Конспект коррекционно-развивающего занятия (индивидуальное занятие учителя -дефектолога и учителя-логопеда с ребенком средней группы компенсирующей направленности с ЗПР).
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (средняя группа) на тему

Борисова Ольга Александровна

Тип занятия: коррекционно - развивающее.

Вид занятия: ознакомление с окружающим миром  и развитие речи.

Цель: создание условий для формирования познавательной и речевой активности ребенка посредством использования сюжетной игры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

коррекционно-развивающего занятия

«ПРИКЛЮЧЕНИЯ  В ЗИМНЕМ ЛЕСУ»

 (индивидуальное занятие с ребенком средней группы  компенсирующей направленности с ЗПР).

                                 

       

Тип занятия: коррекционно - развивающее.

Вид занятия: ознакомление с окружающим миром  и развитие речи.

Цель: создание условий для формирования познавательной и речевой активности ребенка посредством использования сюжетной игры.

Задачи: 

Коррекционно-образовательные:

  • продолжать знакомить ребенка  с образом жизни в зимний период диких животных (еж, волк, заяц, медведь);
  • уточнить  знания о зиме, ее признаках;
  • продолжать закреплять понятия: большой – маленький,  много - мало, длинный – короткий;
  • продолжать закреплять умение устанавливать соотношение между несколькими предметами по величине при сравнении однородных предметов;
  • закреплять количественные представления понятий «много – мало» в работе с непрерывными множествами, на основе образца речевого высказывания;
  • продолжать закреплять названия цветов, умение чередовать четыре основных цвета - красный, зеленый, желтый, синий;
  • уточнять и расширять активный словарный запас ребенка  с последующим включением его в простую фразу;  
  • стимулировать проявление собственной познавательной, игровой, коммуникативной, речевой активности ребенка в процессе сюжетной игры.

          Коррекционно-развивающие:

  • развивать когнитивные предпосылки речевой деятельности, формирование речи во взаимосвязи с развитием восприятия, внимания, памяти, мышления (сенсомоторная интеграция);  
  • развивать  понимания обращенной речи;
  • продолжать развивать умение анализировать схемы и воспроизводить их на основе проведённого анализа;
  • продолжать развивать мелкую моторику через практические действия с непрерывными множествами (крупа);
  • развивать тактильные, термические ощущения  ребенка;
  • развивать слуховое внимание, память, зрительное и   слуховое восприятие, мышление (мыслительные операции: анализ, сравнение);
  • продолжать формировать умение двигаться в соответствии со словами текста и музыки;
  • уточнять  произношений звуков У, Х, Ф;
  • развитие подвижности артикуляционного аппарата, развитие мимической мускулатуры лица;
  • развитие речевого дыхания;
  • развитие межполушарного взаимодействия (содружественные (одновременные) движения пальцев  обеих рук);
  • развитие потребности в общении и формирование элементарных коммуникативных умений.

Коррекционно-воспитательные:

  • формирование устойчивого эмоционального контакта ребенка со взрослыми в процессе игровой деятельности;
  • формирование положительно-эмоционального отношения ребенка к занятиям.

Место проведения:  сенсорный кабинет

Образовательная область: «Познание»

Интеграция с образовательными областями: "Музыка",  "Коммуникация", "Социализация", "Здоровье".

Виды детской деятельности:

  • игровая (игра-приветствие «Доброе утро», игра-прощание «До свидания»,  пальчиковая игра «Зайке холодно зимой»; дидактические игры «Где много, где мало?», «Цветная дорожка», «Сложи из фигур по схеме» и др.);
  • коммуникативная (взаимодействия ребенка  со взрослыми);
  • музыкальная (логоритмическое упражнение «Кто здесь топал?»; выполнение упражнений под музыку);
  • театрализованная деятельность (игры-подражания) (работа над мимикой, развитие воображения, звукоподражание).

Предварительная работа:

  • знакомство с признаками зимы, с дикими животными, их строением, повадками, образом жизни. Рассматривание картин, слайдовых презентаций.
  • использование нестандартных материалов – изготовление  снежков из фольги,  создание сугробов из цветных помпонов, синтепона, игры с сенсорной коробкой )
  • разучивание пальчиковых игр, логоритмических упражнений: «Зайке холодно зимой», «Кто здесь топал?» «Пальчиковые шаги»;
  • дидактические игры и упражнения  – «Сложи из фигур по схеме », «Цветная дорожка»,  «Разрезные картинки», «Узнай по звуку животное», игры с крупами.
  • подбор практического материала (предметов-заместителей, игрушек,  пальчиковых и логоритмических упражнений, музыкального сопровождения).

