Формирование падежных конструкций у дошкольников с ОНР.Конспект НОД «Поможем бабушке Федоре» по теме «Изменение имен существительных единственного числа по падежам» на материале лексических тем «Посуда», «Мебель», «Домашняя утварь"с использованием ИКТ
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме
Сложность образования предложных и предложно-падежных конструкций - одна из главных проблем детей с ОНР. НОД "Поможем бабушке Федоре" позволит закрепить навык образования таких конструкций в старшей группе, познакомит со старинным русским бытом, научит составлять описательтный рассказ о самоваре, образовывать существительные с суффиксами -онк,-ёнк, - ниц.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pomozhem_fedore.docx | 403.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект комплексного подгруппового занятия
«Поможем бабушке Федоре»
по теме «Изменение имен существительных единственного числа по падежам» на материале лексических тем «Посуда», «Мебель», «Домашняя утварь» в старшей логопедической группе для детей с ОНР (с использованием ИКТ).
Цели:
Коррекционно – образовательные:
Закреплять навык изменения имен существительных единственного числа по падежам с использованием схем - пиктограмм.
Активизировать словарь по теме «Посуда», « Мебель», « Домашняя утварь».
Учить дифференцировать понятия «мебель» и «посуда».
Учить образовывать существительные с суффиксами -ниц, - онк, -ёнк в значении ёмкости.
Учить составлять описательный рассказ по опорным схемам.
Коррекционно – развивающие: Развивать внимание, память, мышление, воображение, мелкую моторику. Развивать ориентацию в двухмерном пространстве (на плоскости).
Коррекционно – воспитательные: воспитывать чувство взаимопомощи, учить взаимодействовать в команде.
Решение задач образовательной области «Познание»: развивать продуктивную (конструктивную) деятельность, расширение кругозора
( старинная утварь, посуда, мебель).
образовательной области « Коммуникация»: учить излагать свои мысли понятно для окружающих; поощрять попытки делиться сведениями о лесе, его охране;
образовательной области «Чтение художественной литературы»: развивать потребности в чтении, восприятии и интепретации художественных произведений.
образовательной области «Социализация»: Приобщать к истокам русской народной культуры. Познакомить детей со старинным русским бытом, воспитывать желание познавать культуру русского народа, развивать игровую деятельность детей;
образовательной области «Художественное творчество»: развивать продуктивную деятельность (аппликация, украшение мелкими деталями для развития мелкой моторики).
Задачи решаются в самостоятельной деятельности детей и совместной деятельности с педагогом.
Оборудование: Схемы – пиктограммы; «карта» путешествия ( дорожка со знаками – пиктограммами) СЛАЙД 5; картонные плоскостные фигурки посуды (на магнитах), у которой не хватает какой-либо детали; предметные картинки продуктов; картонные изображения мебели (на магнитах); пластиковые стаканчики и мелкие наклейки для украшения из самоклеящейся бумаги.
Ход деятельности.
1.Организационный момент.
Логопед: Ребята, к нам в гости пришла Федора. СЛАЙД 3. У неё беда – вся посуда убежала. А почему от нее убежала посуда? Вы хотите помочь Федоре?
Дети: Да, хотим.
Л.: Но чтобы отправиться в путь, нужно проверить ваши знания о посуде. Эти знания пригодятся в дороге. Я вам раздам картинки различных продуктов. А вы скажете, какая посуда нужна для их хранения.
Л.: Для сахара нужна…
Для соли -…
Для селедки -…
Для масла -…
Для хлеба – …
Для сухарей -…
Для конфет - …
2.Основная часть.
Образование Винительного падежа существительных единственного числа.
Л.: Молодцы! Справились. Тогда в путь. У нашего сегодняшнего путешествия есть секрет: мы пойдем по карте. СЛАЙД 4
Логопед и дети смотрят на карту, СЛАЙД 4, на которой изображена дорожка, вдоль которой стоят знаки с пиктограммами. Первый знак.
Л.: Федора не берегла и не жалела посуду, поэтому она от нее спряталась. Посмотрите на экран. Слайд 5. Ребята, какую посуду увидим на таком необычном рисунке.
Дети рассматривают рисунок с наложенными контурными изображениями посуды и говорят, что они видят. СЛАЙД 5.
Д.: Я вижу кастрюлю, а я вижу чашку…
3.Дифференциация мебели и посуды. Образование Родительного падежа Л.: Хорошо, идем дальше по тропинке. А это что за знак? (На карте знак ).
Д.: «Чего не стало».
Л.: Федора не заботилась о посуде, мебели в доме. Посуда и мебель покинули Федору. СЛАЙД 6. Сначала назовите мебель, затем посуду на экране.
Дети называют мебель, а затем посуду.
Л.: Давайте разделим посуду и мебель: мебель ушла от Федоры направо, а мебель – налево.
(анимация: посуда исчезает с экрана вправо, а мебель – в левую часть экрана).
Л.: Чего не стало?
Д.: Не стало кастрюли, не стало чашки, не стало половника, не стало дивана, … и т.д..
4.Работа с разрезными картинками на магнитах и образование Родительного падежа.
Л.: А почему посуда обиделась?
Д.: Потому что Федора не ухаживала за ней, не чистила, половину посуды разбила, испортила.
Л.: Да, правильно, давайте посмотрим, что с ней произошло.
Логопед помещает на магнитную доску картонные плоскостные фигурки посуды, у которой не хватает какой-либо детали.
Л.: Посмотрите внимательно и определите, какой детали не хватает у посуды.
Д.: У кастрюли нет крышки, у чашки нет ручки …и т.д..
Л.: Давайте починим посуду, найдем недостающие детали.
Дети выполняют задание, собирают на магнитной доске фигурки.
5. Образование Дательного падежа имен существительных единственного числа.
Л.: Молодцы, ребята.
На карте изображение .( Д.п.)
Л.: Ребята, что это за знак?
Д.: Это знак « чему радуемся?»
Л.: А как вы думаете, обрадовалась Федора посуде, которую починили?
Д.: Да, обрадовалась.
Л.: Чему она обрадуется?
Д.: Она обрадуется тарелке, кастрюле, чашке...
6. Физминутка.
Л.: Но надо и в комнате убраться, навести порядок, иначе посуда не вернется.
Дети выполняют движения, имитирующие уборку: подметают пол, тянутся, вытирая пыль, моют пол, трут стекло. Тянутся до полок, чтобы вытереть пыль и т.д. и т.п...
7.Образование творительного падежа.
Л.: Теперь можно идти дальше. Посмотрите, какой знак? (Тв.п.)
Д.: «Чем любуемся».
Л.: В комнате много мебели. Назови ее. Чем можно любоваться в квартире, когда мы навели такую чистоту? СЛАЙД 7.
Д.: Теперь можно любоваться диваном, полкой, шкафом, кроватью…
Л.: Давайте красиво расставим мебель.
8. Игра « Расставим мебель» ( ориентация на плоскости).
Логопед раздает картонные фигурки мебели на магнитах. Дети располагают мебель на магнитной доске по заданию логопеда: поставь стол в середину комнаты, кресло в правый верхний угол, стол в левый нижний угол,…и т.д..
9.Образование Предложного падежа имен существительных.
Л.: Хорошо. Теперь мы и в квартире убрались. Как чисто! Какой знак дальше?
Д.: О чем думает? О чем теперь мечтает Федора? Что еще не вернулось в ее дом? СЛАЙД 8.
Д.: Не вернулась кочерга, ухват, корыто, решето, …..
Л.: Значит, о чем мечтает Федора?
Д.: О корыте, об ухвате, о …
10.Работа по таблице со схемами – пиктограммами.
Л.: Чтобы и они вернулись, надо составить рассказ о нашем путешествии по схемам - пиктограммам. СЛАЙД 9.
Дети составляют рассказ по схемам - пиктограммам. Примерный рассказ.
«Вот ложка. Мы видим ложку. Не стало ложки, потому что она ушла от Федоры. Но потом вернулась Федора рада ложке, любуется ложкой, она мечтала о ложке..»
11. Составление описательного рассказа о самоваре с опорой на схемы.
Л.: Молодцы, хорошие рассказы получились.
Хотела вас Федора угостить, но самовара нет. Чтобы и он вернулся, расскажи о нем по схемам – подсказкам. СЛАЙД 10.
Дети рассказывают по плану:
1.Что это?
2.Для чего нужен самовар?
3.Из каких частей состоит?
4.Из каких материалов делали?
5.Чем топили? Раздували?
6.В каких сказках встречается.
12. Сюрпризный момент.
Л.: Отлично рассказали о самоваре. Теперь и он вернется, и Федора. Вся посуда, мебель домашняя утварь вернулась к Федоре. Федора благодарит вас и приглашает к себе на чай.
Логопед дарит детям бумажные стаканчики, раздает мелкие картинки из самоклеящейся бумаги (с обратной стороны - пленка).
Л.: Давайте украсим стаканчики наклейками, а потом попьем чай.
Дети отрывают с обратной стороны наклеек пленку и украшают стаканчики.
Можно устроить настоящее чаепитие для детей.
13. Итог занятия.
-Каким было наше путешествие?
-Кому мы помогли?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект комбинированного подгруппового занятия в старшей группе для детей с ОНР"Путешествие в страну Вкусляндию"по теме"Образование имен существительных единственного числа Родительного падежа без предлогов и с предлогами У,ИЗ,БЕЗ".
Основная задача данного занятия - научить детей с ОНР образовывать имена существительные единственного числа Родительного падежа без предлога и с предлогами У,БЕЗ,ИЗ на материале лексических тем "Овощ...
Формирование падежных конструкций у детей с ОНР. Конспект НОД "Путешествие Айболита" по теме "Изменение по падежам существительных в единственном числе" с использованием ИКТ.
Одна из главных задач логопеда ДОУ - сформировать грамматические конструкции у дошкольников с ОНР. Знакомство с падежными конструкциями -очень трудная задача. В данном конспекте представлена раб...
Конспект НОД «Поможем бабушке Федоре»
Занятие по художественной деятельности разработано для детей 4-5 лет. Оно совершенствует знания дошкольников о предметах посуды и знакомит с новым видом аппликации - декупажем....
Конспект НОД "Поможем бабушке Федоре"
Конспект совместной деятельности в средней группе по теме "Посуда" поможет разнообразить детскую изобразительную деятельность; даст "толчок" в развитии фантазии как детей, так и взрослых...
Конспект занятия "Поможем бабушке Федоре"
Конспект...