Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Насекомые"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Увлекательное занятие по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи на тему: "Насекомые" в старшем дошкольном возрасте
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
a_g._razvitie_rechi_i_okruzhayushchemu_miru.docx | 30.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 92 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга
Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи
(5-6лет)
«Насекомые»
Воспитатель:
Мкртчян А.Г.
2024г
Цель: Познакомить детей с разными насекомыми и их особенностями
Образовательная область: Речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная.
Методы и приемы:
- Наглядные (показ, демонстрация);
- Словесные (художественное слово, беседа, вопрос-ответ);
- Практические (занимательные упражнения);
- Педагогические технологии: личностно-ориентированная, игровые.
- Здоровье сберегающие технологии: физкультминутки.
Задачи:
Образовательные:
- обобщить полученные знания детей по теме «Насекомые»
- закрепить умения детей правильно точно по смыслу употреблять (существительные, прилагательные, глаголы…).
- продолжать упражнять детей составлять предложения с использованием союза «потому что)
- продолжать совершенствовать у детей умение составлять рассказ из простых и сложных предложений
- развивать словообразование и словоизменение, расширять и активизировать словарь по теме, развивать память, внимание
- воспитывать интерес к жизнедеятельности насекомых.
Предварительная работа: отгадывание загадок, наблюдения, чтение сказок К. Чуковского «Муха-Цокотуха», В. Бианки «Счастливый жучок», просмотр мультфильмов, аппликация «Бабочка», лепка с изображением насекомых, рассматривание игрушек, картинок, подбор физкультминуток по теме, отбор иллюстрационного материала, подбор игр на внимание, память, мышление.
Оборудование: предметные картинки насекомых (бабочка, пчела, кузнечик, муравей, гусеница, божья коровка, стрекоза). Цветок, дидактическая игра «Разложи по группам», дидактическая игра «Четвертый лишний», Д/и «Что сначала, что потом» (сюжетные картинки на которых показано превращение гусеницы в бабочку), Д/и «Кого не стало?» Игрушка – гусеница, макет полянки, письмо, игрушки насекомые – пчела, божья коровка, стрекоза, муравей, жук, муха, богомол, кузнечик, бабочка. Музыкальная композиция «Муха».
Ход занятия:
#1042;ведение
Воспитатель:
- Сегодня мы с вами ребята отправимся в гости к маленьким жителям лесной полянки – насекомым. Подготовимся к путешествию:
«Мы к лесной полянке вышли, поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки, через ветви пенечки.
Кто так ловко шагал, не споткнулся, не упал?»
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, куда же мы пришли? Мы на зеленой полянке.
А кто у нас живет в траве, на цветах, в земле, на деревьях, кустах?
Дети: бабочки, жуки, божья коровка, кузнечик и т.д.
Воспитатель:
Посмотрите, на полянке никого нет, я не вижу ни одного насекомого. Только письмо лежит, интересно от кого оно?
Воспитатель читает письмо: «Дорогие ребята, мы попали в беду, колдунья Ветра своим могучим ветром унесла нас в чужие края. Помогите вернуться нам на нашу полянку, выполнив задания колдуньи, пожалуйста!»
Воспитатель: Что же делать?
Дети: Надо их освободить.
Воспитатель:
Все берутся за руки и проговаривают:
Все мы дружные ребята.
Мы ребята-дошколята.
Никого не обижаем.
И в беде мы не бросаем!
Воспитатель: А для того, чтобы выручить наших насекомых нужно выполнить несколько заданий. Вы согласны?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда слушайте первое задание колдуньи.
«Нужно отгадать загадки и найти картинки – отгадки».
#1047;агадки. Беседа по теме.
Воспитатель читает загадки, дети отгадывают, находят картинку и выставляют на фланелеграф.
- У нее четыре крыла,
Тело тонкое, словно стрела.
И большие, большие глаза,
Называют ее…(стрекоза).
Воспитатель:
- Как вы догадались, что это стрекоза, какие слова помогли найти отгадку?
Дети: большие глаза, четыре крыла, тело тонкое словно стрела
- Сок цветов душистых пьет,
Дарит нам и воск, и мед.
Людям всем она мила
А зовут ее... (пчела).
Воспитатель:
- Какие слова помогли вам догадаться, что это пчела?
Дети: дарит воск и мед, сок цветов душистых пьет
- Он работник настоящий
Очень, очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом. ( муравей).
Воспитатель:
- Какие слова помогли вам догадаться, что это муравей?
Дети: работник, строит дом
- Она ярка, красива,
Изящна, легкокрыла.
Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок. (бабочка).
Воспитатель:
- Какие слова вам подсказали, что это бабочка?
Дети: яркая, изящная, легкокрылая, похожа на цветочек
- Всех жучков она милей,
Спинка алая на ней.
А на ней кружочки
Черненькие точки. ( Божья коровка).
Воспитатель:
- А в этой загадке, какие слова подсказали, что это божья коровка?
Дети: спинка алая, кружочки черные на ней
- Как можно назвать одним словом тех, кто изображен на картинках?
Дети: насекомые
- Ребята, а почему мы их называем насекомыми? По каким признакам?
Дети: У всех насекомых по 6 лапок
Воспитатель:
- Какую пользу приносят пчелы, бабочки, муравей?
Дети: Пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений. Бабочки опыляют цветы.
Воспитатель:
- Назовите вредных насекомых.
Деи: Муха –разносит микробы, гусеница – ест листья растений, комар- кусает пьет кровь
Воспитатель:
- Молодцы все загадки отгадали, и мы спасли стрекозу и пчелу, но еще и другие насекомые ждут нашей помощи. Мы немножко отдохнем и снова наших друзей искать пойдем
#1060;изминутка «Насекомые»
Раз, два, три, четыре, пять – Сжимать и разжимать пальцы в кулаки
Насекомых надо знать: Последовательно соединять пальцы обеих рук
Муха, бабочка, пчела, Поочередно сгибать пальцы рук
Муравей, комар, оса,
Шмель, кузнечик и сверчок… Показать шесть пальцев
И у каждого шесть ног!
Воспитатель:
- Пойдем дальше, еще другие насекомые ждут нашей помощи.
4. Игра «4 лишний». Составление предложений с союзом «потому что».
Воспитатель:
- Внимательно посмотрите на картинки и скажите, какая картинка здесь лишняя и почему вы так думаете?
- Лишний паук, потому что он не относится к насекомым.
- Лишний муравей, потому что он не летает, а остальные насекомые летают.
- Лишняя бабочка, потому что она летает, а остальные насекомые не летают
Воспитатель:
- Вот мы с вами еще спасли муравья (появляется муравей). Продолжим наше путешествие.
5. Игра « Разложи бабочек на группы» (на ковре).
Воспитатель:
- Посмотрите, какие к нам красивые прилетели бабочки. Предлагаю разложить бабочек по группам. Надя, разложи бабочек. По какому признаку ты разложила бабочек?
Ребенок объясняет:
-Я разложила бабочек по форме.
Воспитатель:
- А сейчас Илья разложит бабочек на группы, но по – другому и объяснит.
Ребенок объясняет: я разложил по размеру
Воспитатель:
Влад, а ты по какому признаку разложил бабочек?
Ребенок: Я разложил бабочек по цвету.
Воспитатель:
- А по какому еще признаку можно разложить бабочек?
Ответы детей: по форме, по цвету, по размеру и количеству
- Аделина, разложи бабочек по количеству.
Воспитатель:
- Вот и кузнечика и жука мы с вами освободили. Какие вы молодцы! (Появляются кузнечик и жук).
Воспитатель:
- Продолжим путешествие. (Дети садятся на стульчики)
6. Дидактическая игра «Что сначала, что потом».
Появляется гусеница, ворчит, очень недовольна:
- Всё про бабочек, да про бабочек, а про меня забыли.
Воспитатель:
-Нет, гусеница не забыли. Мы тебе поможем превратиться в бабочку. Ребята, давайте поможем гусенице превратиться в бабочку. Воспитатель проводит беседу:
- Что сначала откладывает бабочка?
Ответы детей: бабочка откладывает яйца
Воспитатель:
- Кто появляется из яйца?
Ответы детей: Из яйца появляется гусеница.
Воспитатель:
- Что делает гусеница?
Ответы детей: Она питается листьями и растет.
Воспитатель:
- В кого она превращается?
Ответы детей: Гусеница превращается в куколку.
Воспитатель:
- Кто выходит из куколки?
Ответы детей: Из куколки появляется бабочка
Рассказы детей по цепочке:
- Бабочка отложила яички на цветке.
- Потом появилась гусеница.
- Гусеница питалась листьями и росла.
- Потом гусеница превратилась в куколку.
- Вот из куколки появляется бабочка.
Воспитатель: Молодцы вот мы спасли мы с вами бабочку и муху. Давайте немного отдохнем с вами и продолжим спасать наших шестиногих друзей.
#1060;изкультминутка «Муха»
Музыкальная композиция
8. Игра «Кого не стало?»
Иллюстрации с насекомыми на доске. Развитие внимания, памяти
Воспитатель: Молодцы ребята справились и с эти заданием и спасли божью коровку и богомола
9. Итог занятия.
Воспитатель: Ребята все задания Колдуньи мы с вами выполнили и помогли насекомым вернуться на свою полянку. Насекомые вас всех благодарят. Возьмите насекомых и поселите их на нашей зеленой полянке.
(Дети берут насекомых-игрушки и размещают их на полянке)
Посмотрите, какая полянка красивая стала. Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым!
Воспитатель: Ребята, а если бы у вас была такая возможность превратиться в насекомых в кого вы бы хотели превратиться и почему?
- Какая игра вам больше всего понравилась?
- Вы все сегодня были молодцы!
10. Релаксация. «Игра с насекомыми на полянке»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звуковая культура речи: звук ш.
Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш]....
Конспект занятия по развитию речи в старшей речевой группе для детей с тяжелыми нарушениями речи “Наш город. Моя улица”.
Цель: Закрепление представлений о городе.Задачи: Расширение и закрепление представлений о родном городе и его достопримечательностях. Расширение и активизация словаря по теме “Наш город. Моя улица”. Р...
конспект занятия по развитию речи в старшей группе. "«Формирование диалогической и монологической речи в режиссёрской игре». Сказка «Заюшкина избушка»
Цель занятия: способствовать формированию у детей монологической и диалогической речи в режиссерской игре....
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ Тема занятия: «Встреча с белочкой».
Конспект для занятия по развитию речи в старшей группе...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Викторина "Веселые ребята" план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Викторина "Веселые ребята"...