Конспект коррекционно-развивающего занятия (индивидуальное занятие учителя -дефектолога и учителя-логопеда с ребенком средней группы компенсирующей направленности с ЗПР).
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (средняя группа) на тему
Тип занятия: коррекционно - развивающее.
Вид занятия: ознакомление с окружающим миром и развитие речи.
Цель: создание условий для формирования познавательной и речевой активности ребенка посредством использования сюжетной игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект индивидуальной работы учителя-дефектолога совместно с уучителем-логопедом | 48.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
коррекционно-развивающего занятия
«ПРИКЛЮЧЕНИЯ В ЗИМНЕМ ЛЕСУ»
(индивидуальное занятие с ребенком средней группы компенсирующей направленности с ЗПР).
Тип занятия: коррекционно - развивающее.
Вид занятия: ознакомление с окружающим миром и развитие речи.
Цель: создание условий для формирования познавательной и речевой активности ребенка посредством использования сюжетной игры.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- продолжать знакомить ребенка с образом жизни в зимний период диких животных (еж, волк, заяц, медведь);
- уточнить знания о зиме, ее признаках;
- продолжать закреплять понятия: большой – маленький, много - мало, длинный – короткий;
- продолжать закреплять умение устанавливать соотношение между несколькими предметами по величине при сравнении однородных предметов;
- закреплять количественные представления понятий «много – мало» в работе с непрерывными множествами, на основе образца речевого высказывания;
- продолжать закреплять названия цветов, умение чередовать четыре основных цвета - красный, зеленый, желтый, синий;
- уточнять и расширять активный словарный запас ребенка с последующим включением его в простую фразу;
- стимулировать проявление собственной познавательной, игровой, коммуникативной, речевой активности ребенка в процессе сюжетной игры.
Коррекционно-развивающие:
- развивать когнитивные предпосылки речевой деятельности, формирование речи во взаимосвязи с развитием восприятия, внимания, памяти, мышления (сенсомоторная интеграция);
- развивать понимания обращенной речи;
- продолжать развивать умение анализировать схемы и воспроизводить их на основе проведённого анализа;
- продолжать развивать мелкую моторику через практические действия с непрерывными множествами (крупа);
- развивать тактильные, термические ощущения ребенка;
- развивать слуховое внимание, память, зрительное и слуховое восприятие, мышление (мыслительные операции: анализ, сравнение);
- продолжать формировать умение двигаться в соответствии со словами текста и музыки;
- уточнять произношений звуков У, Х, Ф;
- развитие подвижности артикуляционного аппарата, развитие мимической мускулатуры лица;
- развитие речевого дыхания;
- развитие межполушарного взаимодействия (содружественные (одновременные) движения пальцев обеих рук);
- развитие потребности в общении и формирование элементарных коммуникативных умений.
Коррекционно-воспитательные:
- формирование устойчивого эмоционального контакта ребенка со взрослыми в процессе игровой деятельности;
- формирование положительно-эмоционального отношения ребенка к занятиям.
Место проведения: сенсорный кабинет
Образовательная область: «Познание»
Интеграция с образовательными областями: "Музыка", "Коммуникация", "Социализация", "Здоровье".
Виды детской деятельности:
- игровая (игра-приветствие «Доброе утро», игра-прощание «До свидания», пальчиковая игра «Зайке холодно зимой»; дидактические игры «Где много, где мало?», «Цветная дорожка», «Сложи из фигур по схеме» и др.);
- коммуникативная (взаимодействия ребенка со взрослыми);
- музыкальная (логоритмическое упражнение «Кто здесь топал?»; выполнение упражнений под музыку);
- театрализованная деятельность (игры-подражания) (работа над мимикой, развитие воображения, звукоподражание).
Предварительная работа:
- знакомство с признаками зимы, с дикими животными, их строением, повадками, образом жизни. Рассматривание картин, слайдовых презентаций.
- использование нестандартных материалов – изготовление снежков из фольги, создание сугробов из цветных помпонов, синтепона, игры с сенсорной коробкой )
- разучивание пальчиковых игр, логоритмических упражнений: «Зайке холодно зимой», «Кто здесь топал?» «Пальчиковые шаги»;
- дидактические игры и упражнения – «Сложи из фигур по схеме », «Цветная дорожка», «Разрезные картинки», «Узнай по звуку животное», игры с крупами.
