Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Дифференциация звуков Л, Ль"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Дифференциация

звуков Л, ЛЬ

 

Цель: учить детей  дифференцировать звуки Л и ЛЬ в слогах, в словах, в

             предложениях.

 

Задачи:

 

обучающие:

  1. формировать понятие «согласные звуки», уточнить особенности артикуляции звуков Л и ЛЬ;
  2. формировать навыки образования глаголов прошедшего времени единственного и множественного числа;
  3. пополнение словарного запаса.

 

коррекционные:

  1. закреплять правильное произношение звуков Л и ЛЬ;
  2. закреплять навыки дифференциации звуков Л и ЛЬ на слух и в произношении.
  3. развивающие:
  4. развивать мелкую и общую моторику;
  5. развивать фонематическое восприятие;
  6. развивать внимание, память, мышление.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл l_l.docx21.27 КБ

Предварительный просмотр:

Дифференциация

звуков Л, ЛЬ

Цель: учить детей дифференцировать звуки Л и ЛЬ в слогах, в словах, в

предложениях.

Задачи:

обучающие:

  1. формировать понятие «согласные звуки», уточнить особенности артикуляции звуков Л и ЛЬ;
  2. формировать навыки образования глаголов прошедшего времени единственного и множественного числа;
  3. пополнение словарного запаса.

коррекционные:

  1. закреплять правильное произношение звуков Л и ЛЬ;
  2. закреплять навыки дифференциации звуков Л и ЛЬ на слух и в произношении.
  3. развивающие:
  4. развивать мелкую и общую моторику;
  5. развивать фонематическое восприятие;
  6. развивать внимание, память, мышление.

воспитательные:

  1. воспитывать самоконтроль за речью;
  2. воспитывать умение выслушивать мнение товарищей;
  3. воспитывать чувство взаимовыручки и взаимоподдержки.

Методические приемы:

  1. упражнения;
  2. игровая мотивация;
  3. игры;
  4. поощрения.

Материалы и оборудование:

  • предметные картинки: ложка, лейка, бокал, медаль, платье, пальто,мыло, лента, лопата, лимон;
  • куклы Луша и Люба;
  • кружки синего и зеленого цвета;
  • звуковые линейки;
  • мяч.

Предварительная работа:

  • Отработка упражнений мелкой и общей моторики.
  • Выработка артикуляционных умений и навыков, необходимых для правильного
  • произношения звуков Л и ЛЬ.
  • Постановка звуков Л и ЛЬ.
  • Автоматизация звуков Л и ЛЬ в слогах, словах, чистоговорках, фразах, текстах.
  • Дифференциация звуков в слогах, словах.

Последующая работа:

Дифференциация звуков Л и ЛЬ в связной речи.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Основная часть.

1. Сообщение темы занятия.

Логопед: К нам в гости пришли куклы Луша и Люба. Какие звуки слышим в этих именах? Сегодня на занятии мы будем правильно произносить и различать звуки

Л и ЛЬ.

2. Акустико-артикуляционный образ звуков.

Логопед: Когда мы произносим звуки Л и ЛЬ, что делают губы и язычок?

- Губы улыбаются, язык поднимается за верхние зубки к бугорочкам.

Логопед: Но в чем их отличие?

- Когда мы произносим звук ЛЬ, язычок больше прижимается к бугорочкам.

Логопед: Дайте характеристику звуков.

- Звук Л - согласный, твердый, звонкий.

- Звук ЛЬ – согласный, мягкий, звонкий.

Логопед: И цветовые сигналы у них разные.

Л – синий кружок с колокольчиком.

ЛЬ – зеленый кружок с колокольчиком.

3. Игра «Топни – хлопни» на развитие фонематического восприятия.

Логопед: Я буду говорить слова, а вы топните ногой, если услышите в слове звук Л, хлопните в ладоши, если услышите в слове звук ЛЬ. Будьте внимательны!

Слова: лапа, шляпа, лёд, ложка, кукла, слон, болото, колесо, мел, пельмени,

кольцо, стул, цель, улыбка, одеяло, колбаса, туфли, улитка, клубок.

- Молодцы, ребята!

4. Игра «Твердый – мягкий».

Логопед: Произнеси слоги и покажи кружок нужного цвета.

ла –ля ал - аль

лы – ли ол - оль

ло – лё ул - уль

лу – лю ил – иль

- Молодцы, вы были внимательны и правильно произносили слоги.

5. Повторение серии слогов. Игра «Сыграй по нотам»

Логопед: Послушай и повтори слоги.

ла – ла – ля лю – лу – лю ли-ли-лы

ля – ля – ла лу – лу – лю ли-лы-ли

ла – ля – ля ля – лю – лу лы-лы-ли

При произнесении слогов дети нажимают пальчиком на нотки.

6. Звуковой анализ слогов ЛА и ЛЯ.

7. Пальчиковая гимнастика.

Пальчик, пальчик, Руки лежат на столе ладонями вниз.

Непоседа, Поднимаем поочередно большой палец

Где ты бегал, то левой, то правой руки.

Где обедал?

Я с мизинцем Соединяем большие пальцы с мизинцами.

Ел калинку,

С безымянным Соединяем большие пальцы рук с

Ел малинку. безымянными пальцами.

Ел со средним Соединяем большие пальцы рук со

землянику, средними.

С указательным – Соединяем большие пальцы рук с

Клубнику. указательными.

- Какие ягоды ел пальчик-непоседа?

Дети перечисляют названия ягод (полный ответ).

- Пальчик ел калинку, малинку, землянику, клубнику.

- В названии каких ягод мы слышим звук Л?

- Клубника.

- В названии каких ягод мы слышим звук ЛЬ?

- Калинка, малинка, земляника.

8. Упражнение по преобразованию слов « Замени звук» (с мячом).

Логопед: Послушай и замени звук Л на звук ЛЬ. Какое слово получилось?

лук – люк угол - уголь

дал – даль пыл - пыль

ел – ель галка – галька

был – быль юла - Юля

цел - цель мел - мель

Словарная работа: уточнение значений слов: даль, пыл, галька, быль, мель.

Логопед: Послушайте предложения и исправьте ошибки.

В огороде вырос молодой люк.

Около дорожки железный лук.

Машина привезла черный угол.

Мячик закатился в уголь.

Корабль сел на мел.

Ученик взял мель.

Миша кашу ель.

В лесу растет высокая ел.

9. Физкультминутка (речь с движением).

Наши алые цветки Исходная позиция: стоя, руки сложены на

груди.

Распускают лепестки. Руки разводят в стороны.

Ветерок чуть дышит - Плавные движения руками.

Лепестки колышет.

Такие настоящие, весёлые,

живые, Кружатся на месте.

Блестящие, красные и

нежно-голубые.

10. Игра «Отбери правильно».

Логопед: Ребята, помогите Луше и Любе разобрать картинки.

для Луши для Любы

ложка лента

платье туфли

бокал медаль

лопата лейка

мыло лимон

-Придумайте предложения с этими словами.

11. Работа со звуковой линейкой.

Определить место звуков Л, ЛЬ в словах из предыдущего задания.

12. Произнесение чистоговорок.

Ла – ла – ла – летит пчела.

Ля – ля – ля – зеленые поля.

Лу – лу – лу – сломали пилу.

Лю – лю – лю – маму я люблю.

Лы – лы – лы – девочки малы.

Ли – ли – ли - малину мы несли.

Ло – ло – ло – дома тепло.

Ле – ле – ле - еду на осле.

11. Игра « Сегодня – вчера».

Логопед: Дети, я вам буду называть слово-действие, а вы измените слово и скажите, что делала Луша сегодня, и что делали Луша и Люба вчера. Отвечайте полным ответом.

Слова: ходить, писать, рисовать, петь, играть, танцевать, читать.

Индивидуальные ответы детей.

- Луша ходила.

-Луша и Люба ходили.

- Луша писала.

- Луша и Люба писали и т. д.

III. Итоги занятия.

Логопед: Молодцы, ребята! Вспомним, чем мы сегодня занимались. Сегодня на занятии мы с вами различали на слух звуки Л и ЛЬ и старались их правильно произносить. Считаю, что с заданиями вы справились. Луше и Любе тоже понравилось, как вы занимались и вели себя на занятии.

2. Изучить литературу и заполнить таблицу:

  1. Бизикова О.А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре. — М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008. — 136 с. (с.12-19); Хрестоматия.
  2. Левшина Н.И. Содержание и технология социализации детей старшего дошкольного возраста в процессе овладения диалогической речью/ Содержательно-технологические основы социализации дошкольников: учебно-методическое пособие /науч. ред. Т.М. Бабунова, Н.И. Левшина – Магнитогорск: МаГУ, 2010. – 136с. (с. 106-125) Хрестоматия.
  3. Шадрина Л. Г. Учимся общению/ Л.Г.Шадрина // Детский сад: теория и практика.#8470; 3, С.46. Хрестоматия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звуковая культура речи: звук ш.

Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического  восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш]....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Звук ш, буква ш

Конспект занятия по развитию речи на закрепление представлений о звуке ш, букве ша...

Конспект занятия по развития речи для старшей группы "Мир звуков. Гласные звуки."

Формировать представление о гласных звуках русского языка, учить выделять первый звук в слове....

Конспект занятия по развития речи для старшей группы "Мир звуков. Согласные звуки.

Формировать представление о гласных и согласных звуках русского языка, учить выделять первый звук в слове....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Звук П"

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Звук П"...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Звук и буква Т»

Цель: закрепить артикуляцию и характеристику звука «Т»; развивать фонематический слух, внимание и память; упражнять в звуко - буквенном анализе и синтезе слов. Познакомить с букв...