Конспект занятия «Поможем бабушке Федоре»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pomozhem_babushke_fedore.docx | 32.06 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБДОУ детский сад № 44 Выборгского района г. Санкт-Петербурга
Конспект занятия по речевому развитию
«Поможем бабушке Федоре»
с использованием элементов ТРИЗ, моделирования и игровых технологий для детей 5-6 лет.
Автор: Романова Оксана Николаевна,
воспитатель группы № 12
Санкт-Петербург
2024
Цель: формировать представление о предметах материальной культуры – посуде.
Задачи:
- Закреплять и обобщать познания детей о посуде.
- Учить различать посуду.
- Учить устанавливать причинно-следственные связи между материалами и назначением посуды.
- Совершенствовать умение согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, умение образовывать прилагательные от существительных;
- Развивать способность задавать вопросы, составлять описательный рассказ о посуде по схеме.
- Упражнять детей в мелкой моторике, речевом дыхании, в умении согласовывать движения и речь, формировать пространственные представления.
- Воспитывать интерес и желание слышать и слушать друг друга, желание помогать людям в трудную минуту, умение сопереживать.
- Воспитывать экологическую культуру детей.
Методы и приёмы, технологии: игровые, наглядные, практическая деятельность детей, вопросы к детям и беседы, дидактическая игры, чтение художественной литературы, технологии моделирования, ТРИЗ, здоровьесберегающие, личностно-ориентированные и технологии исследовательской деятельности
Оборудование: предметные картинки по теме «Посуды», предметы
настоящей посуды, интерактивная схема (6 экранов) для составления описательных рассказов - загадок о посуде, разрезные картинки «самовар» (2), сундучок, мяч, дерево с загадками, наборное полотно с маркерами, карточки к игре «Четвертый лишний» (посуда), шкафчики с 4 полками к игре «Разложим по порядку», 4 лягушонка из одноразовых тарелок, пень и озеро
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций и образцов с различными видами посуды, разучивание загадок о посуде, физкультминутки «Посуда», пальчиковая гимнастика «Жила была посуда», дидактические игры «Из чего сделана посуда», «Каждый продукт в свою посуду», «Чего не стало», «Что лишнее», чтение сказок К. И. Чуковского «Федорино горе», «Муха - цокотуха», «Дудочка и кувшинчик», разучивание стихотворения «Если б не было посуды…», песенки – сценки «Четверо лягушат» Железнова, изготовление кукол и игрушек из одноразовых тарелочек.
Ход занятия:
I. Вводная часть
Приветствие
(дети вместе с воспитателем встают в круг)
Здравствуйте, мои друзья - вас так рада видеть я!
Давайте вместе встанем в круг - слева друг и справа друг!
Руку другу протяни - тепло и радость подари!
И еще скажу я вам - гости пришли сегодня к нам!
Ручкой мы им всем помашем - Здравствуйте! Все дружно скажем!
Сегодня будем мы играть - мир предметный изучать.
Будем дружными и смелыми - нам по плечу любое дело!
В – Ребята, у нас сегодня необыкновенное занятие. Но чтобы узнать его тему, я вам предлагаю поиграть со мной в игру «Да – нет», а помогут нам волшебные Феи (появляются картинки: Фея рукотворного мира, фея Живой природы, фея Неживой природы)
Игра «Да –нет»
Дети угадывают тему занятия, задавая вопросы, на которые воспитатель может ответить только – да или нет
Вопросы детей: | Ответы воспитателя: |
– Это объект живой природы? (фея) | - Нет |
– Это объект неживой природы? (фея) | - Нет |
– Это объект рукотворного мира? | - Да |
- Это одежда? | - Нет |
- Это мебель? | - Нет |
- Это игрушки? | - Нет |
- Это посуда? (фея крепится на доске)) | - Да |
В – Правильно – сегодня мы поговорим о посуде…
Стук в дверь – в группу заносят посылку…
В – Посмотрите, ребята, к нам пришла посылка, а в ней письмо лежит. Давайте его прочитаем…
«На опушке возле леса я живу совсем одна.
Раньше в доме был порядок: и уют, и чистота.
Годы шли, я постарела - лень меня вдруг одолела.
И решила вся посуда тут же от меня сбежать.
Потому что надоело ей всегда в пыли стоять.
Но потом всё изменилось, и посуда воротилась,
Воротилась, но не вся.
Очень вас прошу, ребята, всю посуду отыскать
И поставить в шкаф опять.»
В – Ну что, давайте вместе поможем Федоре? (ответы детей) Ребята, но для этого нам нужно попасть в сказку? Но как мы туда попадем? (ответы и предположения детей). Ой, ребята, посмотрите – в посылке лежит клубочек, это Федорушка его нам прислала – вот он-то нам и поможет в сказку попасть.
II. Основная часть.
Русская народная игра «Клубочек»
(дети берутся за руки и друг за другом за воспитателем сначала закручиваются в середину, а потом дети поднимают руки вверх и воспитатель выводит деток опять на круг)
Уж мы лесом шли, перелеском шли –
Клубок ниточек нашли, клубок ниточек нашли …
Клубок катится – перекатится,
Нитка тянется – перетянется
Клубок – дале-е-е, дале-е, дале-е…
Нитка – бол-е-е, боле-е, боле-е…
«Нам клубочек, помоги, в Страну сказок приведи!»
Уж мы лесом шли, перелеском шли –
Клубок ниточек нашли, клубок ниточек нашли …
Клубок катится – перекатится,
Нитка тянется – перетянется
Клубок – дале, дале, дале…
Нитка – боле, боле, боле…
Дети садятся на стульчики
В – Вот мы и попали в сказку «Нам клубочек, помоги - где посуда подскажи!» (воспитатель перебирает клубочек в руках (звучит музыка волшебная) и подходит к волшебному Чудо – дереву)
В – А встречают нас коты, ишь ты «…расфуфырили хвосты и бегут во всю прыть, чтоб посуду воротить…». Они предлагают отгадать загадки:
- Среди ложек я полковник. И зовут меня … (половник)
- Чайника подружка, имеет два ушка,
Варит кашу, суп для Юли,
А зовут её. (кастрюля).
- Ее за ручку мы берем чай, кофе из нее мы пьем. (чашка)
- Сама не ем, а людей кормлю. (ложка)
- На кухне ей всегда почет
Она и жарит, и печет,
Не приготовить нам еды
На кухне без (сковороды)
- Для нас она необходима,
Ведь пищу из нее едим мы Глубокая и мелкая
Зовут ее … (тарелкой)
(Воспитатель ставит картинки - отгадки на доску)
Дидактическая игра «Разложи посуду»
В – Молодцы, все загадки отгадали. Как назвать все эти предметы одним словом?
Д – Это посуда.
В – Да правильно, это посуда – предметы для хранения, приготовления и подачи пищи. Всю посуду можно разделить на две большие группы. Давайте вспомним, какая бывает посуда.
В – Как называется посуда, которую ставим на стол, используем во время еды, из которой мы едим и пьём?
Д – Столовая. (дети выбирают и ставят картинки к маркеру – «столовая посуда»
В – Правильно, столовая посуда бывает разная: обеденная, чайная, кофейная. А еще есть столовые приборы – они помогают нам принимать пищу. (дети ставят картинки к маркеру «столовые приборы»
В – Как называется посуда, в которой готовят?
Д – Кухонная посуда.
В – Для приготовления вкусной и полезной пищи нужны кухонная посуда, кухонные инструменты и приспособления. Кухонная посуда – это то, в чём и с помощью чего мы готовим пищу. А ещё есть кухонные приспособления: кухонные ножи, разделочные доски, сито, скалка, дуршлаг и другие.
В – Ну а нам нужно двигаться дальше - посуду искать «Нам клубочек, помоги - где посуда подскажи!» (воспитатель перебирает в руках клубочек - звучит музыка волшебная)
В – Ребята, я вижу какие-то осколки. Да это же Федорина посуда! А пока посуда от Федоры убегала, она разбилась, раскололась на части. Давайте мы с вами соберем всю ее посуду.
Проводится игра «Собери посуду».
(Дети подходят к столу, берут конверты с разрезными на 6 -8 частей картинками и собирают).
В – Ребята, а какую посуду вы собрали? (самовар и чайник)
Ребята, а как вы думаете, раньше посуда была другая и чем она отличалась от современной? (cлайды)
В – Ребята, вы помните, какая разная посуда была у Федоры? Давайте с вами вспомним, какая она бывает, из чего ее делают.
Игра «Из чего сделана посуда?».
(Проводится игра с мячом в круге, дети, получая мяч по очереди, отвечают)
Ложка из дерева - деревянная. Чашка из фарфора - фарфоровая. Ваза из хрусталя - хрустальная Терка из металла - металлическая Графин из стекла - стеклянный | Масленка из пластмассы – пластмассовая. Сковорода из чугуна – чугунная Миска из глины – глиняная Нож из стали – стальной. Ступка из камня – каменная Тарелка из бумаги - бумажная |
Физкультминутка.