- подбор практического материала (предметов-заместителей, игрушек, пальчиковых и логоритмических упражнений, музыкального сопровождения).
Методы и приемы:
- игровой (сюжетная игра, дидактические игры, пальчиковая и музыкальные игры, игры-подражания, воображаемые ситуации);
- словесный (проговаривание стихотворной формы при выполнении движений; пояснение, похвала, напоминание);
- наглядный (слуховая наглядность (звуковая регуляция движений) - музыка (песня), которая вызывает у детей эмоциональный подъем, определяет характер движения и регулирует его темп и ритм; выполнение упражнений детьми по подражанию педагогу), разрезные картинки, схемы;
- практический (совместные действия педагога и ребенка; конструирование по схеме под руководством учителя-дефектолога, выкладывание цветных дорожек, составление разрезных картинок, «скатывание» снежков из фольги, наполнение емкостей крупой).
- -здоровьесберегающие (смена динамических поз, упражнения на развитие мелкой моторики, логоритмические упражнения, психогимнастика).
Материалы и оборудование:
- нестандартное оборудование - сенсорная коробка «Зимний лес»; (наполнитель – белый рис, цветной рис)
- нестандартные материалы - фольга, цветные помпоны, коктейльная трубочка, лед, еловая веточка;
- проигрыватель – бумбокс;
- фонограммы - логоритмическое упражнение «Выход Медведя», голос волка;
- предметные картинки, разрезные картинки;
- фишки 4 основных цветов;
- схемы цветных дорожек, схема из геометрических фигур;
- куклы би-ба- бо;
- контейнер с ленточками разной длины;
- совочки для сыпучих материалов, ведерки.
Методическое обеспечение:
- Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития / Под ред. Л.Б. Баряевой, Е.А. Логиновой. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2010. – 415 с.
- Программа воспитания и обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи/ Под ред. Л.Б. Баряевой, Е.А. Логиновой. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2010. – 415 с
- Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста с неярко выраженными отклонениями в развитии: Научно-методическое пособие / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. – Санк-Петербург: Каро, 2016. – 336 с.
- Баряева Л., Вечканова И., Загребаева Е., Зарин А. Театрализованные игры-занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии. – Санкт-Петербург, Изд-во «Союз», 2001. – с. 309.
- Лынская М.И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий. - М.: Парадигма, 2015. - 128 с
- Новиковская О. «Умные пальчики. Игры для развития речи 4-7 лет». - АСТ, Астрель: Москва, 2009. – с. 30.
- Интернет –ресурсы.
Этапы проведения занятия:
- Вступительная часть (ритуал приветствия).
- Основная часть (постановка проблемы, выполнение заданий).
- Заключительная часть (ритуал прощания).
Ход НОД:
- Организационный момент.
Игра-приветствие «Доброе утро» .
Ребенок и взрослые встают в круг.
Поочередно протягивают руку, проговаривая каждый свое имя и кладя руку на руку другого, улыбаясь, одновременно произносят «Доброе утро!».
- Основная часть
- Игровая ситуация (постановка проблемы).
Учитель – дефектолог (уч-деф) надевает куклу БИ-БА-БО зайца на руку.
Слышится голос плачущего зайца.
-Учитель-логопед (уч.- лог) :
-Кто это плачет? (Заяц).
Уч.-лог, обращаясь к зайцу:
-Почему ты дрожишь, Зайка?
Заяц (уч-деф):
-Мне холодно, я очень замерз.
Уч.-лог, обращаясь к ребенку:
-Как холодно Зайке?
Учитель логопед, используя прием термомассажа, проводит кусочком льда по надбровным дугам, щекам, по кончику носа, носогубным складкам, губам, подбородку и по кистям рук.
Уч.- лог:
-Зайке холодно зимой? (Холодно).
- Пальчиковая гимнастика: «Зайке холодно зимой».
Уч.- лог:
-Зайке холодно зимой
Мерзнут лапки ой, ой, ой!
Нужно лапки нам погреть,
Посильнее растереть.
(Ребенок совместно со взрослым выполняет движения, уточняется произношение звука «Х»).
- Уч.-лог:
-Почему ты опять плачешь, Зайка?
Заяц (уч-деф) жалостно отвечает:
– Меня выгнал волк из дома. Помогите мне прогнать его.
Уч.-лог:
-Зайка, а где твой дом?
Заяц (уч-деф):
-Мой дом далеко в лесу, под сугробом.
Уч.-лог, обращаясь к ребенку:
- Будем Зайке помогать?
Будем волка прогонять? (Да).
Зайка остается под елочкой.
Ребенок и педагоги отправляются в зимний лес:
-Мы с тобой пойдем, пойдем
И сугроб найдем!
- Игра в сенсорной коробке.
Педагоги подводят ребенка к сенсорной коробке.
Обращается внимание ребенка на большое количество «снега», сугробы.
Уч-деф:
-Посмотри, вот сугроб.
Может здесь зайка живет?
Проверим, кто же здесь.
- Дыхательное упражнение.
Педагог совместно с ребенком берет коктейльную трубочку и начинают дуть на
сугроб. Находят ежа.
Уч-деф:
-Кто это? (ежик).
- Игра по подражанию.
Уч.-лог: произносит звук Ф-Ф-Ф (ИМИТИРУЕТ ФЫРКАНЬЕ ЕЖА).
- Слышишь, как ежик недовольно фырчит? Зимой он спит.
Вместе с ребенком произносят звук Ф-Ф-Ф.
Затем уч - лог проводит еловой веточкой по лицу, по кистям рук ребенка, уточняя ощущения (колючие иголки у ежа).
Уч-деф:
-Спрячем ежа обратно, укроем его снегом. (Ребенок собирает помпоны, делает сугроб, пряча ежа).
«Идут» дальше.
- Дидактическая игра «Где много, где мало?».
Уч-деф:
-Сколько много «снега» намело! Вот еще сугроб. Какой он по величине? (большой). Но до него не дойти. Поробуем расчистить дорожку.
Предлагается сначала большое ведерко. Ребенок с помощью совочка насыпает в него «снег». Дорожка до конца не расчищена. Берется еще одно ведерко, меньшее по размеру.
Уч-деф (показывая на ведерки):
-«Какой величины, это ведерко? (Ведерко, какое?)» (большое, маленькое).
Ребенку дается образец речевого высказывания демонстрируемых предметов.
- В большом ведерке – много «снега».
- В маленьком ведерке – мало «снега».
- Покажи, в каком ведерке много «снега»? (В большом.)
- Покажи, в каком ведерке мало «снега»? (В маленьком.)
- Психогимнастика.
Уч.-лог:
- Как тяжело расчищать дорожку от снега!
-Очень трудно. Покажем как мы устали?
Имитируют усталость, и произносят на выдохе слово «Ух»!
- Дидактическое упражнение «Разрезные картинки».
На расчищенной дорожке видны следы.
Уч.-лог:
-Чьи это следы? Кто их оставил? (ребенок не догадывается).
Уч-деф:,
-Попробуй сложить картинку и тогда узнаешь, чьи это следы.
Ребенок собирает разрезную картинку спящего медведя в берлоге (картинки разрезаны на 4 части. Если ребенок не справится, предлагается упрощенный вариант).
-Кто это?
-Это медведь, правильно! Зимой он спит. Тише! (шепотом):
-А представляешь, если бы мы его разбудили?
-Какой он был бы сердитый? Поиграем?
- Подвижная Игра «Кто здесь топал? »
Под музыку ребенок совместно с уч-деф выполняют соответствующие движения.
Уч.-лог надевает на руку куклу би-ба-бо медведя.
- Кто здесь топал?
Кто здесь хлопал?
-Нет, не я
Нет не я!
-Кто здесь топал?
Кто здесь хлопал?
Догоню сейчас тебя!
- Дидактическое упражнение «Цветная дорожка».
Уч-деф:
-Убежали от медведя! Вот что может случиться, если его разбудить зимой. Предлагаю сделать цветную дорожку около сугроба. Тогда звери будут обходить это место стороной.
Ребенок с опорой на образец выкладывает «сигнальную» цветную дорожку из 4 основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый).
- Пальчиковая гимнастика «Пальчиковые шаги».
Уч – лог:
- А вот еще сугроб. Доедем до него на лыжах?
