Семинар "Современные технологии речевого развития"
материал по развитию речи
Рассматриваются различные технологии речевого развития дошкольнико.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
семинар РР | 24.43 КБ |
Предварительный просмотр:
СЕМИНАР
«Современные технологии речевого развития»
Выступающие:
I. Цель:
Знакомство с технологиями формирования речи детей дошкольного возраста для развития детского речевого творчества и группового взаимодействия.
II. Задачи:
- познакомить участников семинара-практикума с опытом работы по применению современных технологий для развития детского речевого творчества и группового взаимодействия.
- способствовать развитию креативного мышления участников семинара;
- создать благоприятную атмосферу для творческой работы всех участников семинара-практикума.
III. Методические материалы
- Артикуляционная сказка.
Демонстрационный: картинки к артикуляционной сказке «Гости».
Раздаточный: зеркала.
- Дыхательная гимнастика.
Демонстрационный: схема для проведения дыхательной гимнастики.
- Задания для развития лексико-грамматического строя речи.
Игра «Есть-нет».
Раздаточный: предметные картинки для каждого участника.
Упражнение «Семейка родственных слов»
Раздаточный: пособие «Дерево родственных слов» - на каждую команду (игра, снег, цвет).
- Пальчиковый игротренинг
Упражнения «Добыча огня», «Крючки»
Раздаточный материал: цветные карандаши.
Кинезиологические упражнения.
Упражнения: «Домик», «Цепочка», «Зима» и др.
Раздаточный: текстовый материал к упражнению « Зима».
- Мнемотехника.
Раздаточный: мнемотаблицы с зашифрованными скороговорками.
- ТРИЗ.
Игры «Помоги Золушке», «Чудо-животное», «Рассказ о сказочном герое».
Демонстрационный: картина « Чудо-животное», морфологическая таблица для составления рассказа о сказочном герое.
- Синквейн.
Задание: составление синквейна на заданные темы.
Демонстрационный: слайд на тему «Весна»
Раздаточный: на темы «Родина», «Семья», «Дети».
Теоретическая часть
Дошкольный возраст является периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком.
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к.
- Процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким.
- Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.
- В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей.
- С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и во всех основных психических процессов.
- Обучение дошкольников родному языку должно стать одной из главных задач подготовки детей к школе главных задач в подготовке детей к школе.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), образовательная область «Речевое развитие» включает: (2-й слайд)
- владение речью, как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
Для осуществления поставленных задач, относящихся к образовательной области «Речевое развитие» в настоящее время применяются различные современные технологии.
Но сначала мы хотим уточнить, что такое технология в педагогике. Это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса.
Задача нашего семинара подробнее осветить раздел «Развитие детского речевого творчества и группового взаимодействия детей»
При выборе технологии необходимо ориентироваться на следующие требования:
- ориентация на развитие коммуникативных умений детей, воспитание культуры общения и речи;
- реализация принципа взаимосвязи познавательного и речевого развития детей;
- организация активной речевой практики каждого ребенка в разных видах деятельности с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей;
- содержание технологии должно быть сориентировано на становление позиции субъекта в общении и речевой деятельности;
- технология должна носить здоровьесберегающий характер;
- основу технологии должно составлять личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком;
Система развития речевого творчества включает в себя следующие средства, технологии и методики:
- беседы о прочитанном, толкование поэтического словаря;
- выразительное чтение, совместное скандирование, сопоставление литературного произведения с другими видами искусства, оживление личных впечатлений по ассоциации с текстом;
- иллюстрирование, составление диафильма, комиксов;
- народные песни, потешки, пестушки;
- игры-иллюстрации (дети иллюстрируют пословицы, поговорки, сказку);
- загадки (для овладения описательной формой речи).
В этот перечень можно добавить следующие современные технологии:
- логотренинги
- пальчиковые игротренинги
- кинезиологические упражнения
- мнемотехники
- ТРИЗ
- сказкотерапия
- сочинительство
- синквейн
- экспериментирование
- информационно-коммуникативные технологии
Сейчас мы с вами подробнее остановимся на некоторых технологиях, способствующих развитию речевого творчества и группового взаимодействия.