Вот большой стеклянный чайник. Очень важный, как начальник. Вот фарфоровые чашки, Очень хрупкие, бедняжки. Вот фарфоровые блюдца, Только стукни — разобьются. Вот серебряные ложки, Голова на тонкой ножке. Вот пластмассовый поднос. Он посуду нам принес. | Дети надули животик, одну руку поставили на пояс, другую изогнули. Присели, одну руку поставили на пояс. Кружатся, «рисуя» руками круг. Потянулись, сомкнули руки над головой. Вытянули руки перед собой. |
В – Ну а нам нужно двигаться дальше посуду искать «Нам клубочек, помоги - где посуда подскажи!» (воспитатель перебирает в руках клубочек - звучит музыка волшебная)
Дидактическая игра «Разложи по порядку»
В – Ребята, а теперь нам нужно всё разложить по порядку на полочках в шкафу для посуды.
(Воспитатель показывает схему, а дети размещают в шкафу посуду и называют, правильно согласовывая слова (пять чашек и один чайник заварочный - на первой полке, три тарелки и четыре стакана - на второй, три вилки и шесть ложек - третьей полке, и две кастрюли и четыре сковороды - на четвертой полке)
Дидактическая игра «Что лишнее?»
На доске выложен первый ряд карточек: кастрюля, чайник, кружка, чашка, телевизор.
В – Какой предмет здесь лишний, почему?
Д – Телевизор - бытовой прибор, остальные предметы - посуда.
На доске выложить второй ряд карточек: сковорода, половник, стакан, дуршлаг, кастрюля.
В – Какой предмет здесь лишний, почему?
Д – Стакан сделан из стекла, а вся остальная посуда из металла.)
На доске выложить третий ряд карточек: хлебница, масленка, сахарница, солонка, тарелка.
В – Какой предмет здесь лишний, почему?
Д – Тарелка предназначена для еды, остальная посуда для хранения продуктов питания.
В – Ребята, есть посуда, которая создана для хранения продуктов и для каждого продукта нужна определенная посуда – давайте поможем разложить продукты правильно.
Игра «Каждый продукт в свою посуду».
(Проводится игра с мячом в круге, детям воспитатель кидает мяч – дети отвечают)
Масло сливочное положим – в масленку
Сахар насыпаем – в сахарницу
Молоко нальем – молочник
Соль у нас лежит - в солонке
Перец – в перечнице
Хлеб положили – в хлебницу
Фрукты - фруктовницу
Сухари - сухарницу
Морс налили – в графин
Конфеты к чаю у нас – в конфетнице.
В – Ну а нам нужно двигаться дальше посуду искать «Нам клубочек, помоги - где посуда подскажи!» (воспитатель перебирает в руках клубочек - звучит музыка волшебная)
Игра «Да – нет»
(составление описательного рассказа о посуде)
В – А здесь в сундучке спряталась еще посуда, но что бы её найти вам нужно угадать. Вы можете задавать мне вопросы, на которые я могу отвечать только «да» и «нет». Поможет вам вот эта интерактивная схема - панно. Дети спрашивают у воспитателя:
- Это столовая, кухонная, посуда, это столовые приборы, кухонные? (перемещают стрелку)
- Эта посуда … цвета (оставляют в ромашке нужные цвета)
- Эта посуда из (бумаги, фарфора, глины, железа) - (перемещают стрелку)
- Эта посуда … размера, толщина, глубина, вес (перемещают стрелку)
- Эта посуда имеет - дно, стенки, крышку, ручки (оставляет только то, что есть)
- Этой посуду используют для… (выбирают нужный конверт и закрепляют картинку)
В – Молодцы ребята вы всю посуду отыскали и здорово бабушке Федоре помогли – вот она обрадуется!
Появляется Федора
(девочка старшей группы в русском народном костюме заходит в группу – идет к детям, поёт и ищет глазами посуду под столом, на полках, за стульями))
Ф – «…Ах, вы бедные сиротки мои,
Чашки, вилки, сковородки мои!
Воротитесь-ка родимые домой –
Я водицей вас омою ключевой,
Я почищу вас песочком,
Окачу вас кипяточком –
И вы будете опять,
Словно солнышко сиять!...»
В – Ребята, посмотрите, это же наша бабушка Федора – ходит и ищет свою посуду по лесам по полям…
Ф – Ой, здравствуйте, спасибо Вам, ребятки! Всю мою посуду вы нашли, всю собрали и красиво разложили.
