Методическая разработка по составлению рассказов в старшей группе
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)

Филюкова Татьяна Сергеевна

Конспект по речевому развитию детей старшей группы "Февраль - последний месяц зимы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nepreryvnoy_obrazovatelnoy_deyatelnosti.docx17.58 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию детей старшей группы «Февраль – последний месяц зимы»

Цель: расширение  и уточнение знаний о зиме.

Задачи:

- развивать артикуляционную моторику;

- упражнять в умении согласовывать существительное с прилагательным;

- упражнять в подборе слов с противоположным значением;

- уточнять и расширять словарь по теме зима;

- упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

- автоматизация звука С в словах;

- развитие связной речи.

Материал: конверт, снежинки, картинка с изображением зимнего пейзажа, картинки для сравнения с изображением животных., интерактивная доска с презентацией.

Ход образовательной деятельности

Воспитатель: давайте вспомним, какое сейчас время года? (зима).  
Какие зимние месяцы вы знаете? (декабрь, январь, февраль).           
Какой первый месяц? (декабрь)  
Какой последний?  (февраль)  

Воспитатель :  ребята сегодня утром я нашла конверт с письмом у нашей группы. Как вы думаете от кого оно? Давайте его прочитаем и узнаем.

Письмо:
Вам без меня прожить нельзя!
Как на санях не покататься
Как не слепить снеговика?
Ну как, ребята, вам остаться
Без снежной горки, без катка?
Я белоснежная Зима!
Воспитатель: ребята от кого это письмо? (от зимы)

Наступил февраль – последний месяц Зимы.  Приближается Весна, но я не хочу уходить. Уступлю только тогда, когда вы выполните все мои задания. Они находятся на снежинках, которые ждут вас в конверте.

Воспитатель: Итак, начнем выполнять зимние задания.          

1 снежинка Зима просит потренировать свои  язычки. Будем проговаривать чистоговорки:

Ма-ма-ма-пришла снежная зима.

Ег-ег-ег-все засыпал белый снег.

Ки-ки-ки-любим мы играть в снежки.

Оз-оз-оз-щиплет щеки нам мороз.

Лю-лю-лю-зиму снежную люблю.

2 снежинка Посмотрите на картинку, на которой изображен зимний пейзаж. Зима просит вас подобрать как можно больше слов – прилагательных к «зимним» словам:

Воспитатель: Зима, какая - Холодная, морозная, снежная, долгая, затяжная;

Снег какой- белый, мягкий, чистый, пушистый, рыхлый, липкий;

Лед какой- гладкий, блестящий, холодный, твердый, скользкий;

Снежинки какие- белые, красивые, холодные, хрупкие;

Метель какая- вьюжная, суровая, снежная.

3 снежинка Здесь задание такое, чтобы поиграть, нам нужно сказать предложение наоборот. Я буду кидать вам мяч, и говорить начало фразы, а вы мне эту фразу продолжаете, подбирая противоположные слова по смыслу.

Летом дни жаркие, а зимой …(холодные)
Летом катаются на роликах, а зимой на…(коньках)
Летом небо светлое, а зимой…(темное)
Летом день длинный, а зимой…(короткий)
Летом солнце яркое, а зимой…(тусклое)
Снег мягкий, а лед…(твердый)

Осенью листопад, а зимой…(снегопад)
Весной на реке лед тонкий, а зимой…(толстый)

4 снежинка Игра « Что наделала зима?»

Зимушка - зима , что же ты наделала?

Зима пришла с морозами и все – (заморозила)

Метель мела и все тропинки – (замела)

Река покрылась льдом и вся –  (заледенела)

Зима позвала вьюгу  и все – (завьюжила)

5 снежинка Физкультминутка « Сосулька»

Вниз головой висит сосулька,  
(Руки опущены вниз, пальцы рук смыкают домиком)

От солнца насморк у нее.           (Трогают себя за нос)

То от тепла она заплачет,           (Собирают «слезы» в ладонь)

То платьице ушьет свое.            (Проводят руками по телу сверху вниз)

                                                           

Придет мороз – заледенеет,      (Обнимают себя руками, дрожат)

Немного за ночь подрастет,     (Руки вытягивают вверх , встают на носочки)

Окрепнет телом , потолстеет,    (Руки округляют по бокам)

Тяжелой станет – упадет.           (Приседают)

6 снежинка Красавица – зима хочет поиграть в игру «Назови ласково».