Методы и приемы:

  • игровой (сюжетная игра, дидактические игры,  пальчиковая и музыкальные игры, игры-подражания, воображаемые ситуации);
  • словесный (проговаривание стихотворной формы при выполнении движений; пояснение, похвала, напоминание);
  • наглядный (слуховая наглядность (звуковая регуляция движений) - музыка (песня), которая вызывает у детей эмоциональный подъем, определяет характер движения и регулирует его темп и ритм; выполнение упражнений детьми по подражанию педагогу), разрезные картинки, схемы;
  • практический (совместные действия педагога и ребенка; конструирование по схеме под руководством учителя-дефектолога, выкладывание цветных дорожек,  составление разрезных картинок, «скатывание» снежков из фольги, наполнение  емкостей крупой).        
  • -здоровьесберегающие (смена динамических поз,  упражнения на развитие мелкой моторики,  логоритмические упражнения, психогимнастика).                                                                                                                                                                          

Материалы и оборудование: 

  • нестандартное оборудование - сенсорная  коробка «Зимний лес»; (наполнитель – белый рис, цветной рис)
  •  нестандартные материалы - фольга, цветные помпоны, коктейльная трубочка, лед, еловая веточка;
  • проигрыватель – бумбокс;
  • фонограммы - логоритмическое упражнение «Выход Медведя», голос волка;
  • предметные картинки, разрезные картинки;
  • фишки 4 основных цветов;
  • схемы цветных дорожек, схема из геометрических фигур;
  • куклы би-ба- бо;
  • контейнер  с ленточками разной длины;
  • совочки для сыпучих материалов, ведерки.

Методическое обеспечение:

  • Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития / Под ред. Л.Б. Баряевой, Е.А. Логиновой. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2010. – 415 с.
  • Программа воспитания и обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи/ Под ред. Л.Б. Баряевой, Е.А. Логиновой. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2010. – 415 с
  • Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста с неярко выраженными отклонениями в развитии: Научно-методическое пособие / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. – Санк-Петербург: Каро, 2016. – 336 с.
  • Баряева Л., Вечканова И., Загребаева Е., Зарин А. Театрализованные игры-занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии. – Санкт-Петербург, Изд-во «Союз», 2001. – с. 309.
  • Лынская М.И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий. - М.: Парадигма, 2015. -  128 с
  • Новиковская О. «Умные пальчики. Игры для развития речи 4-7 лет». - АСТ, Астрель: Москва, 2009. – с. 30.
  • Интернет –ресурсы.

Этапы проведения занятия:

  • Вступительная часть (ритуал приветствия).
  • Основная часть (постановка проблемы, выполнение заданий).
  • Заключительная часть (ритуал прощания).

Ход НОД:

  • Организационный момент.

 Игра-приветствие «Доброе утро» .

Ребенок и взрослые встают в круг.

Поочередно протягивают руку, проговаривая каждый свое имя и кладя руку на руку другого, улыбаясь, одновременно произносят «Доброе утро!».

  • Основная часть
  • Игровая ситуация (постановка проблемы).

Учитель – дефектолог (уч-деф) надевает куклу БИ-БА-БО зайца на руку.

Слышится голос плачущего зайца.

-Учитель-логопед (уч.- лог) :

-Кто это плачет? (Заяц).

 Уч.-лог, обращаясь к зайцу:

-Почему ты дрожишь, Зайка?

Заяц (уч-деф):

-Мне холодно, я очень замерз.

Уч.-лог, обращаясь к ребенку:

-Как холодно Зайке?

Учитель логопед, используя прием термомассажа, проводит кусочком льда по надбровным дугам,  щекам, по кончику носа,  носогубным складкам, губам, подбородку и по кистям  рук.

Уч.- лог:

-Зайке холодно зимой? (Холодно).

  • Пальчиковая гимнастика: «Зайке холодно зимой».

Уч.- лог:

-Зайке холодно зимой

Мерзнут лапки ой, ой, ой!  

Нужно лапки нам погреть,

Посильнее растереть.

(Ребенок совместно со взрослым выполняет движения, уточняется произношение звука «Х»).

- Уч.-лог:

-Почему ты  опять  плачешь, Зайка?

