«Художественно-эстетическое развитие дошкольников на логопедических занятиях».
материал по развитию речи
В докладе описаны возможные способы развития художественно-эстетического развития дошкольников на занятиях с логопедом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3-hud-e_razvitie.docx | 19.8 КБ |
Предварительный просмотр:
«Художественно-эстетическое развитие дошкольников на логопедических занятиях».
К сожалению, год от года мы видим рост числа детей с речевыми патологиями. И не всегда эти дети поступают в группы компенсирующей направленности. Чаще по незнанию, а бывает и не желанию родителей дети находятся в общеразвивающих группах. Попадая в такую группу, этим детям не дают солирующие партии в песнях, редко читают стихи на праздниках, не участвуют в инсценировках сказок и т.д. Имеющиеся у них речевые нарушения отодвигают их на второй план на фоне творчески развитых сверстниках.
Мне как логопеду приходится руководствоваться традиционными методами и приемами в коррекции речевых нарушений. Логопедическое воздействие состоит из:
- развитие подвижности артикуляционного аппарата и умения переключаться с одной артикуляционной позы на другую;
- развитии правильной воздушной струи;
- коррекции звукопроизношения;
- развития фонематического слуха и восприятия;
- увеличения словарного запаса знаний;
- развития связности высказываний;
- профилактики грамматических нарушений.
В практике логопеды для эффективной коррекционной работы используют различные способы, такие как:
- прослушивание и пересказ РНС и рассказов;
- привлечение к играм драматизациям;
- разучивание стихов, потешек, чистоговорок, считалок;
- загадывание и разгадывание загадок;
- разъяснение смысла пословиц, поговорок и старорусских слов.
Мне приходится использовать стандартные формы и способы работы в преодолении имеющихся речевых нарушений у дошкольников, а также искать новые, более эффективные. К новым формам относятся:
Логопедические сказки.
Логопедические сказки бывают:
- Артикуляционные – на развитие артикуляционной моторики и выработку воздушной струи.
- Пальчиковые – развивают мелкую моторику рук и формируют графические навыки.
- Фонетические – помогают уточнить артикуляцию обрабатываемого звука, автоматизировать и дифференцировать его.
- Лексико-грамматические. Способствуют увеличению словарного запаса, закрепляют полученные знания о грамматических категориях.
- Сказки по обучению грамоте. Помогают в доступной форме познакомить со звуками и буквами родного языка.
- Сказки по формированию связной речи
Их целью является всестороннее, целенаправленное развитие речи дошкольников путем использования сказкотерапии. Эти сказки создаются небольшими по содержанию и объему для простоты запоминания и пересказывания ребенком.
В своей работе использую на индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношения. Они помогают создать благоприятную среду для речевой активности и творчества ребенка, установить положительный эмоциональный контакт, развивать артикуляционную подвижность, корректировать звукопроизношение активизировать речевое общение через пополнение словарного запаса и стимуляцию психических процессов.
Логоритмика – это система двигательных упражнений, которые сочетаются подобранным речевым материалом под специальное музыкальное сопровождение, либо без него.
Данное направление благоприятно воздействует на психическое, физическое, речевое, социально-коммуникативное и эмоциональное развитие дошкольника. Выполнение упражнений в заданном темпе также положительно сказывается на речевом дыхании, формировании понимания ритма и темпа, понимания выразительности музыкальных произведений.
Мнемотехника – это система методов и приёмов, которые способствуют более эффективному запоминанию и дальнейшему воспроизведению определенной информации. Ее использую для разучивания чистоговорок, потешек и стихов; составления описательных рассказов о предметах и временах года.
Отмечают положительное в данной технике:
- быстрое и легкое запоминание материала;
- всестороннее развитие речи, пополнение активного словаря;
- расширение знаний об окружающем мире;
- укрепление памяти и внимания;
- формирование логического и образного мышления;
- совершенствование интеллектуальных и творческих способностей.
В каждом возрасте следует использовать мнемотехнику по-разному. Так с детьми младшего дошкольного возраста (не раньше, чем с 3-х летнего) и с неговорящими детьми использую мнемоквадрат. Од содержит одно изображение, которое позволяет выучить единственное слово и ли словосочетание.
С детьми 4-5 лет подойдут в использовании мнемодорожки. Они уже состоят из 3-4 рисунков, которые объеденены единым смыслом. Это будет помогать при разучивании определенных последовательностей. Например, составление небольшого рассказа из нескольких предложений, либо алгоритм выполнения определенной последовательности – как правильно мыть руки, собираться на улицу и т.д.
Мнемотаблицы, состоящие из 6-8 изображений использую с детьми старшего дошкольного возраста. Они помогают запомнить, выучить более сложную или объемную информацию.
Таким образом, проводимая работа благоприятно сказывается на всестороннем речевом развитии, способствует эмоциональному, познавательному и социальному развитию, в дальнейшем облегчит процесс обучения в школе.
Список используемой литературы:
- Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. Для студентов. – М: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002г.
- Жолудь И.В. Развитие фонематической системы языка с применением логоритмических приемов – ТЦ Сфера, 2013г.
- Жукова О.С., Лазарева Е. Н. Логопедические сказки: читаем и учимся. Изд. Малыш, 2021г.
- Касицына М.А., Бородина И.Г. Коррекционная ритмика. Комплекс практических материалов и технология работы с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР.: Из. – Гном, 2019г.
- Полянская Т. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. Изд. Детство-Пресс, 2010г.
- Ткаченко Т.А. Логопедические сказки. Из. Проспект, 2020г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности работы педагогического коллективва по художественно-эстетическому направлению развития дошкольников
В статье представлены основные виды органиации детской деятельности по художесственно- эстетическому развитию, работа педагогов дополнительного образования по изодеятельности, ритмике и в компьютерном...
Инновационная педагогическая технология в художественно – эстетическом направлении развития дошкольников.
Развитие и совершенствование личности ребенка невозможно представить без реализации ее эстетических и творческих потребностей. Этим целям созвучна природа творческого развития в системе эстетического ...
Художественно–эстетическое развитие дошкольников через интегрированные занятия
Эффективность художественно – эстетического воспитания детей определяется комплексным использованием всех средств эстетического цикла: театра, музыки, художественной литературы, рисования....
Конспект комплексной организованной деятельности детей в подготовительной логопедической группе по речевому и художественно - эстетическому (рисование) развитию Тема: «Домашние животные» Составила воспитатель Козлова Т.А.
Конспект открытого занятия по развитию речи в логопедической группе...
Презентация для воспитателей Художественно-эстетическое развитие детей на логопедических занятиях в условиях ДОУ
Художественно-эстетическое развитие детей на логопедических занятиях в условиях ДОУ Задача художественно - эстетического воспитания – формирование личности, которая способна восприним...
КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» И «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ И РАЗВИТИЕ» ТЕМА «Зимующие птицы»
конспект комплексного занятия...
Художественно-эстетическое развитие дошкольников на логопедических занятиях
Одной из важнейших задач в воспитании и обучении детей в детском саду является развитие речи и речевое общение. Система занятий по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников - самая благ...