприятие, зрительное внимание;
- развитие артикуляционного аппарата.
Воспитательные задачи:
- воспитывать у детей навыки учебной деятельности (умение отвечать на вопросы полными ответами, внимательно слушать своих товарищей);
- воспитывать любовь к природе, к птицам, бережное отношение к ним.
Предварительная работа:
- наблюдения на прогулке за весенними признаками;
- чтение произведений и рассматривание картин о весне;
- чтение художественной литературы и заучивание стихотворений, примет, пословиц о весне, о птицах;
- беседы на темы: «Весна», «Животные весной», «Птицы»;
- работа в календаре погоды, рассматривание иллюстраций на тему «Весна»;
Материалы и оборудование: конверт с письмом, картинки с изображением птиц (снегирь, скворец, грач, ласточка) и животных, аудиозапись «Голоса птиц», солнышко с лучами для гимнастики для глаз, мяч, магнитная доска.
Раздаточный материал: палочки Кюизенера на каждого ребёнка.
Словарная работа: скворечник, весна, проталина.
Ход занятия:
Дети входят в группу.
Воспитатель: Ребята, к нам в группу пришли гости. Давайте с ними поздороваемся! (Дети здороваются с гостями.)
А теперь давайте встанем в круг и поприветствуем красно солнышко и друг друга.
Коммуникативная игра «Здравствуйте».
Здравствуй, солнце! Здравствуй, небо! Здравствуй, вся моя Земля! Мы проснулись очень рано, И приветствуем тебя!
| Поднимают руки к солнышку. Качают над головой руками. Руками делают круговые движения Трут кулачками глаза Руки разводят в разные стороны Слова произносит воспитатель. |
Воспитатель : Дети какое сейчас время года? ( Весна)
Воспитатель: Ребята, сегодня прекрасная погода и я приглашаю вас совершить виртуальную прогулку по весеннему лесу. Скажите, вы любите путешествовать?(Ответ детей)
Воспитатель: Молодцы! Тогда отправляемся в путь! Возьмитесь за руки и улыбнитесь. У всех нас хорошее настроение, и всё у нас получится. Для этого надо произнести волшебные слова:
Ты подуй в свои ладошки, Покружись потом немножко, Попадёшь тогда ты в лес, Полный тайны и чудес! | Дуют в ладошки. Кружатся. Закрывают глаза ладонями. |
( 2слайд)
Воспитатель: дети посмотрите мы с вами оказались в весеннем лесу.
Как же здесь хорошо. Как прекрасен лес весной. ( 3слайд)
Лексическое упражнение «Подбери признак».
Воспитатель: А давайте вспомним все приметы весны. Что происходит с природой весной? Предлагаю ответить полным предложением, начиная его со слова «Весной». (Ответы детей. Например: Весной ярко светит солнце. Весной день становиться длиннее. Весной бегут ручьи. Весной тает снег.)
Игра «Скажи наоборот».
- Зимой снег белый, а весной (серый) (4 слайд)
- Зимой снег чистый, а весной (грязный)
- Зимой дни холодные, а весной (теплые)
- Зимой дни короткие, а весной (длинные)
- Зимой солнце тусклое, а весной (яркое)( 5 слайд)
- Зимой небо серое, а весной (голубое)
- Зимой ветер холодный, а весной (теплый)
- Зимой солнце низкое, а весной (высокое)
- Зимой похолодало, а весной (потеплело)
Очень хорошо, что вы знаете о весне, и о признаках весны.
Воспитатель: Смотрите ребята, что это? (Дети видят, висит солнышко)
( 6слайд)
Словесная игра «Сравни и назови»
Воспитатель: А что вы скажете о весеннем солнышке? С чем можно сравнить его? Я начну предложение, а вы его закончите:
Солнце желтое, как … одуванчик, цыпленок. (7 сл)
Солнце круглое, как …мячик, колесо, блюдце, блинчик.(8 сл)
Солнце ласковое, как …мама, котенок, бабушка.( 10сл)
Солнце золотое, как …медаль, кубок( 11сл)
Солнце горячее, как … огнь, печка (12сл)
Солнце яркое, как …фонарик, лампочка, люстра.
Воспитатель: Вот сколько хороших слов подобрали вы к слову «солнышко».
Ребята, смотрите, как засияло наше солнышко, теперь оно будет согревать нашу землю теплом! (13 сл)
Воспитатель: А ещё весной хочется говорить и слышать не только красивые, но и ласковые слова.
Д/игра «Назови ласково» (с мячом)
Солнце – солнышко,
ветка – веточка,
трава – травка,
гнездо – гнёздышко,
лист – листочек,
птица – птичка,
ручей – ручеек,
облако – облачко,
лужа – лужица,
цветок – цветочек,
туча – тучка,
вода – водичка.
Дидактическая игра "Кто здесь лишний?"
Воспитатель: Дети весной многие птицы возвращаются домой А какие это птицы, мы должны с вами отгадать.
