конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Весна"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Материал будет интересен воспитателям доу при планировании открытых занятий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_po_razvitiyu_rechi.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

 Конспект занятия по развитию речи

«Весна»

в старшей группе.

Цель: Закрепить знания детей о характерных признаках весны.

Задачи:

Образовательные задачи:

- Обогащать и расширять словарный запас детей по теме.

- Систематизировать знания о весенних явлениях природы; изменениях, происходящих весной в живой и неживой природе.

- Совершенствовать умение образовывать:

- существительные во множественном числе;

- существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

-  образовывать сравнительные обороты, подбирать слова –определения к слову солнце.

Развивающие задачи:

- развивать логическое мышление, воображение, память;

- развивать слуховое восприятие, зрительное внимание;

- развитие артикуляционного аппарата.

Воспитательные задачи:

- воспитывать у детей навыки учебной деятельности (умение отвечать на вопросы полными ответами, внимательно слушать своих товарищей);

- воспитывать любовь к природе, к птицам, бережное отношение к ним.

Предварительная работа:

- наблюдения на прогулке за весенними признаками;

- чтение произведений и рассматривание картин о весне;

- чтение художественной литературы и заучивание стихотворений, примет, пословиц о весне, о птицах;

- беседы на темы: «Весна», «Животные весной», «Птицы»;

- работа в календаре погоды, рассматривание иллюстраций на тему «Весна»;

Материалы и оборудованиеконверт с письмом, картинки с изображением птиц (снегирь,  скворец, грач, ласточка) и животных, аудиозапись «Голоса птиц»,  солнышко с лучами для гимнастики для глаз, мяч, магнитная доска.

Раздаточный материал: палочки  Кюизенера на каждого ребёнка.

Словарная работа: скворечник, весна, проталина.

Ход занятия:

Дети входят в группу.

Воспитатель: Ребята, к нам в группу пришли гости. Давайте с ними поздороваемся! (Дети здороваются с гостями.)

А теперь давайте встанем в круг и поприветствуем красно солнышко и друг друга.

Коммуникативная игра «Здравствуйте».

Здравствуй, солнце!

Здравствуй, небо!

Здравствуй, вся моя Земля!

Мы проснулись очень рано,

И приветствуем тебя!

 

Поднимают руки к солнышку.

Качают над головой руками.

 Руками делают круговые движения

Трут кулачками глаза

Руки разводят в разные стороны

 Слова произносит воспитатель.

Воспитатель : Дети какое сейчас время года? ( Весна)

Воспитатель: Ребята,  сегодня прекрасная погода и я приглашаю вас совершить виртуальную  прогулку по весеннему лесу. Скажите, вы любите путешествовать?(Ответ детей)

Воспитатель: Молодцы! Тогда отправляемся в путь! Возьмитесь за руки и улыбнитесь. У всех нас хорошее настроение, и всё у нас получится. Для этого надо произнести волшебные слова:

Ты подуй в свои ладошки,

Покружись потом немножко,

Попадёшь тогда ты в лес,

Полный тайны и чудес!

Дуют в ладошки.

Кружатся.

Закрывают глаза ладонями.

( 2слайд)


Воспитатель:
дети посмотрите мы с вами оказались в весеннем лесу.

Как же здесь хорошо. Как прекрасен лес весной. ( 3слайд)

Лексическое упражнение «Подбери признак».

Воспитатель: А давайте вспомним все приметы весны.    Что происходит с природой весной? Предлагаю  ответить полным  предложением, начиная его со слова «Весной». (Ответы детей. Например: Весной ярко светит солнце. Весной день становиться длиннее. Весной бегут ручьи. Весной тает снег.)

Игра «Скажи наоборот».

- Зимой снег белый, а весной (серый)  (4 слайд) 

- Зимой снег чистый, а весной (грязный)

- Зимой дни холодные, а весной (теплые)

- Зимой дни короткие, а весной (длинные)

- Зимой солнце тусклое, а весной (яркое)( 5 слайд)

- Зимой небо серое, а весной (голубое)

- Зимой ветер холодный, а весной (теплый)

- Зимой солнце низкое, а весной (высокое)

- Зимой похолодало, а весной (потеплело)

Очень хорошо, что вы  знаете о весне, и о признаках весны.  

Воспитатель: Смотрите ребята, что это?  (Дети видят, висит солнышко)

( 6слайд)

Словесная игра «Сравни и назови»

Воспитатель: А что вы скажете о весеннем солнышке? С чем можно сравнить его? Я начну предложение, а вы его закончите:

Солнце желтое, как … одуванчик, цыпленок. (7 сл)

Солнце круглое, как …мячик, колесо, блюдце, блинчик.(8 сл)

Солнце ласковое, как …мама, котенок, бабушка.( 10сл)

Солнце золотое, как …медаль, кубок( 11сл)

Солнце горячее, как … огнь, печка (12сл)

Солнце яркое, как …фонарик, лампочка, люстра.

Воспитатель: Вот сколько хороших слов подобрали вы к слову «солнышко».

Ребята, смотрите, как засияло наше солнышко, теперь оно будет согревать  нашу землю теплом! (13 сл)

Воспитатель: А ещё весной хочется говорить и слышать не только красивые, но и ласковые слова.

Д/игра «Назови ласково» (с мячом)

Солнце – солнышко,

ветка – веточка,

трава – травка,

гнездо – гнёздышко,

лист – листочек,

птица – птичка,

ручей – ручеек,

облако – облачко,

            лужа – лужица,

            цветок – цветочек,

            туча – тучка,

            вода – водичка.

Дидактическая игра "Кто здесь лишний?"

