Перспективный план по речевому развитию в средней группе
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Спицина Татьяна Владимировна

Образовательная область «Речевое  развитие» Развитие речи

4-5 лет средняя группа 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx30.51 КБ

Предварительный просмотр:

 Образовательная область «Речевое  развитие» Развитие речи

4-5 лет средняя группа

Тема занятия

Программные задачи

Используемая литература

Сентябрь

1.

«Путешествие в страну игрушек»

поддержать инициативность и самостоятельность ребенка в ребенка в речевом обращение со взрослыми и сверстниками; поддерживать стремление задавать и правильно формировать вопросы; учить детей при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи.

(Ельцова О.М.

1,стр. 126)

2.

«Ходит осень по дорожке»

поддерживать инициативность и самостоятельность ребёнка в речевом общении со взрослыми и сверстниками; использовать в практике общения описательные монологи и элементы объяснительной речи; поддерживать стремление задавать и правильно формулировать вопросы; формировать умение детей при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи; обогащать словарь по теме «Осень», развивать грамматический строй речи.

(Ельцова О.М.

2,стр. 129)

3.

Составление рассказа по картине «Кошка с котятами»

 учить составлять рассказ по картине совместно с воспитателем и самостоятельно; учить составлять короткий рассказ на тему из личного опыта (по аналогии с содержанием картины); учить соотносить слова, обозначающие названия животных, с названиями их детенышей; активизировать в речи слова, обозначающие действия (глаголы).

(Ушакова О.С. 2,стр.110)

4.

Описание игрушек – собаки, лисы. Составление сюжетного рассказа по набору игрушек

учить при описании игрушки называть ее признаки, действия, связывать между собой предложения; закреплять умение соотносить названия животных с названиями их детенышей, упражнять в использовании форм единственного и множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных; формировать представления о предлогах за, под, на, в, навыки их применения в речи.

(Ушакова О.С. 3,стр.112)

Октябрь

5.

Составление описания по лексической теме «Овощи»

учить описывать овощи, правильно их называть; уточнить представления об овощах, учить выделять в овощах определенные свойства, правильно классифицировать овощи; продолжать учить вслушиваться в звучание слов.

(Ушакова О.С. 24,стр.158)

6.

Составление сюжетного рассказа по набору игрушек «Таня, Жучка и котенок»

учить составлять рассказ исходя из набора игрушек; активизировать в речи слова, обозначающие качества и действия предметов; учить согласовывать прилагательные с существительными в форме множественного числа

(Ушакова О.С. 5,стр.118)

7.

«Помогите петушку научить мышат беречь хлеб»

поддерживать инициативность и самостоятельность ребёнка в речевом общении со взрослыми и сверстниками; использовать в практике общения описательные монологи и элементы объяснительной речи; поддерживать стремление задавать и правильно формулировать вопросы; формировать умение детей при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи; обогащать словарь посредством ознакомления детей с хлебом и хлебобулочными изделиями; познакомить детей с разнообразием хлебобулочных изделий; воспитывать бережное отношение и уважение к хлебу.

(Ельцова О.М. 5,стр.143)

8.

Пересказ рассказа Е. Чарушина «Курочка». Сравнение предметных картинок

учить пересказывать рассказ; учить сравнивать объекты на картинках по величине, цвету; подбирать определения, антонимы; согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе

(Ушакова О.С. 20,стр.152)

9.

Составление рассказа по картине «Куры»

учить составлять короткий описательный рассказ по картине; учить сравнивать (по внешнему виду, поведению) петуха и курицу, курицу и цыплят

(Ушакова О.С. 28,стр.167)

Ноябрь

10.

Составление описательного рассказа о питомцах

учить составлять описание игрушки, называть характерные признаки и действия, подводить к составлению короткого рассказа на тему из личного опыта; обогащать словарь правильными названиями окружающих предметов(игрушек), их свойств, действий, которые с ними можно совершать; учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе

(Ушакова О.С. 4,стр.115)

11.

Описание игрушек – белки, зайчика, мышонка

учить составлять короткий описательный рассказ об игрушке;  учить ориентироваться на окончания слов при согласовании прилагательных с существительными в роде; образовывать слова при помощи суффиксов с уменьшительным и увеличительным значением.

(Ушакова О.С. 11,стр.131)

12.

Составление сюжетного рассказа по ролям

формировать навыки диалогической речи, учить самостоятельно, задавать вопросы и отвечать на них; активизировать в речи слова, обозначающие качества и действия предметов, учить подбирать точные сравнения

(Ушакова О.С. 7,стр.122)

13.

