Развитие речи детей с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий во второй младшей группе
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)
План по самообразованию во второй младшей группе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема по самообразованию во второй младшей группе.
«Развитие речи детей с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий»
Цель - повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
- Совершенствовать мелкую моторику у детей через пальчиковые игры.
- Развивать умение с помощью воспитателя инсценировать небольшие отрывки из народных сказок.
- Развивать внимание, воображение, творческие способности посредством использования дидактических игр, нетрадиционных техник рисования, лепки, аппликации.
«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки,
которые питают источник творческой мысли.
Другими словами чем больше мастерства в детской руке,
тем умнее ребёнок»
В. А. Сухомлинский.
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Для того, чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании словаря дошкольников. Это основное условие успешного обучения ребенка в дальнейшем.
В дошкольном возрасте основной вид деятельности - это игра. Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Игра и труд являются сильнейшими стимулами для проявления детской самостоятельности в области языка. Они должны быть в первую очередь использованы в интересах развития речи детей. Хорошим средством для стимулирования речи являются игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук. Дело все в том, что развитие рук ребенка и развитие речи взаимосвязаны. Мелкая моторика и артикуляция находятся в прямой зависимости. И чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.
Уже доказано, что даже такие простые упражнения, как «Ладушки», «Сорока - белобока», «Коза рогатая» - это не просто развлечения для малышей, а инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Игры эти очень эмоциональны и увлекательны. Пальчиковые игры дают возможность взрослым играть с малышами, радовать их и, вместе с тем, развивать речь и мелкую моторику. Благодаря пальчиковым играм, ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредоточиться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.
Предполагаемый результат:
Развить мелкую моторику, игровые, познавательные и творческие способности детей. Сформировать речевые навыки у детей, улучшить качества речи.
Тема | Задачи | Формы работы | Изменения в предметноразвивающей среде | Связь с другими видами деятельности | Работа с родителями | |
октябрь | «Мы ждём гостей» игра с крупой. Разучивание пальчиковые игры: «Едут гости». |
| подгрупповая | Внесение сосудов различной величины, круп. | Сюжетно-ролевая игра «В гостях». Цель - познакомить детей с правилами гостеприимства. Чтение художественной литературы «Петушок и бобовое зёрнышко». Цель - формирование интереса и потребности в чтение книг. ФМП: дидактическая игра «Выкладываем логические ряды». Цель - развивать логическое мышление, внимание. Аппликация из круп. Цель - формировать умение у детей изготавливать аппликации из различных видов круп. Лепка: игры с пластилином и крупой. Цель - развивать интерес к работе с пластилином. Дидактические игры с крупами: «Сеем – посеем», «Ищем клад», «Юный сортировщик», «Варим суп». Цель - развивать мелкую моторику, усидчивость, аккуратность. | Предложить родителям вместе с детьми поиграть с крупой. Консультация для родителей «Игры с крупой». |
Тема | Задачи | Формы работы | Изменения в предметноразвивающей среде | Связь с другими видами деятельности | Работа с родителями | |
октябрь | «Я – художник» рисование на манной крупе.
Разучивание пальчиковой игры «Осень». |
| подгрупповая | Внесение манной крупы, сосудов различной величины. | Экспериментирование «Секрет манной крупы». Цель - сформировать представление о свойствах манной крупы. Развитие речи «Я художник». Цель- знакомство с профессией художник. Аппликация «Снеговик». Цель - формировать у детей умение использовать для создания образа снеговика манную крупу. Дидактические игры с манкой: «Оставляем следы», «Дуем через соломинку», «Кормим зверей». Цель - развивать мелкую моторику, тактильную чувствительность, воображение. | Консультация для родителей «Рисование манной крупой», «Игры с манной крупой». |
Тема | Задачи | Формы работы | Изменения в предметноразвивающей среде | Связь с другими видами деятельности | Работа с родителями | |
ноябрь | «Чудесный мешочек» дидактическая игра Разучивание пальчиковой игры «Капуста». |
| подгрупповая | Внесение мелких предметов с различной фактурой: желуди, шишки, камни, бусинки, монетки. | ФМП: «Сравнение предметов по величине». Цель - формировать умение сравнивать предметы. Развитие речи «Опиши предмет». Цель - развивать умение выделять существенные признаки предметов. Дидактические игры: «Угадай, что спрятано в песке?», «Найди на ощупь», «На что похоже?». Цель - развивать умение распознавать предметы по их образу. | Рекомендовать поиграть в игру «Чудесный мешочек» вместе с детьми. |
«Весёлые ёжики» лепка. Разучивание пальчиковой игры: «Ёж».. |
