Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему
«Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
st.gr_rr.docx | 20.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад - ясли комбинированного вида № 1 «Солнышко»
Утверждаю:
Заведующий МБДОУ №1
«Солнышко»
__________ О.А. Юскаева
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему
«Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»
Подготовила и провела
воспитатель
Кучмасова Ольга Владимировна
Лермонтов
2023 г.
Задачи:
Образовательная: систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;
продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ;
продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением.
Развивающая: развивать мелкую моторику пальцев рук, через пальчиковую гимнастику;
продолжать развивать память, мышление через игры и упражнения.
Воспитывающая: воспитывать любовь к природе.
Предварительная работа:
Наблюдение ранней осени в парке, в лесу, на участке детского сада с воспитателями и родителями. Выборочное заучивание отрывков из стихов об осени
А.С. Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье!..»,
А. К. Толстого «Осень!.. Обсыпается весь наш бедный сад...»,
А.Н. Плещеева «Осень наступила...»,
Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной...»
Оборудование:
картинки с признаками осени (репродукции картин русских художников)
сюжетные картинки для составления рассказов,мяч,осенние листья.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Рассказ-загадка.
Вос. Ребята, послушайте рассказ-загадку. Попробуйте отгадать, о каком времени года пойдет речь.
«В лесу шуршали листья, и казалось, что будто кто - то ходит под кленами и березами и там, где пройдет, листья краснеют и золотятся. Теперь и не узнать родного леса, родной полянки, родного озера. Цветы увяли и засохли, трава потемнела. Все были заняты, все готовились к приходу зимы. Птицы снимались с мест, и стаями летели к теплым синим морям.»
(отрывок из рассказа О.Иваненко «спокойной ночи»)
Вос. Ребята, о каком времени года здесь говорится?
Дети: Об осени.
Воспитатель: Назовите месяца осени.
Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель:
Сегодня мы будем рассказывать о приметах первого осеннего месяца, придерживаясь плана, чтобы наш коллективный рассказ получился содержательным и интересным.
Обозначим план рассказа.
Во – первых, расскажем о том, какие стоят дни. Затем расскажем об изменения в природе. И уже потом – как одеты и чем заняты люди.
Итак, давайте вспомним все о первых осенних деньках.
Дети:Ранней осенью немного холодает, но ещё тепло.
Трава пожелтела, птицы стали улетать.
Вос. А кто еще знает признаки наступления осени?
Дети Осенью часто идут дожди. Осенью начинает холодать. Бывают первые заморозки. Листья желтеют.
Вос. А еще, ребята осенью чаще дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, я его встретила по дороге в детский сад и он мне подарил волшебный мяч. «Мяч осенний и волшебный будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.»
2. Игра с мячом.
Давайте встанем в круг. Кому я брошу мяч, тот должен ответить на мой вопрос. За правильный ответ я буду давать осенний лист.
Вос. - листья осенью (что делают?) –
Дети Листья осенью желтеют и опадают.
Вос. -дождь осенью (что делает?) –
Дети. Дождь осенью моросит, идет.
Вос. -урожай осенью (что делают?) –
Дети Урожай осенью убирают.
Вос. - птицы осенью(что делают?) —
Дети. Птицы осенью улетают.
Вос. -деревья осенью(что делают?) —
Дети Деревья осенью роняют листья.
Вос. -звери осенью (что делают?)—
Дети .Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.
А сейчас мы немного отдохнём.
Физкультминутка «Осенние листья»
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим. (присесть)
Дунул ветер - полетели,
Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу)
И на землю тихо сели. (присесть)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. (легкий бег по кругу)
Закружились, полетели
И на землю тихо сели. (присесть)
А теперь внимательно посмотрите на картинки. (На доске картинки с приметами осени). Давайте повторим осенние приметы и по каждой картинке составим предложения. (Составление рассказов по сюжетным картинкам на тему «Осень».)
Наступила осень. Солнышко все реже и реже выглядывает из-за туч. Деревья надели разноцветный наряд. Красные, желтые листья опадают, кружатся, укрывают землю золотым ковром. Часто идет холодный дождик. Птицы собираются и улетают в теплые края. Животные делают запасы на зиму. Дети осенью пошли в школу. В лесу выросли грибы и ягоды. Люди собирают урожай и готовятся к зиме.
Вот такая она – ранняя осень!
Предлагаю послушать стихотворение Плещеева А.Н.
« Осень наступила»
Осень наступила, Высохли цветы, И глядят уныло Голые кусты. Вянет и желтеет Травка на лугах, Только зеленеет Озимь на полях. | Туча небо кроет, Солнце не блестит, Ветер в поле воет, Дождик моросит… Зашумели воды Быстрого ручья, Птички улетели В теплые края. |
Воспитатель:
Какие чувства вызывает это стихотворение?
Дети: Грусть.
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому что закончилось лето, когда тепло, можно купаться загорать. Наступила холодная осень.
Воспитатель: Найдите подтверждение своим словам в стихотворении.
Дети: Небо закрыто тучами. Солнце не светит. Дует сильный ветер.
Идёт дождь.
Воспитатель: Дети, не надо грустить, у природы нет плохой погоды.
Осень по - своему прекрасна.
Вот наша беседа подошла к концу. Скажите, дети, о каком времени года мы говорили?
-Мы говорили об осени.
Воспитатель: А чтобы запомнить, что бывает осенью, давайте поиграем в игру. Я буду задавать вопросы, а вы мне будете отвечать «Да», если это бывает осенью и «Нет», если не бывает.
Игра «Да или нет?»
Осенью растут грибы? Да Тучки солнце закрывают?-Да Холодный ветер прилетает? Да Солнце светит очень жарко? Нет | Ну а птицы гнезда вьют? Нет А букашки прилетают? Нет Звери норки закрывают? Да Достаем ли сапоги? Да Можно детям загорать? Нет | Урожай все собирают? Да Птичьи стаи улетают? Да Часто-часто льют дожди? -Да Ну а что же надо делать? Куртки, шапки надевать?- Да |
Воспитатель:
Молодцы, дети! Вы очень внимательные. Знаете все признаки осени.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Коммуникация» Тема: Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени.
Цели: Учить детей рассказывать(личный опыт), ориентируясь на план.Пробуждение у детей чувства любви к родной русской природе, восхищения ее красотой. Закрепление представлений о ранней осен...
План-конспект по развитию речи в старшей группе на тему «Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»
План-конспект по развитию речи в старшей группе на тему«Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»Задачи:Обра...
План-конспект по развитию речи в старшей группе на тему «Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»
План-конспект по развитию речи в старшей группе на тему«Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»Задачи:Обра...
Конспект по развитию речи в старшей группе на тему «Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила».
Учить детей рассказывать, ориентируясь на план. Приобщать к восприятию поэтических произведений о природе. Заучивание стихотворения И. Белоусова «Осень»....
План -конспект по развитию речи в старшей группе на тему: «Обучение рассказыванию, составление рассказов на тему «Осень наступила», чтение стихотворений о ранней осени».
Программное содержание: Образовательная: -систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;-продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ;-продолж...
Обучение рассказыванию. Составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени
Цель занятия: обучение детей составлению рассказа из личного опыта....