Конспект занятия по лексической теме: "Осень"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Волошина Наталья Владимировна

Конспект занятия по лексической теме: "Осень"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_osen.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по лексической теме:

«Осень»

для детей старшей группы с ОНР

Цель:

Обобщить знания детей об осени.

 Задачи:

1.  Уточнение, пополнение словаря существительными и прилагательными на тему «Осень». Образование  существительных, с уменьшительно- ласкательными суффиксами.

2.  Дифференциация понятий «Овощи - фрукты».

3.  Формирование у детей фразовой речи.

4.  Развитие слухового внимания, зрительного восприятия, памяти, логического мышления, мелкой моторики.

5.  Работа над артикуляционными  навыками.

Предшествующая работа:

Рассматривание  иллюстраций об осени

Материалы и оборудование:

Муляж дерева, картинки для муляжа дерева с изображением  примет осени, картина

«Осень», предметные картинки с изображением овощей и фруктов, фланелеграф.

Ход

 непосредственной образовательной деятельности:

Учитель-логопед:

Дети, сегодня у нас будет необычное занятие. Мы с вами отправимся в сказочное путешествие в осенний лес.

Прежде чем отправиться в путешествие, нужно отгадать загадку:

Несу я урожай,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю.

Кто это?

Дети:

Это осень.

Учитель-логопед:

Правильно, дети, это осень.

Посмотрите на картину, какое время года изобразил художник?

Дети:

Это время года осень.

Учитель-логопед:

Молодцы, ребята. А по каким приметам, признакам мы можем определить, наступила осень?

Дети:

Осенью листья на деревьях желтеют, опадают.

Птицы улетают на юг.  

Трава желтеет и сохнет.

Часто идут  дожди. Солнце прячется за тучи.

Учитель-логопед:

Да, дети, вы  правильно назвали приметы  и признаки осени.

А какие фрукты, принесла нам осень?

Дети:

Осень принесла яблоки, груши, сливы, айву и т.д.

На фланелеграфе расположены предметные картинки с изображением яблока, груши, сливы, ананаса, вишня, помидор.

Учитель-логопед:

Дети, посмотрите внимательно и скажите, а какой предмет здесь лишний?

Дети:

Помидор.

Учитель-логопед:

Правильно, дети, потому что помидор не относится к фруктам, а чему он относится?

Дети:

Это, овощ.

Учитель-логопед:

Молодцы, а скажите,  где растут овощи?

Дети:

На огороде.

Учитель-логопед:

Да, дети, овощи растут на огороде, а фрукты в саду.   

Дети, а какой бывает помидор?

Дети:

Помидор бывает сочный, спелый, красный, вкусный, кислый и т. д.

Учитель-логопед:

Правильно, ребята. А назовите овощи ласково.

Дети:

Помидор – помидорчик,

огурец – огурчик,

редис - редисочка,

лук – лучок и т.д.

Учитель-логопед:

Молодцы, ребята. А сейчас становитесь на осеннюю дорожку, и она приведет нас в волшебную страну.

На полу лежат листья. Дети идут по ним, продвигаясь к муляжу дерева, проговаривая стихотворение:

Листопад, листопад,

Листья желтые летят.

Под ногами шелестят

И шуршат, шуршат, шуршат.

Ребята, вот мы и очутились с вами в волшебной стране.

Учитель-логопед с детьми подходит к дереву, на котором висят листики-катринки, с изображением осени.

Учитель-логопед:

Дети, внимательно рассмотрите картинки и скажите, какой бывает осень.

Дети:

Осень бывает золотая, ранняя, поздняя, солнечная, дождливая, холодная и т.д.

Учитель-логопед:

Правильно  ребята, осень бывает разная.

Ребята, скажите, что еще, кроме листьев растет на дереве.

Дети:

На дереве еще растут и фрукты.

Учитель-логопед:

Давайте поиграем в игру «Фруктовое варенье», «Фруктовый сок».

Как называется варенье из яблок?

Дети:

Яблочное.

Учитель-логопед:

А сок из яблок?

Дети:

Сок из яблок - яблочный.

Учитель-логопед:

Ну, вот мы с вами хорошо поработали, теперь пришло время и отдохнуть. В волшебной стране наступило время сна. Закройте глазки и засыпайте.

Учитель-логопед подходит к каждому ребенку, дотрагивается до его головы и называет какой-либо  овощ.

Учитель-логопед:

А теперь все проснулись и по очереди назвали мне слово, которое вам принесла осень.

Дети по очереди называют свой овощ.

Учитель-логопед  проводит гимнастику для глаз «Любопытная Варвара».

Учитель-логопед проводит артикуляционную гимнастику, затем упражнения:  «Вкусное варенье», «Часики».

Учитель-логопед:

Молодцы, ребята. Сегодня вы узнали много интересного. Теперь вы знаете, где растут

овощи, фрукты. Что  из фруктов можно приготовить фруктовый сок и варенье. Знаете, что осень бывает разной: золотой, дождливой, ветреной и т.д.

Учитель-логопед хвалит  каждого ребенка.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия по лексической теме "Осень. Деревья"

Конспект для занятия  для детей по лексическому материалу "Осень". для детей среднего возраста (4-5 лет)  Цель- продолжать формировать представления детей о явлениях природы,  совершенс...

Конспект занятия по лексической теме: «Осень»

Цель: обогащение активного словаря детей за счёт расширения представлений о времени года «Осень».Задачи: Коррекционно – образовательные:1.Закрепление и обогащение  знания детей об осенн...

Конспект фронтального коррекционно - развивающего занятия по лексической теме «Осень. Звук [О]»

Конспект фронтального коррекционно - развивающего занятия с детьми с ФНР среднего дошкольного возрастапо лексической теме «Осень. Звук [О]»     ...

Конспекты занятий по лексической теме «Осень» (4 занятия)

Конспекты  коррекционно-развивающих  занятий  по развитию лексики  у детей  старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР)Лексическая тема: «Дары осени -...

Конспект логопедического занятия по лексической теме «Осень» (старшая группа)

конспект занятия в старшей группе комбинированной направленности...

Конспект группового занятия по лексической теме: «Осенняя одежда, обувь»

В конспекте представлены игры и упражнения  для закрепления  знаний  детей с ОНР о зимней одежде. обуви; совершенствования грамматического строя речи....