Почему в этом перечне логотренинги стоят на первом месте? Много лет занимаясь коррекцией речи детей, мы считаем, что логотренинги являются базой для формирования правильной речи.
А вы, как педагоги, понимаете, что без правильной речи у ребёнка не сформируются полноценные коммуникативные навыки, которые необходимы ему для общения с окружающими.
II. Практическая часть семинара.
Напоминаем вам, что логотренинги включают в себя:
- Артикуляционную гимнастику;
- Развитие просодических компонентов речи (это интонация, тембр, дикция, паузы, ударения, темп, ритм, речевое дыхание);
- Мимическую гимнастику;
- Упражнения для развития грамматического строя речи (словоизменение, словообразование, правильное использование предложно-падежных конструкций, согласование с числительными);
- Логоритмические упражнения (система двигательных упражнений, сочетающихся с произнесение специального речевого материала под музыку).
Чтобы артикуляционные упр-я не были скучны для детей их можно проводить с использованием картинок, стихов, сказок.
- Мы предлагаем вам отправиться в артикуляционную сказку.
Толстые внуки приехали в гости.
С ними - худые, лишь кожа да кости.
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись,
Поцеловать они их потянулись.
Утром проснулись, в улыбочку губы.
Чистим мы верхние, нижние зубы.
Блюдца поставим, положат блины нам.
Блинчик жуём с вареньем малиновым.
Дуем на блинчик, не в щёки, не мимо.
Чашки поставим, чтоб чаю налили нам.
Вкусный был завтрак, никто не обижен.
Скажем спасибо и губки оближем.
Дедушка сделал для внуков качели.
Все мы на них покачаться успели.
Вечером скачем на лошади ловко.
Звонко стучат по дороге подковки.
Вот замедляет лошадка шажочки
И на опушке мы видим грибочки,
Их соберём мы себе в кузовочки.
- Дыхательная гимнастика по схеме.
Задания на развитие лексико-грамматического строя речи
- Игра «Есть-нет» с картинками (сказать о вариантах игры )
- «Слова-родственники» (цвет, добро, снег.)
Пальчиковый игротренинг вы все используете в своей работе. Мы предлагаем вам выполнить упражнение с карандашами:
«Добыча огня» и «Крючки».
Кинезиологические упражнения - гимнастика для мозга. Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения. Киенез. упр-я направлены на развитие межполушарных связей, синхронизацию работы полушарий, развитие мелкой моторики, памяти, внимания, речи, мышления, пространственных представлений. (Привести примеры простых и сложных упр-й: домик, кисточки, рубим капусту.)
Упр-я «Домик», «Цепочка», «Зима».
Мнемотехника – система методов и приёмов, обеспечивающих эффективность запоминания, сохранение и воспроизведение информации, развитие связной речи. Используется в совместной и самостоятельной деятельности (пересказ, инсценировки, игры-драматизации). Строится от простого к сложному: простейшие мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы.
Особенно эффективны мнемотаблицы при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетания придумывается картинка. Таким образом, всё стихотворение зарисовывается схематически.
(Зашифрованные скороговорки.)
ТРИЗ
Теория Решения Изобретательских Задач. Автор Генрих Саулович Альтшуллер. Цель ТРИЗа – развить фантазию детей и научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.
Педагоги нашего детского сада в течение многих лет системно работают по использованию ТРИЗ-технологии.
Методы и приёмы ТРИЗ-технологии (такие, как системный оператор, морфологический анализ, творческое рассказывание по картинке, составление сказок, работа с именами признаков, метод фокальных объектов, игры на нахождение внешних и внутренних ресурсов и т. д.) максимально используются для развития у детей речевого творчества и группового взаимодействия.
Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, рассказывать истину, он должен учить её находить.
А сейчас мы вам представим на практике, некоторые из перечисленных методов:
Игры на нахождение внешних и внутренних ресурсов.
