Конспект занятия по развития речи для старшей группы "Мир звуков. Согласные звуки.
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Татьяна Васильевна Лачина

Формировать представление о гласных и согласных звуках русского языка, учить выделять первый звук в слове.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_13.doc746.5 КБ
Файл zanyatie_13.pptx2.27 МБ

Предварительный просмотр:

Занятие 13

Тема: Мир звуков. Согласные звуки.

 Цель: Формировать представление о согласных звуках русского языка, учить выделять первый звук в слове.

Задачи:

1.Упражнять в узнавании знакомых звучаний.

2. Учить детей правильно и чисто произносить все звуки родного языка. 

3.Различать гласные и согласные звуки на слух. 

4.Развивать речевой аппарат и внимание детей. 

5. Расширять и уточнять словарный запас детей.

Ход занятия.

I Логоритмика

Пальчиковая игра «Кулачок»

Как сожму я кулачок, (вытянуть руки вперед, сжать ладони в кулачки) 

Да поставлю на бочок. (поставить кулачки большими пальцами вверх) 

Разожму ладошку, (распрямить кисть)

положу на ножку. (положить руку на колено ладонью вверх)

Тук-тук-тук, тук-тук-тук !(три удара кулаками друг о друга) 

Да-да-да, да-да-да ! (три хлопка в ладоши)  

Можно к вам? (три удара кулаками друг о друга)

Рад всегда! (три хлопка в ладоши)

II Развитие фономатического слуха

-На прошлом занятие мы с вами слушали звуки леса.

-Сегодня я предлагаю вам послушать другие звуки и угадать, кто их издает.

Слайд 2

Изображен шмель , шмель жужжит (дети не видят картинку)

Слайд 3

Изображен кузнечик , стрекочет кузнечик (дети не видят картинку)

Слайд 4

Изображена лягушка , квакает лягушка (дети не видят картинку)

III Звуки гласные и согласные.

1. Игровое упражнение «Назови первый звук»

Воспитатель предлагает детям взять карточку с изображением предмета и назвать первый звук в его названии (звуки гласные)

-Как называются звуки, с которых начинаются эти слова? (гласные)

-Какие звуки называются гласными? (ответы детей)

Гласные тянутся в песенке звонкой

Могут заплакать и закричать.

Могут в кроватке баюкать ребёнка,

Но не желают свистеть и ворчать.

Воздух свободно идёт через рот,

Нет препятствий разных.

Голос участвует, голос зовёт.

Звук получается гласный.  (В. Берестов)

                 

2. Знакомство с понятием согласные звуки.

-В русском языке есть и другие звуки. Послушайте про них сказку.

Сказка о согласных звуках

"Жили-были веселые человечки-звуки. Они умели петь песни. Их звали «А»«О»«Э»«У»«Ы»«И», а вместе их называли — "гласныезвуки, У гласных звуков были звонкие голоса и они пели как птицы. Однажды они так весело запели, что и другим звукам захотелось так петь. "П-П-П" — запыхтел согласный звук "П". Пыхтел, пыхтел, а спеть песенку не смог. Заплакал он, загоревал: "Ох, какой я не певучий, у меня нет голоса, я не могу петь".

"Т-Т-Т" — застучал звук "Т", Стучал, стучал, а спеть песенку не смог. Заплакал, загоревал; "Ох, какой я невезучий, у меня тоже нет голоса, меня почти никто не слышит".

"К-К-К" — закряхтел звук "К" и тоже не смог спеть песенку. "Не печальтесь, не певучие звуки, — сказала голосистая девочка — звук "А", — Мы, гласные звуки, сможем всем помочь. Только вы всегда должны стоять рядом с нами. Согласны?" "СогласныСогласны!" — закричали звуки.

С тех пор стали крепко дружить гласные и согласные звуки. Встанут рядом и поют любую песенку.

-Как называются звуки, которые не умеют петь? (согласные)

Все согласные согласны
Шелестеть, шептать, свистеть,
Даже фыркать и скрипеть, 
Но не можется им петь .

-Что предложили гласные звуки согласным, чтобы они не расстраивались? (встать рядом и петь вместе)

-Угадайте, какой звук поет вместе со звуком [А]? (Воспитатель пропевает слоги ТА-А-А, СА-А-А, РА-А-А и т. д.)

-Угадай, какие звуки теперь поют? (Воспитатель пропевает слоги КО-КО-КО, ЗУ-ЗУ-ЗУ, МИ-МИ-МИ и т. д.)

3. Игровое упражнение «Гласный или согласный»

-Я буду называть слова, а вы, если слово начинается с гласного звука, будите показывать мне красный кружок, а если с согласного — синий кружок. (У каждого ребенка в руках по два кружочка — красный и синий)

улыбка, игра, группа, смех, радость, авария, этажи, здоровье

4. Рабочий лист

-Рассмотри картинки, выполни задание.


Обведи картинки, названия которых начинается с гласного звука,

 красным карандашом, а с согласного — синим карандашом.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звуковая культура речи: звук ш.

Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического  восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш]....

Конспект занятия по развития речи для старшей группы "Мир звуков. Гласные звуки."

Формировать представление о гласных звуках русского языка, учить выделять первый звук в слове....

Конспект занятия по обучению грамоте для старшей группы, тема: «Согласный звук "Р" (Р’). Буква "Р"»

Познакомить со звуком Р. Закреплять умения детей на слух определять место звука в словах. Расширять словарный запас детей, составление предложений. Развивать фонематический слух детей....

Конспект занятия по развитию речи в старшей разновозрастной группе "Звуковая культура речи: дифференциация звуков з-ж"

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Звуковая культура речи: дифференциация звуков з-ж"....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: «Дифференциация звуков С-Ш».

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Дифференциациязвуков С-Ш»....