Загадки
1. | Всех перелётных птиц черней, Чистит пашню от червей, Прыг да скок по полю вскачь, А зовётся птица – … (Грач). (14сл) | 4. | Во дворе стоит дворец, Там живёт один певец. Очень ловкий молодец И зовут его… (Скворец) (17 слайд) |
2. | Я проворна, легкокрылая, Хвост раздвоен, словно вилы. Если я летаю низко, Значит дождик где-то близко. (Ласточка) (15 сл) | 5. | Алый низ и черный хвост, Воробья побольше рост, Толстый клюв раздался вширь – До чего красив ... (Снегирь) (18сл) |
3. | Гнездо не строит никогда, Соседкам яйца оставляет И о птенцах не вспоминает. (Кукушка) (16 сл) |
Воспитатель :Ребята, давайте посчитаем, сколько же птиц прилетело на дерево? (Дети считают вместе птиц). Посмотрите внимательно на птиц. Кто здесь лишний? (Ответ детей) (19сл)
Объясните, почему снегирь лишний здесь. (Ответы детей.)
Воспитатель: А почему этих птиц называют перелетными? (Ответ детей)
Воспитатель: Какая птица открывает весну, как вы думаете? (ответ детей)
Воспитатель: Ребята, а давайте мы с вами поиграем с нашими пальчиками?
Пальчиковая гимнастика «Птенчики»
Птенчики скворцов зовут: (Собрать пальцы обеих рук в щепоть и поочередно раскрывать «клювики»).
- Мама, папа! Тут мы, тут!
Принесите нам еды (Правой рукой показывают).
И немножечко воды. (Левой рукой показывают)
Червячков мы поедим, (бью щепотью по левой ладони «клюют»)
С вами в небо полетим! (Соединить кисти рук крест-накрест, соприкасаясь ими в области запястья; помахать кистями, как крыльями).
Воспитатель: Ребята, но изменения происходят не только в жизни птиц, но и зверей. Пойдемте гулять дальше по весеннему лесу. (20сл.)
Воспитатель: Ребята, отгадайте, кто живет на этой лесной полянке.
Картинка весенней полянки
Она прыгать мастерица, Она прыгать не боится. Небольшой у неё рост, Но зато пушистый хвост. (Белка) | Какой зверь опасный Ходит в шубе красной? Снег разгребает, Мышек хватает. (Лисица) | Угадайте, что за шапка Меха целая охапка. Шапка бегает в бору У стволов грызет кору. (Заяц) |
Этот зверь тебе знаком, Ест мышей и молоко. Но на кошку не похож Весь в иголках длинных… (Ёж) | Кто позабыв тревоги, Спал в своей берлоге? (Медведь) |
Воспитатель: Ребята, как меняется жизнь животных с приходом весны. (Звери линяют, просыпаются после зимней спячки, у них появляются детеныши.)
Какие звери просыпаются весной? (Медведь, еж, барсук.)
Давайте разбудим медведя чистоговоркой.
Чистоговорка «Весна пришла»
Ла-ла-ла – к нам весна пришла. Ло-ло-ло – в лесу тепло. Пель-пель-пель – капает капель. Ля-ля-ля – расцветай земля! Леть-леть-леть – просыпайся медведь! | Хлопают в ладоши. Сжимают-разжимают пальцы. Ударяют указат. пальцем по ладони. Делают «фонарики». Топают ногами. |
Воспитатель:
А кто весной появляется у диких животных ? (Детеныши.)
Сейчас я буду называть вам взрослое животное, а вы будете говорить, как называется у него детеныш. Или несколько детенышей.
Воспитатель называет по очереди диких животных, показывая иллюстрации.
Игровое упражнение «Назови малышей» или «У кого кто?»
Один | много | ||
У медведя - … У зайца - … У лисицы - … У волка - … У ежа - … | медвежонок зайчонок лисенок волчонок ежонок | - - - - - | медвежат зайчат лисят волчат ежат |
Воспитатель: Молодцы, ребята! Мы с вами вышли на солнечную поляну. Вот и подошла к концу наша прогулка по весеннему лесу. И нам пора возвращаться. Давайте произнесём волшебные слова:
Ты подуй в свои ладошки, Покружись потом немножко, Попадёшь тогда ты в сад, Встретишь там своих ребят! | Дуют в ладошки. Кружатся. Закрывают глаза ладонями. |
Картинка детского сада (21 слайд)
Воспитатель: Вот мы и вернулись в наш детский сад . Вам понравилось в гостях у Весны в весеннем лесу? А что вам запомнилось? Что вы увидели, гуляя по лесу? (Ответы детей) Вы все меня порадовали. Весна с нами не прощается, ее следы мы будем замечать везде. Согласны?
Лесные жители передали вам вот эти маленькие солнышки за то, что вы побывали у них в гостях и так много рассказали о весне.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звуковая культура речи: звук ш.
Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш]....
Конспект занятия по развитию речи в старшей речевой группе для детей с тяжелыми нарушениями речи “Наш город. Моя улица”.
Цель: Закрепление представлений о городе.Задачи: Расширение и закрепление представлений о родном городе и его достопримечательностях. Расширение и активизация словаря по теме “Наш город. Моя улица”. Р...
конспект занятия по развитию речи в старшей группе. "«Формирование диалогической и монологической речи в режиссёрской игре». Сказка «Заюшкина избушка»
Цель занятия: способствовать формированию у детей монологической и диалогической речи в режиссерской игре....
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ Тема занятия: «Встреча с белочкой».
Конспект для занятия по развитию речи в старшей группе...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Викторина "Веселые ребята" план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Викторина "Веселые ребята"...