«Помоги Золушке» Золушка замесила тесто, а когда нужно было раскатать его, обнаружила, что скалки нет. А мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто? Ответы: надо пойти к соседям, попросить у них ; сходить в магазин, купить новую ; можно раскатать пустой бутылкой; можно найти круглое полено, помыть его и им раскатать; резать тесто маленькими кусочками, а потом чем-нибудь тяжёлым прижимать.
Метод фокальных объектов – перенесение свойств одного объекта или нескольких на другого. Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением.
«Чудо-животное». Пользуясь методом фокальных объектов, можно придумать фантастическое животное, придумать ему название, кто его родители, где он будет жить и чем питаться и т. д.
«Расскажи о сказочном герое» Создание новых сказочных образов с помощью морфологической таблицы. Что бы создать новый образ какого-либо объекта, нужно выделить как можно больше критериев и характеристик этого объекта по каждому критерию.
Например: Иван – Царевич - вредный подросток, одетый в праздничный наряд, проживающий в детском саду и передвигается на лыжах.
Синквейн – новая технология в развитии речи дошкольников.
Синквейн – стихотворение без рифмы из пяти строк, написанное по следующим правилам:
1. Кто? Что? – одно существительное (Весна).
2.Какой? Какая? Какое? – два прилагательных (долгожданная, тёплая).
3. Что делает? – три глагола (оживляет, воодушевляет, согревает).
4. Что автор думает? – фраза из 4-х слов (Чудесная пора пробуждения природы).
5. Кто? Что? – заключение в форме существительного, ассоциация с первым словом (Солнце).
Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление, речь.
Плюсы синквейна:
- изученный на занятии материал приобретает эмоциональную окраску, что способствует его более глубокому усвоению;
- отрабатываются знания о частях речи, о предложении;
- дети учатся соблюдать интонацию; - значительно активизируется словарный запас;
- совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов;
- активизируется и развивается мыслительная деятельность;
- совершенствуется умение высказывать собственное отношение к чему- либо, осуществляется подготовка к краткому пересказу;
- дети учатся определять грамматическую основу предложений.
Дошкольный возраст, это тот особый возраст, когда ребёнок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения его психики (когнитивной, эмоциональной, волевой), которые проявляются в различных видах деятельности: коммуникативной, познавательной, преобразующей. Выше перечисленные технологии оказывают существенное влияние на развитие речи детей дошкольного возраста. Современные образовательные технологии могут помочь в формировании интеллектуально смелой, самостоятельной, оригинально мыслящей, творческой, умеющей принимать нестандартные решения личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов «Речевое развитие дошкольника. Технология речевого развития»
Речевое общение - это мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной жизненной, целевой установки, протекает на основе обр...
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию детей с технологией речевого развития во второй младшей группе
«Поход в кукольный театр»...
Методическая разработка на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста на тему «Красная Шапочка» с использованием, технологии театральной деятельности (инсценировка сказки «Красная Шапочка») и игровой технологии речевого развития
Методическая разработка на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста на тему «Красная Шапочка»с использованием, технологии театральной деятельност...
Консультация для педагогов дошкольных учреждений «Речевое развитие дошкольника. Технология речевого развития»
Общение – актуальная проблема, волнующая умы человечества, исследованием которой занимались А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов....
2. Система педагогической работы с применением эффективных технологий речевого развития дошкольников (речевые игры)
Система педагогической работы с применением эффективных технологий речевого развития дошкольников разработана с целью обновления содеражания педагогической деятельности по образовательной области...
«Инновационная технология речевого развития – информационно-коммуникационные технологии»
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделяет речевое развитие как одно из ключевых направлений, основной задачей которого является формирование у детей дошколь...
Мастер-класс для педагогов по применению технологий речевого развития детей «Карты Проппа, как средство развития речевого творчества детей дошкольного возраста при моделировании собственных сказок»
Цель мастер-класса:Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования по развитию речевого творчества детей дошкольного возраста посредств...