Ребенок ставит указательные пальцы в пробки от пластиковых бутылок и одновременно начинает двигать пальцами обеих рук по направлению вперед, проезжая по «снегу», проговаривая слова :
Мы едем на лыжах
Мы мчимся с горы
Мы любим проказы
Зимней поры!
Уч – деф:
-После нас остались дорожки. Какие они по длине?
-Длинные или короткие?
- Дидактическое упражнение «Тяни ленточку»?
Ребенку предлагается банка-контейнер с прорезями. В ней находятся ленты одного цвета, но разной длины.
Уч-деф:
-Тяни за ленточку.
-Какая это лента? (длинная)
-Тяни еще. А это какая лента? (короткая). Молодец!
-Ребенок, сравнивая ленты по длине, убеждается, что дорожки к сугробу были длинные.
- Дидактическая игра «Узнай по голосу».
Включается фонограмма воя волка. Ребенок на слух по фонограмме определяет голос животного..
Уч – лог:
-Кто это? (волк).
-Попробуем и мы повыть как волк.
Совместно с педагогами ребенок имитирует звук воя волка.
Уч – лог:
-Какой волк зимой? (Злой, сердитый).
- Психогимнастика «Сердитый волк».
Уч – лог:
-Покажем злого волка.
Ребенок и педагоги изображают волка, расставляя широко пальцы рук у лица, и сердито произносят «Я злой и страшный серый волк…», и выполняют упражнение «Подуй сильно на губки».
Уч-деф:
- Вот мы и нашли дом Зайки.
Будем волка прогонять?
Скатаем снежки и прогоним его.
Ребенок и педагоги садятся на пол и скатывают из фольги снежки.
Уч-лог:
-Волк услышал, что мы пришли и спрятался за елку.
А ну волк, уходи. Бросаем в него!!! (Одновременно бросают «снежки» и говорят «Уходи, волк!»)
Уч-лог:
-Прогнали волка!!!
Молодец,___________ (имя ребенка)!
-Ой, посмотри, а вот и Зайка!
Зайка (уч-деф) говорит «спасибо» и благодарит за помощь, дарит ребенку цветные орешки.
Уч-лог:
-Вот и закончились наши приключения в зимнем лесу.
Пора домой.
- Заключительная часть (ритуал прощания).
Ребенок и взрослые встают в круг.
Поочередно протягивают руку, проговаривая каждый свое имя и кладя руку на руку другого, улыбаясь, одновременно произносят «До свидания!».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
преемственность в работе учителя-дефектолога и учителя-логопеда
В данной работе представлены виды работ по отработке обобщающего понятия "Мебель"....
Особенности работы учителя-дефектолога и учителя-логопеда с детьми, имеющими множественные нарушения развития,в условиях Центра Социальной Реабилитации Инвалидов Выборгского района.
Одно из условий успешной реабилитации детей, имеющих сочетание нескольких патологий, это совместная работа разнопрофильных специалистов - дефектолога, логопеда, психолога. Некоторые аспекты этой работ...
Конспект интегрированного занятия учителя-дефектолога и учителя-логопеда «Новый год, новый год-это радость и восторг!»
Конспект открытого интегрированного занятияучителя-дефектолога Яценко Т.В. и учителя-логопеда Федоровой А.Н.«Новый год, новый год-это радость и восторг!»Возрастная группа: подготовительная группа, 6-7...
Интеграция в обучении . Интегрированное занятие учителя-дефектолога и учителя логопеда на уроке чтения в 4 классе
Интегрированное занятие учителя-дефектолога и учителя логопеда на уроке чтения в 4 классе...
Основные направления работы учителя-дефектолога и учителя-логопеда с родителями детей с ОВЗ в реабилитационном центре.
Статья посвящена основным формам и методам работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья. В статье подробно описываются задачи, принципы и направления работы специалистов по взаимод...
Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности учителя-дефектолога и учителя-логопеда в подготовительной группе для детей с ОВЗ « Животные в мире сказок»
Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности учителя-дефектолога и учителя-логопеда в подготовительной группе для детей с ОВЗ « Животные в мире сказок»...
Использование нестандартных приемов, на совместных занятиях учителя-дефектолога и учителя-логопеда, для всестороннего развития детей с ОВЗ
Статья повествует о использовании комплексного подхода при работе с детьми с ОВЗ учителя-логопеда и учителя-дефектолога....