конспект занятия по развитию речи в старшей группе. "«Формирование диалогической и монологической речи в режиссёрской игре». Сказка «Заюшкина избушка»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Фархутдинова Гузалия Раиловна

Цель занятия: способствовать формированию у детей монологической и диалогической речи в режиссерской игре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zayushkina_izbushka_2_.docx25.26 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 16 г. Туймазы

Конспект непосредственно – образовательной деятельности

образовательная область: «Речевое развитие»

раздел: «Развитие речи»

тема: «Формирование диалогической и монологической речи

в режиссёрской игре». Сказка «Заюшкина избушка»

возрастная группа: старшая

Выполнил: воспитатель

Фархутдинова Г.Р

г. Туймазы- 2015

Задачи:                                                                                                Образовательные: 

-способствовать  формированию у детей монологической и диалогической речи в режиссёрской игре; 

-активизировать речь, обогащать словарный запас.

-способствовать умению пользоваться жестами, мимикой, интонацией для передачи характера и поведения героев.

         -формировать умение  детей принимать роль и действовать соответственно выбранной роли в игре - драматизации;

Развивающие:

-развивать интерес к художественной литературе и театральному искусству.

 -развивать навыки драматизации, умение согласовывать речь с движением, общую и мелкую моторику.                                              Воспитательные: 

-воспитывать доброжелательное отношение к героям сказок и друг к другу, воспитывать нравственность, сочувствие к игровым персонажам и желание помочь им.                                                                                  Активизация словаря. Интонация, гастроли, костюмерная, грим, слабый, хитрая, рыжая, грустный.

Оборудование. Декорации к сказке: домики Лисички и Зайчика, елочки, карточки -  эмоции,  шапочки персонажей сказки.

Предварительная работа: чтение сказки «Заюшкина избушка», рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок, оформление совместно с родителями театрального уголка;

Интеграция образовательных областей: «Развитие речи», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» «Художественно – эстетическое развитие».

Орг. момент                                                                                                Воспитатель.                                                                                                      Придумано кем-то просто и мудро -                                                                      При встрече здороваться:  «Доброе утро!».                                                      «Доброе утро!» солнцу и птицам.                                                                         «Доброе утро» улыбчивым лицам.  

- Скажем друг другу, «Доброе утро!» и улыбнемся (дети улыбаются)

- Сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними

Дети. Здравствуйте! Доброе утро, дорогие гости.  Мы очень рады вас видеть. (здороваются, улыбаются)

Ход занятия

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель. В наш детский сад часто приезжают артисты с гастролями. Вспомните, какие сказки приезжали к нам в гости?

Дети. «Теремок», «Заюшкина избушка», «Колобок», «Мойдодыр», «Три поросенка»

Воспитатель. А вы хотите стать артистами театра?

Дети. Да, хотим.

Воспитатель. Как можно изменить себя, чтоб быть похожим на лису, волка, на бабу Ягу, на принца или на лягушку?

Дети. Нужно изменить внешность с помощью костюма, грима, причёски, головного убора.

Воспитатель. Правильно. А можно  без костюма превратиться, например, в ветер или в бабочку?

Дети. Можно

Воспитатель. Что нам поможет здесь, как вы думаете?

Дети. Жесты и мимика

Воспитатель. Правильно, а что такое жесты?

Дети. Движения нашего тела, рук, головы

Воспитатель. А что такое мимика?

Дети. Выражение нашего лица

Дидактическая игра «Настроение»

Воспитатель. Сейчас мы поиграем в игру. Я буду называть настроение, а вы попробуйте его показать.

Воспитатель называет, а дети показывают мимикой настроение (грусть, радость, удивление, страх, восторг) Ребенок выкладывает соответствующую картинку на доску.

Игровое упражнение «Жесты»

Воспитатель. А теперь нам нужно показать, как мы умеем общаться жестами.

Я вам буду говорить слова, а вы ответ должны показать это жестами.