| подгрупповая | Внесение пластилина, дощечек, стек, семечек, макарон. Внесение наглядного материала «Еж в лесу». | Развитие речи «Дикие животные». Цель - расширить знания детей о диких животных. Рисование «Колючий ёжик». Цель - формировать умение наносить длинные и короткие штрихи. Аппликация «Ёжик». Цель - развивать умение наклеивать готовые детали, создавая образ ёжика. Чтение художественной литературы «Хитрый ежик» П. Воронько. Цель - формирование интереса и потребности чтение книг. | Консультация для родителей «Значение лепки в жизни детей». |
Тема | Задачи | Формы работы | Изменения в предметноразвивающей среде | Связь с другими видами деятельности | Работа с родителями | |
декабрь | «Веселые шнурочки» дидактическая игра. Разучивание пальчиковых игр «Снежок», «Замок». |
| подгрупповая | Внесение шнурков, заготовок из картона с отверстиями для шнуровки. | ФМП: дидактические игры «Счёт», «Цвет», «Форма». Цель -упражнять детей находить предмет определенного цвета и размера. Сюжетно-ролевые игры: «Одень куклу на прогулку», «Причёска для куклы». Цель - формировать умение шнуровать обувь, заплести косичку. Рисование «Рисуем шнурками». Цель - подготовка руки к письму. | Оформление папки - передвижки «Игры на развитие мелкой моторики». |
«Волшебные бусы» дидактическая игра. Разучивание пальчиковой игры: «Ёлка». |
| подгрупповая | Внесение картонных кружков разного цвета и размера. | ФМП: дидактические игры: «Продолжи ряд», «Составь узор», «Собери бусы». Цель - формировать умение находить закономерности. Рисование: «Бусы для мамы». Цель - сформировать умение рисовать одинаковые кружочки по линии. Лепка: «Бусы для куклы». Цель - развивать умение отрывать маленькие кусочки пластилина, скатывать и расплющивает их. Аппликация «Бусы на ёлку». Цель - упражнять детей в чередовании бусин по цвету. | Предложить родителям поиграть с детьми в игры: «Собери бусы», «Составь узор», «Продолжи ряд».. |
Тема | Задачи | Формы работы | Изменения в предметноразвивающей среде | Связь с другими видами деятельности | Работа с родителями | |
январь | «Репка» пальчиковый театр. Разучивание пальчиковых игр: «Медведь», «Апельсин». |
| подгрупповая | Внесение атрибутов (героев сказок). | Чтение художественной литературы «Колобок». Цель - развивать интерес к чтению, пополнять словарный запас. Сюжетно-ролевая игра «Театр». Цель - вызвать у детей интерес к театральной деятельности. Лепка «Репка». Цель -вызвать интерес к созданию образов по мотивам знакомых сказок. Рисование «Репка на грядке». Цель - формировать умение рисовать предмет круглой формы (репка) и овальной формы (листья). Развитие речи «Овощи». Цель - сформировать у детей обобщенное представление об овощах. | Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук с использованием пальчикового театра». |
Тема | Задачи | Формы работы | Изменения в предметноразвивающей среде | Связь с другими видами деятельности | Работа с родителями | |
февраль | «Пуговичные узоры» дидактическая игра. Пуговичный массаж. Разучивание пальчиковых игр «Перчатка», «Человечек». |
| подгрупповая | Внести пластиковые тарелочки, пуговицы разного размера, формы, цвета. | ФМП: дидактические игры «Размер», «Форма», «Цвет», «Счёт». Цель - закрепить знания цвета, формы, размера; упражнять детей в счёте. Физическая культура «Ходьба по массажным дорожкам». Цель - повышение чувствительности стоп. Дидактические игры с пуговицами: «Найди одинаковые по цвету пуговицы», «Найди все маленькие пуговицы», «Разложи от самой большой пуговицы до самой маленькой». Цель - развитие мелкой моторики рук, логического мышления, внимания. | Рекомендовать родителям поиграть с детьми дидактические игры с пуговицами, пуговичный массаж. |
«Филин» (нетрадицион-ное рисование). Ладошковая живопись. Разучивание пальчиковой игры «Птички». |
| подгрупповая | Внесение наглядного материала (изображение филина), гуаши, листов бумаги белого цвета, баночек с водой, кисточек. | Экология «Зимующие птицы». Цель - дать понятие о жизни птиц зимой. Развитие речи «Птицы». Цель - обучение составлению короткого описательного рассказа на тему «Птицы». Аппликация «Мудрый филин». Цель - формировать умение создавать образ филина в технике аппликации. Подвижная игра «День, ночь». Цель - упражнять в беге с выполнением ролевых движений. | Индивидуальные беседы с родителями на тему: «Рисование ладошкой и пальчиками». |
Тема | Задачи | Формы работы | Изменения в предметноразвивающей среде | Связь с другими видами деятельности | Работа с родителями | |
март | «Чайный сервиз» пластилино- графия с использова- нием крупы. Разучивание пальчиковой игры «Скачет сито по полям...». |
| подгрупповая | Внесение шаблонов чашек из картона, пластилина, дощечек, стек, круп, семечек. | Чтение художественной литературы К.Чуковский «Федорино горе». Цель - познакомить с содержанием произведения, развивать речь. Развитие речи «Посуда». Цель - систематизация знаний детей по теме: «Посуда». Рисование «Украсим чайную чашку». Цель - развивать умение рисовать тычком. Лепка «Чашка для мамы». Цель - формировать умение лепить предметы посуды из нескольких деталей (донышко, стенки чашки, ручка), соединяя их друг с другом. Аппликация «Красивая чашка в горошек». Цель - развивать умение украшать чашку кружками, закрепить цвета. | Консультация для родителей «Пластилино- графия увлекательные средство развития мелкой моторики». |