Составление рассказа о любимой игрушке

учить описывать и сравнивать кукол: правильно называть наиболее характерные признаки, строить законченные предложения; активизировать в речи прилагательные, учить пользоваться словами с противоположным значением, закрепить представления о понятии «мебель».

(О.С.Ушакова  12, стр. 134 )

Декабрь

14.

Составлений рассказа – описания по лексической теме «Зимняя одежда»

учить давать описания зимней одежды; учить правильно, называть зимнюю одежду, формировать представление о ее назначении; закрепить понятие «одежда»; учить пользоваться в речи сложноподчиненными предложениями; согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе

(Ушакова О.С. 13,стр.137)

15.

Составление рассказа-описания по лексической теме «Мебель»

учить высказываться на тему из личного опыта, предложенную воспитателем; учить правильно называть предметы мебели, познакомить с их назначением; уточнить понятие «мебель»; учить правильно использовать в речи предлоги и наречия с пространственным значением: посередине, около, у, сбоку, перед; активизировать в речи сложноподчиненные предложения.

(Ушакова О.С. 9,стр.127)

16.

Составление рассказа с использованием предложенных предметов

упражнять в составлении рассказа о предметах и действиях с предметами; упражнять в образовании названий посуды

(Ушакова О.С. 19,стр.150)

17.

Пересказ рассказа Я. Тайца «Поезд»

учить пересказывать небольшой рассказ, впервые прочитанный на занятии, выразительно передавать прямую речь персонажей; упражнять в образовании формы родительного падежа множественного числа существительных.

(Ушакова О.С. 14,стр.140)

Январь

18.

Составление рассказа по картине «Не боимся мороза»

учить составлять небольшой (из 2-3 предложений) рассказ, отражающий содержание картины, по плану, предложенному воспитателем; учить подбирать определения к словам снег, зима, снежинки.

(Ушакова О.С. 16,стр.144)

19.

Составление описания животных по картинкам

учить составлять описание по картинке, называть объект, его свойства, признаки, действия, давать ему оценку; учить составлять сложноподчиненные предложения.

(Ушакова О.С. 23,стр.156)

20.

Составление сюжетного рассказа по набору игрушек «Случай в лесу»

побуждать к составлению коротких рассказов исходя из набора игрушек;: учить правильно использовать в речи предлоги в, на, под, между; закрепить умение образовывать наименования детенышей животных

(О.С.Ушакова  15, стр. 142)

Февраль

21.

Составление рассказа по картине «День рождения Тани»

учить составлять рассказ по картине;

закрепить умение образовывать имена существительные – названия посуды

(О.С.Ушакова  22, стр. 155)

22.

«В гостях у золотой рыбки»

поддерживать инициативность и самостоятельность ребёнка в речевом общении со взрослыми и сверстниками; использовать в практике общения описательные монологи и элементы объяснительной речи; поддерживать стремление задавать и правильно формулировать вопросы; формировать умение детей при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи; обогащать словарь посредством ознакомления детей со свойствами и качествами объектов; формировать навыки сотрудничества.

(Ельцова О.М. 14,стр.184)

23.

«Праздник пап»

поддерживать инициативность и самостоятельность ребёнка в речевом общении со взрослыми и сверстниками; использовать в практике общения описательные монологи и элементы объяснительной речи; формировать представление о празднике День защитника Отечества; развивать связную речь детей, побуждая их составлять небольшие рассказы о своих папах; обогащать лексический запас слов по теме (Отечество, защитник);формировать умение образовывать родительный падеж имен существительных со значением отсутствия; развивать внимание, мелкую и общую моторику; воспитывать уважение к своим папам, желание быть на них похожими.

(Ельцова О.М. 20,стр.206)

24

«Жить без ссоры лучше нам»

формировать опыт социального взаимодействия;  умение находить выход из конфликтной ситуации; развивать умения высказываться и слушать высказывания сверстников; поддерживать инициативность и самостоятельность ребёнка в речевом общении со взрослыми и сверстниками; развивать умение использовать вариативные формы приветствия, прощания, благодарности, обращения с просьбой; поддерживать стремление задавать и правильно формулировать вопросы.

(Ельцова О.М. 23,стр.193)

Март

25.

Пересказ рассказа Н. Калининой «Помощники»

учить пересказывать рассказ, замечать несоответствия с текстом в пересказах товарищей; закрепить умение образовывать названия предметов посуды по аналогии; обратить внимание на несхожесть некоторых названий

(Ушакова О.С. 26,стр. 162)

26.