В – Здравствуй, Федорушка, да ребята очень старались и нашли всю твою посуду – помогли тебе, как ты нас и просила. Только ты нам должна пообещать, что не будешь больше лениться – будешь ухаживать за посудой и тогда она станет тебе служить верой и правдой…
Ф – Да! Да! Да!
Я вам всем хочу пообещать.
Ох не буду я посуду больше бить и обижать,
Буду чисто мыть посуду,
А поставить все на место я не позабуду!
В – А сейчас послушай стихотворение, которое ребята выучили для тебя
«Для чего нужна посуда?»
Если б не было посуды,
Нам пришлось бы очень худо.
Мы бы тут же из людей,
Превратились в дикарей:
Брали мясо бы руками,
Разрывали бы зубами,
Пили воду бы в реке,
Или в грязном ручейке.
К счастью, помогает всюду
Нам различная посуда:
На неё еду кладут,
Из неё едят и пьют.
Сохраняют в ней продукты:
Сыр и масло, хлеб и фрукты.
В ней готовят сотни блюд- Варят, жарят и пекут!
Ф – Ребята, а я слышала, что есть такая посуда одноразовая и её не нужно мыть – это же так удобно, использовать один раз и выкинуть…
Игра «Хорошо – плохо»
В – Действительно, одноразовая посуда очень удобна, она легкая и ее не нужно мыть, но она загрязняет окружающую среду – образуются свалки из одноразовых бумажных и пластиковых отходов, пакетов, мусора. Но наши детки придумали, как сократить количество мусора – уменьшить наши свалки и не загрязнять нашу матушку природу. Нужно проявить творчество и делать из отходов игрушки, забавные поделки и просто красивые вещи.
В – вот посмотри, каких забавных лягушат сделали ребята из одноразовых тарелок, а ещё они покажут тебе сейчас забавную сценку и споют песенку вместе со своими лягушатами.
Сценка «Четверо лягушат»
Ф – Спасибо вам ребята – вы мне сегодня очень помогли, но вам пора в садик возвращаться, а я буду вас вспоминать и снова в гости поджидать…
Русская народная игра «Клубочек»
(дети берутся за руки и друг за другом за воспитателем сначала закручиваются в середину, а потом дети поднимают руки вверх и воспитатель выводит деток опять на круг)
Уж мы лесом шли, перелеском шли –
Клубок ниточек нашли, клубок ниточек нашли …
Клубок катится – перекатится,
Нитка тянется – перетянется
Клубок – дале, дале, дале…
Нитка – боле, боле, боле…
«Нам клубочек, помоги, в детский сад нас отведи!»
Уж мы лесом шли, перелеском шли –
Клубок ниточек нашли, клубок ниточек нашли …
Клубок катится – перекатится,
Нитка тянется – перетянется
Клубок – дале, дале, дале…
Нитка – боле, боле, боле…
III. Заключительная часть
В – Вот мы и в группе опять. Какое замечательное путешествие мы совершили.
– Где мы сегодня побывали, кому помогали?
– Что делали, о чем говорили?
– Что, ребята, вам больше всего понравилось?
– А хотелось бы вам еще раз побывать в сказке, а в какой? (ответы детей)
– Спасибо большое вам, вы большие молодцы, занятие закончено!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование падежных конструкций у дошкольников с ОНР.Конспект НОД «Поможем бабушке Федоре» по теме «Изменение имен существительных единственного числа по падежам» на материале лексических тем «Посуда», «Мебель», «Домашняя утварь"с использованием ИКТ
Сложность образования предложных и предложно-падежных конструкций - одна из главных проблем детей с ОНР. НОД "Поможем бабушке Федоре" позволит закрепить навык образования таки...
Конспект НОД «Поможем бабушке Федоре»
Занятие по художественной деятельности разработано для детей 4-5 лет. Оно совершенствует знания дошкольников о предметах посуды и знакомит с новым видом аппликации - декупажем....
Открытое занятие "Поможем бабушке Федоре"
Открытое занятие...
Конспект занятия "Поможем бабушке Федоре"
Конспект...
Конспект занятия: "Поможем бабушке Федоре"
ДАННОЕ ЗАНЯТИЕ ПРОВОДИТСЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ТЕМЕ "ПОМОЖЕМ БАБУШКЕ ФЕДОРЕ". ОНО НАПРАВЛЕННО НА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА:УТОЧНЯЕТ И РАСШИРЯЕТ ...