конспект занятия по развитию речи в старшей группе. "«Формирование диалогической и монологической речи в режиссёрской игре». Сказка «Заюшкина избушка»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Цель занятия: способствовать формированию у детей монологической и диалогической речи в режиссерской игре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zayushkina_izbushka_2_.docx | 25.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 16 г. Туймазы
Конспект непосредственно – образовательной деятельности
образовательная область: «Речевое развитие»
раздел: «Развитие речи»
тема: «Формирование диалогической и монологической речи
в режиссёрской игре». Сказка «Заюшкина избушка»
возрастная группа: старшая
Выполнил: воспитатель
Фархутдинова Г.Р
г. Туймазы- 2015
Задачи: Образовательные:
-способствовать формированию у детей монологической и диалогической речи в режиссёрской игре;
-активизировать речь, обогащать словарный запас.
-способствовать умению пользоваться жестами, мимикой, интонацией для передачи характера и поведения героев.
-формировать умение детей принимать роль и действовать соответственно выбранной роли в игре - драматизации;
Развивающие:
-развивать интерес к художественной литературе и театральному искусству.
-развивать навыки драматизации, умение согласовывать речь с движением, общую и мелкую моторику. Воспитательные:
-воспитывать доброжелательное отношение к героям сказок и друг к другу, воспитывать нравственность, сочувствие к игровым персонажам и желание помочь им. Активизация словаря. Интонация, гастроли, костюмерная, грим, слабый, хитрая, рыжая, грустный.
Оборудование. Декорации к сказке: домики Лисички и Зайчика, елочки, карточки - эмоции, шапочки персонажей сказки.
Предварительная работа: чтение сказки «Заюшкина избушка», рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок, оформление совместно с родителями театрального уголка;
Интеграция образовательных областей: «Развитие речи», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» «Художественно – эстетическое развитие».
Орг. момент Воспитатель. Придумано кем-то просто и мудро - При встрече здороваться: «Доброе утро!». «Доброе утро!» солнцу и птицам. «Доброе утро» улыбчивым лицам.
- Скажем друг другу, «Доброе утро!» и улыбнемся (дети улыбаются)
- Сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними
Дети. Здравствуйте! Доброе утро, дорогие гости. Мы очень рады вас видеть. (здороваются, улыбаются)
Ход занятия
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель. В наш детский сад часто приезжают артисты с гастролями. Вспомните, какие сказки приезжали к нам в гости?
Дети. «Теремок», «Заюшкина избушка», «Колобок», «Мойдодыр», «Три поросенка»
Воспитатель. А вы хотите стать артистами театра?
Дети. Да, хотим.
Воспитатель. Как можно изменить себя, чтоб быть похожим на лису, волка, на бабу Ягу, на принца или на лягушку?
Дети. Нужно изменить внешность с помощью костюма, грима, причёски, головного убора.
Воспитатель. Правильно. А можно без костюма превратиться, например, в ветер или в бабочку?
Дети. Можно
Воспитатель. Что нам поможет здесь, как вы думаете?
Дети. Жесты и мимика
Воспитатель. Правильно, а что такое жесты?
Дети. Движения нашего тела, рук, головы
Воспитатель. А что такое мимика?
Дети. Выражение нашего лица
Дидактическая игра «Настроение»
Воспитатель. Сейчас мы поиграем в игру. Я буду называть настроение, а вы попробуйте его показать.
Воспитатель называет, а дети показывают мимикой настроение (грусть, радость, удивление, страх, восторг) Ребенок выкладывает соответствующую картинку на доску.
Игровое упражнение «Жесты»
Воспитатель. А теперь нам нужно показать, как мы умеем общаться жестами.
Я вам буду говорить слова, а вы ответ должны показать это жестами.
Воспитатель называет, а дети жестами показывают («иди сюда», «уходи», «здравствуйте», «до свидания», «тихо», « нельзя», «высокий», «низкий», «да», «нет», «не знаю»)
Воспитатель. Можно ли определить настроение человека, если мы его не видим, а только слышим?
Дети. Можно.
Воспитатель. А как это сделать?
Дети. (ответы)
Воспитатель. Да, можно узнать по его интонации. Интонация – это наша выразительная речь. При помощи интонации мы выражаем различные чувства: грусть, радость, восхищение и т.д. Если это радость, то мы повышаем голос, а если это грусть, то мы понижаем голос.
Произнесите выражение «Наступила весна» с разной интонацией голоса: грустно, радостно, с удивлением, со страхом.
Дети произносят предложения.
Физминутка Зайка наш в избушке жил (руки над головой, пальцы соединены между собой в виде домика)
Никогда он не тужил (головой поворачивают из стороны в сторону) Песню весело он пел (кивают головой) И на дудочке дудел (имитация игры на дудочке) Но лисичка постучала (стучат кулачком о кулачок) Зайца нашего прогнала (хлопают в ладоши). Теперь зайчишка грустный ходит (кружатся).
Себе он места не находит (вздыхают, и разводит руки в стороны) И собака, и медведь (качаются из стороны в сторону) К зайцу нашему подходят (подходят друг к другу), И ни с чем они уходят (расходятся). Лишь единственный петух Зайцу нашему помог (машут руками вверх-вниз). И теперь живут в дому (руки над головой, пальцы соединены между собой в виде домика) Припеваючи, в ладу (обнимают друг друга). Воспитатель. В какой сказке встречаются персонажи нашей физминутки?
Дети. «Заюшкина избушка».
Воспитатель. Правильно это сказка «Заюшкина избушка».
Воспитатель. Какая лиса в сказке?
Дети. Хитрая, рыжая, коварная, вредная.
Воспитатель. Какой заяц в сказке?
Дети. Грустный, трусливый, слабый
Воспитатель. А петух, какой оказался?