Воспитатель называет, а дети жестами показывают («иди сюда», «уходи», «здравствуйте», «до свидания», «тихо», « нельзя», «высокий», «низкий», «да», «нет», «не знаю»)

Воспитатель. Можно ли определить настроение человека, если мы его не видим, а только слышим?

Дети. Можно.

Воспитатель. А как это сделать?

Дети. (ответы)

Воспитатель.     Да, можно узнать по его интонации. Интонация – это наша выразительная речь. При помощи интонации мы выражаем различные чувства: грусть, радость, восхищение и т.д. Если это радость, то мы повышаем голос, а если это грусть, то мы понижаем голос.

Произнесите выражение «Наступила весна» с разной интонацией голоса: грустно, радостно, с удивлением, со страхом.

Дети произносят предложения.  

Физминутка                                                                                                                                                                                                          Зайка наш в избушке жил  (руки над головой, пальцы соединены между собой в виде домика)                                                                                        

Никогда он не тужил (головой поворачивают из стороны в сторону)                  Песню весело он пел (кивают головой)                                                                     И на дудочке дудел (имитация игры на дудочке)                                                    Но  лисичка постучала (стучат кулачком о кулачок)                                                 Зайца  нашего  прогнала   (хлопают в ладоши).                                                Теперь зайчишка грустный ходит    (кружатся).

Себе он места не находит    (вздыхают, и разводит руки в стороны)                              И собака, и медведь (качаются из стороны в сторону)                                             К зайцу нашему подходят (подходят друг к другу),                                               И ни с чем они уходят (расходятся).                                                                       Лишь единственный петух                                                                                       Зайцу нашему помог (машут руками вверх-вниз).                                                    И теперь живут в дому (руки над головой, пальцы соединены между собой в виде домика)                                                                                                        Припеваючи, в ладу (обнимают друг друга).                                            Воспитатель.  В какой сказке встречаются персонажи нашей физминутки?

Дети. «Заюшкина избушка».

Воспитатель. Правильно это сказка «Заюшкина избушка».

Воспитатель. Какая лиса в сказке?

Дети. Хитрая, рыжая, коварная, вредная.

Воспитатель. Какой заяц в сказке?

Дети. Грустный, трусливый, слабый

Воспитатель. А петух, какой оказался?

Дети. Смелый, маленький, храбрый

Воспитатель. Хотите поиграть в театр?

Дети. Да, хотим.

Воспитатель. Сейчас мы покажем сказку  «Заюшкина избушка».  Сначала распределим роли. Кто у нас сегодня будет лисой, зайцем, собакой, медведем, петухом?

Дети выбирают роли.

Воспитатель. Артисты могут пройти в костюмерную переодеваться.

(дети уходят, размечают игровое пространство, готовят декорации, одевают костюмы)

Воспитатель. Остальные сегодня будут в роли зрителей.

Раздается звонок.

Воспитатель. Вот уже раздался первый звонок, который предупреждает нас о скором начале сказки, второй звонок предупреждает, чтобы все заняли свои места, а третий звонок предупреждает о начале сказки.

Звучит музыкальная заставка «В гостях у сказки»

Воспитатель. Жили-были лиса да заяц. У лисы была избушка ледяная, а у зайца - лубяная. Вот лиса и дразнит зайца:

Лиса: - У меня избушка светлая, а у тебя темная! У меня светлая, а у тебя темная! (дразнится)

 Воспитатель. Пришла весна, у лисы избушка растаяла. Лиса и просится к зайцу:

Лиса: - Пусти меня, заюшка, хоть на дворик к себе!

Заяц: - Нет, лиса, не пущу: зачем дразнилась?

Воспитатель.  Стала лиса пуще упрашивать. Заяц и пустил ее к себе на двор.

На другой день лиса опять просится:

Лиса:- Пусти меня, заюшка, в избушку.

Заяц: - Нет, не пущу: зачем дразнилась?

Воспитатель. Просилась, просилась лиса, пустил ее заяц в избушку. А лисе только это и надо было. Стала она гнать зайца.

Лиса: - Ступай вон, заяц! Не хочу с тобой жить!

Воспитатель. Так и выгнала. Идет заяц и плачет, горюет, лапками слезы утирает. Бегут мимо собаки.:

Собаки: - Тяф, тяф, тяф! О чем, заинька, плачешь?

Заяц: - Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась она ко мне, да меня же и выгнала.

Собаки: - Не плачь, заяц, мы ее выгоним.

Подошли они к избушке.

Собаки: - Тяф, тяф, тяф! Пойди, лиса, вон!

А она им с печи:

Лиса: - Как выскочу, как выпрыгну - пойдут клочки по закоулочкам!

Испугались собаки и убежали.

Вот заяц опять бредет по дорожке и плачет. Идет  медведь.

Медведь: - О чем ты, заинька, плачешь?

Заяц: - Как же мне, медведь, не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась она ко мне, да меня же и выгнала.

Медведь: - Не плачь, зайчик, я ее выгоню.

Заяц: - Нет, не выгонишь! Собаки гнали, гнали - не выгнали. И ты не выгонишь.

Медведь: - Нет, выгоню!

Воспитатель. Подошел медведь к избушке и зарычал:

Медведь: - Рррр... ррр... Ступай, лиса, вон!

Воспитатель. А она с печи:

Лиса: - Как выскочу, как выпрыгну - пойдут клочки по закоулочкам!

Воспитатель. Испугался медведь и ушел.

Опять  заяц  плачет. Идет петух, несет косу.

Петух: - Ку-ка-ре-ку! Заинька, о чем ты плачешь?

Заяц: - Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась она ко мне, да меня же и выгнала.

Петух: - Не горюй, заинька, я выгоню лису.

Заяц: - Нет, не выгонишь! Собаки гнали - не выгнали, старый медведь гнал, гнал - не выгнал. И ты не выгонишь.

Воспитатель. Подошел петух к избушке.

Петух:  - Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи: хочу лису посечи, поди, лиса, вон!

Воспитатель. Услыхала лиса, испугалась и говорит:

Лиса - Одеваюсь...

 Петух опять: - Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи: хочу лису посечи, поди, лиса, вон!

 А лиса говорит: - Шубу надеваю...

Петух в третий раз: - Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи: хочу лису посечи, поди, лиса, вон!

Воспитатель. Испугалась лиса, соскочила с печи - да бежать. А заяц с петухом стали жить да поживать, да добра наживать.

Воспитатель: вот и сказке конец, а кто слушал – молодец!( звенит колокольчик)

Итог.

Воспитатель. Понравилось ли вам быть артистами и  играть в сказку?

Дети. Да, понравилось

 Воспитатель.  А можем ли мы при помощи пальчикового театра показать эту сказку?

Дети. Можем

Воспитатель. А ещё как можем?

Дети. Бибабо, театра на магнитах.

Воспитатель. Тогда мы сегодня обязательно поиграем и в пальчиковый театр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи».

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе  «Путешествие в страну Красивой речи»Цель: развитие связной речи дошкольников, обогащение и активизация словарного запаса посре...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч – щ»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч – щ»Цель: Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляци...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Звуковая культура речи. Дифференциация звуков [Л] — [Р]»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:  «Звуковая культура речи. Дифференциация звуков [Л] — [Р]» Цель: упражнять детей в различении звуков л &mda...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: "Звуковая культура речи. Дифференциация звуков [л]-[р]".

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: "Звуковая культура речи. Дифференциация звуков [л]-[р]".Цель: упражнять детей в различении звуков л-р в словах, фразовой речи; учи...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в страну красивой речи"

Цель занятия : Обобщить и активизировать словарный запас...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи» ( образовательная область «Речевое развитие»)

Занятие по развитию речи способствует обогащению и активизации словарного запаса посредством участия  в словесно-речевых играх....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Формирование навыков диалогической речи»

Конспект занятия по развитию речив средней группе«Формирование навыков диалогической речи»Цель: формирование навыков диалогической речи.Задачи: Образовательные: учить детей самостоятельно ...