Заяц (уч-деф) жалостно отвечает:

 – Меня выгнал волк из дома. Помогите мне прогнать его.

Уч.-лог:

-Зайка,   а где твой дом?  

Заяц (уч-деф):

    -Мой дом далеко в лесу, под сугробом.

Уч.-лог, обращаясь к ребенку:

 - Будем Зайке помогать?

   Будем волка прогонять? (Да).

Зайка остается под елочкой.

Ребенок и педагоги отправляются в зимний лес:

-Мы с тобой пойдем, пойдем

 И сугроб найдем!

  • Игра в сенсорной коробке.

Педагоги подводят ребенка к сенсорной коробке.

Обращается внимание ребенка  на большое количество «снега», сугробы.

Уч-деф:

-Посмотри, вот сугроб.

Может здесь зайка живет?

Проверим, кто  же здесь.

  • Дыхательное упражнение.

      Педагог совместно с ребенком берет коктейльную трубочку и  начинают дуть  на        

      сугроб.  Находят ежа.

Уч-деф:

-Кто это? (ежик).

  • Игра по подражанию.

       Уч.-лог: произносит звук Ф-Ф-Ф (ИМИТИРУЕТ ФЫРКАНЬЕ ЕЖА).

- Слышишь, как ежик недовольно фырчит? Зимой он спит.

Вместе с ребенком произносят звук Ф-Ф-Ф.

Затем уч - лог проводит еловой веточкой по лицу, по кистям рук ребенка, уточняя ощущения (колючие иголки у ежа).

Уч-деф:

-Спрячем  ежа обратно, укроем  его снегом. (Ребенок собирает помпоны, делает сугроб, пряча ежа).

«Идут» дальше.

  • Дидактическая игра «Где много, где мало?».

Уч-деф:

-Сколько много «снега» намело! Вот еще сугроб. Какой он по величине? (большой). Но до него не дойти. Поробуем расчистить дорожку.

Предлагается сначала  большое ведерко. Ребенок с помощью совочка насыпает  в него «снег».  Дорожка до конца не расчищена. Берется еще одно ведерко, меньшее по размеру.

Уч-деф (показывая на ведерки):

    -«Какой величины, это ведерко? (Ведерко, какое?)» (большое, маленькое).

Ребенку  дается образец речевого высказывания демонстрируемых предметов.

- В большом ведерке – много «снега».

- В маленьком ведерке – мало «снега».

- Покажи, в каком ведерке много «снега»(В большом.)

- Покажи, в каком ведерке мало «снега»(В маленьком.)

  • Психогимнастика.

Уч.-лог:

- Как тяжело расчищать дорожку от снега!

-Очень трудно. Покажем как мы устали? 

Имитируют усталость, и произносят на выдохе  слово «Ух»!

  • Дидактическое упражнение «Разрезные картинки».

На расчищенной дорожке видны  следы.

Уч.-лог:

-Чьи это следы? Кто их оставил? (ребенок не догадывается).

Уч-деф:,

-Попробуй сложить картинку и  тогда узнаешь, чьи это следы.

Ребенок собирает разрезную картинку спящего медведя в берлоге  (картинки разрезаны на 4 части. Если ребенок не справится, предлагается упрощенный вариант).

-Кто это?

-Это медведь, правильно! Зимой  он спит. Тише! (шепотом):

-А представляешь, если бы мы его разбудили?

-Какой он был бы сердитый?  Поиграем?

  • Подвижная Игра «Кто здесь топал? »

Под музыку ребенок совместно с уч-деф выполняют соответствующие движения.

Уч.-лог надевает на руку  куклу би-ба-бо медведя.

- Кто здесь топал?

Кто здесь хлопал?

-Нет, не я

Нет не я!

-Кто здесь топал?

Кто здесь хлопал?

Догоню сейчас тебя!

  • Дидактическое упражнение «Цветная дорожка».

Уч-деф:

-Убежали от медведя! Вот что может случиться, если его разбудить зимой. Предлагаю сделать цветную дорожку около сугроба. Тогда  звери будут обходить это место стороной.

Ребенок с опорой на образец  выкладывает «сигнальную» цветную дорожку из 4  основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый).

  • Пальчиковая гимнастика  «Пальчиковые шаги».

  Уч – лог:

- А вот еще сугроб. Доедем до него на  лыжах?