Тема | Задачи | Формы работы | Изменения в предметноразвивающей среде | Связь с другими видами деятельности | Работа с родителями | |
март | «Теремок» пальчиковый театр. Разучивание пальчиковые игры «На лужок пришли зайчата». |
| подгрупповая | Внесение пальчиковых игрушек (героев сказок). | Чтение художественной литературы «Теремок». Цель - развивать интерес к чтению, пополнять словарный запас. Лепка «Теремок для зверей». Цель - формировать умение раскатывать кусочек пластилина прямыми движениями. Соединять детали путем прижимания их друг к другу. Аппликация по сказке «Теремок». Цель - развивать умение создавать изображение из нескольких частей (стена, крыша, окно), соблюдая последовательность. Конструирование по сказке «Теремок». Цель - сформировать умение сооружать постройку домика. | Памятка для родителей «Наши пальчиковые игры». |
Тема | Задачи | Формы работы | Изменения в предметноразвивающей среде | Связь с другими видами деятельности | Работа с родителями | |
апрель | «Рыбки в аквариуме» Нетрадицион-ное рисование. Разучивание пальчиковые игры «Рыбы». |
| подгрупповая | Внесение картинок с изображением разных видов и форм аквариума с рыбками, листов бумаги, гуаши, ватных палочек, салфеток, баночек с водой. | Экология «Кто живет в воде?» Цель - познакомить детей с обитателями водоёма. Развитие речи «Рыбы». Цель - формировать умение составлять рассказ о рыбах. Аппликация «Рыбки». Цель - развивать мелкую моторику, чувство композиции. Лепка «Рыбка». Цель - развивать умение лепить предметы овальной формы, прищипывать детали и украшать с помощью стеки. Дидактическая игра «Рыбалка». Цель - развитие координации движения, ловкости, внимания, усидчивости. | Консультация для родителей «Нетрадицион- ное рисование в детском саду и дома». |
Тема | Задачи | Формы работы | Изменения в предметноразвивающей среде | Связь с другими видами деятельности | Работа с родителями | |
апрель | «Одуванчики» аппликация в нетрадицион- ной технике с использова- нием ватных палочек. Разучивание пальчиковой игры «Цветы на лугу». |
| подгрупповая | Внесение цветного картона, цветной бумаги, пластилина, дощечек, ватных палочек, клея, кисточек для клея, баночек для клея, салфеток. | Экология «Зеленая лужайка». Цель - расширить представления детей о цветах. Развитие речи «Весенние цветы». Цель - формировать умение составлять описательный рассказ о растениях. Рисование «Жёлтый одуванчик». Цель - развивать умение передавать образ цветка, его строение и форму. Пластилинография «Цветы». Цель - формировать умение размазывать надавливающим движением указательного пальца пластилин на картоне. | Памятка для родителей «Наши пальчиковые игры». |
Тема | Задачи | Формы работы | Изменения в предметноразвивающей среде | Связь с другими видами деятельности | Работа с родителями | |
май | «Путешествие в зоопарк» итоговое интегрирова- нное занятие. |
| подгрупповая | Внесение фигурок животных, контейнера с кинетическим песком, конструктора, мешочка с овощами, гуаши, листов белой бумаги, баночек с водой, салфеток. | Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк». Цель - формировать у детей умение творчески развивать сюжет игры, используя строительный материал. Развитие речи «Домашние и дикие животные». Цель - расширить представления детей о жизни домашних и диких животных. Конструирование вольеров для животных. Цель - развивать умение строить ограждение, объединять постройки единым сюжетом. ФМП: «Форма», «Цвет». Цель - упражнять детей находить предмет определенной формы и цвета. Экология: дидактическая игра «Кто где живет, кто что ест». Цель - закрепить знания детей о животных, их жилище, пище. | Выставка творческих работ. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по образовательной области: «Речевое развитие» на тему: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР И НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Главная задача педагога в области развития речи детей дошкольного возраста — это помочь им в освоении правильной разговорной речи, родного языка....
Развитие речи детей с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий во второй младшей группе методическая разработка по развитию речи (младшая группа)
Опубликовано 03.03.2021 – 21:26 Янова Ирина АлександровнаПлан по самообразованию во второй младшей группе.Тема по самообразованию во второй младшей группе.«Развит...
Презентация на тему " Развитие речи детей с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий".
Цель: развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста с помощью разнообразных форм, методов и приёмов. Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастер...
Развитие речи детей с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий
Дошкольный возраст - это как раз тот самый период, когда ребенок активно осваивает разговорный язык, и чтобы малыша научить говорить, необходимо не только развивать его артикуляционный аппарат, ...
Развитие речи детей с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий
Развитие речи детей с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий...
Развитие речи детей с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий
Развитие речи детейс использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий...