Доклад на тему «Развитие речи детей с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий»
материал по развитию речи
«Рука – это, своего рода, внешний мозг человека» - писал Иммануил Кант.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Развитие речи детей с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий»
Педагог В. А. Сухомлинский «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
«Рука – это, своего рода, внешний мозг человека» - писал Иммануил Кант.
Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Моторные центры речи в каре головного мозга человека
находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому,
развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем
импульсы в речевые центры, что активизируют речь.
Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на
работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем
сказывается на подготовке руки к письму.
Эта тема нам показалась значимой и актуальной, поэтому мы подробно занялась ее изучением через самообразование, выбрав тему «Развитие речи детей с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий».
На начало года выстроили систему работы в данном направлении, опираясь на перспективное планирование, наметив главную цель: формирование у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр и нетрадиционных технологий.
Для реализации поставленной цели выделила ряд основных задач:
1. Интегрировать пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельности детей;
2. Совершенствовать мелкую моторику детей через пальчиковые игры;
3. Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики;
4. Дать знания родителям о значимости пальчиковых игр, о нетрадиционных формах работы с детьми.
5. Содействовать нормализации речевой функции.
6. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.
Изучая данную тему, проводим работу с родителями:
• Индивидуальные беседы:
• Советуем родителям учить ребенка манипулировать предметами, что бы среди его игрушек обязательно были такие игрушки, как: пирамидки, строительный материал, у мальчиков - машинки, конструкторы, у девочек – куклы.
• Рекомендуем родителям давать больше самостоятельности при одевании: самостоятельно застёгивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии, так как эти действия являются базовыми, они формируют ручную умелость.
• Консультации: «Значение развития мелкой моторики рук для детей младшего дошкольного возраста».
Ручной труд: нанизывание бус, шнуровки. Рисование по трафаретам, штриховки
• Составление памяток для родителей.
Методы и приемы работы, которые использую в процессе развития у детей мелкой моторики пальцев рук это:
- Традиционные:
- Пальчиковая гимнастика, физкультминутки.
- Массаж кистей рук.
- Пальчиковые тигры со стихами, со скороговорками.
- Пальчиковый театр.
Нетрадиционные технологии:
- Лепка из пластилина и солёного теста с использованием природного материла (крупы, ракушки и т.д.)
- Конструирование.
- Различные виды аппликаций.
- Шнуровки.
- Пазлы, мозаика.
- Работа со счётными палочками.
- Самомассаж кистей и пальцев рук.
- Нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щёткой, свечкой.
- Ручной труд: нанизывание бус.
- Рисование по трафаретам, штриховка.
Основная работа заключается в работе с детьми:
Работу по развитию движений пальцев и всей кисти мы проводим во время физкультминутки, в свободное время утром и после сна. Упражнения стараемся подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами.
Тексты упражнений – это рифмованные подсказки к заданным движениям. Они легко ложатся на слух ребенка, и настраивают на игру. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определённый темп речи, развивается речевой слух.
На развитие мелкой моторики рук благоприятное воздействие оказывают игры с предметами: мозаика, пирамидки, застёгивание и расстегивание пуговиц, шнуровка, застёгивание молний, наборы шаров для нанизывания их на стержень; игры с карандашами, работа с тестом, для развития движений хорошим средством является «Пальчиковый театр». Детям интересно раскручивать и закручивать крышки, разбирать предметы на части и собирать их снова.
Во время игр наша задача состоит в том, чтобы организовать общение ребенка с кем – либо в процессе игровой деятельности, обогащать словарь детей.
Рисование – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Каждая техника – это маленькая игра, доставляющая ребенку радость, положительные эмоции. Она не утомляет ребенка, у ребенка сохраняется высокая активность и работоспособность на протяжении всего времени рисования. А главное то, что рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности.
Рисование способствует:
снятию детских страхов;
развивает уверенность в себе, своих силах;
развивает пространственное мышление;
учит детей свободно выражать свой замысел;
учит работать с разными материалами;
во время работы дети получают удовольствие.
Работу в данном направлении мы будем продолжать, ведь она актуальна в любом возрасте, так как в процессе овладения пальчиковыми играми у детей формируется память, мышление, воображение и внимание.
Данную тему, мы также реализуем в педагогическом проекте «Веселые ладошки» в целях развития воспитанников дошкольного учредения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи детей с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий во второй младшей группе
План по самообразованию во второй младшей группе....
Статья по образовательной области: «Речевое развитие» на тему: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР И НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Главная задача педагога в области развития речи детей дошкольного возраста — это помочь им в освоении правильной разговорной речи, родного языка....
Развитие речи детей с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий во второй младшей группе методическая разработка по развитию речи (младшая группа)
Опубликовано 03.03.2021 – 21:26 Янова Ирина АлександровнаПлан по самообразованию во второй младшей группе.Тема по самообразованию во второй младшей группе.«Развит...
Презентация на тему " Развитие речи детей с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий".
Цель: развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста с помощью разнообразных форм, методов и приёмов. Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастер...
Развитие речи детей с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий
Дошкольный возраст - это как раз тот самый период, когда ребенок активно осваивает разговорный язык, и чтобы малыша научить говорить, необходимо не только развивать его артикуляционный аппарат, ...
Развитие речи детей с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий
Развитие речи детей с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий...