Театрализованная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста
статья по развитию речи (старшая группа)
Театрализованная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста
Наталья Стрекаловская
Театрализованная деятельность с детьми дошкольного возраста позволяет проявить творческую активность детей, педагогов и родителей, раскрыть у каждого эмоциональные и творческие возможности.
В наших играх-драматизациях мы стремились к созданию творческого микроклимата, в основе которого лежат свободные, партнерские, доверительные, дружеские отношения между детьми и взрослыми.
Благодаря совместной деятельности в ходе игр-драматизация и занятий по театрализованной деятельности мы стремились к развитию творческих способностей детей: учили детей быть активными, импровизировать, развивали воображение. В ходе театрализованных игр укрепились взаимоотношения между детьми, воспитателями, музыкальным руководителем и родителями. Дети стали более общительными, раскрепощенными, уверенными в себе и в своих силах, не боятся выступать перед зрителями.
Для более полноценного развития у детей творческих способностей в группе мной оформлен театральный уголок, который условно подразделяется на три части:
1.Музыкальная часть:
В ней содержаться музыкальные инструменты, которые находятся в месте, свободном для доступа детей.
2. Театральная:
Она наполнена, различными видами театра, как фабричными, так и изготовленными своими рукам.
3. Уголок ряженья:
Содержит различные костюмы и аксессуары.
Создано театрально-игровое оборудование: большая напольная ширма, настольная ширма, элементы костюмов (платочки, фартучки, сарафан для русско-народной сказки, короны, маски). Мы обогатили центр перчаточными куклами для показа русско-народных сказок о животных.
Подобрала литературу для детей: русские народные сказки, современные сказки, собрала иллюстрации по сказкам. Сделан ларец с атрибутами к сказкам.
Обеспечение реализации проекта:
Психолого-педагогические ресурсы:
- Педагоги – воспитатели,
- Дети средней-старшей и старшей-подготовительной группы,
- Родители.
Материально-технические ресурсы:
- сказки, иллюстрации
- аудио, видеоматериалы, обучающая презентация
- мультимедийная техника
- костюмы для театрализованной деятельности
- атрибуты для разных видов театров.
Мной разработан проект «Наш театр» по театрализованной деятельности как средства развития творческих способностей детей.
Цель проекта - развитие художественно-творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности.
Задачи
- Развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;
- Развивать воображение, фантазию, внимание, самостоятельность мышления;
- Совершенствовать игровые навыки и творческую самостоятельность через театрализованные игры, развивающие творческие способности дошкольников;
- Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт;
- Приобщить родителей к реализации проекта.
Мной разработано методическое обеспечение для реализации проекта: создан план мероприятий, разработано тематическое планирование, написаны сценарии, конспекты театрализованных игр, создана картотека игр-импровизаций для развития творческих способностей дошкольников, разработан и проведен Мастер-класс для родителей «Организация театральной деятельности с детьми», семинар для родителей «Наш театр», памятка для родителей «Играйте с детьми в театр» и др.
В ходе реализации проекта стремлюсь к совершенствованию методов обучения, воспитания и диагностики развития воспитанников, в том числе детей с особыми образовательными потребностями.
В занятия по театрализованной деятельности включала театрализованную игру, как игровой прием и форму обучения детей. В занятия, ввожу персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровая форма проведения занятия способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы и игре.
Во время свободной совместной деятельности детей, я включаю игровые ситуации прогулок, организую чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов вне занятий в течение дня, использую игры-рисования на свободную тему, строительные игры с драматизацией.
Большое значение уделяю вниманию для развития творческих способностей у детей с ограниченными возможностями. В нашей группе обучается один ребенок с ЗПР, имеются дети с общим недоразвитием речи. Эти дети, как правило, стесняются играть в коллективе, малообщительны. Некоторым требуется индивидуальный подход. Мной разработана технология приобщения детей с проблемами в развитии к творческой и познавательной деятельности посредством игр-драматизаций. В индивидуальной форме проводятся игры с использованием кукол би-ба-бо. Такие дидактические игры, как «Помоги Мурзику добраться домой» (по ФЭМП), «Как Снежок стал артистом» (по социально-коммуникативному развитию), «Задание по строительству дома для папы Тома» (по познавательному развитию) способствуют приобщению детей с проблемами в развитии к совместным играм и творческой деятельности вместе с другими детьми.
В работе с воспитанниками, стараюсь чаще включать театрализованные игры (импровизация, драматизация, инсценировка, обыгрывание) практически во все режимные моменты. Например, начиная утреннюю зарядку, дети здороваются с солнышком, далее проводятся игры импровизации «Встало утром солнышко», «Ветерок», «Цветочек» и др., что позволяет активизировать речевое развитие детей, улучшить интонационную выразительность и формировать связную речь. Приобретенный во время игры опыт, как показывают наблюдения, дошкольники успешно используют в самостоятельной деятельности.
Ежедневной традицией в группе является чтение художественной и познавательной литературы, позволяющей в образной форме познакомить детей с театральным искусством, разнообразными детскими произведениями (фольклорными, авторскими), которые могут стать основой для последующих драматизаций.
На занятиях мы с детьми не только знакомятся с текстом какого-либо литературного произведения или сказки, но и с жестами, мимикой, движениями, костюмами.
Свои занятия я строила по схеме:
- введение в тему, создание эмоционального настроения;
- театрализованная деятельность (в разных формах), где воспитатель и каждый ребёнок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;
- эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.
Для развития уверенности в себе и социальных навыков поведения, я старалась так организовать театрализованную деятельность детей, чтобы каждый ребёнок имел возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого я использовала разнообразные приёмы:
- выбор детьми роли по желанию;
- назначение на роли наиболее робких, застенчивых детей;
- распределение ролей по карточкам;
- проигрывание ролей в парах.
Были отобраны произведения нравственного содержания для формирования творческих способностей путем театрализованных игр. Каждое произведение мы прочитывали детям, обсуждали его.
Например, при проведении театрализованной игры по мотивам русской народной сказки «Лиса и кувшин» мы создали ситуацию «мы идем в гости». Мы спрашивали детей:
- Что говорить в гостях?
- Как себя вести в гостях?
- Стоил ли отказываться от угощения?
Дети, выполняя различные социальные роли (хозяин и гость), учились гостеприимству. В ходе игры, когда дети приходили друг в другу в гости, мы задавали детям вопросы:
- Чем угощать гостей?
- Нужно ли давать гостям свои игрушки?
- Можно ли забрать чужую игрушку домой к себе? А попросить можно?
Дети старшего дошкольного возраста с удовольствием участвуют в театрализованных играх по сказкам. Например, в ходе театрализованной игры «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» дети не только старались воспроизводить реплики героев, но и проявлять сострадание, сочувствие к сестрице Аленушке и ее братцу, который превратился в козленочка. Таким образом, у них развивались нравственные качества.
Театрализованная деятельность позволяла формировать опыт творческих навыков поведения, поскольку каждая сказка имеет нравственную направленность. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем и выражает своё отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания.
Список литературы
- Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников / Л. В. Артемова. – Москва: Просвещение, 2011. – 192 с.
- Каган М. С. Мир общения. Проблемы межсубъективных отношений / М. С. Каган. – Москва: Владос, 2012. – 122 с.
- Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого. М., 2003.
- Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка / М. И. Лисина. – Москва: Институт практической психологии, 2012. – 384 с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatraliz_st.docx | 21.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Театрализованная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста
Наталья Стрекаловская
Театрализованная деятельность с детьми дошкольного возраста позволяет проявить творческую активность детей, педагогов и родителей, раскрыть у каждого эмоциональные и творческие возможности.
В наших играх-драматизациях мы стремились к созданию творческого микроклимата, в основе которого лежат свободные, партнерские, доверительные, дружеские отношения между детьми и взрослыми.
Благодаря совместной деятельности в ходе игр-драматизация и занятий по театрализованной деятельности мы стремились к развитию творческих способностей детей: учили детей быть активными, импровизировать, развивали воображение. В ходе театрализованных игр укрепились взаимоотношения между детьми, воспитателями, музыкальным руководителем и родителями. Дети стали более общительными, раскрепощенными, уверенными в себе и в своих силах, не боятся выступать перед зрителями.
Для более полноценного развития у детей творческих способностей в группе мной оформлен театральный уголок, который условно подразделяется на три части:
#1052;узыкальная часть:
В ней содержаться музыкальные инструменты, которые находятся в месте, свободном для доступа детей.
2. Театральная:
Она наполнена, различными видами театра, как фабричными, так и изготовленными своими рукам.
3. Уголок ряженья:
Содержит различные костюмы и аксессуары.
Создано театрально-игровое оборудование: большая напольная ширма, настольная ширма, элементы костюмов (платочки, фартучки, сарафан для русско-народной сказки, короны, маски). Мы обогатили центр перчаточными куклами для показа русско-народных сказок о животных.
Подобрала литературу для детей: русские народные сказки, современные сказки, собрала иллюстрации по сказкам. Сделан ларец с атрибутами к сказкам.
Обеспечение реализации проекта:
Психолого-педагогические ресурсы:
- Педагоги – воспитатели,
- Дети средней-старшей и старшей-подготовительной группы,
- Родители.
Материально-технические ресурсы:
- сказки, иллюстрации
- аудио, видеоматериалы, обучающая презентация
- мультимедийная техника
- костюмы для театрализованной деятельности
- атрибуты для разных видов театров.
Мной разработан проект «Наш театр» по театрализованной деятельности как средства развития творческих способностей детей.
Цель проекта - развитие художественно-творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности.
Задачи
- Развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;
- Развивать воображение, фантазию, внимание, самостоятельность мышления;
- Совершенствовать игровые навыки и творческую самостоятельность через театрализованные игры, развивающие творческие способности дошкольников;
- Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт;
- Приобщить родителей к реализации проекта.
Мной разработано методическое обеспечение для реализации проекта: создан план мероприятий, разработано тематическое планирование, написаны сценарии, конспекты театрализованных игр, создана картотека игр-импровизаций для развития творческих способностей дошкольников, разработан и проведен Мастер-класс для родителей «Организация театральной деятельности с детьми», семинар для родителей «Наш театр», памятка для родителей «Играйте с детьми в театр» и др.
В ходе реализации проекта стремлюсь к совершенствованию методов обучения, воспитания и диагностики развития воспитанников, в том числе детей с особыми образовательными потребностями.
В занятия по театрализованной деятельности включала театрализованную игру, как игровой прием и форму обучения детей. В занятия, ввожу персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровая форма проведения занятия способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы и игре.
Во время свободной совместной деятельности детей, я включаю игровые ситуации прогулок, организую чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов вне занятий в течение дня, использую игры-рисования на свободную тему, строительные игры с драматизацией.
Большое значение уделяю вниманию для развития творческих способностей у детей с ограниченными возможностями. В нашей группе обучается один ребенок с ЗПР, имеются дети с общим недоразвитием речи. Эти дети, как правило, стесняются играть в коллективе, малообщительны. Некоторым требуется индивидуальный подход. Мной разработана технология приобщения детей с проблемами в развитии к творческой и познавательной деятельности посредством игр-драматизаций. В индивидуальной форме проводятся игры с использованием кукол би-ба-бо. Такие дидактические игры, как «Помоги Мурзику добраться домой» (по ФЭМП), «Как Снежок стал артистом» (по социально-коммуникативному развитию), «Задание по строительству дома для папы Тома» (по познавательному развитию) способствуют приобщению детей с проблемами в развитии к совместным играм и творческой деятельности вместе с другими детьми.
В работе с воспитанниками, стараюсь чаще включать театрализованные игры (импровизация, драматизация, инсценировка, обыгрывание) практически во все режимные моменты. Например, начиная утреннюю зарядку, дети здороваются с солнышком, далее проводятся игры импровизации «Встало утром солнышко», «Ветерок», «Цветочек» и др., что позволяет активизировать речевое развитие детей, улучшить интонационную выразительность и формировать связную речь. Приобретенный во время игры опыт, как показывают наблюдения, дошкольники успешно используют в самостоятельной деятельности.