Снег — снежок,
мороз — морозец,
ветер — ветерок,
лед — ледок,
зима — зимушка
,
метель — метелица,
санки — саночки,
холод — холодок,
дерево — деревце,
звезда — звездочка,
солнце — солнышко,
день — денек,
ночь — ночка.

7 снежинка Игра «Придумай слово»

Придумайте слова, в которых есть звук / С/ в начале слова, используя зимнюю тему (снег, снеговик, санки, сосулька,  сугроб, скворечник, снежинка, Снегурочка, снегоход, снегирь).

8 снежинка Красавица зима хочет, чтобы мы рассказали ей о животных и сравнили их.

1. У лисы большой, пушистый хвост. У лисы ушки маленькие, у нее красивая рыжая шубка и она ее не меняет. У зайца маленький, пушистый хвост, у зайца длинные уши. У зайца шубка летом серая, а зимой белая.

2. Белка маленький, пушистый зверек. Белка летом рыжая, а зимой серая. Белочка делает на зиму запасы. Ежик непушистый, у него вместо меха на теле иголки. Ежик серого цвета. Ежик не делает на зиму запасы, зимой он впадает спячку.

3. Медведь – дикое животное. Он очень большой и имеет коричневый окрас. Тело покрыто густой, длинной шерстью. Медведь умеет рычать. На зиму он впадает в спячку. Волк – хищное животное. У него острые зубы. Шерсть у волка густая, серого, белого, чёрного и коричневого цвета. У волка хороший слух и обоняние.

Воспитатель: вот мы и справились со всеми заданиями Зимы. Обещала она нам уйти и уступить свое место Весне, значит выполнит свое обещание, т.к. мы выполнили все её задания.

Рефлексия Скажите, лёгкие были задания у зимы?

Какое задание тебе больше всего понравилось?

Какое задание было для тебя трудным?

- Молодцы ребята, мне очень понравилось, как вы отвечали, играли и выполняли задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по развитию речи в старшей группе. Особенности развития речи детей старшего возраста

Речь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Обучая ребенка речи, мы, взрослые, одновременно способствуем развитию его интеллекта. А это – центральная задача в обучении и воспитании ...

Методическая разработка по развитию речи в старшей группе "Обучение рассказыванию по картине в старшей группе".

Рассматривать картину начните с беседы. Цель такой беседы — подвести детей к правиль­ному восприятию и пониманию содержания картины и в то же время научить  отвечать на вопросы.  ...

Методическая разработка по познавательному развитию в старшей группе "Природа и нравственное воспитание у старших дошкольников"

Данная методическая разработка представляет собой авторскую модификацию традиционного материала по нравственному и экологическому воспитанию, заложенного в программах Н.В. Нищевой и О.А. Воронкевич, п...

Методическая разработка по составлению рассказов в подготовительной группе.

Методическая разработка по составлению рассказов в подготовительной группе по теме: "Профессии"...

Занятие по социально-коммуникативному развитию. Составление рассказа в старшей группе "Как помочь птицам зимой?" по серии сюжетных картин.

          Для составления рассказа была выбрана серия сюжетных картин, которая соответствует возрастным возможностям детей. Содержание занятия состоит из трех взаимосвя...

Составление рассказа в старшей группе с помощью речевых кубов

Схема конспекта непосредственно организованной образовательной деятельностипо развитию речи "Составление рассказа из личного апыта на тему  "Зимние забавы"". ФИО педагога...

Методическая разработка образовательной деятельности в средне- старшей группе по теме: Составление описательного рассказа «Овощи и фрукты"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение МБДОУ "ДС № 28 Чебурашка»  Муниципального образования Староминский район...