Дети. Смелый, маленький, храбрый
Воспитатель. Хотите поиграть в театр?
Дети. Да, хотим.
Воспитатель. Сейчас мы покажем сказку «Заюшкина избушка». Сначала распределим роли. Кто у нас сегодня будет лисой, зайцем, собакой, медведем, петухом?
Дети выбирают роли.
Воспитатель. Артисты могут пройти в костюмерную переодеваться.
(дети уходят, размечают игровое пространство, готовят декорации, одевают костюмы)
Воспитатель. Остальные сегодня будут в роли зрителей.
Раздается звонок.
Воспитатель. Вот уже раздался первый звонок, который предупреждает нас о скором начале сказки, второй звонок предупреждает, чтобы все заняли свои места, а третий звонок предупреждает о начале сказки.
Звучит музыкальная заставка «В гостях у сказки»
Воспитатель. Жили-были лиса да заяц. У лисы была избушка ледяная, а у зайца - лубяная. Вот лиса и дразнит зайца:
Лиса: - У меня избушка светлая, а у тебя темная! У меня светлая, а у тебя темная! (дразнится)
Воспитатель. Пришла весна, у лисы избушка растаяла. Лиса и просится к зайцу:
Лиса: - Пусти меня, заюшка, хоть на дворик к себе!
Заяц: - Нет, лиса, не пущу: зачем дразнилась?
Воспитатель. Стала лиса пуще упрашивать. Заяц и пустил ее к себе на двор.
На другой день лиса опять просится:
Лиса:- Пусти меня, заюшка, в избушку.
Заяц: - Нет, не пущу: зачем дразнилась?
Воспитатель. Просилась, просилась лиса, пустил ее заяц в избушку. А лисе только это и надо было. Стала она гнать зайца.
Лиса: - Ступай вон, заяц! Не хочу с тобой жить!
Воспитатель. Так и выгнала. Идет заяц и плачет, горюет, лапками слезы утирает. Бегут мимо собаки.:
Собаки: - Тяф, тяф, тяф! О чем, заинька, плачешь?
Заяц: - Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась она ко мне, да меня же и выгнала.
Собаки: - Не плачь, заяц, мы ее выгоним.
Подошли они к избушке.
Собаки: - Тяф, тяф, тяф! Пойди, лиса, вон!
А она им с печи:
Лиса: - Как выскочу, как выпрыгну - пойдут клочки по закоулочкам!
Испугались собаки и убежали.
Вот заяц опять бредет по дорожке и плачет. Идет медведь.
Медведь: - О чем ты, заинька, плачешь?
Заяц: - Как же мне, медведь, не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась она ко мне, да меня же и выгнала.
Медведь: - Не плачь, зайчик, я ее выгоню.
Заяц: - Нет, не выгонишь! Собаки гнали, гнали - не выгнали. И ты не выгонишь.
Медведь: - Нет, выгоню!
Воспитатель. Подошел медведь к избушке и зарычал:
Медведь: - Рррр... ррр... Ступай, лиса, вон!
Воспитатель. А она с печи:
Лиса: - Как выскочу, как выпрыгну - пойдут клочки по закоулочкам!
Воспитатель. Испугался медведь и ушел.
Опять заяц плачет. Идет петух, несет косу.
Петух: - Ку-ка-ре-ку! Заинька, о чем ты плачешь?
Заяц: - Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась она ко мне, да меня же и выгнала.
Петух: - Не горюй, заинька, я выгоню лису.
Заяц: - Нет, не выгонишь! Собаки гнали - не выгнали, старый медведь гнал, гнал - не выгнал. И ты не выгонишь.
Воспитатель. Подошел петух к избушке.
Петух: - Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи: хочу лису посечи, поди, лиса, вон!
Воспитатель. Услыхала лиса, испугалась и говорит:
Лиса - Одеваюсь...
Петух опять: - Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи: хочу лису посечи, поди, лиса, вон!
А лиса говорит: - Шубу надеваю...
Петух в третий раз: - Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи: хочу лису посечи, поди, лиса, вон!
Воспитатель. Испугалась лиса, соскочила с печи - да бежать. А заяц с петухом стали жить да поживать, да добра наживать.
Воспитатель: вот и сказке конец, а кто слушал – молодец!( звенит колокольчик)
Итог.
Воспитатель. Понравилось ли вам быть артистами и играть в сказку?
Дети. Да, понравилось
Воспитатель. А можем ли мы при помощи пальчикового театра показать эту сказку?
Дети. Можем
Воспитатель. А ещё как можем?
Дети. Бибабо, театра на магнитах.
Воспитатель. Тогда мы сегодня обязательно поиграем и в пальчиковый театр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи».
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи»Цель: развитие связной речи дошкольников, обогащение и активизация словарного запаса посре...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч – щ»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч – щ»Цель: Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляци...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Звуковая культура речи. Дифференциация звуков [Л] — [Р]»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Звуковая культура речи. Дифференциация звуков [Л] — [Р]» Цель: упражнять детей в различении звуков л &mda...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: "Звуковая культура речи. Дифференциация звуков [л]-[р]".
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: "Звуковая культура речи. Дифференциация звуков [л]-[р]".Цель: упражнять детей в различении звуков л-р в словах, фразовой речи; учи...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в страну красивой речи"
Цель занятия : Обобщить и активизировать словарный запас...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи» ( образовательная область «Речевое развитие»)
Занятие по развитию речи способствует обогащению и активизации словарного запаса посредством участия в словесно-речевых играх....
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Формирование навыков диалогической речи»
Конспект занятия по развитию речив средней группе«Формирование навыков диалогической речи»Цель: формирование навыков диалогической речи.Задачи: Образовательные: учить детей самостоятельно ...