Ежедневной традицией в группе является чтение художественной и познавательной литературы, позволяющей в образной форме познакомить детей с театральным искусством, разнообразными детскими произведениями (фольклорными, авторскими), которые могут стать основой для последующих драматизаций.
На занятиях мы с детьми не только знакомятся с текстом какого-либо литературного произведения или сказки, но и с жестами, мимикой, движениями, костюмами.
Свои занятия я строила по схеме:
- введение в тему, создание эмоционального настроения;
- театрализованная деятельность (в разных формах), где воспитатель и каждый ребёнок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;
- эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.
Для развития уверенности в себе и социальных навыков поведения, я старалась так организовать театрализованную деятельность детей, чтобы каждый ребёнок имел возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого я использовала разнообразные приёмы:
- выбор детьми роли по желанию;
- назначение на роли наиболее робких, застенчивых детей;
- распределение ролей по карточкам;
- проигрывание ролей в парах.
Были отобраны произведения нравственного содержания для формирования творческих способностей путем театрализованных игр. Каждое произведение мы прочитывали детям, обсуждали его.
Например, при проведении театрализованной игры по мотивам русской народной сказки «Лиса и кувшин» мы создали ситуацию «мы идем в гости». Мы спрашивали детей:
- Что говорить в гостях?
- Как себя вести в гостях?
- Стоил ли отказываться от угощения?
Дети, выполняя различные социальные роли (хозяин и гость), учились гостеприимству. В ходе игры, когда дети приходили друг в другу в гости, мы задавали детям вопросы:
- Чем угощать гостей?
- Нужно ли давать гостям свои игрушки?
- Можно ли забрать чужую игрушку домой к себе? А попросить можно?
Дети старшего дошкольного возраста с удовольствием участвуют в театрализованных играх по сказкам. Например, в ходе театрализованной игры «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» дети не только старались воспроизводить реплики героев, но и проявлять сострадание, сочувствие к сестрице Аленушке и ее братцу, который превратился в козленочка. Таким образом, у них развивались нравственные качества.
Театрализованная деятельность позволяла формировать опыт творческих навыков поведения, поскольку каждая сказка имеет нравственную направленность. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем и выражает своё отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания.
Список литературы
- Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников / Л. В. Артемова. – Москва: Просвещение, 2011. – 192 с.
- Каган М. С. Мир общения. Проблемы межсубъективных отношений / М. С. Каган. – Москва: Владос, 2012. – 122 с.
- Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого. М., 2003.
- Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка / М. И. Лисина. – Москва: Институт практической психологии, 2012. – 384 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по изобразительной и театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: "Прохоровское поле - третье ратное поле России "
Многим детям свойственно полностью копировать то, чему их научили. Это часто ведёт к появлению шаблонной, узко репродуктивной деятельности. По этому основная задача взрослого с...
"Театрализованная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста" сценарий театрализованного представления по сказке "Двенадцать месяцев"
В педставленном пособии предлагается сценарий театрализованного представления по сказке "Двенадцать месяцев."Целью данного пособия является развитие и поддержание интереса у детей к театру и теа...
конспект совместной театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Драматизация по мотивам сказки В.Сутеева "Мешок яблок". Технологии - здоровьесберегающие, игровые, сотрудничество, театрализованная деятельность. Цель - обучение детей диалогической речи посредством у...
Перспективное планирование по театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Перспективное планирование по театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возрастаМесяцВидтеатраСодержаниетеатрализованнойдеятельности Развитие речиИндивидуальнаяработаРаботас род...
РАЗВИТИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация: в статье освещаются проблемы развития творческих способностей детей в театрализованной деятельности. Рассматриваются подходы к организации педагогического сопровождения развития творческих ...
Встреча с героями сказок - театрализованная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста
Театрализованная игровая деятельность с детьмии старшего дошкольного возраста...