Придумывание загадок-описаний об игрушках

учить описывать предмет, не называя его; развивать диалогическую речь, учить задавать вопросы и отвечать на них; активизировать в речи детей глаголы, прилагательные; упражнять в образовании названий детенышей животных в именительном и косвенных падежах;

(О.С.Ушакова 8, стр. 124)

27.

Описание потерявшихся зайчат по картинкам

учить составлять рассказ по картине;

закрепить умение образовывать имена существительные – названия посуды;

закрепить произношение звука [щ'], представление о том, что звуки в слове произносятся в определенной последовательности.

(Ушакова О.С. 21,стр. 154)

28.

«Нет друга – ищи, а нашёл - береги»

выяснить представление детей о дружбе, о том, с кем они дружат и почему; поддерживать инициативность и самостоятельность ребёнка в речевом общении со взрослыми и сверстниками; воспитывать интерес к литературе, умение соотносить литературные факты с имеющимся жизненным опытом; поддерживать стремление задавать и правильно формулировать вопросы; обогащать словарь посредством использования в беседе коротких пословиц и поговорок; формировать умение устанавливать причинные связи в тексте и в жизненной ситуации.

(Ельцова О.М. 17,стр.196)

Апрель

29.

«Прогулка в лес»

поддерживать стремление задавать и правильно формулировать вопросы; формировать умение детей при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи; обогащать словарь посредством ознакомления детей с лесом и его обитателями; развивать умение чистого произношения звуков родного языка, правильного звукопроизношения; формировать представление об образе жизни лесных зверей; развивать навыки эффективного общения, зрительное восприятие в процессе игрового общения; развивать умение использовать вариативные формы приветствия, прощания, благодарности, обращения с просьбой

(Ельцова О.М. 19,стр.202)

30.

Употребление в речи слов с пространственным значением

продолжать учить составлять описания предметов, игрушек; учить правильно употреблять слова, обозначающие пространственные отношения (ближе –дальше, впереди – сзади)

(Ушакова О.С. 25,стр. 160)

31.

Описание внешнего вида животных

продолжать учить составлять описание предметов; упражнять в образовании форм глагола  хотеть (хочу – хочет, хотим – хотят)

(Ушакова О.С. 27,стр. 164)

32.

Пересказ сказки «Пузырь, соломинка и лапоть»

учить пересказывать короткую сказку, выразительно передавать диалог персонажей; учить пользоваться точными наименованиями для называния детенышей животных, употреблять форму повелительного наклонения глаголов.

(Ушакова О.С. 6, стр. 120)

Май

33.

Составление описаний персонажей сказки «Теремок»

учить составлять описание предметов;

учить подбирать нужные по смыслу слова; закреплять усвоение обобщающих понятий: «овощи», «одежда», «мебель»

(Ушакова О.С. 29, стр. 170)

34.

Определение специфических признаков предмета

учить составлять описание игрушки, называя ее характерные признаки; упражнять в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных

(Ушакова О.С. 30, стр. 172)

35.

Определение предмета по его специфическим признакам

закреплять умение составлять описание предмета, рассказывать о его внешнем виде, качествах и свойствах; учить согласованию существительных, прилагательных и местоимений в роде

 

(Ушакова О.С. 31, стр. 174)

36.

Описание внешнего вида детенышей животных

учить давать описание внешнего вида предметов, их характерных признаков; учить пользоваться точными наименованиями для названия детенышей  животных: обратить внимание на то, что не все названия детенышей звучат так же, как и название животных того же вида

(Ушакова О.С. 32, стр. 176)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по речевому развитию для первой группы раннего возраста на 2016-2017 уч.год

Перспективный план по речевому развитию для первой группы раннего возраста по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е Вераксы,Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой...

Перспективный план по речевому развитию в средней группе (4-5 лет)

Перспективный план по речевому развитию в средней группе (4-5 лет)...

Перспективный план по речевому развитию в старшей группе

Перспективный план по речевому развитию в старшей группе...

Перспективный план по речевому развитию детей средней группы детского сада

Перспективное планирование по речевому развитию составлено на основе методического пособия О.С. Ушаковой "Развитие речи детей 3-5 лет" и может быть полезно воспитателям второй младшей, средн...

Перспективный план по речевому развитию в подготовительной группе

В работу воспитателю подготовительной группы на 2019/2020 учебный год...

Перспективно-тематический план ОО «Речевое развитие» в средней группе.

Перспективно-тематический план  ОО «Речевое развитие»  в средней группе...

Перспективный план ОО"Речевое развитие" в подготовительной группе комбинированной направленности с использованием ИКТ.

План работы с детьми в ОО "Речевое развитие"подготовительная группа комбинированного направления с использованием ИКТ....