Доклад на тему «Развитие речи детей с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий»
материал по развитию речи

Оруджова Судаба Джавидовна

«Рука – это, своего рода, внешний мозг человека» - писал Иммануил Кант.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие речи детей с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий»

Педагог В. А. Сухомлинский «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
«Рука – это, своего рода, внешний мозг человека» - писал Иммануил Кант.

Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Моторные центры речи в каре головного мозга человека

находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому,

развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем

импульсы в речевые центры, что активизируют речь.

Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на

работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем

сказывается на подготовке руки к письму.

Эта тема нам показалась значимой и актуальной, поэтому мы подробно занялась ее изучением через самообразование, выбрав тему «Развитие речи детей с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий».

На начало года выстроили систему работы в данном направлении, опираясь на перспективное планирование, наметив главную цель: формирование у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр и нетрадиционных технологий.

Для реализации поставленной цели выделила ряд основных задач:

1. Интегрировать пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельности детей;

2. Совершенствовать мелкую моторику детей через пальчиковые игры;

3. Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики;

4. Дать знания родителям о значимости пальчиковых игр, о нетрадиционных формах работы с детьми.

5. Содействовать нормализации речевой функции.

6. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.

Изучая данную тему, проводим работу с родителями:

• Индивидуальные беседы:

• Советуем родителям учить ребенка манипулировать предметами, что бы среди его игрушек обязательно были такие игрушки, как: пирамидки, строительный материал, у мальчиков - машинки, конструкторы, у девочек – куклы.

• Рекомендуем родителям давать больше самостоятельности при одевании: самостоятельно застёгивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии, так как эти действия являются базовыми, они формируют ручную умелость.

• Консультации: «Значение развития мелкой моторики рук для детей младшего дошкольного возраста». 

Ручной труд: нанизывание бус, шнуровки. Рисование по трафаретам, штриховки

• Составление памяток для родителей.

Методы и приемы работы, которые использую в процессе развития у детей мелкой моторики пальцев рук это:

  • Традиционные:
  • Пальчиковая гимнастика, физкультминутки.
  • Массаж кистей рук.
  • Пальчиковые тигры со стихами, со скороговорками.
  • Пальчиковый театр.

Нетрадиционные технологии:

  • Лепка из пластилина и солёного теста с использованием природного материла (крупы, ракушки и т.д.)
  • Конструирование.
  • Различные виды аппликаций.
  • Шнуровки.
  • Пазлы, мозаика.
  • Работа со счётными палочками.
  • Самомассаж кистей и пальцев рук.
  • Нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щёткой, свечкой.
  • Ручной труд: нанизывание бус.
  • Рисование по трафаретам, штриховка.

Основная работа заключается в работе с детьми:

Работу по развитию движений пальцев и всей кисти мы проводим во время физкультминутки, в свободное время утром и после сна. Упражнения стараемся подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами.

Тексты упражнений – это рифмованные подсказки к заданным движениям. Они легко ложатся на слух ребенка, и настраивают на игру. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определённый темп речи, развивается речевой слух.

На развитие мелкой моторики рук благоприятное воздействие оказывают игры с предметами: мозаика, пирамидки, застёгивание и расстегивание пуговиц, шнуровка, застёгивание молний, наборы шаров для нанизывания их на стержень; игры с карандашами, работа с тестом, для развития движений хорошим средством является «Пальчиковый театр». Детям интересно раскручивать и закручивать крышки, разбирать предметы на части и собирать их снова.

Во время игр наша задача состоит в том, чтобы организовать общение ребенка с кем – либо в процессе игровой деятельности, обогащать словарь детей.

Рисование – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Каждая техника – это маленькая игра, доставляющая ребенку радость, положительные эмоции. Она не утомляет ребенка, у ребенка сохраняется высокая активность и работоспособность на протяжении всего времени рисования. А главное то, что рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности.

Рисование способствует:

  снятию детских страхов;

  развивает уверенность в себе, своих силах;

  развивает пространственное мышление;

  учит детей свободно выражать свой замысел;

  учит работать с разными материалами;

 во время работы дети получают удовольствие.

Работу в данном направлении мы будем продолжать, ведь она актуальна в любом возрасте, так как в процессе овладения пальчиковыми играми у детей формируется память, мышление, воображение и внимание.

Данную тему, мы также реализуем в педагогическом проекте «Веселые ладошки» в целях развития воспитанников дошкольного учредения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по образовательной области: «Речевое развитие» на тему: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР И НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Главная задача педагога в области развития речи детей дошкольного возраста — это помочь им в освоении правильной разговорной речи, родного языка....

Развитие речи детей с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий во второй младшей группе методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

   Опубликовано 03.03.2021 – 21:26 Янова Ирина АлександровнаПлан по  самообразованию во второй младшей группе.Тема по самообразованию во второй младшей группе.«Развит...

Презентация на тему " Развитие речи детей с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий".

Цель: развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста с помощью разнообразных форм, методов и приёмов. Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастер...

Развитие речи детей с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий

Дошкольный возраст - это как раз тот самый период, когда ребенок активно осваивает разговорный язык, и чтобы малыша научить говорить, необходимо не только развивать его артикуляционный аппарат, ...

Развитие речи детей с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий

Развитие речи детей с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий...