Индивидуальное занятие учителя - дефектолога с ребенком с умственной отсталостью (тяжелой степени)
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Пермякова Людмила Владимировна

Индивидуальное занятие учителя - дефектолога  с воспитанником с умственной отсталостью (тяжелой степени) по развитию коммуникации.

Краткая характеристика воспитанника: Ребенок с тяжелой степенью умственной отсталостью. Культурно - гигиенические навыки сформированы частично (туалет под контролем взрослого, одевание/ раздевание взрослым или рука в руке, прием пищи – взрослым или рука в руке). Зрительный контакт краткосрочен. Речью не пользуется. Отмечается полевое поведение со звучащим предметом в руках. Базовые жесты на стадии формирования.

Тема: Овощи

Цель: Продолжать формировать основные базовые жесты.

Задачи: Создавать условия для формирования знаний об овоще – помидоре. Способствовать развитию зрительного восприятия при нахождении красных предметов, определении размера предметов, соотнесении реального объекта с картинкой; способствовать развитию конкретизации мышления, при определении места для хранения помидора (посуда или мебель); способствовать развитию аналитико – синтетической функции мышления при работе с картинкой – половинкой; способствовать развитию слухового восприятия при работе со слого – ритмическими упражнениями В.Кирюшина; способствовать развитию общей моторики при перешагивании. Упражнять воспитанника в применении базовых жестов (указательный, «да – нет», «дай», «пока»), навыке имитации. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца.  

Методы и приемы: наглядный, словесный, практический.

Ожидаемые результаты: Иван не будет сопротивляться в упражнении базовых жестов, будет доводить до конца начатые задания, проявит интерес к овощу и работе с ним.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_ivan.docx19.38 КБ

Предварительный просмотр:

Форма занятия: Индивидуальное занятие

Возраст детей: 6 лет

Нозологическая группа: умственная отсталость (тяжелая)

АООП: АООП для детей с умственной отсталостью

Краткая характеристика воспитанника: Ребенок с тяжелой степенью умственной отсталостью. Культурно - гигиенические навыки сформированы частично (туалет под контролем взрослого, одевание/ раздевание взрослым или рука в руке, прием пищи – взрослым или рука в руке). Зрительный контакт краткосрочен. Речью не пользуется. Отмечается полевое поведение со звучащим предметом в руках. Базовые жесты на стадии формирования.

Тема: Овощи

Цель: Продолжать формировать основные базовые жесты.

Задачи: Создавать условия для формирования знаний об овоще – помидоре. Способствовать развитию зрительного восприятия при нахождении красных предметов, определении размера предметов, соотнесении реального объекта с картинкой; способствовать развитию конкретизации мышления, при определении места для хранения помидора (посуда или мебель); способствовать развитию аналитико – синтетической функции мышления при работе с картинкой – половинкой; способствовать развитию слухового восприятия при работе со слого – ритмическими упражнениями В.Кирюшина; способствовать развитию общей моторики при перешагивании. Упражнять воспитанника в применении базовых жестов (указательный, «да – нет», «дай», «пока»), навыке имитации. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца.  

Методы и приемы: наглядный, словесный, практический.

Ожидаемые результаты: Иван не будет сопротивляться в упражнении базовых жестов, будет доводить до конца начатые задания, проявит интерес к овощу и работе с ним.

Оборудование: коврики, кошка (игрушка на руку), помидор (2 шт. маленький и большой), аромалото, картинки помидор и огурец, круги разного цвета, нож, досточка игрушечная, 2 тарелочки и 2 ложечки, колонка музыкальная, деревянные палочки, 2 кастрюльки (большая и маленькая), кроватка игрушечная, картинки половинки «помидор».

Ход занятия:

  1. Организационный момент: Ваня, здравствуй. Проходи на занятие, перешагивая через коврики (помощь в перешагивании – постукивание по полу рядом с ковриком для привлечения внимания к объекту). Присаживайся, клади свою игрушку на стол (убираю игрушку с которой передвигается ребенок из зрительного поля). «Раз – два, раз – два – начинается игра» (отхлопываю его ладонями, настраивая на занятие).
  2. Основная часть:

-- Ваня, к нам в гости пришла кошка. Давай с ней поздороваемся: «Привет» (машем рукой ребенка, побуждаем к самостоятельному жесту). Посмотри какие у нее глазки, ушки, носик (указательным пальцем ребенка показываем на кошке). А теперь покажи, где у тебя – глазки, ушки, нос:

«Это глазки – вот, вот

Это ушки – вот, вот

Это нос, это рот,

Там спина.

