Развитие речи детей с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий
материал
Развитие речи детей с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий
Скачать:
Предварительный просмотр:
Отчёт по теме самообразования на 2022-2023 учебный год:
«Развитие речи детей с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий».
Подготовила: Горячева Е.В.
В течении этого учебного года , при работе над темой по самообразованию я выстроила систему работы в данном направлении, опираясь на создание предметно-развивающей среды: т. е. я уделила внимание не только развитию речи детей с использованием нетрадиционных технологий но и сенсорному развитию детей. Ребята играли и экспериментировали с предметами , экспонатами и в процессе игры обогащали свой чувственный опыт.
Проводимая работа велась в следующих направлениях:
Развитие мелкой моторики
Работа с детьми
Работа с родителями
Хочется сказать о том, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко чувствуют себя, плохо держат карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми занятий по лепки и аппликации, потопу что просто не успевают за ребятами .
В постоянной смене деятельности, при активном взаимодействии ребенка и предмета происходит то, ради чего и создана вся наша работа. У детей развивается моторика пальцев рук, активизируется речь. При работе над данной темой ,мной было собрано много материала на использование пальчиков игр для развития речи:
- большое количество природного материала: шишки, жёлуди, грецкие орехи, бобы, горох и многое другое;
- сделаны массажные ванночки для рук, которые наполнены фасолью и горохом;
-игры с песком, водой;
- пальчиковый театр;
- раскраски, трафареты;
- виды игр (мозаика, пирамидки, шнуровка, пазлы, бусины, крышки и пуговицы)
- информационный банк пальчиковых игр, которые направлены на устранение имеющихся проблем речевого развития детей, развитие мелкой моторики рук.
Работа по развитию движений пальцев и всей кисти проводилась мной во время утренней стимулирующей гимнастики, физкультминуток, в свободное время утром и после сна. Упражнения я старалась подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами.
Массаж и множество разнообразных игр для развития мелкой моторики рук, пальчиковых игр, активизируют речевые зоны в коре головного мозга. Нужно уделять им достаточно времени, так как совершенствование мелкой моторики – это совершенствование речи.
В своей практике я использовала игры, которые являются синтезом поэтического слова и движения. Так как движения конкретизируют образ, а слово помогает чётко выполнять движения. Тексты упражнений – это рифмованные подсказки к заданным движениям. Они легко ложатся на слух ребенка, и настраивают на игру. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определённый темп речи, развивается речевой слух.
Кроме игр и упражнений развитию ручной умелости способствуют так же различные виды продуктивной деятельности (рисование, аппликация в нетрадиционной форме, лепка с использованием нетрадиционных материалов, конструирование и т. д.)
Используя пальчиковые игры в работе с детьми по развитию речи, можно заметить, что дети эмоционально реагируют на предложение поиграть пальчиками. Им очень нравится это занятие .
Игры по развитию пальцев рук я проводила во время физкультминуток, в свободное время. Таким образом, пальчиковой гимнастикой каждый ребенок занимался каждый день.
Достичь хороших результатов в работе по данной теме мне помогло использование разнообразных форм работы с родителями, это:
-Индивидуальные беседы;
-Консультации по темам:
«Для чего нужны пальчиковые игры? Роль пальчиковых игр в развитии речи и мелкой моторики детей.»
«Для чего нужна пальчиковая гимнастика? Ум на кончиках пальцев.»
«Значение развития мелкой моторики рук для детей младшего дошкольного возраста.»
«Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»;
«Игры на развитие речи с использованием мелкой моторики рук»;
-Мной было подготовлено сообщение на родительском собрании по теме:
«Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»;
-Рекомендации родителям я определила в виде памяток, таких как «С пальчиками играем, речь развиваем»,
«Игры из сундучка»; «Говорящие прищепки» .
-Были изготовлены буклеты для родителей:
Советы родителям. «Пальчиковая гимнастика дома», «Пальчиковая гимнастика для детей.»
Вся эта плодотворная работа с родителями очень помогла мне при работе над данной темой. А так же обогатила и расширила познания родителей в развитии речи детей их моторики и координации движений.
В течение года мы с детьми собирали пазлы и составляли разрезные картинки. Ребятам это занятие доставляло большое удовольствие.
У детей развивалась моторика пальцев рук и проявлялся познавательный интерес к складыванию картинок и собиранию пазл.
Мной были составлены конспекты НОД по продуктивной деятельности и проведены очень интересные занятия (Лепка с использованием природных материалов (семечки арбуза, крупа, скорлупа от фисташек, семечки подсолнечника), рисование (рис. пальчиками, ладошкой, ватными палочками, поролоновыми губками), аппликация (из бумажных салфеток методом обрывания и скатывания)).
Проведены НОД по конструированию из бумаги.
Составлена картотека схем по работе со счётными палочками.
Были проведены с детьми упражнения в обводе контуров предметов. Рисование по трафаретам, закрашивание контурных предметов ровными линиями и точками. Штриховка вертикальная.
Благодаря родителям и с их помощью был изготовлен пальчиковый театр из бумаги: «Репка».
А в дальнейшее время совместно с детьми мы провели пальчиковые театры: «Репка», «Колобок» и были составлены с детьми новые сказки с использованием героев из разных сказок.
На протяжении всего года мы с детьми читали рассказы, потешки, стихотворения с использованием пальчиков.
В заключении всего выше изложенного хочется сделать вывод :
Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста при тесном взаимодействии с родителями, а также слаженная и умелая работа пальчиков детей помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом. Работая над развитием речи с использованием пальчиковых игр и упражнений, можно добиться определенных результатов. Ведь выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая оказывает благоприятное влияние на развитие речи. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, а это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма, поэтому я не хочу останавливаться на достигнутом, а буду продолжать использовать дальше разные методы и приемы в работе с развитием мелкой моторики рук. И буду продолжать развивать и совершенствовать работу в данном направлении и над данной темой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи детей с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий во второй младшей группе
План по самообразованию во второй младшей группе....
Статья по образовательной области: «Речевое развитие» на тему: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР И НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Главная задача педагога в области развития речи детей дошкольного возраста — это помочь им в освоении правильной разговорной речи, родного языка....
Развитие речи детей с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий во второй младшей группе методическая разработка по развитию речи (младшая группа)
Опубликовано 03.03.2021 – 21:26 Янова Ирина АлександровнаПлан по самообразованию во второй младшей группе.Тема по самообразованию во второй младшей группе.«Развит...
Презентация на тему " Развитие речи детей с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий".
Цель: развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста с помощью разнообразных форм, методов и приёмов. Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастер...
Развитие речи детей с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий
Дошкольный возраст - это как раз тот самый период, когда ребенок активно осваивает разговорный язык, и чтобы малыша научить говорить, необходимо не только развивать его артикуляционный аппарат, ...
Развитие речи детей с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий
Развитие речи детейс использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий...