Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему "Осень наступила". Чтение стихотворений о ранней осени
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Цели: Учить детей рассказывать (личный опыт), ориентируясь на план. Приобщать к восприятию поэтических произведений о природе. Пробуждать детей чувствовать любовь к родной природе, восхищаться её красотой.
Закрепление представлений о ранней осени. Обогащение лексики яркими, красочными признаками (эпитетами). Развитие диалогической речи. Использование распространенных вопросительных и повествовательных предложений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_rr.docx | 18.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие 5. Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени
Цели: Учить детей рассказывать (личный опыт), ориентируясь на план. Приобщать к восприятию поэтических произведений о природе. Пробуждать детей чувствовать любовь к родной природе, восхищаться её красотой.
Закрепление представлений о ранней осени. Обогащение лексики яркими, красочными признаками (эпитетами). Развитие диалогической речи. Использование распространенных вопросительных и повествовательных предложений.
Предварительная работа:
Наблюдение ранней осени в парке, в лесу, на участке детского сада с воспитателями и родителями. Выборочное заучивание отрывков из стихов об осени
А.С. Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье!..»,
Е. Трутнева «Осень»,
А.Н. Плещеев «Осень наступила...»,
Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной...»
Оборудование:картины с изображением осени
Ход:
Воспитатель: Дети, какое сейчас время года?
Дети: Время года – осень.
Воспитатель: Назовите месяца осени.
Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель: -Сегодня мы будем рассказывать о приметах первого осеннего месяца, придерживаясь плана, чтобы наш коллективный рассказ получился содержательным и интересным.
Обозначим план рассказа.
Во – первых, расскажем о том, какие стоят дни. Затем расскажем об изменения в природе. И уже потом – как одеты и чем заняты люди.
Итак, давайте вспомним все о первых осенних деньках.
Дети:
Ранней осенью немного холодает, но ещё тепло.
Солнышко светит мало.
Моросит мелкий дождь.
После дождя появляются грибы.
Часто дует холодный ветер.
Птицы улетают в теплые края.
Воспитатель: -Теперь вспомним, как выглядят деревья и кусты, где прячутся жуки и пауки.
Дети: Листья на деревьях стали желтые, красные, багряные, золотые, разноцветные. С деревьев падают листья. Начинается листопад. Деревья стоят в зелено – золотом уборе. Осенью начинает желтеть и жухнуть трава.
Жучки, бабочки, мошки и комары прячутся в щелочках, трещинах стен, под корой деревьев. Муравьи закрывают все входы в муравейниках и готовятся к зимнему сну
Воспитатель: Дети, давайте обобщим услышанное?
Дети: Ранняя осень – красивое время года.
Осенью все деревья надевают разноцветный наряд.
Дует ветер и срывает с ветки листочек. Они летают. Солнышко светит мало, часто идет дождь. В лесу после дождя появляются грибы. А мы во время дождя прячемся под зонтик.
Воспитатель: -Спасибо, очень интересный рассказ получился. А кто ещё хочет рассказать о осени?
Ребёнок: Ранней осенью холодает, но ещё тепло. Солнце светит ярко. Дожди идут редко. Листья на деревьях начинают менять окраску. В садах и парках ещё цветут цветы. На огородах и садах собирают урожай овощей и фруктов. В лесу собирают грибы. Перелётные птицы собираются в стаи и готовятся к отлёту на юг.
Воспитатель: -Спасибо, очень хороший рассказ. Кто следующий составит рассказ?
Ребёнок: -В начале осени еще много теплых дней, солнышко еще греет, в цветниках много цветов. Это золотая осень. Кругом красиво. Люди одеваются теплее.
Воспитатель:- Спасибо, вам, ребята у вас получилась разная красивая осень.
А сейчас мы немного отдохнём.
Физкультурная минутка
«Танец листиков»
(Воспитатель говорит, дети изображают)
Листья дубовые, листья кленовые
Желтеют и падают тихо.
Ветер хватает, в кучу бросает,
Кружит листики тихо.
Так заставляет летать и кружиться,
Так он играет и веселится.
Листья танцуют свой хоровод,
Снова вернутся лишь через год.
Дождик появился, хоровод на землю опустился.
Воспитатель: Послушайте стихотворение Е. Трутневой «Осень» и узнайте, какое настроение было у автора, когда она писала это стихотворение.
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах, -
Это платье золотое
У березы на плечах.
Утром мы во двор идем, -
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят... летят... летят...
Пролетают паутинки
С паучками в серединке,
И высоко от земли
Пролетели журавли.
Все летит! Должно быть, это
Улетает наше лето.
Воспитатель:- Ребята, какое настроение автора вы почувствовали? (Радость, удивление, восхищение, немного грусти...)
Воспитатель:- Послушайте стихотворение А. Плещеева «Осень наступила» и попробуйте догадаться о настроении другого автора.
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.
Тучи небо кроют,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
Воды зашумели
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края.
Воспитатель:- Какие чувства были у автора, когда он писал это стихотворение? (Грусть, печаль, уныние, разочарование, тоска...)
Воспитатель: — Вот наша беседа подошла к концу. Скажите, дети, о каком времени года мы говорили?
Дети: Мы говорили об осени.
Воспитатель: А чтобы запомнить, что бывает осенью, давайте поиграем в игру. Я буду задавать вопросы, а вы мне будете отвечать «Да», если это бывает осенью и «Нет», если не бывает.
Игра «Да или нет?»
Осенью растут грибы?
Дети:
Да
Воспитатель:
Тучки солнце закрывают?
Дети:
Да
Воспитатель:
Холодный ветер прилетает?
Дети:
Да
Воспитатель:
Ну а птицы гнезда вьют?
Дети:
Нет
Воспитатель:
А букашки прилетают?
Дети:
Нет
Воспитатель:
Звери норки закрывают?
Дети:
Да
Воспитатель:
Урожай все собирают?
Дети:
Да
Воспитатель:
Птичьи стаи улетают?
Дети
Да
Воспитатель:
Часто-часто льют дожди?
Дети:
Да
Воспитатель:
Достаем ли сапоги?
Дети:
Да
Воспитатель:
Солнце светит очень жарко?
Дети:
Нет
Воспитатель:
Можно детям загорать?
Дети:
Нет
Воспитатель:
Ну а что же надо делать?
Куртки, шапки надевать?
Дети:
Да
Воспитатель: Молодцы, дети! Вы очень внимательные. Знаете все признаки осени.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Коммуникация» Тема: Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени.
Цели: Учить детей рассказывать(личный опыт), ориентируясь на план.Пробуждение у детей чувства любви к родной русской природе, восхищения ее красотой. Закрепление представлений о ранней осен...
План-конспект по развитию речи в старшей группе на тему «Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»
План-конспект по развитию речи в старшей группе на тему«Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»Задачи:Обра...
План-конспект по развитию речи в старшей группе на тему «Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»
План-конспект по развитию речи в старшей группе на тему«Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»Задачи:Обра...
План -конспект по развитию речи в старшей группе на тему: «Обучение рассказыванию, составление рассказов на тему «Осень наступила», чтение стихотворений о ранней осени».
Программное содержание: Образовательная: -систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;-продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ;-продолж...
Обучение рассказыванию. Составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени
Цель занятия: обучение детей составлению рассказа из личного опыта....
Конспект занятия по развитию речи для детей 5-6 лет с «Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Наступила осень!»
Цель: учить детей рассказывать (личный опыт).Задачи:1. Систематизировать знания детей о времени года осени и осенних признаках;2. Упражняемся в составлении рассказа по картинкам;3. Продолжать учи...