Тут живот.

 Это ручки – хлоп, хлоп.

Это ножки – топ, топ.

Ох, устали вытрем лоб» (показ рука в руке указательным жестом)

-- Ваня, кошка хочет кушать. Давай её угостим помидором. Вот помидор: он круглый, красный, ароматный (руками ребенка ощупываем помидор, рассматриваем его, нюхаем аромалото). Посмотри внимательно на картинки, положи помидор на карточку помидор (возможна помощь – действие рука в руке). Молодец!

-- Это помидор? (показ на огурец – педагог проговаривает нет, машет головой, помогает Ваня повторить жест. Показ на помидор – педагог проговаривает да, машет головой, помогает Ване повторить жест).

-- Мы с тобой запомнили, что помидор красный. Давай найдем все красные предметы (указательным жестом рука в руке показываем на красные круги и проговариваем «вот»). Молодец!

-- Посмотри, у меня сейчас два помидора. Один большой, один маленький (рассматриваем их). Положи большой помидор в большую кастрюлю, а маленький в маленькую (оказываем помощь – демонстрация указательным жестом что и куда, далее работа рука в руке и побуждение к самостоятельной деятельности).

-- Давай маленький помидор разрежем пополам. Одной половинкой ты угостишь кошку, а другую съешь сам, только понарошку (выполнение действий рука в руке. Далее имитирующие движения по кормлению кошки и себя. При кормлении кошки, закрепляем жест «дай», который демонстрирует сначала кошка, а затем Иван).

3) Минутка расслабления:

-- Молодец, ты покормил кошку, поел сам – теперь давай немного отдохнем.

-- Упражнение В.Кирюшина (отстукиваем палочками ритм. Педагог следит за захватом палочек, помогает выполнять действия).

4) Заключительная часть:

-- Ваня, ты большой молодец. Покормил кошку помидором. Посмотри внимательно и положи помидор туда, где он должен хранится (Перед ребенком ставится кроватка и кастрюля, Иван должен самостоятельно положить помидор в нужное место. Педагог побуждает к деятельности, направляет). Молодец!

-- Ваня, посмотри внимательно на картинку. Это помидор (на глазах у ребенка разделяется картинка на 2 части). Собери помидор (побуждение к самостоятельной деятельности ребенком). Покажи, где помидор (показ указательным жестом).

-- Ваня посмотри (демонстрируются опять картинки помидора и огурца).  Это помидор? (показ на огурец – педагог проговаривает нет, машет головой, помогает Ваня повторить жест. Показ на помидор – педагог проговаривает да, машет головой, помогает Ване повторить жест).

5) Итог:

-- Ваня, ты большой молодец. Кошка наелась и прощается с тобой. Помаши кошке пока (помощь, рука в руке).

-- «Раз, два, раз, два – вот и кончилась игра (отстукивание ладонями ребенка).

-- Ваня, давай возвращаться в группу, перешагивая через коврики (возвращение игрушки ребенка. Помощь в перешагивании).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия учителя - дефектолога с ребенком.

Конспект занятия с ребенком 5 лет, имеющим нарушение интеллекта, по теме Зима - знакомство с зайцем....

Конспект индивидуального занятия учителя-дефектолога по формированию правильного звукопроизношения гласных звуков у детей раннего возраста в условиях дома ребенка специализированного

Коррекция фонематических нарушений, уточнение и закрепление правильного произношения гласных звуков: а, о, у, и у детей раннего возраста в условиях дома ребенка специализированного....

План-конспект индивидуального занятия учителя-дефектолога с ребенком раннего возраста со сложной структурой дефекта.

План-конспект занятия с Дианой Д. , 2 года, с  выраженной задержкой психомоторного и речевого развития....

Конспект коррекционно-развивающего занятия (индивидуальное занятие учителя -дефектолога и учителя-логопеда с ребенком средней группы компенсирующей направленности с ЗПР).

Тип занятия: коррекционно - развивающее.Вид занятия: ознакомление с окружающим миром  и развитие речи.Цель: создание условий для формирования познавательной и речевой активности ребенка посредств...

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ учителя-дефектолога с ребенком с ОВЗ (со сложными дефектами). Конструирование, РЭМП. I этап обучения. ТЕМА: "1,2,3,4,5 - будем кубики считать".

ЦЕЛИ: создание условия для обобщения и закрепления на доступном для ребенка уровне полученных конструктивных знаний и умений.ЗАДАЧИ:*Коррекционно-обучающие: с учётом возможностей ребенка с ОВЗ продолж...