 Ребенок ставит указательные пальцы в пробки от пластиковых бутылок и   одновременно  начинает двигать пальцами обеих рук по направлению вперед, проезжая по «снегу», проговаривая слова :

Мы едем на лыжах

Мы мчимся с горы

Мы любим проказы

Зимней поры!

  Уч – деф:

  -После нас  остались дорожки. Какие они по длине?

-Длинные или короткие?

  • Дидактическое упражнение «Тяни  ленточку»?

Ребенку предлагается банка-контейнер с прорезями. В ней находятся ленты одного цвета, но разной длины.

Уч-деф:

-Тяни за ленточку.

-Какая это лента? (длинная)

-Тяни еще. А это какая лента? (короткая). Молодец!

-Ребенок, сравнивая  ленты по длине, убеждается, что дорожки к сугробу были длинные.

  • Дидактическая игра «Узнай по голосу».

Включается фонограмма воя волка. Ребенок на слух по фонограмме определяет голос животного..

 Уч – лог:

-Кто это? (волк).

-Попробуем и мы повыть как волк.

Совместно с педагогами  ребенок имитирует звук воя волка.

Уч – лог:

-Какой волк зимой? (Злой, сердитый). 

  • Психогимнастика  «Сердитый  волк».

    Уч – лог:

-Покажем злого волка.

Ребенок и педагоги изображают волка, расставляя широко пальцы рук у лица,  и сердито произносят  «Я злой и страшный серый волк…», и выполняют упражнение «Подуй сильно на губки».

Уч-деф:

- Вот мы и нашли дом Зайки.

  Будем волка  прогонять?

Скатаем снежки и прогоним его.

Ребенок и педагоги садятся на пол и скатывают из фольги снежки.

Уч-лог:

-Волк услышал, что мы пришли и спрятался за елку.

А ну волк, уходи. Бросаем в него!!! (Одновременно бросают «снежки» и говорят «Уходи, волк!»)

Уч-лог:

-Прогнали волка!!!

Молодец,___________ (имя ребенка)!

-Ой, посмотри, а вот и Зайка!

Зайка (уч-деф) говорит «спасибо» и благодарит за помощь, дарит ребенку  цветные орешки.

Уч-лог:

-Вот и закончились наши приключения в зимнем лесу.

Пора домой.

  • Заключительная часть (ритуал прощания).

Ребенок и взрослые встают в круг.

Поочередно протягивают руку, проговаривая каждый свое имя и кладя руку на руку другого, улыбаясь, одновременно произносят «До свидания!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

преемственность в работе учителя-дефектолога и учителя-логопеда

В данной работе представлены виды работ по отработке обобщающего понятия "Мебель"....

Особенности работы учителя-дефектолога и учителя-логопеда с детьми, имеющими множественные нарушения развития,в условиях Центра Социальной Реабилитации Инвалидов Выборгского района.

Одно из условий успешной реабилитации детей, имеющих сочетание нескольких патологий, это совместная работа разнопрофильных специалистов - дефектолога, логопеда, психолога. Некоторые аспекты этой работ...

Конспект интегрированного занятия учителя-дефектолога и учителя-логопеда «Новый год, новый год-это радость и восторг!»

Конспект открытого интегрированного занятияучителя-дефектолога Яценко Т.В. и учителя-логопеда Федоровой А.Н.«Новый год, новый год-это радость и восторг!»Возрастная группа: подготовительная группа, 6-7...

Интеграция в обучении . Интегрированное занятие учителя-дефектолога и учителя логопеда на уроке чтения в 4 классе

Интегрированное занятие учителя-дефектолога и учителя логопеда на уроке чтения в 4 классе...

Основные направления работы учителя-дефектолога и учителя-логопеда с родителями детей с ОВЗ в реабилитационном центре.

Статья посвящена основным формам и методам работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья. В статье подробно описываются задачи, принципы и направления работы специалистов по взаимод...

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности учителя-дефектолога и учителя-логопеда в подготовительной группе для детей с ОВЗ « Животные в мире сказок»

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности учителя-дефектолога и учителя-логопеда  в подготовительной группе для детей с ОВЗ « Животные в мире сказок»...

Использование нестандартных приемов, на совместных занятиях учителя-дефектолога и учителя-логопеда, для всестороннего развития детей с ОВЗ

Статья повествует о использовании комплексного подхода при работе с детьми с ОВЗ учителя-логопеда и учителя-дефектолога....