Занятие по социально-коммуникативному развитию. Составление рассказа в старшей группе "Как помочь птицам зимой?" по серии сюжетных картин.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Для составления рассказа была выбрана серия сюжетных картин, которая соответствует возрастным возможностям детей. Содержание занятия состоит из трех взаимосвязанных этапов: организационный момент, основная часть, итог занятия. Вопросы детям ставились так, чтобы учитывать логическую последовательность событий на картинках. Методические приёмы, использованные при составлении рассказа: вопросы, автоматизация произношения ребёнком поставленных звуков, план рассказа. Цель занятия: обучить детей составлению рассказа по серии сюжетных картин.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по социально-коммуникативному развитию
Составление рассказа в старшей группе
«Как помочь птицам зимой?»
по серии сюжетных картин.
Цель: обучать детей составлять рассказ по серии сюжетных картин.
Задачи:
Коррекционно-образовательная:
- формировать у детей навык целенаправленного восприятия серии картин;
Коррекционно-развивающие:
- закреплять у детей навыки составления ответов на вопросы в виде развёрнутых предложений;
- развивать умение согласовывать слова в предложениях;
- активизировать и расширять словарь по теме «Зимующие птицы»;
- развивать внимание, мышление, связную речь;
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать у детей заботливое отношение к тем, кто в этом нуждается;
- воспитывать у каждого ребёнка умение слушать рассказы других детей.
Оборудование:
серия сюжетных картинок «Как помочь птицам зимой?»
(Н.Е.Ильякова Демонстрационный материал по развитию связной речи у детей 5 – 7 лет с ОНР)
Предварительная работа:
Чтение с последующим обсуждением: В.Бианки «Синичкин календарь», А.Яшин «Покормите птиц зимой», Б.Брехт «Зимний разговор через форточку», Э.Шим «Как воробей тёплый угол искал».
Наблюдение за птицами на территории детского сада.
Лепка «Птицы у кормушки».
Игры: «Подбери действия», «Подбери признаки».
Ход занятия:
1.Организационный момент.
Ребята, давайте вспомним и назовём зимующих птиц. Почему их так называют? (Ответы детей)
А сейчас внимательно послушайте стихотворения-загадки:
В серой шубке перовой
И в морозы он герой.
Чик-чирик!
За зёрнышком прыг!
Клюй, не робей! Кто это?... (Воробей)
Что за стол среди берёз
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом. (Кормушка)
Объявление темы.
Сегодня вы узнаете интересную историю, нарисованную на картинках. Рассмотрев эти картинки, мы с вами составим рассказ.
2.Основная часть.
Беседа по серии сюжетных картин.
(На доску выставляется серия сюжетных картин «Как помочь птицам зимой?» в хаотичном порядке. Детям даётся несколько минут на рассматривание картинок. После этого воспитатель предлагает расположить их в нужной последовательности. Далее проводится обсуждение каждой картины.)
- Как вы думаете, какая картинка будет первой?
- Кто изображен на картине?
Давайте придумаем им имена.
- Какое время года изображено на этой картине?
- Во что одета девочка? Во что одет мальчик?
- Кого нашли ребята?
- Что случилось с птичкой? (Варианты ответов)
- Что решили сделать дети?
- Почему дети несут воробушка в варежке?
- А как вы думаете, быстро они идут или медленно? Почему вы так думаете?
- А когда дети пришли домой, что они сделали?
- Как вы думаете, воробушку стало лучше? Почему?
- Мы знаем, что воробей – это не домашняя птица.
Ребята выпустили его на волю.
- Куда они его отнесли?
- Что сделали дети, чтобы помочь воробушку и остальным птицам?
- Давайте придумаем, как назвать наш рассказ. (Ответы детей)
Физкультминутка.
Птицы крыльями махали –
Всё летали и летали.
Птицы в воздухе кружились,
На дорожку опустились,
По дорожке поскакали,
Крошки, зёрнышки искали.
(Дети сопровождают проговаривания стихотворения показом соответствующих движений.)
Составление рассказа.
Сейчас мы с вами составим рассказ по этим картинкам.
Внимательно следите за рассказом товарища, чтобы быть готовым продолжить.
(Далее дети по очереди составляют рассказ (по цепочке). При возникновении трудностей в составлении рассказа принимает участие воспитатель).
Как помочь птицам зимой?
Наступила суровая снежная зима. Однажды Маша и Витя пошли гулять в парк. Вокруг было много снега. Вдруг дети заметили воробушка. Он замёрз и лежал на пушистом снегу. Маша взяла воробушка в ладошки. Он был холодный, как лёд.
Дети решили помочь воробушку. Они посадили его в варежку и понесли домой. Дети шли быстрым шагом, они торопились. (Дети шли медленно, потому что боялись уронить воробушка.)
Дома было очень тепло и воробушек быстро согрелся. Маша и Витя насыпали в блюдце зёрнышек. Они сидели и смотрели, как воробушек клюёт. Они радовались, что спасли птичку от холода и голода. Дети заботились о воробушке несколько дней, пока не закончились сильные морозы.
Потом Витя смастерил кормушку. Дети снова пошли в парк. Витя повесил кормушку на ветку берёзы, а Маша насыпала в неё зёрнышек. Дети выпустили воробушка на волю, но он не боялся детей, потому что знал, что у него появились настоящие «друзья».
(Воспитатель предлагает детям самостоятельно составить ещё несколько рассказов).
3. Итог занятия.
- О ком составляли сегодня рассказ?
- Как называют птиц, которые остаются зимовать?
- Как отнеслись дети к воробушку в рассказе?
- Как можно помочь птицам зимой?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по позновательно-речевому развитию «Составление рассказов по серии сюжетных картин «Ай да малыши»
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей с ОНР подготовительной группы компенсирующей направленности.Направление – «Познавательно-речевое развитие».Образовательная область – «По...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/13/picture-353616-1407947182.jpg)
Доклад на тему: «Формирование связной речи старших дошкольников в рассказывание по серии сюжетных картин»
Формирование связной речи старших дошкольников в рассказывание по серии сюжетных картин...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/31/picture-577594-1422707227.jpg)
Составление рассказа в подготовительной группе «Как помочь птицам зимой?» по серии сюжетных картин.
Составление рассказа по серии картин....
![](/sites/default/files/pictures/2023/08/24/picture-730887-1692886135.jpg)
Конспект ООД по речевому развитию в разновозрастной группе с 4 до 6 лет для детей ТНР Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картин «Как помочь птицам зимой?»
Цель: создать условия для формирование связной речи старших дошкольников, через составление рассказа по серии сюжетных картин.Задачи:Обучающие: Закреплять умения составлять самостояте...
![](/sites/default/files/pictures/2023/08/24/picture-730887-1692886135.jpg)
Конспект ООД по речевому развитию в разновозрастной группе с 4 до 6 лет для детей ТНР Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картин «Как помочь птицам зимой?»
Цель: создать условия для формирование связной речи старших дошкольников, через составление рассказа по серии сюжетных картинно.кЗадачи:Обучающие: Закреплять умения составлять самосто...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/14/picture-904365-1489503251.jpg)
Конспект по Речевой деятельности для детей 6-7 лет. Тема: составление рассказа по серии сюжетных картин «Как помочь птицам?»
Цель: обучение связному, последовательному изложению событий по ССК....
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/25/picture-977912-1511641223.jpg)
Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Составление рассказа «Кормушка для зимующих птиц» по серии сюжетных картин
конспект по развитию речи подготовительная группа...