«Художественно-эстетическое развитие дошкольников на логопедических занятиях».
материал по развитию речи

Рожкова Ольга Викторовна

В докладе описаны возможные способы развития художественно-эстетического развития дошкольников на занятиях с логопедом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3-hud-e_razvitie.docx19.8 КБ

Предварительный просмотр:

«Художественно-эстетическое развитие дошкольников на логопедических занятиях».

К сожалению, год от года мы видим рост числа детей с речевыми патологиями. И не всегда эти дети поступают в группы компенсирующей направленности. Чаще по незнанию, а бывает и не желанию родителей дети находятся в общеразвивающих группах. Попадая в такую группу, этим детям не дают солирующие партии в песнях, редко читают стихи на праздниках, не участвуют в инсценировках сказок и т.д.  Имеющиеся у них речевые нарушения отодвигают их на второй план на фоне творчески развитых сверстниках.

Мне как логопеду приходится руководствоваться традиционными методами и приемами в коррекции речевых нарушений. Логопедическое воздействие состоит из:

- развитие подвижности артикуляционного аппарата и умения переключаться с одной артикуляционной позы на другую;

- развитии правильной воздушной струи;

- коррекции звукопроизношения;

- развития фонематического слуха и восприятия;

- увеличения словарного запаса знаний;

- развития связности высказываний;

- профилактики грамматических нарушений.

В практике логопеды для эффективной коррекционной работы используют различные способы, такие как:

- прослушивание и пересказ РНС и рассказов;

- привлечение к играм драматизациям;

- разучивание стихов, потешек, чистоговорок, считалок;

- загадывание и разгадывание загадок;

- разъяснение смысла пословиц, поговорок и старорусских слов.

Мне приходится использовать стандартные формы и способы работы в преодолении имеющихся речевых нарушений у дошкольников, а также искать новые, более эффективные. К новым формам относятся:

Логопедические сказки.

Логопедические сказки бывают:

  1. Артикуляционные – на развитие артикуляционной моторики и выработку воздушной струи.
  2. Пальчиковые – развивают мелкую моторику рук и формируют графические навыки.
  3. Фонетические – помогают уточнить артикуляцию обрабатываемого звука, автоматизировать и дифференцировать его.
  4. Лексико-грамматические. Способствуют увеличению словарного запаса, закрепляют полученные знания о грамматических категориях.
  5. Сказки по обучению грамоте. Помогают в доступной форме познакомить со звуками и буквами родного языка.
  6. Сказки по формированию связной речи

Их целью является всестороннее, целенаправленное развитие речи дошкольников путем использования сказкотерапии. Эти сказки создаются небольшими по содержанию и объему для простоты запоминания и пересказывания ребенком.

В своей работе использую на индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношения. Они помогают создать благоприятную среду для речевой активности и творчества ребенка, установить положительный эмоциональный контакт, развивать артикуляционную подвижность, корректировать звукопроизношение активизировать речевое общение через пополнение словарного запаса и стимуляцию психических процессов.

Логоритмика – это система двигательных упражнений, которые сочетаются подобранным речевым материалом под специальное музыкальное сопровождение, либо без него.

 Данное направление благоприятно воздействует на психическое, физическое, речевое, социально-коммуникативное и эмоциональное развитие дошкольника. Выполнение упражнений в заданном темпе также положительно сказывается на речевом дыхании, формировании понимания ритма и темпа, понимания выразительности музыкальных произведений.

Мнемотехника – это система методов и приёмов, которые способствуют более эффективному запоминанию и дальнейшему воспроизведению определенной информации. Ее использую для разучивания чистоговорок, потешек и стихов; составления описательных рассказов о предметах и временах года.

 Отмечают положительное в данной технике:

- быстрое и легкое запоминание материала;

- всестороннее развитие речи, пополнение активного словаря;

- расширение знаний об окружающем мире;

- укрепление памяти и внимания;

- формирование логического и образного мышления;

- совершенствование интеллектуальных и творческих способностей.

В каждом возрасте следует использовать мнемотехнику по-разному. Так с детьми младшего дошкольного возраста (не раньше, чем с 3-х летнего) и с неговорящими детьми использую мнемоквадрат. Од содержит одно изображение, которое позволяет выучить единственное слово и ли словосочетание.

С детьми 4-5 лет подойдут в использовании мнемодорожки. Они уже состоят из 3-4 рисунков, которые объеденены единым смыслом. Это будет помогать при разучивании определенных последовательностей. Например, составление небольшого рассказа из нескольких предложений, либо алгоритм выполнения определенной последовательности – как правильно мыть руки, собираться на улицу и т.д.

Мнемотаблицы, состоящие из 6-8 изображений использую с детьми старшего дошкольного возраста. Они помогают запомнить, выучить более сложную или объемную информацию.

Таким образом, проводимая работа благоприятно сказывается на всестороннем речевом развитии, способствует эмоциональному, познавательному и социальному развитию, в дальнейшем облегчит процесс обучения в школе.

Список используемой литературы:

  1. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. Для студентов. – М: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002г.
  2. Жолудь И.В. Развитие фонематической системы языка с применением логоритмических приемов – ТЦ Сфера, 2013г.
  3. Жукова О.С., Лазарева Е. Н. Логопедические сказки: читаем и учимся. Изд. Малыш, 2021г.
  4. Касицына М.А., Бородина И.Г. Коррекционная ритмика. Комплекс практических материалов и технология работы с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР.: Из. – Гном, 2019г.
  5. Полянская Т. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. Изд. Детство-Пресс, 2010г.
  6. Ткаченко Т.А. Логопедические сказки. Из. Проспект, 2020г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы педагогического коллективва по художественно-эстетическому направлению развития дошкольников

В статье представлены основные виды органиации детской деятельности по художесственно- эстетическому развитию, работа педагогов дополнительного образования по изодеятельности, ритмике и в компьютерном...

Инновационная педагогическая технология в художественно – эстетическом направлении развития дошкольников.

Развитие и совершенствование личности ребенка невозможно представить без реализации ее эстетических и творческих потребностей. Этим целям созвучна природа творческого развития в системе эстетического ...

Художественно–эстетическое развитие дошкольников через интегрированные занятия

Эффективность художественно – эстетического воспитания детей определяется комплексным использованием всех средств эстетического цикла: театра, музыки, художественной литературы, рисования....

Презентация для воспитателей Художественно-эстетическое развитие детей на логопедических занятиях в условиях ДОУ

Художественно-эстетическое развитие детей на логопедических занятиях в условиях ДОУ  Задача художественно - эстетического воспитания – формирование личности, которая способна восприним...

Художественно-эстетическое развитие дошкольников на логопедических занятиях

Одной из важнейших задач в воспитании и обучении детей в детском саду является развитие речи и речевое общение. Система занятий по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников - самая благ...