Воспитатель:  Дети весной многие птицы возвращаются домой А какие это птицы, мы должны с вами отгадать.

Загадки

1.

Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Прыг да скок по полю вскачь,

А зовётся птица – …

(Грач).                                        (14сл)

4.

Во дворе стоит дворец,

Там живёт один певец.

Очень ловкий молодец

И зовут его…

(Скворец)        (17 слайд)

2.

Я проворна, легкокрылая,

Хвост раздвоен, словно вилы.

Если я летаю низко,

Значит дождик где-то близко.

(Ласточка)        (15 сл)

5.

Алый низ и черный хвост,

Воробья побольше рост,

Толстый клюв раздался вширь –

До чего красив ...

(Снегирь)        (18сл)

3.

Гнездо не строит никогда,

Соседкам яйца оставляет

И о птенцах не вспоминает.

(Кукушка)        (16 сл)

 Воспитатель :Ребята, давайте посчитаем, сколько же птиц прилетело на дерево? (Дети считают вместе птиц). Посмотрите внимательно на птиц. Кто здесь лишний? (Ответ детей)   (19сл)

Объясните, почему снегирь лишний здесь. (Ответы детей.)

Воспитатель: А почему этих птиц называют перелетными? (Ответ детей)

Воспитатель:  Какая птица открывает весну, как вы думаете? (ответ детей)

Воспитатель: Ребята, а давайте мы с вами поиграем с нашими пальчиками?

Пальчиковая гимнастика «Птенчики»

Птенчики скворцов зовут: (Собрать пальцы обеих рук в щепоть и                             поочередно раскрывать «клювики»).

- Мама, папа! Тут мы, тут!

Принесите нам еды             (Правой рукой показывают).

И немножечко воды.           (Левой рукой показывают)

Червячков мы поедим,         (бью щепотью по левой ладони «клюют»)

С вами в небо полетим!      (Соединить кисти рук крест-накрест, соприкасаясь ими в области запястья; помахать кистями, как крыльями).

Воспитатель: Ребята,  но изменения происходят не только в жизни птиц, но и зверей. Пойдемте гулять дальше по весеннему лесу. (20сл.)

Воспитатель: Ребята, отгадайте,  кто живет на этой лесной полянке.

Картинка весенней полянки

Она прыгать мастерица,

Она прыгать не боится.

Небольшой у неё рост,

Но зато пушистый хвост.

(Белка)

Какой зверь опасный

Ходит в шубе красной?

Снег разгребает,

Мышек хватает.

(Лисица)

Угадайте, что за шапка

Меха целая охапка.

Шапка бегает в бору

У стволов грызет кору.

(Заяц)

Этот зверь тебе знаком,

Ест мышей и молоко.

Но на кошку не похож

Весь в иголках длинных…

(Ёж)

Кто позабыв тревоги,

Спал в своей берлоге?

(Медведь)

Воспитатель: Ребята, как меняется жизнь животных с приходом весны. (Звери линяют, просыпаются после зимней спячки, у них появляются детеныши.)

Какие звери просыпаются весной? (Медведь, еж, барсук.)

Давайте разбудим медведя чистоговоркой.

Чистоговорка «Весна пришла»

Ла-ла-ла – к нам весна пришла.

Ло-ло-ло – в лесу тепло.

Пель-пель-пель – капает капель.

Ля-ля-ля – расцветай земля!

Леть-леть-леть – просыпайся медведь!

Хлопают в ладоши.

Сжимают-разжимают пальцы.

Ударяют указат. пальцем по ладони.

Делают «фонарики».

Топают ногами.

Воспитатель:

А кто весной появляется у диких животных ? (Детеныши.)

Сейчас я буду называть вам взрослое животное, а вы будете говорить, как называется у него детеныш. Или несколько детенышей.

Воспитатель называет по очереди диких животных, показывая иллюстрации.

Игровое упражнение «Назови малышей» или «У кого кто?»

Один

много

У медведя - …

У зайца - …

У лисицы - …

У волка - …

У ежа - …

медвежонок

зайчонок

лисенок

волчонок

ежонок

-

-

-

-

-

медвежат

зайчат

лисят

волчат

ежат

Воспитатель:  Молодцы, ребята!  Мы с вами вышли на солнечную поляну.  Вот и подошла к концу наша прогулка по весеннему лесу. И нам пора возвращаться. Давайте произнесём волшебные слова:

Ты подуй в свои ладошки,

Покружись потом немножко,

Попадёшь тогда ты в сад,

Встретишь там своих ребят!

Дуют в ладошки.

Кружатся.

Закрывают глаза ладонями.

Картинка детского сада (21 слайд)

 Воспитатель: Вот мы и вернулись в наш детский  сад . Вам понравилось в гостях у Весны  в весеннем лесу? А что вам запомнилось? Что вы увидели, гуляя по лесу? (Ответы детей) Вы все меня порадовали. Весна с нами не прощается, ее следы мы будем замечать везде. Согласны?

Лесные жители передали вам вот эти маленькие солнышки за то, что вы побывали у них в гостях и так много рассказали о весне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звуковая культура речи: звук ш.

Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического  восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш]....

Конспект занятия по развитию речи в старшей речевой группе для детей с тяжелыми нарушениями речи “Наш город. Моя улица”.

Цель: Закрепление представлений о городе.Задачи: Расширение и закрепление представлений о родном городе и его достопримечательностях. Расширение и активизация словаря по теме “Наш город. Моя улица”. Р...

конспект занятия по развитию речи в старшей группе. "«Формирование диалогической и монологической речи в режиссёрской игре». Сказка «Заюшкина избушка»

Цель занятия: способствовать формированию у детей монологической и диалогической речи в режиссерской игре....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...